Священное время. Мысли во время поста

Павел Троицкий
Как написано в одной умной книге: "Хотя Бог настолько близок к нам, что мы «в Нем живем, и движемся, и есмы», и настолько сроден нашей душе, что может ей открываться непосредственнее, чем материальный мир, однако и Его отношение к нам не может совершенно обойти рамок места и времени. Нельзя отрицать, что Он в храмах становится ближе к нам, чем в другом месте. А если так, то и во взаимных отношениях между Богом и нами имеют значение определения места. Тем более, в этих отношениях должны иметь значение определения времени, менее, так сказать, вещественные и грубые. Священные времена должны не менее приближать Бога к нам, чем священные места. Это своего рода храмы Богу во времени, более духовные, чем храмы в собственном смысле, следовательно, более приличные для Божества и более угодные Ему.
Вступая в священное время, мы чувствуем благодатное влияние, аналогичное тому, которое испытываем при входе в храм".
Так написал в свое время известный православный М.Н. Скабалланович
То есть Бог везде, но есть места где с Ним общаться предпочтительнее. Молится нужно всегда, но есть время, когда мы можем приблизится более всего.
В его книге о Великом посте написано: "Каждый грех, даже каждое гнилое слово не проходит бесследно и разрушительное действие греха не ограничивается тесным кругом места совершения. Можно сказать, ядовитые волны его тока распространяются по всему миру. Каждый грех в некотором роде подтачивает, разрушает мир, потому то все грехи так мерзки Богу. и так караются Им. Если Великий пост остановит хоть один такой грех, то он имеет мировое значение.
С каждым годом жизни у христианина все более укореняется привычка проводить эти недели так, наполнять их этими ощущениями. Мало-помалу мощная привычка делает пост в такое время необходимостью, без которой больно. Сюда надо присоединить и неизбежное здесь, как и во всей духовно-телесной жизни влияние наследственности". Написал профессор Киевской академии профессор Михаил Николаевич Скабалланович. До революции , конечно. Наследственность была нарушена, и грех едва не разрушил мир. Но, сегодня, когда Россия снова начинает поститься, некоторые "ученые" и "богословы" снова пытаются ударить по посту. То есть, выражаясь современным языком, каждый постящийся проводит свое личной СВО в течение 49 дней. И эта борьба со злом эффективнее физической. результат виден не сразу, но он есть и личный, и мировой. И пусть эти "ученые" и "богословы" говорят, что мы постимся не так как надо, а как они знают лучше. С иронией замечу, что них лучше вовсе не поститься, а, к примеру,  делать добрые дела. Так "постились" и большевики. Только пощение они понимали по своему. иногда такой "пост" был самой кровавой тризною. Тут не важен рекорд, победа над самыми древними и самыми подвижниками, тут важно участие. По крайней мере с него надо начинать. и сели кто-то всего лишь воздержиться во дни Великого Поста от мяса, тот уже Христов, а далее длинная беговая дорожка, состязания с самим собой. И вот наступил первый день поста - Чистый Понедельник.
Вот, что написал великий святитель Православной Церкви Иоанн Златоуст: Сегодня ощущаешь явственно правильность этих слов, сказанных более полторы тысячи лет назад, хотя в реальности может это и не так:"Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезывания мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город походит теперь на честную, скромную и целомудренную жену. Когда подумаю о внезапной перемене, происшедшей сегодня, и вспомню о беспорядках вчерашнего дня, то изумляюсь и удивляюсь силе поста, как он, вошедши в совесть каждого, изменил мысли, очистил ум не только у начальствующих, но и у простых людей..." Святитель Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия. Не знаю сколько человек вокруг нас поститься. На Великий канон Андрея Критского, придет конечно, много людей. Но в масштабах Москвы, страны, их немного. Но, уверен, что просьба Авраама о помиловании к Богу, будет услышана, ради этих немногих, может, еще и и не в полной мере праведников.
Именно такое ощущение было сегодня утром, что все замерло, остановилось,. Хотя, конечно, осознаю, что если  взглянуть глазами человека мира, ничего не изменилось. Это ощущение священного времени, которое сегодня открыто. запущенно невидимой Рукой.

День второй
Есть у меня знакомый преподаватель . Он как-то сказал, что самое любимое для него время поста - первой седмица. В эту неделю он всегда, избавившись от ненужной суеты уезжает в свой домик, на природу, в тишину и проводит там эти постовые дни в чтении Священного Писания Ветхого Завета. В этом году, я вняв, его примеру решил сосредоточиться на чтении книги Бытия, благо у меня есть хороший наставник и помощник. святитель Иоанн Златоуст. Это очень простой выбор, так как Церковь выбрала именно книгу Бытия, в первую очередь, для Великого поста. Беседы святителя не слишком точно следуют чтениям на вечерни, но меня интересует не построчное толкование, а мысли высказанные святителем. Так что и в этот день я остановился на второй беседе. Люди погрязшие в науке или уже почти утонувшие, и поглощённые ею, многое из этих бесед воспримут, как давно пройденный материал, но для меня слова святителя бальзам на раны. Во-первых, чаще всего эти древние тексты составлены так хорошо, что кажется их писал современник, или, по крайней мере, человек девятнадцатого века. Во-вторых, они именно не научные, а являются примером высшего богословия. И во вторых все слова святителя подтверждены его жизнью. Хотя церковь сегодня слушала 14-23 стихи первой главы Бытия, Святитель несколько отстал. Он остановился только на словах В начале сотвори Бог небо и землю. Начинает святитель издалека. Он говорит о том, что Бог создал человека и вначале беседовал с ним непосредственно. С Адамом, Каином, Ноем, даже посещал Авраама. Но человеческий род впал в нечестие и такое общение сделалось невозможным. И желая возобновить беседы с людьми, Он послал им Писание, которое принес людям пророк Моисей. Таким образом, книга Бытия, это как бы послание Самого Бога.. И читая эту книгу, мы слушаем не Моисея, а Самого Бога. "С великой благодарностью будем принимать сказанное (Моисеем), не выступая из своих границ и не испытуя того, что выше нас, как поступили враги истины, которые захотели все постигнуть своим умом, не подумав, что природа человеческая не может постигнуть творения Божия. И что говорю – творения Божия? Мы не можем даже постигнуть искусство и подобного нам человека..." Возводит от предметов чувственных к Создателю вселенной, чтобы познав Художника, поклонялись Творцу, и не остановились бы на тварях. В книге Бытия говорится самое простое, но самое главное. В начале Бог сотворил небо и землю и все. Сотворил, как пишет Златоуст, из ничего. Не говорится о творении ангельского мира. Как говорит Златоуст, Моисей учил в соответствии с нравами грубых иудеев, а последователи его давали более совершенное учение. Так же именно нужное для афинян открывал апостол Павел: Бог, сотворивый мир и вся, яже в нем, Сей небесе и земли Господь сый, не в рукотворенных храмах живет, ни от рук человеческих угождения приемлет» (Деян, XVII, 24, 25). "Пoелику он знал, что такое наставление соответствует им, то и избрал этот путь. Соображаясь с тем, кто были приемлющие от него наставление, он, руководимый Духом Святым, и преподал учение". И) и он же колоссянам дал более нужное для них «Яко Тем создана; Быша всяческая, яже на небеси; и яже на земли;, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол 1, 16). И Иоанн, сын громов, возглашал так: «вся Тем Быша, и без Него ничтоже бысть» (Ин.1,30). "Но Моисей (учил) не так, и – справедливо, потому что не благоразумно было бы давать твердую пищу тем, которых нужно еще питать молоком". Далее святитель приводит интересную мысль. Как Бог творит? Сначала простирает кровлю (небо), а потом постилает основание (землю). Если бы человек также стал строить свой дом? Как это Бог создал человека из земли?  И в соответствии с тогдашними естественнонаучными представлениями спрашивает: Как пшеница превращается в красную или темную кровь? Как создать мир из ничего, да ещё создать по неизвестной причине? Зачем совершенному Богу нужен такой проблемный человек? И много подобных вопросов может задать человек, желающий себя поставить не просто на одну лестницу с Богом, но даже и на одну ступеньку. Бог должен делать, что его уму понятно, и им принято, и делать это известными техническими средствами. "Не станем же своим человеческим умом испытывать дела Божия, но, смотря на сотворенное, будем удивляться Художнику. «Невидимая бо Его, – говорит Писание, – от создания мира творенми помышляема видима суть» (Рим 1,20)". Хотел бы выделить здесь и рассуждение о создании земли, и то как это подается в Бытии. "Земля вся, говорит, «бе невидима и неустроена». Почему, скажи мне, (Бог) небо произвел светлым и совершенным, а землю – безобразной? И это сделал Он не напрасно, но для того, чтобы ты, познав Его творчество в лучшей части творения, оставил прочие недоумения и не думал, будто это произошло от недостатка могущества. Кроме того, Он создал землю безообразной и по другой причине. Так как она есть наша и кормилица, и мать; от нее мы и произошли, и питаемся, она для нас и отчизна, и общий гроб, в нее мы опять возвращаемся, и через нее получаем бесчисленные блага, – то, чтобы люди за полезное и необходимое не стали почитать ее сверх надлежащего, показывает тебе ее наперед безобразной и неустроенной, так чтобы получаемые от земли благодеяния ты приписывал не природе земли, но Тому, Кто привел ее из небытия в бытие". Кстати с таким почитанием земли мы сталкивались в недавние годы. Человеку грех искать славы возвеличивания, но не для человеческого ума такое сопоставление с Ним.
И в конце святитель говорит о целях, для которых произносились эти беседы. "Итак, чтобы возбудить в нас больше усердия, покажите точное сохранение уже сказанного и с истинными догматами соедините великое попечение о жизни. «Да просветится, – говорит (Господь), – свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф.5:16). Пусть жизнь соответствует догматам, и догматы будут глашатаями жизни".

