Смотрим в книгу

Александр Старостин 3
СМОТРИМ В КНИГУ…
         «Неоспоримое право гения – не осознавать свою гениальность. Именно потому гений и досадует на то, что его не понимают читатели».
         «Неважно, понимает ли писатель то, что он пишет, беда, когда читатель не понимает   
прочитанного». Не внесено в «Постулаты Старостина»

Предисловие.

              Да, да, Вы правильно продолжили эту поговорку. Составляем буквы как Петрушка, слуга Чичикова*, а в смысл получаемых фраз не вникаем. Не согласны? Вот Вам пример: Песня о буревестнике. «Красивое имя, высокая честь», но на самом деле буревестник не упивается бурей, он от неё прячется, иногда в самых неподходящих местах. Загадка: неужели Горькому была недоступна энциклопедия? Или он издевался над теми, кто потом будет с восторгом эту песню декламировать? Песня о Соколе  примерно такого же плана. Да мало ли кто гордится своими будущими подвигами, которым к тому же не суждено сбыться? Чем сокол лучше своего противника? Бахвальством? Перед кем он геройствует? Перед своей пищей! Полная орнитологическая чепуха. А как Вам «Драма» А.П. Чехова? Жесточайшая критика** суда присяжных в необразованной стране у нас называется комедией. Да на фоне убийства из эстетических побуждений – любое другое просто неподсудно! Даже Л.Н. Толстой – сторонник не сопротивления злу насилием, не понял смысла этого рассказа! Чего же было от других ожидать? Кстати, совершенно неважно, авторами эти мысли высказаны были намеренно или случайно, важно, что прочитаны они кое-как*.

           Что интересно, произведения, которые за якобы простотой изложения скрывают просто море информации, написаны в первых третях XIX и XX веков, может быть и в этом веке что-то такое уже написано, но едва ли. Все остальные, на мой взгляд, не более чем событийные, домысливать почти нечего, а идеалы, вынесенные из этих произведение, более надуманные, чем реальные. 

           Разумеется, автор не собирается перебирать все произведения XIX века, достаточно будет ограничиться теми, мимо которых никому не удавалось и, надеюсь, не удастся проскочить в детские и школьные годы.

           Вот, например, сказки «По щучьему велению» и «Конек-горбунок». Абсолютно все читатели, слушатели и зрители бесконечных экранизаций на стороне Емели и Ивана-дурака. Но почему именно - никто не задумывался. Все проще простого: на их стороне волшебные силы и они могут творить, что хотят, правда, благоденствие Ивана-дурака связано с некоторыми трудностями бытия, зато пределу возможностей Емели нет вообще! Ну, разве хоть кто-то не предпочел бы быть игрушкой в чьих угодно, но всесильных руках, как два эти лодыря и неумехи? Факт же, что Иван-дурак два-три года обворовывал свою семью проходит мимо сознания всех читателей/слушателей/зрителей или воспринимается, как вполне нормальный поступок. Кто-то может сказать, для какой именно цели популяризируются эти… герои? И трудно ли предсказать результаты такой героизации?

_____________________________
* - «Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше самое чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит» (источник **- кстати, нет никакой гарантии, что «Драма» не была предупреждением ХХ-му веку, когда писатели дискриминировались по… эстетическим причинам. Но она могла быть и подготовительной пилюлей к тем ужасам, которые готовил нашей стране ХХ век.

То же самое и с Чацким, Онегиным, Печориным, которые героизировались под каким-то антимонархическим флагом, хотя не были ни какими борцами, а барами в полном смысле этого слова, которые пилили сук ,на котором сидели, а веревку от петли на их горле одновременно привязывали к суку, расположенному повыше.
        Почему никто и никогда не задумывался, не примерял на себя этих «героев» не как вседозволенность именно для себя, а для сына или дочери? Многие захотели бы иметь сыном Емелю, Ивана-дурака, Балду, Онегина, Чацкого, Печорина, Татьяну? Разумеется, такие найдутся, но не уверен, что многие.


Вступление.

         Как бы там ни было, но нет, наверное, более известного произведения, чем «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Многие из представителей молодёжи, с которыми довелось побеседовать на тему этого произведения, зачастую сознавались, что многое забыли и в лучшем случае помнят строфу про «Дядю», а многие собеседники, близкие к моему поколению, много цитируют и до сих пор сопереживают героям романа, впрочем, также, не вникая в сущность причин этих переживаний.

