Женщины Сталинграда. В тылу врага

Александр Сергеевич Трофимов
Формирование партизанских отрядов в области началось 19 августа 1942 года. Было проделано очень много бумажной работы, а создание баз, обеспечение кадрами, оружием, продовольствием, радиостанциями и радистами было плохим  и несвоевременным. Так по рапорту майора Дудкина в Центральный штаб партизанского движения 12 сентября 1942 г - «по подготовке инструкторов партизанских отрядов ничего не сделано». А к 29 ноября укомплектование личным составом и рациями было выполнено на не более 40%.   
А чего ожидать, если  партизан собирались обеспечивать согласно «Плану развития партизанского движения» на декабрь 1942, (а это уже разгар нашего наступления, за месяц до завершения сражений, А.Т.): «Главным источником материального и продовольственного снабжения партизанских отрядов должны явиться местные ресурсы и трофеи, захваченные у противника». Вот так!

Формирование партизанской спецшколы планировалось закончить при Сталинградском фронте лишь к 5 ноября 1942 года. А к январю вокруг группировки Паулюса уже было сжимающееся кольцо. И небом уже владели наши лётчики.
Да и Центральный штаб партизанского движения был создан решением ГКО только 30 мая, да и думать не смели, что враг через полтора месяца войдёт в Сталинградскую область и в августе в Сталинград.
Партизан в стране стали готовить по приказу Сталина только в конце 1942 года. И к тому же, «Сталинградская область была специфична и не пригодна для ведения массовой партизанской войны, а именно: равнинный рельеф местности; редкие лесные массивы; высокая концентрация немецких войск, занявших все самые лучшие для жилья и размещения техники строения и естественные укрытия; депортация местного населения из прифронтовой полосы» - Заблоцкая А. Г. 
И вдобавок — это казачий район, где не забыли массовое истребление казачества.

Отряды и группы возникали стихийно по зову сердца и долгу руководителей партии  с красноармейцами из окружения,  как отряд «Ураган» в Тормосиновском районе. Но он быстро погиб.
«Как правило, наши партизанские отряды были малочисленны, по  7-10,  максимум 15 человек»  (Петрухин Н.Р., зав военным отделом сталинградского обкома).
«В декабре 1942 на территории Сталинградской области действовали два партизанских отряда и 12 диверсионных групп общей численностью 115 человек» (из архивных документов).
Особенностью было то, что многие партизанские отряды и группы перебрасывались через линию фронта, а потом возвращались обратно». Из энциклопедии «Сталинградская битва».

Разведкой и диверсиями в тылу немцев занимался и особый отдел Сталинградского фронта. В августе 1942 года в тыл противника было направлено 30 агентов, из них 22 готовились проводить контрразведывательные мероприятия на оккупированной территории.
Зафронтовые группы особого отдела Сталинградского фронта с 15 сентября по 15 октября 1942 года совершили в тылу противника более 20 диверсий на железных дорогах и 11 налётов на узлы связи и склады материальных средств.
Была получена  информация о 100 заброшенных в наш тыл агентах. 
Но не хватало подготовленных кадров. Сведений об участии в операциях НКВД женщин сведений нет.

Значительная польза была от разведгрупп, которые  готовились, формировались и отправлялись фронтами.
В заголовке -  женщины, но главными героями были девушки и подростки. Ну и немцы это понимали, и тем сложнее было собирать разведсведения.
В.И.Чуйков вспоминал «особо отличившихся разведчиц Сталинграда Вединееву Марию, Горелову Лизу, Моторину Марию и других, которым не один раз приходилось проникать через завалы и подвалы, через овраги и водосточные трубы, чтобы пройти переднюю линию фронта и попасть в тыл противнику».
Оккупанты принимали жестокие меры: за подозрение в связи с партизанами  массово расстреливали. А  казаки партизан не жаловали, да немцы и румыны были практически во всех населённых пунктах.

Выполняя задания штаба 62-й армии, А. И. Детисова обнаружила и сообщила местонахождение 11 штабов немецких воинских частей, 3 аэродромов, 9 артбатарей, 14 отдельных орудий, 12 районов скопления войск противника и до 50 огневых точек. Действиями нашей авиации и артиллерии значительное количество этих объектов было уничтожено. А.И.Детисова награждена орденом Красного Знамени и медалью «За оборону Сталинграда».

Разведчицами 62-й армии были две девочки, эвакуированные из Ленинграда. Ими они захотели стать сами. Для них организовали спецподготовку. Тринадцатилетняя  Люся Радыно за 3 месяца выполнила шесть (по другим данным семь) боевых заданий командования по разведке отдельных объектов и маршрутов за рекой Дон и к западу от Сталинграда. Она (Людмила Владимировна Бесчастнова) была награждена медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Умерла в 2001 году.  Её напарницей была тринадцатилетняя Галя (Галина Михайловна Сухоносенко). Награждена медалями «За оборону Сталинграда», «За Победу над Германией», к 65-летию Победы о ее судьбе снят фильм на английском языке.