День третий.

Сегодня совершалась Божественная Литургия Преждеосвященных Даров, на которой читался конец первой главы Бытия и начало второй. Там говорится о творении человека. Интересно, что человеку в пищу назначает "всякую траву, сеющую семя" и "всякое древо, у которого плод древесный, сеющий семя..." Не забыл и животных, и птиц, и пресмыкающихся, в которых "душа живая" (прямо вопрос для зоологов). Разрешается только растительная пища, так до следующего поста ограничения: после грехопадения рацион изменяется соответственно: тоже растительный, но это уже полевая трава, и хлеб, выращиваемый "в поте лица". И, наконец,  во время Ноя: велел снова плодиться и размножаться. С этим наказом активно борются извращенцы-гуманисты... И  все ограничения по пище сняты: "все движущееся, что живет, будет вам  в пищу,  как зелень травную даю вам все" только плоти с душою, с кровью ее нельзя есть. Это конец праотеческого вегетарианства. Любопытно, что завет заключен не только с человеком, но и со всем подвластным ему животным миром. В разное время обращаешь на разные моменты библейских текстов. Сегодня первая этим постом Преждеосвященная Литургия, на которой  Святые Дары не освящаются, а подаются уже ранее освященные. Некоторые православные сайты пишут, что это ради человеческой немощи и причащаться надо на полных Литургиях, странноватый подход. То  поощряют максимально частое Причащение, то ограничивают его. В церковном уставе ничего подобного нет. Радует только, что наш народ при таком подходе считается более мощным, чем греческий. Мы живём по Иерусалимскому уставу, а Афон по своему Уставу, который от монастыря к монастырю может значительно отличаться. Где-то  Преждеосвященную   служат каждый день. Мой знакомый иеромонах как-то был на Воскресной литургии в монастыре Ватопед. Он был поражен: заготавливали пять Агнцов + шестой воскресный.  И как-то они все умещались на одном дискосе! Но, в других обителях действуют по осторожнее. По воспоминанием о. Ефрема Аризонского в келлии Иосифа Исихаста два Агнца для причастия заготавливали в субботу, три в воскресение. Постились они по особенному. Старец Иосиф предупредил молодого послушника: здесь не будет приготовленной еды, не будет хлеба, здесь сухари по субботам и воскресениям.

   Здесь только мучная болтушка. При этом днём тяжелая работа.

Хуже, когда они ели непонятную травку и вкушали испорченные продукты, припасенные специально для поста. Все это закончилось для Ефрема плохо - отравлением. И всю Пасху у него была рвота.  Но, это все послабее, чем пост у старца Хаджи-Георгия. Там никогда не употребляли масло, вино, рыбу, сыр и яйца. Даже на Пасху и этого старца обвиняли, что у него умирает много молодых послушников. Но, в действительности, если мы откроем одну из книг, описывающую пост в афонских монастырях, то кроме обычной для нас постной пищи встретим по субботам и воскресениям и осьминога, и каракатицу, и даже тарамаса (мелкую неочищенную рыбью икру). Так что каждому надо руководствоваться общими правилами, но и не избегать особенностей своего региона. И ни в коем случае не заниматься соревнованием на постах.  Не забывать, что пост это не цель, а средство и совершенствоваться в посте надо с осторожностью и постепенно: от поста к посту. Программа рассчитана на долгие годы. В конце этой главы надо сделать небольшое дополнение. Многие стремясь к древнему совершенству, что чаще всего сводить к простому отрицанию Церкви, в которой действует Святой Дух, хотят максимально следовать древним обычаям. В нынешнее время поста это проявляется в вечернем причащении. Преждеосвященная Литургия продолжение вечерни, значит надо ее служить вечером после шести часов. Могу ошибаться, но мне кажется в этих словах много лукавства. И речь и идёт о всеобщем и максимально частом причащении, что в качестве программы весьма вредно для Церкви. Заботясь о молодом офисном планктоне, радетели этой программы придумали следующую схему: человек идет на работу, в офис, работает там весь день, и , конечно, сходит пообедать, а потом сразу после рабочего дня на короткое время зайдет храм и причаститься вечером: Священный Синод установил необходимый потный интервал перед Причастием в 6 часов, и потом скоренько отправится домой, после Причастия по чинопоследованию, проходит совсем немного времени. И человек , получается, сходил на работу и подкрепился Святыми Дарами для дальнейшей успешной деятельности. Все хорошо. Полезно ли это человеку. Вряд ли, но не мне решать. Я специально спросил у одного иеромонаха, с которым когда-то вместе учился в духовном заведении: Во сколько  совершается Литургия на Афоне. Практика там разная , да сопоставить по времени трудно, потому что время там византийское, но он ответил, что днем и конечно уже не вечером.
"Святогорский устав" говорит, что в понедельник и вторник 1-седмицы монахи не вкушают антидор и не пьют святую воду. То есть братия хранит совершенное воздержание до литургии Преждеосвященных Даров в среду, на которой причащаются все (это особо строгий пост, называемый "трехдневкой - греч.Триимерон. Такой пост, совершенное воздержание в пище и питии соблюдают монахи святогорских общежитий (кроме филофеитских). Также во вся дни Святой четыредесятницы не благословляется келейное употребление пищи и воды до общей трапезы. В дни Святой четыредесятницы немощные и больные могут брать какую-либо пищу у трапезника после общей трапезы, чтобы подкрепиться вечером в келлии. У филофеитов в дни Великого поста желающие могут попить чаю и подкрепиться в братской трапезной после великого повечерия. Вино, масло, тарамас (мелкая неочищенная рыбья икра, осьминоги и тому подобное Великим постом предлагаются на трапезе только в субботу, воскресенье и на полиелейеные праздники.
Меню трапезной афонского монастыря Святого Павла
В 1-ю неделю и 2-ю седмицу Великого поста 1998 г.
23 февраля/8 марта — 1 -я неделя Великого поста. Торжество Православия. Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Зерцало».
Всенощное бдение. Вино, масло. Две трапезы.
После божественной литургии — осьминог вареный с луком-пореем, пюре-картофель с тарамасом и маслом, яблоко, хлеб пшеничный;
После вечерни — шпинат вареный, пюре-картофель с тарамасом и маслом, яблоко, лимон, хлеб.
24 февраля/9 марта. Понедельник 2-й седмицы Великого поста. 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Предтечи. Литургия Преждеосвященных Даров. Вино, масло, коливо.
После литургии Преждеосвященных Даров — рис с мидиями и грибной подливкой, маслины, яблоко, хлеб.
25февраля/10марта. Вторник 2-й седмицы Великого поста.
После вечерни — похлебка чечевичная, перец острый маринованный, маслины, яблоко, хлеб.
26 февраля/11 марта. Среда 2-й седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.
После литургии Преждеосвященных Даров — похлебка фасолевая, компот из сухофруктов, маслины, яблоко, хлеб.
27февраля/12марта. Четверг 2-й седмицы Великого поста.
После вечерни — картофель, тушенный с помидорами, луком и морковью, халва, маслины, яблоко, хлеб.
28 февраля/13 марта. Пяток 2-й седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.
После литургии Преждеосвященных Даров — рожки макаронные с тахином, персики консервированные, маслины, яблоко, хлеб.
1/14марта. Суббота 2-й седмицы Великого поста.
Коливо за усопших. Вино, масло.