         Самая главная черта великой русской литературы, во всяком случае тех книг, что и сделали ее великой, та, что они написаны не для ого, что бы «гордый свет забавить», а для домысливания, для размышления: а почему это так, а не иначе, как бы я поступил в таком случае, а хотел бы я иметь такого друга, сына, дочь, как герой произведения? Но слишком многие посылы остались незамеченными, следовательно, и реакции не воспоследовало.
        Едва ли мне под силу проанализировать все произведения ХIХ века, поэтому я ограничусь только одним, но самым-самым!

Ещё одно предисловие.

        Вряд ли возможно посчитать точное число пушкинистов и исследователей творчества Пушкина, следовательно, появление среди них ещё и меня… никак не изменит баланс, как его не изменит статистическая погрешность. Но я не боюсь потеряться в собрании отягощенных званиями и регалиями корифеев на их Олимпе, так как и не собираюсь туда подниматься, ибо отягощен только бородой и любопытством.

«Средний читатель к третьей странице забывает, что было на первой, ну хорошо, к десятой» А.И.Старостин.

Теперь думаю, что этим постулатом я очень польстил среднему читателю, так как «Евгений Онегин» убедительно свидетельствует, что если читатель помнит, нет, конечно, не наизусть, две пред'идущие строфы, то это уже не средний читатель.

      Итак, смею утверждать, что «Евгений Онеггин» величайшая мистификация всех времён и народов, потому, что:

I.  Обстоятельства Онегина.

«Не мысля гордый свет забавить,
Вниманье дружбы возлюбя,
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя,»
…………………………………
…………… «рукой пристрастной
Прими собранье пестрых глав,..)

                Я процитировал только часть вступления к роману «Евгений Онегин». А, впрочем, почему к роману? Только лишь потому, что так Пушкин сказал? Но жанры были определены до него и не пересматривались никогда: роман - это последовательное изложение и т.д., а Александр Сергеевич пишет, что это «собранье пестрых глав». Если кому-то важно считать «Евгения Онегина» романом, с маленькой, разумеется, буквы, то я ничего против этого не имею. Для себя же я вынес убеждение, что «Евгений Онегин»  гениальная мистификация «гордого света» и всех последующих поколений дворянского и низших сословий при проклятом царизме, и вот уже более ста лет для граждан социалистического общества.

                Конечно, необходимо уделить внимание и эпиграфу на французском языке, но для этого надо искать перевод где-то на последних страницах, но неохота – авось и так пойму. Но в какие только борцы с царизмом, крепостным правом не записывали Онегина наши учителя! И в декабристы, и в список лучших людей эпохи и всё это не спросив Пушкина, а он ведь ответил, не дожидаясь вопроса: «Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого». Вы увидели в романе основания для онегинского чувства превосходства? Ну как же, вы ответите, а богатство, знатность, популярность, образование? Ну что же, примем как вопросы, но рассмотрим их позже по ходу общего обсуждения.

               Итак, сейчас вы должны удивиться. К чести абсолютного большинства прочитавших «Евгения Онегина», можно сказать, что они безошибочно прочтут по памяти продолжении первой строфы первой главы. Начинаю: «Мой дядя…» продолжайте. А теперь сюрприз, конечно не от меня, а от Пушкина. В той строфе нет ни слова про самоё Дядю, хорошо, нет ни слова правды о Дяде. И напрасно школьники, поощряемые учителями, с усердием достойным лучшего применения высмеивали его. Все мы и они были не более, чем пособниками клеветника Онегина. А сколько их ещё будет! В дальнейшем станет ясно, что Онегин НЕ сидел с больным «…и день и ночь, не отходя ни шагу прочь». НЕ поправлял  ему подушку, НЕ подносил лекарства НИ печально, НИ весело. А сакраментальное «Когда же черт возьмет тебя» повторял, вероятно, день изо дня, даже ничего не зная о состоянии здоровья Дяди и нимало им не интересуясь, так как находился на краю финансовой пропасти. Той самой, про которую О.Бендер слишком оптимистично заявлял, что в нее можно падать всю жизнь, никак не акцентируя внимания на том, что финансовая пропасть эту жизнь очень укорачивает. Только вот Онегин в неё падать не хотел, а делать что-нибудь – ещё больше! Вот уж кому бы подошла советская песня «Надейся и жди»!

          А как же «наследник всех своих родных?» можете спросить вы. А никак! «Всех» – это слишком неопределенное числительное: от ноля до бесконечности, в романе же действуют ТРИ родственника Онегина: Отец - несостоятельный должник - банкрот, всё его имущество досталось «взаимодатцам» и которого могло не вполне хватить для погашения долгов.
         Дядя, вероятно, брат отца – это второй родственник вот и всё число «всех родных», которые могли или хотели хоть что-то завещать Евгению. Третий родственник, вероятно по материнской линии, Князь, за которого впоследствии выйдет Татьяна, едва ли стал что-то завещать Онегину, так как находился в «полном цвете лет» - примерно ровесник Онегина, уже делал неплохую военную карьеру, а может и уже был генералом. Ровесники же они потому, что были друзьями и когда-то шалили вместе, и тому есть подтверждение в романе. Если же наследователи с отцовской линии были кроме Дяди, то их наследником был бы Отец, как наследник первой очереди, если у тех не было прямых наследников, что весьма не частое встречалось на просторах Российской империи. (см. Герцен или Безухов).