Хорошо знали в дивизии НКВД бесстрашную и инициативную П.О.Потошину, командира орудия полковой батареи. Она "не раз пробиралась сама в тыл врага, разведывала расположение его огневых точек, и затем, возвратившись на батарею, вместе со своим расчётом уничтожала их из орудия» (А.Д.Колесник).

Разведчицей 39-й дивизии Гурьева, дравшейся за «Красный Октябрь», той же армии Чуйкова, была сталинградка Н.Я.Юдина. О ней - в книге Евгения Герасимова «Сталинградцы (Рассказы жителей о героической обороне)».

Александра Петровна Выходцева, после окончания курсов Ворошиловских стрелков в 1942 году пошла на фронт.  Воевала в 51-й армии.
«Её отряд занимался разведкой и диверсиями в тылу врага. Однажды даже Александре Петровне, чей позывной был «Берёзка», пришлось служить уборщицей в комендатуре, но немцы что-то заподозрили, и «Берёзка» вернулась в отряд.
В тылу врага диверсионный отряд захватил склад продовольствия в Аксае, в Тундутово пустил под откос три состава немецкой техники.
Награждена орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону Сталинграда». Н.Гладкова, АиФ

Разведчицами 21-й армии были Соня Заболоцкая и Тамара Берендакова (history-doc.ru/vojny/razvedchicy-stalingrada).

В интернете есть публикация о создании сталинградским обкомом ВЛКСМ подпольных комсомольских организаций. Но это сомнительно, уж если обком партии этим не занимался. Никто не предполагал, что немцы прорвут нашу оборону после  Харькова и подойдут за пару месяцев к Сталинграду. Да о таком варианте не то что заботиться - и думать было опасно. Могли арестовать. Видимо, комсомольские активисты сами стихийно организовывались. «Группы и одиночки подстерегали на дорогах и расправлялись с изменниками Родины, ставленниками оккупационных властей — старостами и управляющими». Но это, скорее, были единичные случаи. Прежде всего, занимались агитационной деятельностью.
Наиболее активной была работа с населением в Тормосиновском районе.  Руководила ею секретарь райкома ВЛКСМ Таня  Скоробогатова. Членами её группы были и комсомольцы, и просто молодые ребята, в том числе Иванова, Окользина, Вера Буняшева, Фролова. У одного члена её группы (Пети) было радио, и они распространяли среди народа сводки Совинформбюро и последние новости.

«В Сталинграде большую помощь командованию Красной Армией оказала посланная Обкомом комсомола для разведывательной работы комсомолка Шура Агеенкова.
Комсомолка Гурьянова Татьяна Ивановна 6 раз ходила в тыл врага, собирая ценные разведывательные данные для 64 армии.
Обкомом ВЛКСМ Саша Васильева в ноябре 1942 года, в числе других девушек камышанок, была направлена на Сталинградский фронт. Много раз ходила в тыл врага» (Д.А.Селезнёв).

В книге «Народный подвиг Сталинграда: добровольные формирования гражданского населения»», Волгоград, 2007 г., есть сведения о калачёвской группе (из них 3 женщины) и о партизанах- разведчиках, выполнявших одиночные задания 64 и 65 армий, из них 10 женщин: Пирогова Ф.М., Клева Н.В., Гурьянова Т.,Коростылёва, Букина М.В., Абашева Л.П., Павлова А.М., Пурнова А.В.,  Иванова Л.Л. (погибла в дек. 1942), фамилия одной неясна — написано как Мсоздикина.
Из этого же источника: «Неплохо работали разведчицами бойцы МПВО (мастной противовоздушной обороны, А.Т.) Ситникова, Дененко, Зуева, Комарова, Астахова и Ханова».

«Разведчица Пирогова Ф. М. – 48 лет, имеющая двоих детей, с августа 18 раз ходила в разведку. Выполняя поручения командования, была захвачена немцами. Несмотря на пытки, Пирогова не выдала военной тайны. За боевые заслуги была представлена к награде». - «Обозник».
По информации Андрея Прошакова  https://proshakov.livejournal.com, она — сталинградка, ходила в разведку по заданию штаба 64-й армии.
Семнадцатилетняя партизанка-разведчица Надя Клева собирала сведения для 62-й армии. Отморозила ноги. Награждена 20 декабря 1942 орденом Красной звезды.

Девушкам разведчицам: Тоне Нежинской, чудом выжившей, прошедшей через лагеря Освенцим и Маутхаузен; Тане Скоробогатовой, награждённой посмертно орденом Красного Знамени; Любе Шапиной, Рите Гаевской, Дусе Павловой, Даше Евдаш, Маше Букиной, восемнадцатилетним Любе Абашевой и Анне Пурковой - посвящены несколько рассказов писателя  И.М.Кандаурова из книги «Стойкость».

После тяжелого ранения при возвращении из разведки в вагоне поезда, следовавшего в тыловой госпиталь, погибла от бомб сталинградка, студентка пединститута,  Катя Воробьёва, дочь капитана легендарного судна «Гаситель» (мемориальный памятник Волгограда).