Конец первой седмицы
Вот, и подошла к концу первая неделя Великого Поста. Как заметил один верующий человек с каждым годом первая неделя проходит все быстрее. Но это не в общецерковном смысле, а в смысле личного восприятия. Нельзя сказать, что с каждым годом человеку становится поститься физически все легче, просто человек все более врастает в церковную жизнь, и поэтому пост становится желаннее и легче. Ранее говорилось о старце Иосифе и его учениках. что не могли понести молодые ученики, легко выполнял старец преклонного возраста. Не могу сказать о всех, но я сам лично чувствую, как с постом меняется время. Оно делится на то, что было до поста, и то, что началось после Прощеного воскресения. Это можно ощутить открыв церковный календарь. Как заметила одна православная верующая: вместо Евангелия в календаре теперь зачала из Бытия и Притчей. Это не понижение Евангельской высоты, но начало пути к высшим откровения Евангелия. И начинается оно с самого начала Вначале Бог создал небо и землю... Ветхий Завет не отброшен как нечто не нужное, но мы должны вспомнить нашу историю от создания человека. до грехопадения и спасения, что бы в дни Страстной и Светлой седмиц явственнее почувствовать значимость для нас подвига Спасителя. Сегодня на службе читалось о грехопадении и наказании за него. Но, я опираясь на Беседы на Бытие святителя Иоанна Златоуста, который иногда излагает свои мысли очень пространно. стал двигаться туда - обратно по всей книге. И ум иногда цепляется за фразы, мысли, которые не замечал ранее.. "Сыновья Ноевы, вышедшие из ковчега были: Сим, Хам, Иафет. Хам же был отец Ханаана... Далее он говорит: «Трие от суть сынове Ноевы, и от сих разсеяшася по всей земли». Не пройдем без внимания, возлюбленные, и этих слов, но и из них уразумеем величие силы Божией. «Трие, – сказано, – сии суть сынове Ноевы, и от сих разсеяшася по всей земли»... «И виде Хам, отец Ханаань». Для чего, скажи мне, оно и здесь упоминает об имени его сына? Для того, чтобы ты знал, что он был человек похотливый и невоздержный, и по той же (развращенной) воле, по которой он не воздержался от деторождения при таких обстоятельствах, и теперь оскорбил родителя". Обстоятельствами святитель именует потоп. То есть Хам в ковчеге занимался вопросами деторождения, когда бог подверг Землю таком наказанию. И здесь еще яснее: «Хам же бяше отец Ханаана»? Писание хочет этим указать нам на крайнее невоздержание Хама, на то, что ни столь великое бедствие (потоп), ни такая тесная жизнь в ковчеге, не могли обуздать его, но между тем, как и старший брат его доселе еще не имел детей, он во время такого гнева (Божия), когда погибала вся вселенная, предался невоздержанию и не удержал необузданной своей похоти, но уже и тогда и так рано обнаружил свои порочные наклонности. И вот, так как спустя немного, за нанесенное им оскорбление отцу, сын его Ханаан должен подвергнуться проклятию, божественное Писание предварительно уже показывает и делает нам известным и имя сына и невоздержность отца, дабы ты, когда впоследствии увидишь, что он окажет великую непочтительность к родителю, зная, что он давно уже и прежде был таков и не вразумился даже и несчастием. В самом деле, подобное бедствие могло бы совершенно обуздать сладострастную похоть, да и вообще ничто так не способно потушить этот пламень и это неистовство, как сильная скорбь и великое несчастие. Следовательно, кто и во время столь великого бедствия обнаружил такую необузданную похотливость, тот какого может заслуживать прощения?
Единственное, что смущает, это то, что Ханаан по всему был четвертым сыном. и именно он родился во время потопа. Ни у кого из других святых отцов и несвятых, может даже не отцов, не встретил я такого толкования. В основном это политические объяснения: во время написания этих книг предстоял поход на Ханаан и Моисей акцентировал внимание на противнике. Например, наш святитель Филарет (Дроздов): Хам же был отец Ханаана. Сие сказано или для того, чтобы евреи видели происхождение и предопределение Хананеев, которых землю должны были занять, или для того, чтобы приготовить к разумению проклятия, о котором ниже, падшего чрез Хама на Ханаана". В Библии нет четкого указания на подробности рождения Ханаана, но святые отцы были просвещаемы Святых Духом, и причинность в этом толковании явно проглядывается: причина такого наказания Хама, получившего непреложное благословение и плода его страсти.
Тут же не могу не разочаровать сторонников ЗОЖ, святитель Иоанна Златоуст строго отвергает мысли тех, кто хочет однозначно осудить , по их мнению, убийственный напиток. "Но, может быть, кто-нибудь скажет: для чего же это растение, производящее столько зла, введено в употребление между людьми? Не говори, возлюбленный, так необдуманно. Не растение зло и не вино худо, но злоупотребление им. А что не от вина происходят гибельные пороки, но от развращенной воли, и что происходящую от вина пользу уничтожает неумеренность, это показывает тебе (Писание), когда говорит о начале употребления вина уже после потопа, дабы ты знал, что природа человеческая еще прежде употребления вина дошла до крайнего развращения и совершила великое множество грехов, когда еще и вино не было известно. Итак, видя употребление вина, не вину приписывай все зло, но воле, развращенной и уклонившейся к нечестию. С другой стороны, помысли, человек, и о том, на какое употребление сделалось полезным вино, и вострепещи. При его помощи совершается благодатное таинство нашего спасения". Последние фразы явно осуждают противников вина фактически как еретиков. Вероятно, подобных любителей здорового образа жизни было немало уже во времена святителя. Тут хочется добавить от себя, что святитель подчеркивает, что подобные направления человеческой жизни, как и гуманизм, медицина, искусство, спорт и др., напрямую не имеют ничего общего с церковью. Церковь - эта там, где святой старец подвергается искушению от прекрасного напитка, чем открываются страсти его сына. за что святой старец наказывает своего внука. И эта история становится назидательной не только для последователей Ноя - христиан, но и для всего человечества.

Неделя Торжества Православия

Вот, и настал завершающий день первой седмицы, в который празднуется Торжество Православия. Праздник этот посвящен восстановлению иконопочитания в 842 году. В этом году умер последний Константинопольский патриарх иконоборец. Примерно, через год 11 марта (в этом году числа эти совпали) 843 года, в первое воскресенье Великого поста состоялся торжественный  чин восстановления иконопочитания.
Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю. Эта процессия имела особый смысл – множество духовенства, монахов и мирян, участвовавших в ней, являло победу Православия над лжеучением, а преднесение участниками процессии святых икон утверждало догмат об иконопочитании. Вот что пишет Никифор Каллист Ксанфопул: «Царица очень обрадовалась, послала к патриарху и повелела собрать весь народ с честными крестами и святыми иконами в Великую церковь, дабы вернуть в нее святые образа и возвестить всем новое Божие чудо". Вскоре, когда все собрались в церковь со свечами, пришла и царица с сыном..." Во время литии они вышли и, пройдя по Константинополю со святыми иконами, божественным и честным древом Креста, священным и Божественным Евангелием, вернулись снова в церковь и  совершили Божественную Литургию. Так ровно 1119 лет назад установился этот праздник. Потом сформировался и чин молебного пения на Торжество Православия. В нем прославляются святые и благочестивые люди, отстаивавшие православную веру, а хулители, еретики предаются анафеме. В первоначальной начальной церкви отлучение (анафема)  происходило без особых обрядов. На Вселенских соборах  анафемы стали возглашать во время особого обряда. На VII Вселенском соборе анафематствование было совершенно с некоторыми особенностями. На середину собрания были вынесены св. иконы и присутствующие на соборе лобызали их, воздали благодарение Богу, произнесли исповедание веры, а после этого возгласили анафематствование еретикам, многолетие здравствующим поборникам православия и вечную память защитникам Православия. По этой же схеме этот молебен совершается и сегодня. В советское время, естественно, было немыслимо провозглашение анафем, а сегодня, если мы посмотрим в современный чин анафем, то они многим покажутся понятными и разумными и более того просто в нынешнее время обострения духовной борьбы за сохранения Православие. Некоторые епархиальные архиереи его и совершают по этому чину. И более того неясно, кого они могут обидеть. Это своеобразное проведение границ Церкви. Но, ведь, до 843 года существовал Великий Пост и первая неделя поста. Еще до самого события Торжества Православия за этой неделей была закреплена память Всех святых пророков. И хотя в современном Типиконе (в отличие от древних Уставов) в названии первой недели поста память святых пророков не обозначена, песнопения и чтения этой памяти доныне сохраняются в богослужебных книгах. Современный литургист о. Михаил Желтов пишет: "Так, в современной Постной памяти Всех святых пророков посвящены: икос, канон (когда-то канон свв. пророкам пелся за утреней, а сейчас указан на повечерии вечером в первую неделю Великого поста), ряд стихир (в том числе, первые две стихиры на «Господи, воззвах», славники на «Господи, воззвах» и на хвалитех), седален и, главное, – литургийные чтения. Моисей, и Аарон, и все святые пророки прославляются как в литургийных прокимне и аллилуиарии первой недели Великого поста, так и в Апостоле (Евр 11. 24–26, 32 – 12. 2) и Евангелии (Ин 1. 43–51). В частности, в Евангелии повествуется о встрече Господа Иисуса Христа с Филиппом и Нафанаилом и вспоминаются следующие слова, сказанные Филиппом Нафанаилу: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки – Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Многие годы меня, наверное, как и многих выпускников духовных школ удивляло, почему на этот великий праздник читается Евангелие отношения к нему не имеющее, ведь на молебне произносится 75 зачало от Матфея, вполне подходящее к этому дню: "Аще же и церковь преслушает буди тебе якоже язычник и мытарь..." Но, время идет, церковь возвращает свои знания, осмысливает многие неясные вопросы силами богословов, историков, канонистов Я уверен, что почти каждый недоуменный вопрос можно разрешить, найти на него правильный ответ, если подвизаться с прилежанием в духе. И нет случайностей, глупостей в таких важных предметах.

