События на Брянщине в начале XVII века

Константин Сычев 2
СОБЫТИЯ НА БРЯНЩИНЕ В НАЧАЛЕ XVII ВЕКА

«Социально-политическая борьба в русском государстве в начале XVII века», – так назвал свою монографию известный советский ученый-историк профессор Р.Г.Скрынников (Издательство ЛГУ, Ленинград, 1985 г.). Немало страниц в ней посвящено и Брянскому региону.
В книге рассказывается о событиях последних лет правления царя Бориса Годунова и о приходе Лжедмитрия I к власти в Москве (1600 – 1605 гг.). Ценно сообщение учёного об участии брянских «выборных дворян» во внутриполитических событиях. Один из них – Афанасий Фёдорович Зиновьев – был заметной фигурой при дворе. Так, например, при царе Борисе он сначала направлялся выполнять различные дипломатические поручения в Крыму, а затем служил головой в царском стане. Позже А.Ф.Зиновьев оказался в свите известного политического деятеля Б.Я.Бельского, с которым строил по приказу царя в 1600 году пограничный город Царёв-Борисов. В этом же году из-за Бельского, которого царь арестовал, подозревая в измене, были репрессированы и некоторые «старые дворяне». В опалу попал и Зиновьев.
Автор уделяет большое внимание событиям в Комарицкой волости в 1602 – 1603 годах. Прежде всего, он отмечает, что эта волость была дворцовой, и там жили зажиточные мужики. Они и начали в упомянутые годы распрю с соседним монастырём из-за земли. Спор сопровождался «бранеми великими», но был решён миром, ибо царь послал дворянина И.А.Нармацкого к комаричанам, которому удалось успокоить их. В книге указывается на ошибочность версии, будто бы комаричане участвовали в движении Хлопка. Восстания крестьян на Брянщине носили самостоятельный характер.
Автором сообщается и о строительстве засечной полосы между Брянскими лесами и Рязанью в конце XVI века, об усилении пограничных городов. Так, в 1603 году в Брянск «в прибавку» был направлен голова из Курска, а выборных дворян Брянского уезда послали в Чернигов.
Во время же осады Новгород-Северского войсками Лжедмитрия I в гарнизоне города, сумевшего отбить врага, находилось 59 дворян из Брянска, много казаков из других городов, включая Трубчевск.
События «Комарицкого бунта» освещаются автором детально и глубоко. Толчком к восстанию крестьян послужило то, что царские власти забрали на оборону Новгорода-Северского непомерное число даточных людей (до 500 человек). Недовольные крестьяне взбунтовались, захватили и выдали самозванцу «воеводу» (Нармацкого) и ещё троих чиновников, ведавших волостью, а сами объявили о переходе в подданство «царя Дмитрия». Восстание в Брянском уезде существенно помогло самозванцу. Правительство, охваченное паникой, не успевало за развитием событий. К примеру, на помощь гарнизону Карачева власти послали отряд войск во главе с А.Р.Плещеевым, которого затем направили на подавление бунта комаричан. В самом Брянске правительство Годунова создало сборный пункт всех войск, имея в виду, что через город шла дорога, связывавшая Москву с Северщиной. В ноябре 1604 года в Брянск прибыл воевода Ф.И.Милославский, возглавивший армию для похода на самозванца.
В начале января 1605 года Лжедмитрий беспрепятственно занял Севск, где получил не только материальную помощь, но и расширил свою армию за счёт комарицких мужиков. 21 января 1605 года у деревни Добрыничи под Севском состоялось сражение его войск с отрядами Милославского. Самозванец был разбит. Особенно пострадали отряды, состоявшие из комарицких мужиков. Немало их погибло в сражении, а всех попавших в плен царские дворяне повесили посреди лагеря.
Особой фигурой при дворе Лжедмитрия был князь Мосальский, будущий защитник Брянска, про которого говорили, будто он спас самозванца, отдав ему своего коня во время бегства из-под Добрынич…
Для брянского читателя настоящая книга интересна тем, что открывает новые страницы тысячелетней истории родного края, даёт сведения об активном участии её служилых людей в борьбе за укрепление Российского государства.

28.09.1985 г.