Литературная медитация 17

Ястребов
Тема: "Бог" (продолжаем свободные размышления по повести В.Пелевина "Желтая стрела"


1. Пассажиры "Стрелы" ничего не говорят о Боге, Христе, Церкви.
2. Складывается впечатление, что перед нами "реальность вне Евангелия", то есть вроде бы тот же, хорошо знакомый нам мир, но только в нём нет и не было Христа.
3. Писатель помечает  псевдо-проводника около-христианскими маркерами, как бы намекая на его принадлежность к одной из христ.конфессий.
4. Также внутри "Стрелы" не представлено представителей и других мировых религий.
5. Атеистичный настрой большинства пассажиров может быть отсылкой к началу 90-х, когда над рухнувшим "железным занавесом" в Россию  хлынул водопад эзотерической и оккультной литературы, а вслед за ним поехали гуру, мастера, йогины всех форм и размеров. Может потому (а может и в силу настроения писателя)  "продвинутость" внутри "Стрелы" в большей степени маркируется эзотерико-оккультной символикой (люди в балахонах на крыше поезда и т.д.).
6. "Стрела" едет из некоего "нулевого", ныне всеми забытого пункта отправления. Под покровом тайны остаётся её происхождение (где она произведена, кем создана),  а потому если приравнивать "Стрелу" к окружающему нас миру, то аналогия очевидна - мы тоже не знаем ответа на этот вопрос. Может быть, мир возник случайно (и мы вместе с ним), а может и нет? Но "Стрела" рукотворна, хотя и тут важная поправка: она создана людьми, и для людей.
7. Автор не отрицает. но и не подтверждает (не пытается доказать) наличие высшей силы, помогающей герою в его стремлении остановить поезд (спастись). Что-то как будто бы ведет героя, направляет в нужную сторону, но это может быть и просто чередой совпадений, удачей, везением. Кажется, будто писатель остерегается как-то называть, и уж тем более персонифицировать эту силу. Он как бы занимает позицию агностика, предпочитая воспринимать то, что за гранью понимания как непознаваемое. Любые попытки это объяснять, истолковывать - бессмысленны, пустая трата времени. Лучше действовать, чем что-либо объяснять, пытаясь выразить словами. 
8. Соответственно, негативную оценку со стороны героя (автора) получают все те, кто каким-либо образом "называют" непознаваемое, скрытое.  Тем более, если они пытаются как-то самоорганизоваться, миссионерствовать и т.д.
9. Если даже и есть какая-либо высшая сила, то внутри "Стрелы" на неё нельзя полагаться. Герой должен рассчитывать только на себя.  Вера в то, что "высшая сила" поможет, поддержит, спасёт и т.п. - высмеивается на примере персонажа Сереги, который принял "утризм". Он показан как обманувшийся (обманывающийся) искатель истины, принимающий желаемое за действительное. На самом деле, в контексте происходящего, верить, что некий мифический "паровоз У-3" пронесёт жд-состав над разрушенным мостом - ещё одна разновидность тихого помешательства среди пассажиров.
10. Писатель проводит черту между скрытым, непознаваемым и тем, что на этот счёт "надумали" себе пассажиры "Стрелы".  Есть реальность, о которой ничего нельзя сказать, просто потому что для неё нет слов, а есть всё остальное (что помещается внутри поезда) и о чём только и делают, что разлагольствуют, спорят и проч. пассажиры "Стрелы". И если первое - тайна, то последнее - глупость (так как никоим образом не влияет на движение поезда к разрушенному мосту, как ехал, так и едет).
11. О чём мог бы проповедовать Хан? К чему  бы это привело? Писатель выстраивает реальность "Стрелы" таким образом, что настоящий духовный путь (поиск) может быть только глубоко законспирированным действием.  Большинство - враждебно, так как призывы к остановке поезда подрывают основу основ их существования. Они собираются ехать дальше, а тут кто-то призывает сорвать стоп-кран. Это, вообще-то, называется опасным словом на букву "Э". Именно поэтому и Хан, и Андрей - посвященные, в отличии от большинства - непосвященных.
12. Что приводит к остановке поезда? Здесь нет однозначного ответа, но точно не молитва. И уж тем более не дела милосердия, покаяния и т.п. Больше похоже на то, что поезд останавливает особый, медитативный настрой героя, углубленное созерцательное состояние. Или замедление движения "Стрелы" вызывает инсайт, нечто похожее на сатори, которое герой переживает, прочитав последнее письмо Хана, а затем последние строки этого письма в чём-то напоминающем осознанное сновидение.


Вопросы для ЛМ№17

1. В кого (или во что) верить внутри "Стрелы"?
2. Если и есть "бог желтой стрелы", то какой он? Как вы его себе представляете?
3. Правда ли, что внутри "обезумевшего поезда" лучше рассчитывать только на себя?
4. Не производит ли "Стрела" впечатление богоставленного мира, мира, покинутого Богом?
5. А если не так, то в чём тогда высший смысл происходящего (т.н. промысел Божий)? Какие вызовы, испытания (искушения) стоят перед пассажирами? Что значит "спасти душу" внутри "Стрелы"? Что значит "идти широкими и пространными путями, ведущими в погибель"?
6. Как вообще быть с представителями мировых религий, случайно оказавшимися в числе пассажиров? Способны ли они "остановить поезд"?
7. Имеет ли смысл думать о загробной участи (спасении бессмертной души), если для начала надо остановить поезд?
8.  Можем ли мы соотнести "разрушенный мост" с апокалипсисом, концом света, Вторым  Пришествием или Последним (страшным) судом?