Вторая седмица. Понедельник. Не есть мяс.

Прошла первая седмица поста, самая строгая. Напомню, что Православная Церковь считает самыми строгими днями поста 1, 2 день поста и Страстную Пятницу. Причем даже достаточные либерально настроенные священники, рекомендующие поститься по благословению духовника, в либеральных газетах говорят, что пить и вкушать можно только после Литургии Преждеосвященных Даров в среду.

"Также есть особо строгий период — первая неделя Великого поста, когда до первой литургии—до захода солнца — нельзя ни есть, ни пить", рассказывает  "Вечерке» священник, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Филипп Ильяшенко.  Достаточно жестко. Для неимеющего навыка к посту человека, возможно падение в обморок, особенно если он вынужден в эти дни трудиться.
Но, у газеты совсем другие цели. И приходится отыгрывать далеко назад. Мы должны понимать, что церковный устав составлялся в монастырях, прежде всего для монахов. Для людей, не живущих в рамках монашеского устава, пост может быть свой. Одному человеку трудно отказаться даже от мяса. А другой легко уберет из рациона все продукты животного происхождения почти без усилий. Каждому меру поста нужно определять с большой осторожностью: с одной стороны, без фанатизма, с другой — без попустительства. Если у вас есть какие-то противопоказания к ограничениям питания, посоветуйтесь с врачом. И очень было бы хорошо, чтобы рядом с вами был духовный отец, священник". Духовный отец и любой священник  не одно и тоже. Увы, сейчас вижу все меньше отцов, которые подходят в духовные отцы. Обратим внимание на слова: "трудно отказаться от мяса". Для людей, которым трудно, всегда рядом найдется такой священник, который решит эту проблему. То, что газета хотела рассказать читателю не о том, как поститься, а о том. как не поститься, подтверждается реакцией "православный читателей". В  откликах мы увидим набор извращенных взглядов на пост." "Однако сам пост я понимаю как отказ от каких-то вещей, приносящих удовольствие. Например, я люблю конфеты. Поэтому на этот период полностью отказываюсь от сладкого". "Я соблюдаю пост уже около 20 лет. И сейчас морально готовлюсь к нему. Подтолкнули к этому состояние здоровья и лишний вес. Вначале я сел на диету, во время которой сбросил 30 килограммов. После понял, что периодически надо соблюдать и посты, ведь в православии все не зря". "Конечно, я собираюсь поститься. Но не в полном объеме. Ведь главное— вера. Хотя всегда во время поста я исключаю из рациона молочные продукты. А еще, чтобы оздоровить организм, стараюсь в этот период больше есть салатов из свежих овощей, зелени".

 Первая седмица прошла, и мы можем слегка выдохнуть, но так чтобы не расслабиться вовсе, что то же иногда имеет место. Мясцо, мяско - меня, признаться, эти современные слова раздражают. Любителям этого продукта в Православной Церкви нужно о нем пока забыть. Надо отметить, что мясо занимает значительное место в наших канонических правилах. Православная Церковь не отвергает мяса, и даже лиц священного сана, которые "удаляются от брака и мяс, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения... или да исправится, или да будет извержен из священного сана (51 апостольское правилщ)". Примерно, тоже утверждает 53 правило. Ещё лаконичнее говорит 2 правило Поместного Гангрского собора: "Аще кто, с благоговением и верою ядущего мяса (кроме крови, идоложертвенного и удавленины) осуждает, аки бы, по причине употребления онаго, не имеющего упования: да будет под клятвою". Таким образом, церковь защищает тех, кто ест мясо, есть его надо ко времени. Так же как не отвергает вина, но считает греховным чрезмерное его употребление и осуждает упивающихся. Тем более, что Бог сказал Ною:"Все движущееся, что живет будет вам в пищу (Быт. гл.9)
Во время Великого Поста Церковь воспрещает употребление мяса, и 59 апостольское правило говорит: "Аще кто, или пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среде, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен". Есть оговорка: "Кроме препятствия от немощи телесной". Надеюсь, что все православные христиане выработали правильное отношение ко Святым канонам и относится к ним не по-фарисейски, по букве, и воспринимают его указания не законнически, а духовно. То есть ориентируются на духовный смысл, суть правила. Не ориентируются на скоропреходящее, временное. Сравнить жизнь ту и нынешнюю просто невозможно. Интересно, как отцы тех времен отнеслись бы к мобильной связи и интернету. Чтобы понять духовный смысл православный христианин традиционно, по смирению, обращаются за советом в первую очередь к людям духовным, святым и образованным. Таких, назовем их авторитетами, Церковь определила для этой роли. В отношении канонов это Зонара, Аристен, Вальсамон. Последний, патриарх Феодор Вальсамон по поводу этого правила пишет: "ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволено никому, хотя бы находился при последнем издыхании..." Так не следует поступать людям, немогущим удержаться от мяса, законнически бежать и брать "индульгенцию", благословение, у несчастного приходского батюшки, который по "доброте" пожалеет любого. Если боишься, если преследуют медицинские страхи, то ешь мясо, но помни, что об этом своем малодушии каяться на исповеди. Конечно же, стрелки часов много протикали со времен и апостолов, и Вальсамона, и далеко нас увели, и говорить об отлучении из-за этого греха нельзя. Так в церкви не останется верующих, увы. Но люди должны понимать свою немощь и каяться, а не выдумывать: мол, церковь переменилась, посты устарели и соблюдать их необязательно. Об этом недавно замечательно сказал Святейший Патриарх Кирилл: "Не хватает силенок попоститься, воли не хватает, а нужно как-то объяснить самому себе, тем более другим, почему я не пощусь, — вот и запускаются в ход такие размышления". Видимо, чтобы закрыть эти лазейки, Церковь провела минимальную границу для тех, кто хочет оставаться христианином, надо хоть как-то обозначить пост и не есть мяса в Великий пост. И последнее обратимся на суть канонического правила: если ты не постишься хоть как-то в Четыредесятницу, ты не можешь быть христианином. А если человек не может  отказаться от мяса, то в чем будет заключаться его пост? В духовном посте? Который предписан нам всегда?
 Тут необходимо обратить внимание на большое различие между православием и католичеством. У католиков не только рыба считается постным кушаньем, но и молочные продукты. Молоко разрешается у католиков во все воскресения Великого поста. Безусловно запрещается только мясо. Хотя.. можно взять у благословение у священника на мясо, если подвести какую-то причину. Похожее практикуется и у нас. Только там это было поставлено на коммерческую основу. И в 19 веке в некоторых городах были построены огромные колокольни на суммы, собранные с разрешений есть мясо.

Вторая седмица. Четверг.  Енох.
Сегодня на второй седмице Великого Поста начали по  традиции читать Евангелие на часах, ранее этого не делали, потому что ранее, видимо, не  было такой возможности. Да, и чтение это по традиции, вообще в прежние времена, а возможно где-то и сейчас все Евангелия, крома "страстных" зачал прочитываются в первые дни Страстной Недели. Но, для прихода это очень тяжело, да и для батюшек. Если читать в монастыре там найдутся для этого возможности, у нас же на приходах, где обычно служат 1 -2  батюшку поднять такое чтение очень трудно, да ещё и слушателей будет мало. Поэтому сложилась такая практика прочитывать все Евангелие по средам и пятницам во время всего поста, начиная со второй седмицы. Ранее мне приходилось присутствовать на таких богослужениях, когда рукоположили, в Богоявленском соборе города Москвы, потом на некоторых приходах.  Составили график, вернее взяли его из Богослужебных указаний. Начали в первый день чтения. На это ушло где-то минут сорок. Читал батюшка максимально быстро, но с оглядкой, спрашивал в промежутках, уловили мы что-то.  Мы отвечали: Конечно. Батюшка читал негромко, но понять можно. Конечно, некачественное чтение большая проблема нашей Церкви, но священнослужитель, церковнослужитель не артист и должен стремиться максимально использовать свои вокальные возможности, но это т недолжно быть целью, как говорится, что Бог дал. Но есть еще и проблема слышания. Человек слушающий, должен быть несколько продвинутым  по пути православной аскетики и уметь бороться с помыслами, через которые враг человеческий не дает нам слышания. Где, только душа не витает, не бегает по каким порою странам, в то время, когда надо слушать, принимать и молиться. Тут чтец, конечно, может повлиять на восприятие, но очень слабо. Душа должна тренировать в покаянии в борьбе с помыслами. Впрочем, чтобы читать, надо уметь сосредотачиваться    и побеждать помыслы. Это небольшое отступление. Первый день чтения Евангелия. Но  вечером я задумался. Вспомнилась оговорка из "Богослужебных указаний" В современной практике существует обычай начинать чтение Евангелия на великопостных  часах со 2-й седмицы великого поста, хотя это и придает будничным великопостным   службам несвойственную им по Уставу торжественность". Но, не торжественность склонила меня к размышлению. Если Церковь в эти дни  намеренно убирает из службы Евангелие, как, к примеру,  не читают Евангелие на вседневных утренях, то не является ли это некоторым своеволием, читать  Его весь пост на часах, да еще в таком объеме? Когда только единицы смогут восприять все чтение на четверочку, а другие будут просто маяться, потому что не могут услышать. Есть и другой аспект: если церковь в своей многовековой практике  во дни поста убрала Евангелие из Богослужения, то  это что-то да значит. В этот пост на своей домашней молитве  я стал максимально точно обращаться к чтениями, которые устанавливает в эти дни Церковь. Сейчас это чтения книг: Бытия, Притч, Исаи пророка... И понял, что эти книги более подходят к теме покаяния. С началом поста мы как бы начинаем путь от начала нашего бытия, от творения, проходим путь грехопадения Первых людей и далее. А чтение самого Евангелия сейчас как-то входит в диссонанс с самой темой. К евангелию мы подойдем в ходе нашего великопостного странствия, пусть и нескоро. С одной стороны нам необходимо читать и изучать эту книгу максимально, с другой как бы всему свое время.   С другой стороны выдержать предписываемое чтение Четвероевангелия за три дня не только трудно, но сейчас и не имеет смысла.  Скорее всего, это следует отнести к одной из  церковных антиномий. Кроме того, мы таким наложением  оттеняем чтения книг Ветхого Завета. Получается сейчас время чтения Ветхого Завета, которое очень важно, хотя бы потому  он содержит множество лиц и событий, который стали для христианина назидательными. Сегодня, к примеру, в церковь предписывает читать пятую главу  книги Бытия. Там дается родословие Сифа. Мелькают быстро имена Еноса, Мафусала (чемпиона среди долгожителей, но самое главное Еноха.  Возлюбленный всеми нами свт.  Иоанн Златоуст, подробно останавливает на этом человек в 21 Беседе.