         К чему я так пристально разбираю финансовые обстоятельства Онегина, а к тому, что они очередная мистификация Пушкина: Онегин не мог жить той шикарной жизнью, одеваться «Как dandy лондонский», находясь на содержании отца, который сам жил долгами. В пользу скромности бытия Онегина говорит и то, что он не получил сколько-нибудь систематического образования, за что «добрый приятель» лицеист Пушкин непременно высмеивал бы его на каждом шагу. То есть, балерины, жир котлет, вино кометы, лимбурский сыр и прочее, не более, чем фантазии изголодавшегося в ожидании наследства Онегина. А еще и для того, чтобы показать, что вся обстановка помещичьего дома имела полное отношение только к Дяде, и бильярд на два шара, и книги, и особенно бюстик в треуголке. Согласитесь, но через 12-15 лет, разгромленный и бесславно отошедший в мир иной Наполеон, не мог быть в России также популярен, как за 25-30 лет до этого, то есть в достаточно ещё молодые годы Дяди.
         Зачем Пушкин описал фантазии Онегина? А спросите у Аллы Соколовой про необходимость «Фантазий Фарятьева». Тем более, что фантазии Онегина переваливают на третью сотню лет, а многие ли из присутствующих знакомы с пьесой, которой нет и 50?

          Некто Обломов тоже ведь не просто так лежал на диване, можно поручиться, что он фантазировал и опиши Гончаров его фантазии, числился бы Обломов среди ниспровергателей основ. Но Обломов пока ещё разорится, а Онегин по скромности бытия с младых ногтей приступил к фантазированию.

         Основная характеристика, данная Онегину светом: «он умён и очень мил» говорит больше о «свете», нежели о самом Онегине

          Не согласны? Ну и ладно! Пусть я ошибаюсь, только опровергнуть меня очень трудно, даже перечитав роман.

         Итак, считаю доказанным, что детство и юность Онегина были вполне скромными в материальном отношении, что лицемерие, злословие и клевета его… неотчуждаемые качества и ожидать от него какого-то благородства и «прямой чести(?)», мягко говоря, наивно. В тексте… романа не сказано, что он озаботился погашением отцовских долгов, а может быть и погребением его тела. С такого станется. Благодетеля и наследователя - Дядю Онегин оклеветал на 200 лет уже, и кто знает насколько лет вперед.

          При большом желании слова:
«Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.»  - можно принять, как свидетельство его бурной военной молодости, но так как о мундире в романе не было и слова, а только лишь о предметах цивильного наряда, то оно кажется весьма сомнительным. Кроме того, распорядок его дня никак не предусматривал сражения, парады, смотры, дежурства и прочую военную нуднятину, то это предположение отвергается, ещё до его возникновения. Также их можно расценить, как несметное количество дуэлей с соперниками, обманутыми друзьями и мужьями, но тогда они не стыкуются со словами:
«Но вы, блаженные мужья,
С ним оставались вы друзья»? Умело выбирал неопасных соперников или совсем не востребованных дам?

         О несостоятельности Онегина говорит и тот факт, что он думал о Дяде: «Летя в пыли на почтовых,», то есть не в своем экипаже, и с минимумом поклажи. Да и лететь на почтовых, это хорошая метафора, но довольно унылая реальность, о которой сам Пушкин писал, что в некоторых случаях проезжал около 30 верст в день, подолгу задерживался на почтовых станциях, где были кривые и пьяные ямщики.

         Онегин, это второй вариант Лисы из басни «Лисица и виноград», у которого тоже видело око, но зуб не получал. Впрочем, когда виноград, то есть Татьяна, действительно был зелен он, то есть она, закономерно не вызвал интереса


         
II.  Ленский.

       Общепризнано, что  Ленский страстно влюблён в Ольгу, но как тогда быть с фразой автора «Евгения Онегина»:
«Но Ленский, не имев, конечно,(!)
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.»? - разумеется, мне могут возразить, что это касалось той самой Дуни с её вокалами, но Пушкин почему-то не сделал исключения и для Ольги.

