Описание иконы Воскресение Иисуса Христа

Анна Антонова
Рассматриваемая икона написана традиционно на специальной деревянной иконной доске, имеющей с оборотной стороны шпонки и на лицевой стороне углубление, так называемый ковчег. Внутри ковчега представлена сложная многофигурная композиция, обрамленная темной линией по границе с полями и лузгой. Поля выкрашены в однородный цвет. На верхнем поле, как золотым орнаментом, нанесена надпись с названием иконы "Образ Воскресение Господа нашего Иисуса Христа" на церковнославянском языке. Надпись непривычная для неосведомленного зрителя, когда начертание одной буквы своим оптическим полем заходит на место другой соседней буквы. Сами же буквы могут переплетаться между собой, некоторые буквы могут быть вынесены над строкою под титлы или сосем отсутствовать. Такой текст, покрытый сусальным золотом, напоминает орнамент в полосе, и многие зрители могут вспомнить такое слово "вязь", "вязью" написано, но в данном случае между словами присутствуют расстояния - пробелы.
 
Такое название как Воскресение - седьмой день недели или "святой день" напоминает сразу о двух событиях:
1. Сотворение мира из Ветхого и нового завета книги Бытия, когда Творец на седьмой день отдыхал, и ассоциации обывателя 21 века тесно привязаны к выходному дню после трудовой недели, воскресный день - всегда день праздника.
2. Воскресение - как воскрешение, главное событие в христианском мире, события предшествующие и последующие за этим ключевым днем, описаны в Евангелии Нового завета.
Событие это у христиан известно еще как Пасха. В православном богослужении Пасха является главным событием и величается Праздником праздников, Торжеством из торжеств. Если в католическом мире Рождество Христово почитается наиболее празднично и наглядно раскрывается рождением Богомладенца, то православный мир, ничуть не умоляя события Рождества, особым образом концентрирует внимание на Пасхе и тех событиях, ради которых и воплотился, родился в мир, чтобы спасти. Иисуса Христа так и называют - Спаситель. Но что представляет это спасение, кто кого и от чего спасает?
 
Рассматриваемая икона приоткрывает завесу тайны, но прочтение ее невозможно без текстов и толкований. Она полна литургических и богословских составляющих, которые по сути являются образами, через которые приходит познание и откровение .
 
Давайте попробуем без углублений просто рассмотреть сюжет и изображенные образы.
 
Золотые буквы, расположенные за пределами живописи, о которых сейчас было упоминание, увенчивают необычную композицию. Ведь Воскресение Христово известно еще как "Сошествие во ад" и является более распространенным и известным в православных храмах и церковной иконописи.
Золотые буквы не сразу привлекают внимание зрителя, первое что приковывает взгляд - это золотой поток нимбов, поднимающийся из левого нижнего угла вверх направо, условно разделяя по диагонали картинную плоскость иконы на две части. Этот золотой поток устремляется к красному архитектурному сооружению, частично видимому, с элементами столбов, несущих конструкций в архитектуре и имеющих символическое значение в любом виде изобразительного искусства (и в классической живописи в том числе, и, конечно, в иконе).
 
Виден арочный вход, над которым в золотом сиянии нимба сверху вниз взирает херувим с мечом в руках, видны в проёме цветущие растения на светлом, почти белом фоне - символом рая, охраняемого небесными силами.
 
Фрагмент рая имеет продолжение. Там на уровне верхних горок слева, за зелёной стеной, оливковый оттенок которой контрастирует с красным входом, за ограждением райские насаждения вокруг трёх поясных фигур. Одна из них повторяет фигуру, стоящую в полный рост в арочном проёме входа в рай. Это благоразумный разбойник. Он изображён дважды.
 