Ст. 22-24. И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его

Слушайте это и мужи и жены, поучитесь добродетели праведника, и не думайте, будто брак препятствует угождать Богу. Божественное Писание для того и указало на это неоднократно, сказав, что (Енох) родил Мафусала и тогда угодил (Богу), и опять повторив тоже самое: «и угоди, по еже родити ему», для того, чтобы не подумал кто, будто брак, препятствует благоугождать Богу... А что слова мои справедливы, доказывает этот праведник. «По еже родити, – говорит Писание, – Мафусала, угоди Енох Богу»; притом, он подвизался в добродетели не малое число лет, но, как говорит Писание, двести лет. И так как после преступления первозданного нашелся человек, который взошел на самую высоту добродетели, и своим благоугождением Богу вознаградил за грех прародителя, то смотри чрезмерное человеколюбие благого Бога. Как Он нашел человека, который мог вознаградить за грех Адама, то и преселяет его живым, показывая самым делом, что Он принявшего заповедь (Адама) осудил за ее нарушение, а не по желанию подвергнуть смерти род наш. «И угоди, – говорит Писание, – Енох Богу, и не обреташеся, зане преложи его Бог». Видишь премудрость Господа? Преложил живым, а не даровал бессмертие, дабы не ослабить в роде человеческом страха к греху; Он оставил (этот страх) во всей силе между людьми. Поэтому Он хочет неясно и тайно, так сказать, отменить приговор, произнесенный Адаму. Но не делает этого явно, дабы страх служил вразумлением. Поэтому Он преложил благоугодившего Еноха. А если кто захочет любопытствовать и спросить: куда же его переселил, и неужели он доселе жив, – то пусть научится не увлекаться человеческими соображениями и не наследовать с любопытством дел Божиих, но верить тому, что говорится (в Писании). Когда Бог возвещает что-либо, то не должно противоречить словам Его, но возвещаемое от Бога, хотя бы и не было видимо для глаз, нужно считать достовернее того, что подлежит нашим взорам. Что Бог переселил Еноха, переселил живым и не вкусившим смерти, так что за свое благоугождение (Богу) он стал выше произнесенного над родом человеческим приговора, об этом божественное Писание сказало; а куда переселил его, и как он ныне живет, этого не присовокупило. Видел ты благость Господа, как Он, нашедши мужа добродетельного, не лишил его того достоинства, которое даровал первому человеку до преступления заповеди, и этим дал нам разуметь, что и тот, если бы не предпочел обольщения данной заповеди, удостоился бы тех же, или еще и больших благ?
То есть сегодня  чтение Ветхого книги Бытия позволяет нам  поразмышлять об одном из самых таинственных мест Писании. Бог не мог изъять праведника из человеческой природы, но не мог подвергнуть его общему наказанию из-за его необыкновенной праведности. А в чем она заключалась можно только рассуждать. Ещё ранее, на шестом часу, читалась шестая глава Исаии пророка. И опять удивительное чтение! В послании Исаии на проповедь, очищении его углем  как в кристалле можно видеть разные грани.
Прп. Иоанн Дамаскин видит прообраз будущего приобщения  Тела  и Крови Христовых

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника

И приложив глаза и уста, и чело, причастимся Божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, приняв воспламенение от угля, сжег наши грехи и просветил наши сердца и чтобы присутствием Божественного огня мы возгорелись и обожились. Исаия увидел уголь, но уголь - не просто дерево, а соединенное с огнем; так и Хлеб приобщения - не простой хлеб, но соединенный с Божеством; тело же, соединенное с Божеством, не одна природа, но одно - тело, а другая - соединенного с ним Божества. Так что оба они - не одна природа, а две.

Свт. Григорий Палама  в этом событии, в упоминаемых клещах видит Богородицу

Исаия видел, что Серафим не непосредственно взял уголь с жертвенника, но взял при помощи клещей, при помощи которых коснулся и уст пророческих, дая (ему) очищение; сие видение клещей тождественно с тем великим зрелищем, которое видел Моисей: – купину огнем горящую и неопалимую. Кто же не знает, что Сия Девственная Матерь является и оной купиной и этими клещами, неопально зачавши Божественный Огонь, зачатию Которого служил Архангел, который посредством Нее сочетал с человеческим родом Этот Божественный огонь и этим отъял грех мира, и силою сего неизреченного соединения очистил нас? Итак, Она единая является границей между тварной и несотворенной природами, и никто не пришел бы к Богу, если только чрез Нее не был бы истинно озарен истинно-божественным озарением; ибо говорится: «Бог посреде его, и не подвижится» (Пс.45:6).

Омилия 37. На всечестное Успение Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
А тот же свт. Иоанн Златоуст заставляет задуматься священнослужителя, а сейчас именно, он берет Тело и Кровь Христову, о том Что, вернее Кого он берет своими руками, которыми частенько делает что-то суетное, бытовое: "Тот алтарь есть образ и подобие этого алтаря, тот огонь – этого духовного огня. Но серафим не смел коснуться его рукою, а коснулся клещами; ты же принимаешь рукою. Итак, если посмотришь на достоинство предложенных даров, то они гораздо выше прикосновения серафимов; а если представишь человеколюбие твоего Владыки, то благодать предложенного не стыдится низойти до нашего уничиженного состояния".

А книга Притчей сходит к нашему греховному, ленивому и лживому состоянию "Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? (Притч.6:9)". "Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. (Притч.6:12-14)". И далее предостерегает от семи грехов.  Вот  как много можно почерпнуть из чтений одного дня... Отмечу, что все книги дается в небольших отрывочках, зачалах, как немного полезной пищи больному страждущему человеку, потому что слишком много даже самого полезного лекарства может не вылечить и погубить. А нам надо ходить по стопам Церкви, с Церковь и не отрываться от Нее в том или ином виде, той или иной степени. Ощущаешь, что, по сути, не можешь сказать, что лучше, как служить, что читать, много или  мало читать. Надо как Енох стараться ходить пред Богом для чего  для нас детей в духовной жизни есть вожатая - Церковь.

