Схватка Воланда с Новым Дьяволом

Владимир Иноземцев
1. Инспекционный визит иностранца со свитой

Ы то время, когда жил М.А. Булгаков, большевистская власть боролась со старым, ради светлого будущего. Но жертвами в этой борьбе становились обыкновенные невинные люди.

И советские граждане были совершенно беззащитными перед неограниченной жестокостью карательных органов.

Писатель прямо писать о репрессиях тогда писать не мог. Это было бы для него очень опасно. Ибо тогда не было силы, которая могла бы противостоять репрессиям.

Писатель пытался лишь боролся со злом на страницах своего романа, в котором действовали вымышленные персонажи.

В некотором роде, противником власти в романе стал Вланд. Воланд - это Дьявол, могущественный хозяин тёмных сил. Он олицетворял зло, но в традиционном его понимании. Воланд, хоть и злодей, но в романе он противостоит безграничному злу, с которыми столкнулся в то время сам успешный советский писатель Булгаков. 

По мнению драматурга Эдварда Радзинского, прообразом Воланда для Булгакова был Иосиф Сталин. Именно советский вождь Сталин сосредоточил после революции в своих руках безграничную власть и известен своей жестокостью и организацией массовых репрессий.

Но Воланд, в отличие от Сталина, был просто злодеем. Чтобы защитить Мастера от несправедливых гонений он расправляется с его обидчиками и восстанавливает такой порядок, который должен быть в его понимании. То есть Воланд, хоть и злодей, но он творит зло в его традиционном понимании и не выходит за рамки самим им установленного.

От самого Воланда мы узнаём, что он давно не вмешивался в заведённый им порядок. Вместо него соблазняли, растлевали и толкали на преступления многочисленные его слуги. Он наведался в Москву, чтобы проверить, как созданный им порядок в городе соблюдается. В Однако Воланд обнаружил, что пока он отсутствовал, в советской столице стал хозяйничать другой Дьявол. И этот Новый Дьявол действует по иным жестоким правилам.

Сам же повелитель тёмных сил Воланд, в отличие от Вождя народов, довольствовался своим местом соблазнителя пороков, а на людей непорочных не покушался.
Воланд не совершает зло вне свой сферы, он не творит Зло, ради Зла.
 
И тех, кто нарушает установленные им правила, Воланд наказывает.
Для примера, он устраняет влиятельного литературного чиновника  Берлиоза. Именно Берлиоз отказался публиковать роман Мастера. Кроме того, руками его жены Маргариты, Воланд карает критика Латунского. Вина Латунского была в том, что он написал злую критическую статью о романе Мастера.

Поэтому с точки зрения обиженного властью автора, Воланд представляется честным, справедливым и благородным.
 
Однако и олицетворявший безграничное зло Иосиф Сталин, подобно старому Воланду, был двойственной исторической личностью. Жестокий советский вождь старался и многое сделал для страны, которой он руководил. Именно после Сталина нам досталась могучая держава - Советский Союз, который мы, его гуманные и либеральные потомки, не могли сохранить.

Диктатура - это не только власть одного человека. Диктатура - это целая пирамида. Диктатор лишь руководит этой системой с самого верха этой пирамиды. Но эта система существует, благодаря людям, которые приспособились к диктатуре и которые заинтересованы в её сохранении.
Так что диктатору нужна свита.

Для примера, сам Сталин в пытках арестованных и в расстрелах не участвовал. Этим занимались люди работавшие в подконтрольных ему репрессивных государственных органах.

Как и положено князю тьмы, у Воланда была своя свита. Его спутники сбивают людей с истинного пути, соблазняют, искушают и исполняют приговоры своего хозяина.

2. Фагот или Коровьев на службе у Воланда

Одним из  исполнителей воли Воланда в романе является Коровьев. Однако Коровьев из тех, кто действуют хитро, из-подтишка. С редактором Берлиозом Коровьев расправляется, направляя того к турникету. Именно в то место, где Аннушка разлила масло, чтобы тот поскользнулся и сам попал под трамвай.
Также скрытно Коровьев с Бегемотом поджигают Торгсин.

Коровьев выполняет злую волю Хозяина, но прямо обвинить его в совершенных преступлениях невозможно.

Так в СССР действовали тысячи своих коровьевых - доносчиков и осведомителей. Эти недоброжелатели писали фальшивые доносы, чтобы с помощью властей расправиться с теми, кого они оклеветали. На основании таких фальшивых доносов государственные репрессивные органы пытали и выносили приговоры мнимым врагам народа и просто случайным людям.