Но главными в этой удивительной и необычной иконе являются два композиционных, как это принято называть в изобразительном искусстве, пятна. Две сияющие овальные "мандорлы" в центре каждой изображён Христос в полный рост и в одинаковой позе, но лишь с небольшой разницей в жестах и некоторых деталях, расположены чётко на одной вертикальной оси, друг над другом, их разделяет золотой поток нимбов. Такой приём усиливает ощущение разделения изображения на два яруса - верхний и нижний, а чёткое расположение фигуры Иисуса Христа дважды по центру делит ещё и по вертикали на правую и на левую сторону. Зритель не ясно, но ощущает икону как бы разделённую на четыре условные зоны. Это ощущение будет закрепляться при дальнейшем рассмотрении колорита и тона, наполненностью деталями, прочтение которых окончательно утвердит, что икона как бы четырёх-частная : левый верхний угол до фигуры Христа и справа от него, аналогично в нижнем ярусе - слева от Христа и справа. Но вот взгляд останавливается в правом нижнем углу на фигуре, изображённой в полный рост на фоне горок, поднимающихся как ступеньки лестницы к райским вратам, к ногам благоразумного разбойника. Горки пусты, кроме фигуры Иисуса Христа обращённой к синим волнам моря. Иисус Христос на этой иконе изображён трижды: в двух ярусах в полном сиянии славы расходящихся золотых лучей и идущим, как бы спускающимся с горок, но не к воде, а к тому, кто в ней тонет и тянет руки к Спасителю. В воде по пояс изображён Пётр, за ним вдали апостолы - рыбаки. Из лодки Пётр вышел, желая пройти по волнам, но начал тонуть. Данный эпизод описан в Евангелии. Причиной, что он тонет, было указано его маловерие. 
 
Откуда же зрителю начать "читать" эту икону? Сверху слева - направо и спускаться по ярусам, но тогда почему вход в композицию приковывает внимание в нижнем правом углу? Самый яркий насыщенный синий цвет большим пятном держит взгляд зрителя. Совсем небольшое количество фигур в этом ближнем правом нижнем углу с выделяющемся Спасителем и тонущем Петром. Дело в том, что даже если начать рассматривать икону как обычно слева в верху, там тоже мы увидим полу-фигуру того же самого апостола Петра, склонившегося над пеленами, лежащими в пустом гробу. Да, апостол Пётр тоже здесь изображён дважды, и эти его изображения показаны полу-фигурами. Диаметрально расположенные клейма, неочерченные, но смысловые и сюжетные клейма, с Петром начинают прочтение иконы сверху вниз, слева направо, и завершают прочтение. Но завершают крайне необычно. Надо заметить, что он в каждом изображении повёрнут всем телом к центру иконы, к фигуре Иисуса Христа, и получается возвратное движение взгляда на фигуру идущего по горкам Спасителя. Спаситель идёт вниз, а горки поднимаются вверх. И поток золотых нимбов, струящихся слева от нижнего края, поднимается тоже вверх к открытым вратам рая, где первым стоит уже упомянутый благоразумный разбойник, которому распятый на кресте Христос в ответ на просьбу раскаявшегося сказал, что тот ныне уже будет с ним в раю. На память приходит указание, что последние станут первыми. И начинаем рассматривать лики и фигуры в этом восходящем в рай потоке. Если они восходят в рай, значит, они там не были, они выходят из разинутой пасти некоего чудовища непомещающегося, невмещающегося в изображаемый светлый мир свершившегося Праздника праздников, Торжества из торжеств. Это образ ада. Само слово ад в переводе с греческого языка обозначает "невидимое место" или "место, где ничего не видно".
 
И здесь очень много значимых деталей начинают заострять внимание зрителя.
 
Нимб -  символ святости, золотые сияющие лучи, расходящиеся в разные стороны от Сошедшего в ад Господа Иисуса Христа, под ногами которого сокрушенные врата ада.
 
Это знакомый, уже выше упомянутый сюжет иконы, называющейся "Сошествие во ад", где среди различимых фигур праведников, праотцов и пророков всегда выделена фигура Адама, первого человека. Иисус Христос твёрдой и уверенной правой рукой властным, сильным движением берёт за руку за запястье склонённую, измождённую фигуру Адама и, указуя путь восхождения другой приподнятой рукой, выводит Адама. Они как бы сейчас будут подниматься вдвоём по этой свободной лестнице в виде горок, восходящей к райскому входу. Получается, что горки одним нижнем краем упираются в сокрушенные врата ада, а другим верхнем краем касаются открытых врат рая. Горки - как путь, как лестница восхождения.
 
Среди восходящих фигур разных возрастов и в разных облачениях сразу за нимбом Адама видим Моисея со скрижалями, а ближним рядом - женские фигуры, протягивающие покрытые руки. Среди них ближняя ко Христу и Адаму склонённая в молении Ева.
 