       Вообще-то о Ленском и сказать особо нечего. Сирота, ещё до 18-ти лет бросил учёбу, разочаровался в жизни, сошёлся с лодырем-наставником, без чьего руководства и содействия был бы «счастлив и рогат, носил бы стёганый халат». Кроме того Владимир тренировался в «науке страсти нежной» в имении Лариных с младшей из сестёр, в чем, вероятно, и преуспел. Об этом говорит тот факт, что целомудренность их отношений в начале лета ко дню рождения Татьяны заметно поменяла свои очертания.
      О каких бы то ни было нововведениях Ленского, на подобии рацеи Онегина с оброком, нам неизвестно, а его поэтическое наследие состоит только из самоэпитафии, крепко отредактированной Пушкиным. Кроме того, он был растяпой и интриганом-неудачником. Но об этом впереди.


III. Онегин и Ленский. Часть 1.

«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.»

       Предполагаю, что для создания очередной мистификации Пушкин хотел создать впечатление у читателя, что Онегин и Ленский были неразлучны от «скоро стали неразлучны» до дня рождения Татьяны. На самом деле нет никакого свидетельства, что после их визита к Лариным до начала января они встречались, а, тем более, проводили время вместе. На этот период Ленского заменил Зарецкий. До какого-то времени и я считал это не важным, что делать, пороки советского образования так просто не исчезают!
      Вот теперь мы и подбираемся к завязке основной интриги романа! А это Глава третья строфа III, то есть визит Ленского и Онегина к Лариным. Она совсем короткая и я приведу ее полностью:
«Поедем. —
Поскакали други,
Явились; им расточены
Порой тяжелые услуги
Гостеприимной старины.
Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.»
. . . . . . . . . . . . . .
      Это всё про посещение Лариных друзьями. Теперь найдите место, где бы Онегин смог, как в опере пропеть Татьяне «Я очень счастлив». Как хотите, но я не могу сделать другого вывода: Ленский Онегина Лариным НЕ ПРЕДСТАВИЛ!!! А Ларина старшая не указала Ленскому на его упущение: коль скоро они знают, кто это, то этого и достаточно. Гении ничего не пишут просто так, даже если им кажется, что они всего лишь резвятся. Иначе с чего бы другого возникла фраза Онегина:
«А кстати: Ларина проста»? иных свидетельств простоты Лариной придумать невозможно, ведь не сморкалась же она в занавески!

        Стоит размыслить, а по какой причине Ленский не представил Онегина? Наиболее вероятной мне кажется… реакция Ольги. Увидев, что Ольга не сводит глаз с Онегина и вся раскраснелась, Владимир был шокирован, растерян, подавлен и т.д., а сама мысль подвести Онегина к ручке Ольги повергла его в ступор! Нет, только не это! Домашняя «суетня» с вареньем, брусничной водой и прочими угощениями как-то заиграла первоначальную неловкость. Но Онегин всё видел! Нельзя исключать того, что он был уязвлён оплошностью Ленского, вполне же понимая её причину он просто не мог как-нибудь не об'играть её впоследствии. Только не говорите, что взаимное представление настолько обычное действие, что Гений просто не стал уделять ему место! Еще раз скажу, что Гении ничего не пишут просто так!
        Хорошо, пусть будет по-вашему: Онегин был представлен, тогда объясните мне его вопрос сразу же после визита:
«Скажи, которая Татьяна?» - он что, забыл всё, что было 20-30 минут назад? Теперь убедил?
Принято единогласно!
         С чего бы Онегину прощать оскорбление и не щелкнуть по носу зарвавшегося юнца, тем более, в след щелчка, полученного от Ольги? Ещё Онегин показывает Ленскому, что Ольга не представляет для него интереса более, чем:
«Эта глупая луна
на этом глупом небосводе» - оскорбив заодно с самим Ленским и прочих Лариных.
На что:
«Владимир глухо отвечал,
А после во весь путь молчал», только вот чтО именно он отвечал и почему, и, главное, о чем молчал Ленский, нам, в период прохождения романа, думать было не досуг: математика, химия, коньки, лыжи, прогулка с девушкой(в первую очередь!), стратегия, ниндзя-чебурашки, а тут ещё главу надо дочитать к завтра! 

       Вот истинная причина возникшего напряжения в отношениях Ленский-Онегин! Можно смело утверждать, что после этого вечера Онегин и Ленский не виделись до января. Жизнь Онегина с того дня описана Пушкиным не подробно, но достаточно, чтобы понять: время он проводил с Зарецким, в прогулках, с белянкой черноокой, а не с Ленским.