3. Азазело

Кроме хитрецов и аферистов власти служили и те, кто были согласны исполнить любую грязную работу Хозяина. Таким персонажем в романе Булгакова был Азазело. Именно он выполняет «грязную» работу, связанная с насилием.

Кроме того. Азазело был способен летать, становился невидимым, а также телепортировался и телепортировал других. Например, он переместил Степана Богдановича Лиходеева из Москвы в Ялту,

Именно Азазело толкает Маргариту на преступление. Он вручает жене Мастера крем, который преображает её. С помощью этого крема Маргарита смогла стать невидимой, полетела над Москвой, залетела в квартиру Латунского, чтобы учинить там погром.

4. Кот Бегемот

Многие люди служат диктатору, потому что им это выгодно, получают от властей довольствие и прочие блага. В свите Воланда таким является Кот Бегемот.
Он с удовольствием трапезничает и готов выполнять роль придворного шута. Он занимает зрителей во время представления в театре Варьете.
Однако Кот Бегемот выполняет и другие дьявольские поручения. Например, он пытается сбить с пути преследующего свиту Воланда Ивана Бездомного и даёт председателю жилтоварищества Босому взятку рублями, которые потом, волшебным образом превращаются в доллары, а затем в бумагу.

5. Как бороться с диктатором?

При том тотальном контроле, который существовал во времена Булгакова и при всесилии карательных органов никак. За любой намёк на несогласие с политикой большевиков, человека могли бросить за решетку. Потому никаких легальных средств борьбы с диктатурой во времена Булгакова не существовало.
Однако кое-кто могли подсидеть и оклеветать тех, что творили зло. То есть эти люди действовать дьявольскими средствами и сами переходили на службу к Дьяволу.
И в романе Булгакова - Воланд - это другой Дьявол, который помогает Маргарите в борьбе с Советским Дьяволом.

6. Как женщина становится ведьмой?

Редактор Берлиоз, отказался печатать религиозный роман Мастера. Для Мастера это означало остался без работы.
Гонения на Мастера стали и трагедией для Маргариты.
В романе чтобы защитить Мастера любящая его жена Маргарита мстит критику Латунскому.

В действительности критиком, написавшим отзыв на роман самого Булгакова, был Осаф Литовский, Статья Литовского называлась «Против булгаковщины. Белая гвардия сквозь розовые очки» В то время подобная статья приводила к запрету на публикацию и других произведений критикуемого писателя, либо применение в отношении автора репрессий.

Как и сам Булгаков, Мастер тяжело пережил публичное «избиение» и от переживаний по вине критиков, в том числе Латунского, попал в психиатрическую клинику.

Маргарита устраивает в квартире критика Латунского погром. Так она мстит ему, за то, что он разрушил ее жизнь, жизнь Мастера, За то что, как она считала, вмешался в чужое сознание, чужую жизнь и творчество.

Маргарита из злости разгромила квартиру Латунского, за то что он уничтожил Мастера как писателя. Этот критик написал на роман такую рецензию, после которой Мастер был вынужден жить в старом подвальчике на Арбате и, практически, скрываться от людей.

Влюбленная в Мастера Маргарита  считала своего мужа гениальным писателем, а критика Латунского она возненавидела.
Таким образом она становится ведьмой из-за любви. Но, совершив такую трансформацию, то есть действуя дьявольскими средствами она стала помощницей Дьявола.
За оказанную услугу Сатана попросил влюблённую в бедного полусумасшедшего писателя женщину, стать королевой на его ежегодном балу.
 
Прототипом Маргариты в некотором роде, была третья жена автора романа Елена Сергеевна Шиловская.

Елена Сергеевна была дочерью рижского крещёного еврея Сергея Нюренберга. По характеру Елена Сергеевна отчасти походила на свою мать Александру Александровну, урождённую Горскую. Мать Шиловской была очень верующей женщиной, но вместе с тем она была энергичной и обладала практической жилкой.

До брака с Булгаковым Шиловская уже была замужем за адъютантом командарма Н. В. Соллогуба Юрием Неёловым. Но вскоре там же на фронте Елена Сергеевна встретила Евгения Шиловского, который тогда исполнял обязанности начальника штаба 16-й армии. После встречи с Шиловским Елена Сергеевна расстаётся со своим первым мужем и выходит замуж за Шиловского.

В последствии Шиловский сделал успешную военную карьеру. Он был помощником начальника Академии Генштаба, а затем был начальником штаба Московского военного округа. В браке с Шиловским Елена Сергеевна родила двоих сыновей.