Женские фигуры есть так же в верхнем горизонтальном ярусе. Они диагонально дальше от нижней группы женских фигур, и это очередной раз напоминает зрителю о принципе построения данной иконы и о роли диагонального построения многих мотивов и сюжетов.
 
На верху представлена сцена пришедших жен ко гробу Господню с благовониями, когда их встретил ангел, а гроб был пуст. Эти жёны пошли в мир и возвестили о воскресшем Иисусе Христе, и христианство их помнит и чтит как жён-мироносиц. И Иисуса Христа они тогда не увидели. Были пелены пусты, а на иконе зритель видит фигуру отделённую чётким контуром в сияющей славе. Это та тайна, свидетелей которой не оказалось никого, даже стражники изображённые по другую сторону уснули.
 
Поза Иисуса Христа как бы повторяет уже рассмотренную фигуру в нижнем ярусе. Но в нижнем ярусе внимание было приковано к его правой руке, держащей Адама в зелёных одеждах, символизирующих новую жизнь, а в вернем ярусе зритель переводит взгляд с его левой кисти руки, указующей на рай, ограждённый стеною, за которой есть место и для праведников и для раскаявшегося грешника в лице благоразумного разбойника. Это райское светлое место изображено на одном уровне с горками по левую сторону, располагающимися над Петром. Ключи от рая ему были вручены. Горний мир, путь к которому указует не просто Спаситель Иисус Христос в дважды повторённом жесте, трижды обозначенный ключевой фигурой в четырёх-частной, как бы невидимой, подаче для прочтения, а четырёх-частное прочтение сразу незримо указует на Евангелие, на Четвероевангелие, открытого указания на которое вроде бы как бы отсутствует, но незримо оно есть, и сейчас мы его обнаружили.
 
Спускающийся сонм ангелов для свершения наказания нечистых падших духов - есть воинство небесное, не спящее. И само спасение нисходит к человеку, как Спаситель сошел во ад "смертию смерть поправ и сущим (находящимся) во гробах живот (т.е. жизнь) даровав".
 
Схождение и восхождение. Схождение к человечеству и помощь маловерному, обещанное спасение и дарование охраняемого рая, - вот какое спасение и какая помощь приходят к тем, кто восходит по духовной лестнице и стремится к горнему миру. Спасение, пришедшее человечеству праведному или раскаявшемуся через веру, не маловерие, а веру в Богочеловека, воплотившегося Иисуса Христа, принявшего позорную крестную смерть, дабы сокрушить ее адские врата и открыть путь в райские.
 
Данное рассмотрение иконы не затронуло многих литургических и евангельских деталей и особенностей, оно у каждого зрителя может оказаться своим личным, как и личный путь познания как жизненный путь, как путь духовного восхождения. Данное рассмотрение стало как краткий путеводитель, поверхностно знакомящий с сюжетом иконы. Для кого-то оно останется туманным описанием как картины, полной путанной символики, а для кого-то данное поверхностное описание станет как зерно, о почве, на которое оно упадёт, не может знать никто. Это так же сокрыто, как и тайна воскресения и путь для восхождения в понимании и в прочтении этой иконы возможен через стремление и обращение через Четвероевангелие. Понимание и видение этой иконы возможно любому человеку, и последовательность рассмотрения её фрагментов так же может быть самой разной. Описание, здесь представленное является взглядом рассматривающего человека. Когда же повествование наполняется литургическим и богословским содержанием, тогда открывается икона как образ. Молитвы, возносимые предстоящими, словословия, песнопения, - расширяют и углубляют погружение человека в духовный мир, что не являлось целью данного изложения. Мы просто рассмотрели вертикально расположенную композицию на иконе, которая претерпела реставрацию, имеет следы небольших расслоений красочных слоев, перекрывающих трещины в низ-лежащих слоях, обновленное покрытие сусального золота. Сильно поновленная икона, теряя в аукционных торгах антиквариатом, не теряет ценности в глазах верующего и молящегося человека и христианского сообщества. Она как закрытая раковина с сокрытой жемчужиной внутри, кто и как будет смотреть и раскрывать ее, зависит от смотрящего на нее. а икона продолжает свой путь, свое бытование.
 
(Текст составила Антонова А.С., 02.04.2024 г.)