IV.  Татьяна.

        Не могу сказать почему, но Татьяна у меня и в школьные годы не вызывала к себе никакого пиетета. Как-то не вписывалась она в круг девочек, знакомых мне по детскому саду, улице, и школе. Все были резвы, подвижны, любили играть в дочки-матери, делали «секреты», суть которых я так и не понял до седой уже бороды. Какую-то безучастную девочку катали иногда в коляске мимо, но ничего кроме мимолетного интереса она не вызвала – у детства слишком много своих проблем и занятий, чтобы отвлекаться на тех, кто не хочет или не может их разделить.

      Для всех окружающих её детей, Татьяна была такой девочкой, только без коляски.  Если кто-то из вас интересовался психическим своеобразием людей, то в описании детства, а, впрочем, не только детства Татьяны, он обнаружит, что Пушкин отразил явные признаки аутизма и эскапизма. Что именно она читала, над чем размышляла в часы уединения нам неизвестно, но можно поклясться, что ни теорема Ферма, ни новейшие педагогические, философские, политэкономические изыскания  её  не интересовали, иначе ей не было бы дела до мистики, примет и прочих пережитков старины. Я не вижу ни одного фактора, который способствовал  превращению этого… дичка в полноценную личность, которой восхищаются уже 200 лет. Кто, каким способом выучил её французскому языку не только неизвестно, но и непонятно, как в случае с Онегиным, например. Как она сумела увильнуть от русского? На каком языке общалась с Нянькой? Почему эта Нянька такая старая? Обычно в няньках оставались кормилицы.
      Вообще с Татьяной больше вопросов, чем ответов
      Предположение Туминаса, популяризированное Минкиным в его книге, что Татьяна не дочь Дмитрия Ларина основана на ложной трактовке строк:
«Она в семье своей РОДНОЙ
КАЗАЛАСЬ девочкой чужой.», а строка:
«Она ласкаться не умела
К отцу…» отметает все предположения о незаконности её появления на свет или… уж не предполагал ли Туминас, что настоящий отец Татьяны, вероятно, тот « франт и гвардии сержант», живет тут же, в имении Ларина?

          «Ей рано нравились романы» - вы можете представить, до какой степени голова 17-летней Татьяны  забита всякой романтической чепухой и насколько Татьяна далека от реальности?

V. Татьяна и Онегин. Часть первая.

          Вряд ли стоит доказывать, что Татьяна в первую встречу не произвела на Онегина никакого впечатления: подумаешь «вошла и села», то есть ни здрасте, ни bonsoir. Наличие ещё одного неотесанного персонажа в этой глуши ничего не меняло.
          Итак, Ленский вытащил Онегина к соседям, которые не проявили ни малейшего интереса к его персоне, отсюда и мнение Онегина:
 «… Ларина проста,
Но очень милая старушка», мол, кто, ни приди - любого угостим, чем бог послал.
    
          Редко кто не будет раздражен, если его привезут в гости и не представят, а хозяева даже не поинтересуются именем и званием гостя. Едва ли Онегин был приятным исключением, и, во вполне естественном раздражении, не поинтересовался именами присутствующей и появившейся впоследствии девицы. В любом другом случае вопрос Онегина: «Скажи, которая Татьяна» теряет всякий смысл, если только не был направлен на то, чтобы уязвить Ленского эпиграммой на Ольгу, а, впрочем, и всех Лариных вкупе с самим Ленским.
         Мне кажется, что не будет голословным утверждение, что Татьяна не произвела на Онегина никакого впечатления, как, впрочем, и он на неё.
         А как же, вы спросите, «в землю падшее зерно»? и опять попадетесь в ловушку Пушкина.