Работа разведчиц и партизанок в сталинградских условиях была смертельно опасной. Почти все партизаны погибли во время нашего наступления, когда от них требовали усиленно собирать разведданные.
Из списка партизан и партизанок, представленных к правительственным наградам обкомом партии 17 февраля 1944. из архива ЦДНИВО.Ф.113 Оп.18. Д5. 
К Ордену Красной Звезды, посмертно:
Богоявленская Р.М., Демида Р.Ф., Савощенко М.В., Крылова Л.Д., Обрывкова А.А.
К медали «За отвагу», посмертно:
Кортчикова М.П., Турнец Е.Г.
К медали «Партизан Отечественной войны 2-й ст», посмертно
Артемова Т.Ф., Журавлёва П.П., Скоробогатова Т.С.

После провала отряда Татьяна Степановна Скоробогатова была схвачена гитлеровцами и казнена. Посмертно награждена орденом Красного Знамени. В её память названа улица Волгограда. Вместе с ней погибла комсомолка А.А.Обрывкова (Обрывкина).
«По станицам захваченного немцами Тормосиновского района шла слава об Ане Обрывкиной, неуловимой партизанской разведчице. Ее и раньше все знали, когда она была секретарем комсомольской организации станицы Нижне-Гнутовской.  Была схвачена немцами и после истязаний расстреляна». Из статьи  в «Красной звезде» от 27 мая 1943 года.

Клавдия Григорьевна Панчишкина была секретарём подпольного райкома ВЛКСМ станицы Нижнечирской. В 42-м году ушла в партизанский отряд, собирала вместе с другими бойцами разведданные, распространяли листовки, подорвали участок железной дороги и понтонного моста, вывели из строя паровые мельницы с зерном на берегу Дона.  Отряд «За Родину» в составе 26 человек действовал в тылу немцев на территории Н.Чирского района до 12 ноября 1942 года.  Отряд был выдана предателями и Панчишкина после пыток расстреляна. Посмертно награждёна орденом Ленина и медалью «За оборону Сталинграда». В Волгограде — улица её имени. Членами  отряда были Демида Р. Ф. и  Артёмова Т.Ф.

За помощь партизанам и хранение оружия немцами расстреляны жительницы Калача: пятидесятилетняя Марфа Поволоцкая и восьмидесятилетняя Дарья Белоглазова.

Но не обо всех героинях по работе в тылу врага знают и помнят.
«Бывший командир звена МПВО (местной противовоздушной обороны, существовавшей до вторжения немцев в Сталинград) Дмитриева Евдокия Андреевна, во время боёв санинструктор-разведчица, ходила за линию фронта 14 раз. Подорвалась на мине.  Похоронена на Мамаевом кургане».
Награждена орденом Ленина и медалью «За оборону Сталинграда» посмертно.  
«Её именем была названа улица в Тракторозаводском районе  Сталинграда,  в современном Волгограде отсутствует» (Википедия).

Замкомандира по политчасти партизанского отряда «За Родину» была Богатырёва Евдокия Ивановна. Задачами этого отряда были: нарушение коммуникаций и линий связи, уничтожение складов (в первую очередь с боеприпасами), нападение на небольшие гарнизоны и разведка в тылу врага. В ночь на 29 декабря 1942 года отряд «За Родину» перешел линию фронта. 28 апреля 1943 года Богатырёва была задержана гестапо и в мае  расстреляна. Имя Дуси Богатыревой носит одна из улиц, но не городов Волгоградской области, а г.Тореза (ДНР). Наград согласно «Память народа» нет.

Разведчица Мария Ускова в ноябре 1942 г.  вместе с  подругой Анной Гузенко добровольно поступили в разведшколу Сталинградского фронта.  В наши дни Лидией Персидской установлено: в момент гибели ей было всего 16 лет!  Она выполняла специальные задания командования 96 осбр  64-й армии Шумилова в ноябре-декабре 1942 г. как старшая разведгруппы. Была схвачена и 23 декабря 1942 г. после допроса и пыток казнена через повешение в районе Дар-горы Сталинграда вместе с Сашей Филипповым. Но исключительно благодаря активной деятельности его мамы его наградили орденом и помнят, и его имени есть улица в Волгограде.

«Имя Марии Усковой  исчезло с памятника. Она так и не была награждена, хотя одной из воинских частей была представлена к ордену. Ее именем не названы улицы, парки, она  забыта. Ее помнят и чтут лишь в Быковском районе, откуда родом эта отважная девушка... Горожане провели свое расследование, опросили очевидцев казни, жителей города и выяснили, что третьим повешенным была Гузенко Анна Степановна, тоже ныне забытая».  Источник: https://bloknot-volgograd.ru.

Всё собрать в короткое время невозможно и целью не было. Хотя бы доступное. Уж что смог...
Светлая память им, всем названным и неизвестным!
Не кричащим о себе героиням!