Поражения известных асов JG52

Андрей Грачев 2
Кроме Липферта, в JG52 было огромное количество асов. Про их победы мы уже говорили, в этой статье мы поговорим про их поражения, причём поражения малоизвестные, в литературе не отраженные. И сразу оговоримся, что этих поражений на самом деле было намного больше, но не все случаи пока установлены.

Так, Липферт упоминает в своих воспоминаниях, что Баркхорн в Крыму был сбит над морем и совершил вынужденную посадку, самолёт был потерян. Этот факт упоминается в источниках редко. Произошло это 1 апреля 44 года, в тот день над морем действительно шёл ряд схваток, и в одной из них и подбили Баркхорна. Менее повезло пилоту 4 отряда лейтенанту Хансу-Вернеру фон Рудлоффу, который до берега дотянуть не смог и погиб, у него было 10 побед на счету.

Отличилось звено Кологривова Михаила Михайловича из 6 гиап ВВС ЧФ. В районе Кизаульского маяка произошёл воздушный бой, в котором Кологривов на крутом вираже поймал одного из бф-109 и угостил его очередью, после чего тот загорелся и упал в море. В это время его тоже атаковала пара бф-109. Лётчик Бунтуков Константин Герасимович дал длинную очередь, один из бф-109 был подбит и ушёл со снижением. Другой свечкой ушёл вверх. Настырные немцы атаковали и в третий раз, был поврежден самолёт Петрова, однако успешно сел на аэродроме. Из этого описания ясно, что Кологривов сбил Рудлоффа, а Бунтуков - Баркхорна.

Другой известный ас - Петер Дюттманн, был сбит и подбит, по некоторым данным, 25 раз, причём часто его подбивали стрелки "Илов". Атаковать "Илы" он любил, но делал это неумело. Не брезговал он и вылетами на штурмовку, ему и тут доставалось не раз. Мы рассмотрим те случаи, когда его приземляли истребители и которые ещё не описаны в литературе.

Так, 13 марта он налетел неудачно на одиночный "Ил", получил очередь в мотор и совершил посадку на аэродроме. Затем 18 числа он вылетел на охоту, был подбит то ли огнём с земли, то ли огнём истребителя и на сей раз сел на брюхо вне аэродрома. На сей раз, по советским данным, его обнаружил лётчик Тихомиров Фёдор Михайлович из 812 иап, атаковал его пару и заявил сбитым ведущего пары. Он атаковал с дистанции и решил, что сбил фв-190.

Затем уже 7 апреля его самолёт был сильно поврежден в бою с "Яками", совершил посадку на брюхо в районе Каранкута. Снова его одолел пилот 812 иап. Бой был достаточно любрпытен. Утром Дюттманн вылетел поохотиться и обнаружил одиночный Як, который пилотировал Пётр Георгиевич Пескарев. Этот пилот обычно во время вылетов летал сзади и страховал остальных. На сей раз пилот отстал, чем решил воспользоваться Дюттманн. Но этот ас, который был в принципе довольно неумелым, провел ряд атак, абсолютно безрезультатно, Пескарев вовремя успевал на них реагировать. Наконец, израсходрвав силы и боеприпас, лётчик повернул назад, но в этот момент Пескарев вдруг сам почувствовал себя охотником и, быстро развернувшись, атаковал бф-109 и добился с первой же атаки фатальных попаданий.

К сожалению, и Пескарев, и Тихомиров погибли в боях в небе Крыма, и так уж случилось, что обоих сбил постоянный соперник Дюттманна - Вольфрум. В отличие от Дюттманна, он был выдающийся охотник, но его тоже сбивали часто, о чем речь ещё пойдёт.

В два последующих дня Дюттманн снова был подбит: 8 числа огнём пехоты, 9 числа в бою с "Илами", оба раза он дотянул до аэродрома и сел на брюхо. 9 апреля вероятно его подбил пилот Бородин Николай Васильевич из 43 иап, который точно в указанное время и в указанном месте во время сопровождения штурмовиков заявил бф-109.

Потом Дюттманн долгое время отсутствовал на фронте по причине нервного перенапряжения. Осенью он вернулся и снова не только много сбивал, но и терял свои самолёты. Так, 1 ноября 44 года после боя он совершал посадку и врезался в другой самолёт, пилот которого погиб, а Дюттманн отделался лёгкими травмами. Затем 13 ноября его сбили стрелки Илов, на сей раз асу пришлось спасаться с парашютом. 23 января во время вынужденной посадки его самолёт перевернулся и разбился, но везучий Дюттманн снова уцелел. Затем 3 марта его сбили советские зенитки и он снова прыгал с парашютом, и, наконец, 24 апреля его сбили огнём из танкового пулемёта.

Любопытно, что этот незадачливый ас, как и Липферт, избежал серьёзных ранений. Но в целом, конечно же, учитывая ещё и тот факт, что ас этот был крайне не объективен, вряд ли мы можем его назвать очень сильным воздушным бойцом.