VI. Письмо Татьяны.

         Автору этих размышлений очень трудно представить, что могло твориться в голове 17-летней девицы, занятой исключительно чтением романов и наблюдением явлений природы, надо полагать без должной их фиксации, то есть просто созерцанием. Читателю неизвестно, как широк был… прием в вечер визита Онегина к Лариным, но слух о Евгении, как соискателе руки Татьяны разнесся окрест и послужил изрядной пищей для пересудов досужему барству. В том, как быстро и неожиданно трансформируются слухи и сплетни можно убедиться, посмотрев сцену у церкви в фильме «Ночь перед Рождеством». Вот и все владельцы близлежащих деревенек были оповещены о грядущем событии.
       Почему-то не оставляют следа в памяти читателя строфа Пушкина:
«Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала… кого-нибудь,».
          Может быть, вы считаете, что визит Онегина к Лариным был важным и необходимым звеном в возникновении пересудов соседей о его матримониальных планах? А вы почитайте «Человек в футляре», а лучше посмотрите великолепную, хоть и не дословную, экранизацию этого рассказа Чехова, как сосватали Беликова и Вареньку без их согласия. Как в г-не Беликове проросло то самое «в землю падшее зерно», о котором он совсем недавно и не помышлял, а уж в каком-то романтизме этого сикофанта не заподозрил бы никто.
         А ещё мне кажется, что у Таниной досады мог быть несколько иной источник, чем это принято считать. Её никто ни в чем не неволил, общества родни она избегала, а тут слушала! С досадой! на то, что об Онегине говорят мало, даже если постоянно, то всё равно мало! Жаль, что незабвенный К.П. Прутков не внес в «Три вещи, единожды начав которые…» «слушать рассказы о грядущем блаженстве», впрочем, этот пункт по смыслу мало чем отличается от пункта третьего его афоризма, то есть, Козьма Петрович, как всегда, прав.
        Итак, роль Онегина в планах Татьяны была минимальной. Если бы за пару дней до визита Онегина ей бы начали в том же ключе рассказывать о Петушкове, Буланове, etc, то можно смело предполагать, что знаменитое Письмо было бы адресовано другому получателю. Вот только о его содержании мы могли бы и не узнать никогда, так как о приятельстве Пушкина с Петушковым… пушкинистам – куда уж мне(!), неизвестно. 
        Остается загадкой, почему при столь бурном интересе к Онегину матушка Татьяны не стала через Ленского или напрямую, пользуясь простотой сельской жизни, не приглашали Евгения в гости? Или приглашали, но только через Ленского, который, вспоминая реакцию Ольги и досадуя на эпиграмму Онегина, эти приглашения не передавал?

        Но вот письмо написано и именно Онегину. Вряд ли возможно всю нелепость всех претензий Татьяны описать лучше, чем это сделал Д.Писарев, а переписывать Дмитрия Ивановича, смысла нет. Вот только он, и не только он, не обратил внимания на то, что Татьяна… уклонилась от воспроизведения событий в их хронологической последовательности. Вот вам два варианта развития событий и выбирайте вам подходящий: Ленский по свежим следам описал Татьяну так:
«— Да ТА, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
ВОШЛА и села у окна. —»
Сама Татьяна предложила свою версию:
«ТЫ чуть ВОШЁЛ, я вмиг узнала,
Вся обомлела, запылала» - не правда ли, что это немного другое изложение последовательности событий? Кто-то скажет, что это не ещё одна шутка Гения? Или не проверка внимательности читателя? Но ведь не ошибка же!
          Несомненно, что «обомлела, запылала» тоже было, так сказать, творческим преувеличением Татьяны, вводящим в заблуждение Онегина и проверяющим внимательность читателя. Кто куда и в каких снах являлся, это ещё поди проверь, а «вошёл» – «вошла» и «запылала» можно найти в первоисточнике.
          Итак, два пункта письма Татьяны… слегка искажают действительность, остальные плод её воображения или компиляция из французских романов.
           А ещё подпись… уже два века известно, что письмо написано на французском языке, а подпись? Могла ли Татьяна, которая:
«… по русски плохо знала
Романов наших не читала
И изъяснялася с трудом
На языке своём родном» написать ТВЕРДО ЛЮДИ русскими буквами? Я крепко сомневаюсь и приглашаю читателя разделить это сомнение, то есть подпись была примерно такой: FG – загадка для Онегина и для читателей.
    
         В романе нет никакого упоминания о том, то Онегин до получения письма, а до этого дня прошло как минимум 1,5 месяца, вспоминал:
«…..Татьяны милой
И бледный цвет и вид унылый». Стоит ли упоминать, что если бы хоть кто-то произвел хоть какое-то впечатление на Онегина, то возможность посетить Лариных он нашел бы. Только ни та, которая «вошла и села», ни та, которая «Кругла, красна лицом» никак не настроили Онегина на романтический лад и никак не повлияли на его сон и аппетит, что уж говорить о матримониальных фантазиях!
       А вот после получения письма, вспоминать (см. цитату выше) не было вообще никакого основания, так как в письме черным по белому чистейшим(?) французским языком было написано «Вся обомлела, ЗАПЫЛАЛА». Ну, разве это не очередная мистификация: читая «запылала», вспоминать «бледный цвет. И вид унылый»?
       Закономерен вопрос: «А почему через 1,5 месяца»? Визит Онегина к Лариным под водительством Ленского состоялось, вероятно, в мае, когда ещё вполне уместно угощать вареньем и, особенно, брусничной водой, а не клубникой со сливками, например, то есть свежими ягодами. Сбор же ягод нам был продемонстрирован вечером в день визита Онегина по письму Татьяны, в котором, кстати, не было призыва на свидание – можете проверить!
Заодно Пушкин показал нам, насколько бывала жестокой Ларина старшая с крепостными девушками, причем и бессмысленно, и себе во вред: Есть ли смысл собирать ягоды ночью? Даже если бы она, то есть ночь, была белой, но «смеркалось» не оставляет места для сомнений в пользу Лариной. Это, вероятно, тоже было проявлением её простоты.
      