Однако в 1929 году Елена Сергеевна встречает писателя М. А. Булгакова, влюбляется в него и ради Булгакова решает уйти от успешного военноначальника мужа. Она захотела стать музой большого писателя.

7. Королева банды

За помощь в расправе над Латунским от Маргариты потребовали стать королевой бала злодеев. На балу от неё требовалось одобрять преступления убийц, отравителей и прочих злодеев.
И это при том, что сама Маргарита никого не убивала и преступление её состояло лишь в том, что она залила чернилами постель в спальне Латунского и побила его посуду.
Но согласившись быть королевой на балу преступников, она отчасти взяла на себя ответственность за преступления других злодеев.
Таким приёмом пользуются все диктаторы. Они окружают себя деятелями искусства, а сами люди искусства, делая себе карьеру в условиях диктатуры, представляют ширму для преступной власти.

Именно это и происходило во времена Сталина. В СССР хватали. избивали, пытали и расстреливали невинных людей, а в кинотеатрах шли музыкальные фильмы, устраивались торжественные праздничные концерты. При этом талантливых актёров и актрис власть награждала орденами, присваивала звания народных артистов, награждала Сталинскими премиями.

И в глазах той части народа, которую не коснулись репрессии, эти кумиры были королями и королевами.

Вспомним, к примеру, любимых народом певца Ивана Козловского  или киноактрису Любовь Орлову.
Этих любимцев народа власть осыпала почестями. Хотя, в любой момент, и их могли репрессировать.
Вспомним, например, отправленного в ссылку любимого народом певца Вадима Козина.

8. Итог битвы дьяволов

Старый Дьявол - это мифологическое существо. который в романе Булгакова принимает образ иностранца Воланда.
В отличие от Воланда Иосиф Сталин был человеком, то есть смертным.
Хотя битва дьяволов и закончилась полной победой Советского дьяволиады, но в 1953 году Советский вождь скончался от инсульта. После этого началась борьба за власть среди его свиты.
Победу одержала группа во главе с Н.С. Хрущевым. Эти руководители партии были вынуждены реагировать на сложившуюся при Сталине практику политических репрессий политических противников и вообще ни в чём не повинных людей.

В самой партии на 20 съезде КПСС осудили культ личности своего вождя Сталина. Было обнародованы документы о том, что Сталин лично руководил репрессиями и был виновен в смерти тысяч невинных людей.

Многочисленные города, носившие имя Сталина переименовали. переименовали улицы, которые носили имя Сталина, стадионы, пик на Памире и многое другое.
В партии и в народе однозначно утвердилось мнение, что действовать дьявольскими методами в отношении кого бы то ни было, недопустимо.
Но идеи Сталина живы и сегодня в головах немногочисленных сталинистов, которые хотели бы как и прежде пытать, расстреливать и вешать тех, кого они сегодня считают своими врагами.

Сам автор романа «Мастер и Маргарита»  М.А. Булгаков умер относительно молодым в 48 лет, в 1940 году.
Роман его всё равно был издан, но лишь в 1966 - 1967 годах, то есть через 26 лет после смерти автора и после отстранения от власти Н.С. Хрущева. Многое для публикации романа сделала вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова.

Роман «Мастер и Маргарита» считается классикой и входит в школьную программу. Изучают его в 11 классе. Хотя, мне трудно понять какую для себя мудрость извлекают, прочитав это сложное и неоднозначное произведение, школьники.
Вместе с тем, М.А. Булгаков действительно классик. Другие его произведения, такие как театральный роман, Белая гвардия, Собачье сердце и другие пользуются популярностью у многих поколений читателей, как и фильмы снятые по этим произведениям выдающимися режиссёрами.

Что касается права автора иметь своё мнение и того, что редакторы и критики не должны мешать ему это мнение излагать, то это вопрос непростой. Конечно, излагать то, что видит автор и как он это понимает - это право писателя.
Однако и тогда и теперь существует предел частному мнению. Идеи и видение писателя не должны быть опасны для общества и общество в законодательном порядке может устанавливать предел для фантазий писателей.
А критиков оно тоже должно брать под свою защиту, и гарантировать безопасность людям этой опасной профессии. ибо и у них должна быть свобода слова.

Воланд хоть и убежал из Москвы, но без дела не остаётся. У Сатны есть и всё время появляются новые помощники, которые соблазняют, сулят невиданные проценты, разводят с помощью телефонов и в сети, отнимают у доверчивых граждан жильё.
Нам об этих слугах Сатаны постоянно нужно помнить.