Третья седмица. Литургия Преждеосвященных Даров.
Вот, опять Литургия предваряемая продолжением чтения Священного Писания. Все еще читаем Евангелие от Матфея. И снова помыслы, пытаемся понять откуда традиция читать Евангелие в течение трех дней Страстной недели. Когда мы распределяем эти чтения на весь пост, то и тогда тяжело не .только читать, но и слушать. Внимание, естественно, рассевается, да и чтущий не выдерживает и переходит на скороговорку. Сегодня я стоял все чтение рядом с настоятелем и фиксировал только основные момент перебирал в уме притчи, расставлял их по порядку. Все же это  не то восприятие Евангелия, которого от нас добивается Церковь. Говорили мы с отцом и о том, что на Страстной неделе устав предлагает на такой порядок. что следуя ему едва-едва хватает сил встретить Пасху. Когда-то я служил часто в одном храме СИЗО и, мне запомнил разговор батюшек  о том. как каждый из них едва не упал в оборок в тот момент, когда радуется всякое дыхание, встречая воскресшего Бога. На вопрос: а как же раньше справлялись. Думая, раньше вне храмовая жизнь священника была гораздо проще. да  деградируем мы конечно, идя в ногу с миром. некоторые священники сейчас пропускают первые дни седмицы, иные не служат утренний, и . думаю, мало кто старается в эти дни осилить все Четвероевангелие целиком. раньше у священника было меньше забот и жили чаще всего рядом с храмом Хотя все это, разумеется, самооправдание.
И снова проявилась проблема чтения. на Преждеосвященной чаще всего в момент чтений находишься в каком-то движении. И улавливать читаемое сложная задача. так что в последнее время стал все проходить либо заранее, либо позже. И получается, что я двигаюсь по книги Бытия не совсем синхронно с календарям. Я добрался уже до бедствий Иосифа в Египте, а сегодня мы слушали очень краткое зачало   7 гл, 6-9. Не знаю, по какому принципу выстраиваются зачала, но за такое короткое время трудно подготовить свечу, кадило с ладаном, подготовить алтарников к предстоящему священнодействию. но, как оно есть. единственно, что я своим сознанием уже далеко ущел по истории Ноя.   И оно находится в  области очень важной проблемы крови. Бог заключает с Ноем, новое соглашение. Он получает благословение размножаться и обладать тварями. даются новые законы. Да страшатся и трепещут вас. Этого не было дано Адаму. Он был владыкой твари, но не был страшен. Человек по своему состоянию уже не покоряет тварей, и Бог обуздывает их страхом. То есть защищает человека от зверей страхом. Все живое дается человеку в пищу. Некоторые предполагали, что это было установлено из-за возможного оскудения почвы размножения человечества. Блаженный Феодорит говорит. что делается это и из-за того, что  Бог предвидел в человеке склонность к идолослужению, и он мог бы начать обожествлять тварь. Разделение на чистых и нечистых произошло ещё до установления закона по естественным причинам. Блаженный Иероним видит в этом снисхождение к жестокосердию человеку, которое должно было проявиться.. Только плоти с душей ея, то есть с кровью ея ешьте.. Дана власть над животным миром, но Бог создает ограничение и им показывает свою власть над человеком Об этом говорится позже, в книге Левит 17, 10-14, Второзакония 12,23 и в Деяниях 15, 20. Запрещение это как мы видим, глобальное. Святитель Филарет Московский выдвигает по этому поводу такие соображения 1) Душа плоти в крови есть Лев 17,11. То есть кровь, каким-то образом есть часть тела. где помещается душа. Кровь носит отпечаток души и может переносить эти свойства души с собой в другие тела. Кровеносные сосуды охватывают все тело, кровь все время движется. 2-ое  соображение: употребление крови  сняло бы естественное отвращение от убийства сопоставляется с законом о человекоубийстве. 3 соображение обрядовое. Я дал ее (кровь) вас на олтарь очищать души ваша, ибо кровь очищает душу. Левит 17, 11 кровь священна. потому что в жертвах очищает душу, но невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов очищала душу Евр. 10, 4 и она только изображает, предвозвещает Кровь Иисуса Христа очищающую от всякого греха 1 Ин,1.7. И каждое заклание животных в Ветхом завете превращалось в жертвоприношение. Кроме того есть и такое соображение животные живут разрушением, уничтожением друг друга, поэтому закон об убийстве от зверя, дополняется законом об убийстве человека. Бог говорит, что Он изыскатель крови и наказание виновных лежит на Нем. И напоминает, что человек создал по образу Божьему, то есть о ценности для Бога человека. Поэтому и выстроена такая сложная система: кровь животных можно проливать, но избегать не нужной жестокости, нельзя питаться душею животных, проливать человеческую кровь бессмысленно не дано никому. а кровь животных служит прообразом Крови, пролитой за нас для нашего спасения.
Что вытекает из назначения человек.


Пятница третьей седмицы. Погублю; укоризну беззаконныхъ. Книга пророка Исайи

Много уделял внимания в последнее время чтениям из книг Бытия и Притч, а замечательную книгу порока Исайи как бы не замечал. И вот небольшое возмущение  на службе: чтец прочитал не то зачало из пророка,  обратило внимание на слова грозного пророка. Святитель Иоанн Златоуст - наше солнышко имеет толкования и на писания этого святого мужа, но самые грозные его пророчества святитель чаще всего относит именно к Первому Пришествию Спасителя, другие же толкователи  - ко Второму и Славному Его Пришествию. Для моего поколения второе гораздо более животрепещуще, потому что многие из него жили ожиданиями сбытий грозных страниц истории мира, а многие из них уже не дождались.
Вот, и сегодняшнее чтение святитель толкует с точки зрения Священной Истории Нового Завета

Зв;;зды бо небе;сныя и ори;онъ и все; украше;нiе небе;сное св;;та своего; не дадя;тъ, и помрачи;тся со;лнце возсiява;ющее, и луна; не да;стъ св;;та своего;. И запов;;мъ все;й вселе;нн;й зла;я и нечести;вымъ гр;хи; и;хъ, и погублю; укори;зну беззако;нныхъ и укори;зну го;рдыхъ смирю;: (Ис.13:10-11)
Почему же, оставляя иные бедствия, Он выставляет на вид только это? Чтобы показать тяжесть гордости, которая есть корень зол, источник неправды, из которой произошел конец и начало погибели мира: она была началом всех зол, она низвергла с неба сатану и прочих с ним, - очень точно замечает Златоуст. И продолжает, чтобы рассеять наши сомнения в отношении направления толкования: Потому и Бог, чтобы исцелить эту тяжелую рану, все совершил со смирением: Свое рождение, хождение в мире, призвание апостолов, и Деву, от которой родился, и обручника, которому была обручена эта Дева, так как он был по занятию ремесленник, которым не было места в гостинице, и они были так бедны, что не имели даже колыбели, почему Он, как сын бедных, был положен в яслях.
Ему вторит блаженный Иероним Стридонский: Из этого места и из предшествующего, где написано, что солнце померкнет при восходе своем, луна покроется мраком и звезды не будут давать света и что будет посещено беззаконие всего мира, некоторые думают, что это предсказывается не о разрушении Вавилона, а о кончине мира; но без сомнения, по предыдущему, и под миром, который по еврейски называется thebel, а по гречески ;;;;;;;;;, должно разуметь Вавилон.
Но все же Златоуст не был премудрым учителем, если не оставил толкования для нас: Если подвигнутся силы небесные, то тем более разъярится самое небо, столь долгое время питавшее людей, и причиной вечных наказаний будет обилие небесных благ, всегда кормившее их. Не думай, что второе пришествие будет подобно первому: тогда Он приходил тихо и молчаливо, для подъятия грехов, а теперь придет для праведного возмездия; тогда Он был как бы врачом, а теперь – в образе судии; тогда Он насаждал виноградную лозу, а теперь собирает плод; потому Он придет для низвращения всего, чтобы ты уразумел величие Его и чтобы знал, что Он мог и тогда придти таким же образом. Если в руке Его – края мира, Он «призирает на землю, и она трясется» (Пс.103:32), то что удивительного, что когда Он придет, то превратит все? «От ярости Господа Саваофа»: души почувствуют ярость Господню. Хотя надо отметить, что всякое вразумление и учительство в Последний день не будет иметь смысла, все, что должно быть совершено совершится, все, что должно было быть сделано, сделается. Или наоборот сделается то, что не должно было делаться. И все поздно. Как скажут юристы дело открыто на каждого человека, но и закончено и передано в Суд, и можно надеяться только на милостивый приговор. Не будем же терять последнего времени, постараемся смягчить приговор всеми доступными средствами, изложенными в Первое Пришествие в Евангелие. Так что читаем в первую очередь Его и примеряем на себя, чтобы получить оправдательный приговор. Юриспруденция  в нашем мире всеобщая, и никто не избежит Суда. Когда я был молод, мне казалось, что многое в этом мире не касается меня, а у меня  есть время, чтобы чего-то достичь и оправдаться. Сегодня по своим друзьям я вижу, что Господь для многих из них шел как тать, и никакие подготовки, даже смешные, к пришествию антихриста им не помогли, и в первую очередь надо было думать о Пришествия нашего рода Начальника и одновременно нашего Господина, который придет (для кого-то уже пришел) спросить об управлении доверенным нам имением, и нельзя будет оправдаться тем, что нам, по нашему мнению, было выделено совсем мало. Это, скорее всего, и один из главнейших результатов поста для нас, чтобы сосредотачивались на главном и готовились к основному экзамену, который чаще называется Судом. Кто по бумажкам, кто по жизни.
Священное время. Вавилонское искушение и наши искушения
11 апреля