VII. Татьяна и Онегин. Часть вторая.

       Пушкиным скрыты подробности посещения Онегиным Лариных в день его свидания с Татьяной в аллее, а мне, человеку совершенно несопоставимых с нашим гением качеств, просто невозможно воссоздать подробности того визита. Моё воображение доводит меня только до: «Татьяна прыг в другие сени…», а далее тупик. Вот раздался стук копыт, понятно, что Татьяна вся на нервах и не подумала, что это может быть кто-то другой, например податной инспектор или Ленский. Кстати, а был ли он у Лариных в тот день? Впрочем, это не важно, просто интересно. Три дня на нервах, а тут стук копыт, какой повод ещё нужен экзальтированной девице для хорошей пробежки? Что ж, убежала – пусть побегает, а мы вслед за Онегиным войдём в дом Лариных: «О, господин Онегин! Как кстати! У нас уже и самовар поспел, садитесь к столу. Неугодно ли наливочки к чаю? Славную у меня наливочку ключница делает! Что-то вы нас забыли совсем, ужли мы чем не угодили вам в ваш первый визит, так вы сердца-то не держите – мы люди простые». Смог бы он, уклонившись от угощения, тут же и брякнуть: «А которая из ваших дочек сию эпистолу мне прислала? Как мне увидеть её, а то домашняя заготовка – проповедь - пропадает?» Так что ли? А матушка ответила: «Вот Ольга – спросите у неё сами» - Нет, ну значит Татьяна. Эй, Марфа, кликни Татьяну, тут к ней жених приехал!»? Опять не так? Может быть… сколько вариантов перебрал, а правдоподобного не отыскал! Или Пушкин подшутил над добродушным читателем, а читатель и принял: «Нет подробностей, ну и не надо – Гений лучше нас знает!»? Опять же странно, а почему Татьяна в доме? Если она ждет Онегина, то логичнее было бы прохаживаться возле ворот или возле того места, которое не мог миновать Евгений, да и вообще, почему она не следила за закатом или за правильным расположением звезд на небе?    
           Хотя и отсутствие Ленского у Лариных не такая уж и безделица. Если был, то… как он отреагировал на визит Онегина после их размолвки в коляске? Тогда, значит, он был и свидетелем конфуза Татьяны с её сватовством. Если не был, то почему и как Онегин подгадал время для визита в отсутствие Ленского?

            Как бы то ни было, но они встретились.. вы можете представить шок, в который был повергнут Онегин видом Татьяны? Босая или в грязных туфлях, изорванное помятое платье с мокрыми от пота подмышками, сама исцарапана, а волосы растрёпаны. Почему так? А вы пробежитесь вслед за ней по всему маршруту в нарядном до полу платье (помните: «с утра одета»?), атласных, вероятно, туфельках по грядкам, цветникам и переломайте кусты сирени, тогда и вопроса не возникнет. То есть, мягко говоря, удивление Онегина, как минимум, не исключается. «Минуты две они молчали» вполне объясняется тем, что Онегин приходил в себя от изумления от увиденного: он, исходя из своего богатого опыта, ожидал чего угодно, но такого чуда – никогда! Тут можно попасть в ещё одну ловушку Гения! «… они молчали» явная гипербола, так как Татьяна вообще ничего не говорила и, вероятно, не собиралась ничего говорить.
           Все-таки шок Онегина был преизряднейшим, если для овладения собой ему понадобилось целых две минуты! И странно, что он не шарахнулся он неё, не потребовал срочно коня и не ускакал прочь, тем создавая себе алиби! Впрочем, и это было бы бессмысленным – все факты неподобающего поведения налицо.
          Никто не сможет сказать достоверно с какими именно мыслями Онегин шёл в аллею, все-таки он мог бы и не преодолеть искушения сорвать самый первый поцелуй с неумелых девичьих губ… но только не с этих – ещё укусит, не дай бог! Но едва ли проповедь была его домашней заготовкой, как я предполагал ранее. Скорее всего, он планировал действовать по обстоятельствам, но они оказались уж очень неожиданными, и он умиротворяющим голосом прожурчал экспромт, в котором превознёс до небес «достоинства» Татьяны, а себя повергнул в пыль. Все это вы и сами можете прочитать у Пушкина, а пересказывать своими словами то, что гениально описано Александром Сергеевичем, нет смысла – там нет места домысливанию или анализу.
         Ах, чуть не забыл! Доподлинно известно, что письмо Татьяны было написано на французском, а вот на каком языке Онегин «проповедовал» читателю неведомо. Можем ли мы исключить возможность того, что он говорил по-русски? Ни в коем случае!  Тогда интересно было бы увидеть реакцию Онегина, если бы резолюцией Татьяны на его проповедь была бы фраза, которая, вероятно, так и рвалась с уст Татьяны: «Monsieur, je ne comprends pas, r;p;tez s'il vous pla;t en fran;ais», прошу прощения за мой французский, но именно так Яндекс перевел: «Монсеньёр, я не понимаю, повторите, пожалуйста, по-французски». Реакция оратора, полагаю, была бы посильнее, чем: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»!
            Впрочем, есть ещё одно место в проповеди Онегина, которое следовало бы рассмотреть внимательному читателю, где Онегин опровергает максиму Пушкина:
 «Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она» словами:
«Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;», а мы, разумеется, оба эти антагонизма принимает, как истинные! Ещё одна шутка Гения? Несомненно!
           Также не следует исключать и того, что Евгений и Татьяна элементарно НЕЗНАКОМЫ! Не были представлены, не сказали друг другу ни одного слова! Набравшись смелости, предложу более логичный вариант строк, который непременно выбрал бы Пушкин, если бы не хотел проверить внимательность или разыграть своего читателя:
 «Я, сколько ни любил бы вас,»
Узнав же, «разлюблю тотчас;»! - что было бы и логичнее, и не противоречило тому, что автор «Евгения Онегина» утверждал несколькими строфами выше.