Вальтер Вольфрум, после того, как его сбил Фанин, долго лечился, и только в 45 году вернулся на фронт. Однако это был уже не тот грозный боец, что раньше. Успехи его были теперь ощутимо ниже, а сам он трижды терпел поражения.

Так, 9 февраля ему пришлось отражать налет на аэродром. В ходе боя его самолёт был подбит и совершил вынужденную, отправился в ремонт. Его подбил кто-то из пилотов 8 гиад. На следующий день в бою с Яками ас смог одержать одну победу, но тут же сам был атакован и на сей раз при вынужденной посадке разбил самолёт. По советским данным, первоначально он атаковал 32 иап и сбил один самолет из его состава, после чего на помощь пришла группа 91 иап. Заявки на победы оформили Цыганов Иван Максимович, Миоков Николай Дмитриевич и Баранов Георгий Захарович. Скорее всего, победу одержал именно Миоков, самый опытный ас из всех заявителей. Тем более он, как отмечено, атаковал ведущего пары на крутом вираже. Мало сомнений, что он и сбил Вольфрума.

Наконец, 23 марта уже в бою с P-39 ас был снова подбит и на вынужденной разбил самолёт, сам тоже был легко ранен. Он вылетел в район западнее Вроцлава на охоту, и, так уж совпало, в тот же район отправилась охотиться пара 129 гиап Фрид Идель Нотович - Дмитриев Пётр Александрович. Обе пары встретились и завязали бой, в котором советские пилоты, изначально имевшие инициативу, уверенно победили. Причём победу записал на свой счёт не более опытный Фрид, а Дмитриев, который воевал давно, а вот побед на счету не имел. Да и эта победа так и осталась единственной на его счету. Но, как видим, весьма колоритной. Сами советские асы решили, что вели бой с фв-190.

В общем, в 45 году Вольфруму было непросто. И, если уж ас такого уровня терпел поражения, что говорить о других, менее сильных пилотах? Вольфрум в общей сложности не менее семи раз терял самолёт на Востоке, но он успешно пережил Войну. Впрочем, если Липферт и Дюттманн избежали тяжелых ранений, то Вольфрум тут был не так удачен.

Частенько снимали с неба и Рудольфа Тренкеля, одного из самых опасных киллеров советских асов. Мы расскажем о самом последнем случае, который по большому счету поставил крест на его карьере. Это произошло в самом конце Войны, 15 марта 45 года южнее Вроцлава. Ас доставлял гуманитарную помощь во Вроцлав, но затем вступил в бой, после которого был сбит огнём ЗА и чуть не попал в плен. Тренкель получил ранение и по сути уже больше не воевал.

По месту и по обстоятельствам подходит бой шестёрки 211 гиап, ведущим был Фанин Иван Маркович. Шестёрка эта ушла на задание по прикрытию войск, однако ей поступило сообщение о звене бф-109, идущих в этот район. "Кобры" атаковали первыми, но враг среагировал, начался сложный бой, причём на помощь пришла ещё одна пара бф-109, видимо как раз Тренкеля. На это указывает и манера боя: пара эта держалась вверху, выжидая момент для удара. Однако вскоре обе группы начали вести общий бой на предельных скоростях и в основном на вертикалях. Бой был долгий, шёл 30 минут. Наконец Фанин, улучив момент, обстрелял один бф-109, тот ушёл в глубокое пике, Фанин спикировал следом и на выходе из пике сбил "мессер". Кстати, понятно, почему Тренкель решил, что его сбила ЗА, ведь дело было уже на малой высоте. А при подобных маневрах в силу особенностей конструкции бф-109 было невозможно увидеть, пикируют за тобой или нет. Так Фанин одолел топового немецкого аса. Если кто забыл, то мы напомним: в июле 44 года Фанин практически так же одолел и надолго отправил в госпиталь Вольфрума. Конечно же, Фанин был великолепный ас, в жизни - человек скромный и интеллигентный, что для воздушного бойца большая редкость.

Фридрих Хаас - ас не столь известный, как выше перечисленные, но тоже весьма сильный. К июлю 44 года он имел на счету 35 побед. Но прямо перед ожесточёнными боями в небе Львова выбыл, будучи тяжело ранен 10 июля 44 года. Было это так.

В тот день особо активных боевых действий в воздухе в районе Львова не велось. Однако, по документам, зафиксирован вылет на перехват бф-109 и ю-87 группы 88-го гиап. Бой оказался очень скоротечным: советские пилоты атаковали вражеские самолеты, подбили два из них практически сразу, бомбардировщик и истребитель, после чего немцы из боя вышли. Падения самолётов не было зафиксировано, и поэтому первоначально на счет советским пилотам эти самолёты не были записаны. Однако, по наградному материалу, на счёт пилоту Монетову Николаю Александровичу всё же пошёл один бф-109 как сбитый, а не подбитый.

Как мы видим, на сей раз для этого были все основания. Монетов действительно фатально повредил самолет Хааса и ранил самого аса. Причиной успеха была, прежде всего, внезапность атаки. Монетов был опытным асом, воевал с 42 года. Хаас позже вернулся в строй, но, как мы помним, погиб в бою в районе Вены, об этом бое мы уже повествовали.