Пост не бывает без искушения, так считали священник, которые были до меня. Мой первый настоятель он даже радовался, когда приходило какое-то искушение: вот я же говорил, в пост всегда бывает искушение. И вот у меня случилось небольшой подагрическое искушение. Откуда это берется, понять невозможно. Врачи толком объяснить не могут. Лег спать, спал хорошо, только нога как будто чуть подвихнулась - и вот и образовалась как-то болевая точки и по нарастающей. А тут надо на исповедь для духовенства. Но, ничего, смог, доехал. Действительно для нормального верующего всегда в пост приходят искушения, и все они по-настоящему по силам. Только надо собраться, и помнить, что пост вовсе немаловажное дело. Интересно, что сегодняшнее чтение из книги Бытия рассказывает о некотором странной искушении человечества, которое постигло его сразу после ухода вод потопа. "На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле". (Быт.11:1-9) Кратко и все понятно для начинающего верующего. А вот если мы возьмем чисто духовный подход и научно-церковный. У меня, собственно, они оба всегда под рукою. Первый свт. Иоанн, второй - ученый святитель Филарет (Дроздов). Святитель Иоанн, я так понимаю, не ставил перед собою задачу объяснения книги Бытия, он просто проводил беседы с народом, отвечая на его духовные потребности, и при этом объяснял книгу Бытия, которая более всего читалась в это время. Святитель Филарет, как мы увидим, значительно погрузился научно-богословское исследование, вник в тайны еврейского языка, игнорирую, может, факт достоверности этого источника. И вас объяснителей разного происхождения. Кстати, во время исповеди я слышал разговор, что синодальный перевод устарел, что кто-то сделал лучше и там многочисленные географические названия и имена звучат ближе к оригиналу.
"Смотри, как человеческая природа не любит оставаться в своих границах, но всегда ищет большего и стремится к высшему. Это-то особенно и губит людей, что они не хотят знать границ своей природы, но всегда желают большего и мечтают о том, что выше их. Оттого-то пристрастившиеся к мирским благам, даже и тогда, когда обладают великим богатством и властью, как бы забыв свою природу, усиливаются подняться все выше и выше до тех пор, пока не низринутся в самую бездну. Это, как мы видим, бывает каждый день, и, однако же, прочие не вразумляются этим. А если на малое время и удерживаются, то скоро, забыв все, опять идут той же дорогой и падают в ту же бездну. То же случилось теперь и с этими людьми".
Святитель составил духовно- нравственную и показывает ничтожность человеческого тщеславия, обличает богатых. Олигархам читать! И приводит свой пример Серну, Тавифу, о которой помнил и печалился весь народ. И апостол Петр воскресил ее из мертвых. "Но если ты непременно желаешь, чтобы о тебе помнили, если это тебе вожделенно, то послушай, как вдовицы вспоминали о Тавифе и как они обступили Петра, проливая слезы и показывая ему платья и одежды, какие делала Серна, живя с ними. Вот живые здания, которые издавали голос и имели такую силу, что даже возвратили умершую к жизни. В самом деле, когда они обступили Петра, проливая горячие слезы и изъясняя свою нужду в пище и (других) средствах к жизни, Петр, сказано, «изгнав вон вся, преклонь колена помолися», и восставив ее, «призва святые и вдовицы, постави ю живу» (Деян.9:40–41). Так и ты, если хочешь, чтобы о тебе помнили, если ищешь истинной славы, подражай этой жене и такие же строй здания; не траться на мертвое вещество, но показывай великую щедрость к подобным тебе. Такая память достохвальна и приносит великий плод". И на то, конечно, была воля Божия, богатейшие Ротшильды, Березовский и ДР. При всем своем могуществе не могли найти никого похожего на апостола Петра. Посмотрим, на дерзновение этих людей. Я думаю, что святитель несколько смягчает для народа гордость творцов столпотворения, обличая частое у людей тщеславие. Тут, они соединились, пользуясь единством языка, чтоб чтобы достать до неба. Вспоминается: будете, как Боги. Явно, это было событие беспримерное, и очень важное потому, что тут проявилось единство поврежденной человеческим грехом природы. И надо было предпринять нечто радикальное, потому что гибельное единство людей, могло снова сработать. Святитель Филарет приводит толкование блаженного Августинана слова "Пойдём же и смешаем их язык", считавшего, что это сказано Господом ангелам. Здесь (Бог) говорит: «приидите, и сошедше». Без сомнения, к равночестным (то есть к другим Лицам Троицы) сказаны эти слова: «Приидите, и сошедше смесим... язык их, да не услышат кийждо гласа ближнего».
Святитель Филарет идёт совсем другим путем. Он сразу задаётся вопросом, бесспорно важным и интересным, что это был за язык. И приводит чьи-то аргументы: Язык Адама должен был сохраниться до Ноя, язык же Авраама Ноев. 1. Авраам же был отделен от представителей других народов, а в строительстве башни его предок не участвовал 2. Самими свойствами еврейского языка и в его наименованиях видны свойства. Предметов. Проверить сего не могу, только у евреев достаточно проблем с современным языком 3.более других языков имеет чистоты, простоты и правильности. Тоже могу принять только на веру. Но, главное в другом, в подходе святитель Иоанн, не напрягаясь, даёт важное духовное и очень нужное конкретному народу толкование, святитель Филарет весь в науке. Он разбирает слово Вавилон и на еврейском и на халдейском. Хорошо раньше учили в академиях! Много интересного у него могут прочитать пытливые умы. Мы же сконцентрируемся на более важных для нас словах святителя Иоанна о посте. "Слышали вы, возлюбленные, отчего произошло рассеяние этих людей и разделение языков. Не станем же, прошу, подражать им; будем пользоваться, как должно, тем, что дано нам от Бога, и, помня природу человеческую, будем предпринимать только то, что прилично предпринимать людям смертным. Размышляя о тленности настоящего и о кратковременности нашей жизни, будем предуготовлять себе великое дерзновение совершением добрых дел, и в эти дни не только покажем особенное усердие к посту, но и подадим щедрую милостыню и принесем прилежные молитвы. С постом всегда должна быть соединена молитва. И что это правда, послушай, как говорит Христос: «Сей род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф.17:21).
Священнное время. День священномученика Ипатия
Сегодня


Недавно (31,13) была память священномученика Ипатия Гангарского, во имя которого назван Ипатьевский монастырь. В древности были гораздо осторожнее с праздниками, и в Великий Пост могли попасть полиелейные службы Обретения главы Иоанна Предтечи и Сорока мучеников. В последнее время не стали особенно церемониться с уставом и появились службы Державной иконы Божией Матери, очень почитаемой сегодня блаженной Матроны (сразу два праздника могут попасть в пост (обретение мощей 23 марта и 19 апреля), ств. 1(17 февраля) Ермогена, есть вероятно и другие недавно канонизированные полиелейные святые, празднование, которых войдет в некоторое противоречие с Постной Триодью. Хотя если брать привязку к календарю, тут вроде все обосновано. Но есть много великих святых, которые по сдержанности Устава не получили столь торжественной службы, какой отмечается практически всегда празднование новоканонизированных святых. Причем, почитание этих святых в древности было очень велико, а жития их удивительны. Таким является священномученик Ипатий, явившийся в 1330 году татарскому мурзе Чету с Божией Матерью и Апостолом Филиппом на месте будущего Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря. Монастыря этот вошел в историю утверждения руссой государственности. С датировкой таких древних событий немало проблем, известно, что священномученик был епископом города Гангры (современное турецкое название Чанкыры, город в 140 километрах к северо-востоку от Анкары) в Пафлагонии (историческая область на севере Малой Азии, южное побережье Черного моря, которое в этом месте выступает в Чёрное море). В житии святого много подвигов и разных чудес. Тут и участие в Первом Вселенском соборе, борьба с ересью арианства и идолопоклонниками. Интересно, что среди прочего святитель прославился борьбой с кротами, приносившими большой ущерб местному населению. Ещё в жите приводится пример необычного способа борьбы за повышение нравственности. "Девушки, жившие неподалеку от скромного жилища владыки, за тканьем полотна напевали непристойные песни, которые сильно смущали юношей. Ипатий просил бесстыдниц умолкнуть, но они не вняли увещеваниям целомудрия и продолжали петь. Тогда силою своей молитвы, усердный поборник благочестия заставил девиц замолчать ти для назидания горожан на долгие годы наложил печать скорби на их греховное пристанище, ибо, по слову Спасителя: горе тому человеку, через которого соблазн приходит". Святитель совершал много архиерейских поездок по епархии. Но не на мерседесе. а на маленьком ослике И дачи имел архиерейские маленькие келлии, обустроенные на горных вершинах и в ущельях."Там преподобный служитель Христов сподобился высших видений и укрепился Господом и могуществом силы Его". Интересно, что в этих маленьких в келлиях и по кончине святого происходили чудеса. "... Одно прикосновение к ложам, сиденьям, столам и криницам святителя или даже глоток воды, смешанный с лежащей на них пылью, исцелял страждущих от любых трудноврачуемых недугов".

