Последняя рыбалка

Ольга Реднинская
У дяди Вовы  настоящий джип. Не «Волга», не «Жигули», не «Москвич» и даже не «Запорожец», а джип  -  самый крутой  вездеход.  Он всегда  ездит на нём  с моим папой на рыбалку. А ещё у дяди Вовы дочка Ира, моя одноклассница. Ира  -   настоящая отличница, и Нина Капитоновна всегда её хвалит  за прилежание. Ира  для меня   -  образец для подражания ещё и потому, что она никогда не плачет, даже когда ей мажут  зелёнкой разбитую коленку. В этот момент я смотрю  на её совершенно спокойное лицо,  строгие губы в еле заметной  презрительной улыбке и думаю: «Вот это да!  Я бы кричала…»
Дядя Вова любит меня, потому что я  похожа на отца, а мой отец  его лучший друг, без которого и рыбалка не рыбалка. Он   еще  очень любит Высоцкого. Как только я вхожу   в их большой частный дом  -  меня тут же встречает Высоцкий. В гостиной у них  настоящее немецкое  пианино, потому что бабушка, и дедушка, и мама Иры  -  музыканты.  Иногда Ириной маме я  пою, так как у меня красивый голос. Улыбаясь, тётя Аня подсказывает мне что-то и всегда грустно  добавляет: «А Ира совсем не хочет играть на пианино и в знак протеста кладёт  ноги на инструмент. Вот как её учить?» Я не знаю, что посоветовать доброй тёте Ане, мне её очень жаль, я не понимаю,  как можно ставить свои  ноги на старинное немецкое пианино…
  -  Папа, - однажды говорю я  отцу,  - возьми меня на рыбалку. Я хочу посмотреть, как ловится рыба.
   - Почему же не взять?  - отвечает отец. – Как только поедем на выходных, захватим  тебя с собой. Только ты веди  себя хорошо, потому что рыбалка требует большого терпения, сосредоточенности и внимания. Вот увидишь, какие мы с дядей Вовой серьёзные и сосредоточенные люди.
И вот совсем ранним утром мы едем на рыбалку в  Пчеловодную. Я сижу на жёстком  сидении джипа  и удивлённо смотрю в окно. Дядя Вова за рулём, у него и вправду сосредоточенный вид, а  в зубах сигарета.  Отец продолжает спать.
Приехали, выгружаем всё, что в машине: удочки, раколовки, сумки… Отец выспался и теперь пытается шутить:
   -  Лёля, представляешь, а тётя Дуся ловит раков руками, и  так быстро у неё получается. Будешь сегодня раков руками ловить?
 -  Нет, они меня укусят.
  -  А как же тётю Дусю не кусают?  -  смеётся он.
В одной из сумок  еда, завернутая в бумагу (раньше всё заворачивали в бумагу, потому что не было пакетов), туда попала бутылка после тряски в машине  и измазалась  хлебными и пряничными крошками.  Дядя Вова трепетно вынимает  её  из бумаги и, с какой-то опаской глядя на меня,  говорит:
    - Лёля, ополосни, пожалуйста,  бутылку в речке, а то крошки налипли, да осторожно, не разбей!
Я, радуясь поручению, бегу  к реке  и начинаю мыть бутылку, потом  вдруг вспоминаю о том, что меня вообще-то мама учила мыть посуду хорошо, и решаю  вылить непонятное, не совсем прозрачное содержимое бутылки в воду, для того чтобы промыть её уже как следует до блеска. В неярком  утреннем свете бутылка сияет, как хрусталь.
Когда я подбегаю  к дяде Вове и радостно протягиваю  ему сверкающую бутылку, то он вдруг завывает, как раненый зверь:
  -   Что ты натворила?! Всё, можем ехать обратно!  Уже нет смысла оставаться!
И тут я догадываюсь: наверное,  в бутылке  было то, что  делает взрослых весёлыми и  глупыми. Значит, я вылила вино… Отец смеётся, а я плачу. Чтобы защитить себя, я выдавливаю сквозь слёзы:
 - Почему вы меня обзываете? Меня мама учила мыть посуду хорошо. Я вымыла так, как меня учила мама.
 -  Моя Ира и не додумалась бы  вытворить такое!..– продолжает  рычать дядя Вова, теребя  на своей голове последние волосы. 
И тут я представляю  на моём месте Иру, которая презрительно берёт двумя пальцами бутылку, неторопливо  погружает  её  в  воды тихого Дона  и ждёт, пока  крошки на бутылке смоются сами собой или же их съедят голодные рыбы. Ира всегда молодец  - не то что я…Мне очень грустно…Отец  гладит меня по голове и говорит:
  -  Ничего, проживём и без бутылки, зато у нас есть пряники, хлеб и колбаса.
 -  Да-а, колбаса-а,  -  передразнивает его дядя Вова.
 -  Давай я покажу ребёнку,  как надо ловить рыбу, я ей обещал, и мы  поедем.
  -  Показывай! И больше мойщицу посуды на рыбалку  не берём!
Я сажусь с отцом в лодку, и мы выплываем на середину реки. Тишина. Река спокойно перебирает гребешки пробуждающихся  волн. Ранний  воздух кажется чистым, как кристалл. Мне хорошо, я свешиваюсь к воде  и рукой касаюсь тёплого, немного сонного   Дона.  Отец что-то объясняет и в то же время посматривает  на берег, где боком к нам сидит  ссутулившись дядя Вова.
  -  Вот смотри, Лёля, учись рыбу ловить, пока я жив, - деловито говорит отец, но… рыба не клюёт. Может, она тоже, как и дядя Вова, обиделась на меня? Или же, наоборот, обрадовалась моему  угощению и устроила себе выходной?
 -  Женщина на корабле  - к несчастью!   - продолжает мне мстить дядя Вова, хотя отец  сам уже понял, что к несчастью, уже все поняли,  и не надо  выкрикивать.
Наконец  расстраивается и отец: впервые в жизни  он ничего не  поймал,  даже самой мелкой рыбёшки. В полном молчании  мы возвращаемся домой. Я, обдумывая ситуацию, пытаюсь ответить себе на вопрос:  получается, когда человек старается, делает что-то очень хорошо, то на самом деле это плохо? Или просто не задался день и лучше терпеливо его переждать? А вообще-то я поступила правильно, потому  что алкоголь вреден для здоровья, хотя некоторые личности  до сих пор этого не осознали…И я  уже с некоторой снисходительностью смотрю  на сидящего за рулём с сигаретой в зубах дядю Вову и   -    успокаиваюсь.