Карл Мунц из 1 отряда известен ещё меньше, он и РК не был награждён, тем не менее он к зиме 45 года имел на счету 56 побед, был весьма сильным асом. К тому же именно он 1 июня 44 года сбил знаменитого Советского аса Михалева Василия Павловича. Конечно же, это был сильный враг. 8 февраля 45 года его самолёт после боя совершил вынужденную из-за повреждения мотора, сам ас, правда, не пострадал. Совершил вынужденную и его ведомый, но, если самолёт Мунца был разбит, то самолёт его ведомого отправился в долгосрочный ремонт. Это был бой "пара на пару" с парой Ла-5фн 41 гиап. Ведущим был известный ас Лобанов Александр Васильевич, ведомым Алексеев Дмитрий Алексеевич, совсем не ас. Лобанов атаковал первым немецкую пару, причём снизу и сзади, из мертвой зоны, фатально повредив самолёт Мунца. Но в это время другой бф-109 атаковал Алексеева. Тот вовремя среагировал, перешёл на скольжение, однако очередь его всё же зацепила. Затем бф-109 проскочил вперёд, Алексеев, слегка довернув Ла-5, дал очередь по бф-109, но, как отмечено в документах, не точную. Как видим мы из немецких документов, он всё же зацепил немца. В целом, конечно же, это был очень хороший бой, и Лобанов провел атаку по всем правилам боевого искусства.

Хайнц Эвальд, частый ведомый Баркхорн и прекрасный ас, тоже испытал горечь поражения несколько раз за карьеру. Особенно ему доставалось в 45 году. Так, 20 февраля он после воздушного боя разбил свой самолёт в районе Дьёра, Венгрия. Скорее всего, отличился пилот 116 иап на Ла-5фн Новиков Василий Васильевич, который в бою с двумя бф-109 сбил одного из них. Также вероятно, что победу одержал пилот 179 гиап Константинов Николай Михайлович на Ла-7. Он также победу заявил над бф-109, который сопровождал фв-190. Оба претендента на победу были не самыми яркими асами, к слову.

А 3 апреля ас был сбит в бою южнее Вены, причём бой шёл на виражах с Яками-3. Почему-то ас решил, что его зацепило огнём с земли. Он совершил вынужденную посадку прямо на нейтральной зоне и был спасён немецкими танкистами. Самолёт, естественно, был потерян. Сам ас получил ранение. Сбили его пилоты 85 гиап, причём точно неизвестно, кто.

Кроме этих случаев, ас ещё один раз был сбит в 45 году, но Мустангами, хотя сам он тоже решил, что его сбила своя же ЗА, и ещё один раз его самолёт был поврежден в бою, но нефатально. Войну он успешно пережил и оставил интересные воспоминания, хотя в целом это был не слишком объективный ас.

Как тут не упомянуть Вильгельма Батца. Это был знаменитый ас, в 52 эскадре четвёртый по результативности, а по уровню вранья так и вообще, пожалуй, один из первых. Но ведь и его приземляли, и не раз. Правда, достоверно известен пока только один случай, когда 1 апреля 45 года его сбили в районе Вены, и самолет после вынужденной был списан. Одолел его Чурилин Алексей Павлович из 611 иап на Яке-3 в скоротечном бою, подловив на крутом вираже.

Все эти случаи показывают, что асы JG52 были тоже люди, и сбивали их советские пилоты не так уж редко. Конечно же, каждая подобная победа была ярким проявлением боевого искусства советских пилотов. Но, изучив эти бои, мы видим, что в них советские пилоты не выглядели аутсайдерами, а как раз наоборот, в ряде случаев вели бои именно с позиции силы, навязывая свой бой. Вспомним Сталинград. Да, там сбить удалось многих асов, но почти всегда советские пилоты были в роли обороняющихся. Но в 44 и 45 году уже всё было иначе.

Сейчас, конечно, последуют возражения: как можно сравнить немецких и советских асов? Дескать, никто из советских асов не сбил даже столько, сколько сбил Хаас. Но напомним, что в Советском Союзе в 44 и 45 году было просто намного больше асов, чем в Германии. Там каждый ас был на счету, а в Советском Союзе асов хватало. Кроме асов, хватало просто хороших пилотов. Мы видим, что асов люфтваффе сбивали большей частью опытные асы, но иногда это делали и менее опытные пилоты или, во всяком случае, не столь результативные. Так что при встрече немецкого и советского аса, как вспоминал и Липферт, перевеса у немцев не было, а порой советские асы гоняли немецких, как было не раз и с Липфертом.

Да и вообще принятая система оценки силы аса в количестве сбитых, конечно, удобна в ходе Войны, когда неизвестно, кого ты сбил. Но, согласитесь, одно дело сбить кучу новичков, и совсем другое - опытного аса, причём неважно, из какой авиации - штурмовика, разведчика, истребителя, бомбардировщика. И такая оценка была бы, пожалуй, сегодня правильнее. Именно она показывает истинную силу пилота и его вклад в дело конечного успеха. И тут, конечно же, Советские асы уж точно не уступят немецким.