Кроме того из-за нестроений послеконстантиновскую эпоху, войны, ереси, добавилось необычное Божие наказание: в сокровищницу дворца проник огромный змей невиданной величины. Он лежал на груде золота и убивал всякого человека, пришедшего в хранилище. Лежала уже груда тел. Нечем было платить жалование. Ариане не смогли ничего сделать со змеем и погибли. Когда призвали святителя, который был уже немощен телом был поединок бесовского змея и архипастыря, вооруженного истинной верой и молитвой. Через продолжительное время святитель вытащил змея посохом и бросил его в костер. Таков был этот святитель участник Первого Вселенского собора. Но задался я вопросом: Почему он канонизирован в чине священномучеников. И тут все довольно неожиданно. Во время епископа Ипатия был созван Поместный Гангрский собор против последователей Евстафия Севастийского. Это был аскет, бывший какое-то время другом свт. Василия Великого, но потом впал в арианскую ересь У него было и свое крайнее аскетическое учение. Под предлогом крайнего отшельничества евтафиане бросали собственных детей, . Как пишет А.В. Бугаевский, открыто противопоставляли себя принятой системе социальных отношений. Учили, что брачный союз лишает супругов всякой надежды на Царство Божие. Не почитали память святых мучеников, так как многие из них были женатыми людьми , призывали слуг не подчиняться своим господам, постились в воскресение Похожей была секта новатиан, также распространившаяся в близ Гангрг Они отрицали возможность покаяния грешников, отпавших во время гонений.
Раскольники узнали о времени, когда Ипатий, со свойственной ему простотой, ехал один без спутников на своем ослике и напали на него целой ватагой.И начали его нещадно избивать. В толпе была одна арианка, она схватила тяжеленный булыжник и бросила его в голову святителя. Камень убил святителя. И близ поселка Ковары, где жили безумные мучители, забил чудодейственный источник. Женщина-убийца до наступления ночи лишилась рассудка и, стоя неподалеку от тела священномученика, стала с неистовой силой бить орудием убийства себя в грудь. Некоторые жители спрятали тело в амбаре. Хозяин амбара увидел яркое сияние над мощами праведника, так стало известно и о преступлении и о нахождении мощей. Когда тело переносили в Гангры, арианка, убившая праведника, все также колотила себя камнем. И только при погребении святого, по его молитвам, бес вышел из женщины, и она перестала себя истязать. Такой интересный конец жития. кончина святителя произошла в 362 году во время правления царствования Юлиана Отступника. Подумалось мне о недавней борьбе против ИНН. Безусловно Церковь должна была выступить против этой нумеризации, против электронного контроля. Но , было много людей , которые чрезвычайно увлеклись и стали проповедовать какие-то суеверия. Крайность могла привести и к насилию. Евстафиане учили поститься по не по церковным правилам, так и у нас могут возникнуть как стремления игнорировать пост, так и желания придумывать что-то свое и других заставлять нам следовать.

Лазаре! Гряди вон.

Пост собственно завершается впереди, уже на пороге страстная седмица. Под конец не хватило сил наблюдать за пощением, единственно, что заметил, что меня поразило:  "Питаюсь и покрываюсь я всесильным словом Божиим, ибо «не хлебом одним будет жить человек!» (Мф.4:4). И совлекшиеся греховного одеяния не имеют убежища, укрываясь среди каменных расселин (ср. Иов.24:8; Евр.11:38).

Услыхав, что святая вспоминает слова Священного Писания из Моисея, пророков и псалтири, Зосима спросил, не изучала ли она псалмы и другие книги.

– Не думай, – отвечала она с улыбкой, – что я со времени моего перехода через Иордан видела какого-либо человека, кроме тебя: даже зверя и животного я не видала ни одного. И по книгам я никогда не училась, не слыхала никогда из чьих-либо уст чтения или пения, но слово Божие везде и всегда просвещает разум и проникает даже до меня, неизвестной миру" Эти слова я, вероятно, слышал не один десяток лет. Но сейчас только понял, почувствовал их. Как пишет великий святитель Иоанн: "ПО НАСТОЯЩЕМУ, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа" Моет это смысл завершение одного из этапов поста: возбудить в нас жажду Святого Духа, в благодати, которого все для человека.  Немного обидно человеку, немало потратившему сил на учение. Узнать, что трудился всуе, что надо было подвизаться очищаться как преподобная Мария, и тогда получил бы значительно больше, чем сидя над книгами. Так что, проходя Страстную седмицу, будем  думать уже о Пятидесятнице. И вот дожили до "Лазаре гряди вон!" До события, который не может вместить человеческий ум. В то же время Евангелие так подробно и умильно говорит об этом, что становится как бы участниками этого события. И интересно как М.Н. Скабалланович соотносит этот праздник с уставными положениями: "Нынешний устав для первых 3 дней Страстной седмицы назначает сухоядение, в Великий четверг разрешает на елей и вино, а в Великую субботу только на вино, хлеб, смоквы или финики.
Не слишком ли мелочна эта регламентация? Как и везде, здесь важна не буква, а дух. Нужно прочесть самому все эти правила в Триоди и Типиконе, чтобы ощутить на себе теплое дыхание той любви к Церкви и всему связанному с ней, которая дышала с такой силой только в первые 8–10 веков христианства. И в глубоком искусстве нельзя отказать этой регламентации. Самым мелочным предписанием в этом кодексе, вероятно, каждый признает разрешение в Лазареву субботу одной икры. Но надо знать весь исключительный дух службы этой субботы, не имеющей себе в этом отношении в целом церковном году ничего подобного, уступающей по умилительности и оригинальности богослужения только Великой субботе и Пасхе; надо знать это и почувствовать, чтобы понять всю необходимость отметить этот день каким-нибудь особенным образом и в отношении трапезы". Прекрасное раскрытие предписаний устава: когда он говорит о пище, то имеет в виду духовную жизнь.

К Великому Четвергу. От него к Пасхе

Сорокадневный пост, а точнее 42 дневный с особо добавленной Страстной седмицей. Оформился в нынешнем виде не сразу, менялся  по времени и по географии. Немалым  стимулом к удлинению поста стало возникновение отшельничества, как противовес ослаблению ревности в христианской церкви. Преподобный Иоанн Кассиан пишет: "нужно знать, что это установление Четыредесятницы, пока в Церкви оставалось нетронутым первобытное совершенство, совсем не существовало. Ибо те, которые на всем протяжении года ограничивали себя одинаковым постом, не стесняли себя тесными рамками поста по требованию  правила или по какой-либо санкции закона. Но с течением времени большинство верующих, ослабев в этом апостольском рвении, ежедневно стали предаваться своим делам и не делились своим имуществом со всеми верными сообразно с установлениями апостолов, и, в заботах исключительно о своих потребностях, стремились сохранять имущество, подобно Анании и Сапфире, но умножать его; тогда-то все пастыри решили призвать людей, связанных житейскими заботами и почти (как я сказал) не знавших воздержания и покаяния, призвать ко святому делу каноническим установлением постов и потребовать принуждением как бы законную десятину".
Ещё одной причиной удлинения поста стал катехуменат, долго и торжественно приготовлявшийся к принятию Таинства Крещения. "Учение 12 апостолов" требует поста не только от готовящихся к Таинству, но и от самой Церкви: "перед крещением пусть постятся крещающий и крещаемый, и, если могут, некоторые другие..." Тоже говорит о крещаемых  и мученик Иустин: "требуется, чтобы они молились постясь  и просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы вместе с ними молимся и постимся". Мы же начинаем молиться о готовящихся к просвещению со среды четвертой недели поста, когда на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется еще одна ектения. Ну, и "Елицы во Христа кретитеся... " на Лазареву субботу, Великую Субботу и на Пасхальную неделю, напоминает нам о роли крещающихся в формировании поста.
Кроме того, надо вспомнить, что Великому Посту приурочена и покаянная дисциплина Церкви, совершенно забытая сегодня: Анкирский собор начала 4 века временем принятие кающегося в церковь называет предпасхальный пост. Также и "да и примутся  в разряд слушающих Писания до великого дня Пасхи". Имеется в виду из низшего разряда покаяния вкушавшие во дни гонений идоложертвенное. Святитель Григорий Нисский пишет: В день пасхи мы не только приводим к Богу тех, которые преобразованы возрождением к благодатной купели, но и тех, которые чрез раскаяние и обращение от мертвых  дел приступают к вечной жизни". Не малое значение имело оставление обычая еженедельного причащения Святых тайн. И Великий Пост стал приготовлением к достойному принятию этого Таинства, и это приурочивалась ко дню установления Таинства - Великому Четвергу. Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Некогда многие легкомысленно и без рассуждения приступали к Святым Тайнам и даже в тот день, когда Христос установил их. Посему, так как отцы видели, сколько получается вреда от безрассудного приступания к ним, согласившись, назначили 40 дней поста... чтобы очистившись от грехов прилипших всяким образом в течение года, мы с духовной бодростью стали причастниками этой безкровной Жертвы". Предпасхальный пост из недельного сделался сорокадневным, потом и 48 дневным. И  вот вчера был великий Понедельник: творим память блаженного Иосифа Прекрасного, и иссохшей смоковницы, потому что отсюда начало святых страданий господа нашего Иисуса Христа: Иосиф  же прообраз Спасителя. По зависти от братьев брошен в ров, отцу предъявили кровавую одежду и продается за двадцать сребренник. тут во всем прообраз Спасителя..  Во вторник о десяти девах. Тут Спаситель говорит, что   надо быть готовым к концу. В среду память о жене, помазавшей миром Господа прежде спасительной страсти. А там уже и Великий Четверг, Крестная Пасха и Святое Воскресение