            А вот в строфе, в которой Онегин подвел заплаканную Татьяну к дому и в которой Пушкин умыл руки, есть, где разгуляться не в меру буйной фантазии! А впрочем, зачем её сдерживать?
            То, что я называю в себе способностью к анализу, подсказывает мне, что Танина родня не могла так просто принять с рук на руки изорванную, помятую, заплаканную Танюшу. Как бы ни были просты Ларины, но такой простоты они позволить себе не могли – ославлены на всю округу! Кто бы поверил Онегину, что он ни в чем не виноват? Кто бы поверил Танечке, что она с её меланхолией и отстраненностью совершила марш-бросок, который и не каждому гренадеру по силам?
            Как вы представляете отъезд Онегина из имения Лариных? Приподнял шляпу: «Дескать, желаю здравствовать! Засиделся я у вас, а мне ещё пять верст ехать. Кстати, окажите дочке первую помощь - инфекция попадет, не дай бог!» Или как? Моя фантазия бессильна, но только вывести Онегина от Лариных, а вот логика настаивает на том, что никуда Онегина не отпустили, а Татьяна, тем же вечером, перестала быть Лариной, а стала Онегиной, к вящей радости её мамаши.
           Стоит ли говорить, что сумев всё-таки уклониться от венца, Онегин вынужден был бы немедля покинуть деревню, а, следовательно, никакой дуэли с Ленским не было бы.


VIII. Онегин.

         Как бы то ни было, но Онегин выбрался из поместья Лариных без потери своего холостого статуса. Как ни в чем не бывало жил в своё удовольствие. Купался в реке, катался верхом, не пренебрегал поцелуями белянки, приятельствовал с Зарецким. Достоверно известно только об одной встрече с Ленским уже в январе следующего года, но вполне могли быть и другие, в таком случае Ленский был ещё коварнее, чем мне представлялось после сцены в коляске. Вероятнее всего, что о «Татьяне милой» Евгений и думать забыл. Только вот непонятно, зачем, уже ознакомившись с оригинальностью поведения Татьяны («вошла и села», рандеву в аллее) он поехал на день рождения. Вырвался непонятно каким образом из одной ловушки, теперь целит в другую? Или невтерпеж было увидеть: в какие обноски принарядившись, Татьяна будет праздновать своё 18-летие?


IХ. Ленский.

         Не подлежит сомнению, что Ленский был в курсе свидания Онегина с Татьяной, о чем говорит его фраза:
«Два раза заглянул, а там
Уж к ним и носу не покажешь.» да и не мог он не знать! Представляете, какое это было событие!? Приехал, изорвал платье на девушке, неизвестно, что с ней сделал (кто же поверит и ему, и ей?), уехал и преспокойно живет в своём имении! Ни стыда, ни совести! Ославил девушку на всю округу! Но Ленский мог получить сведения и от самих Лариных, за исключением Татьяны, она вряд ли желала популяризировать свою эскападу. Всё-таки я склоняюсь к мысли, что Ленский и Онегин не встречались до января, потому что или он сам, или Ларины зазывали бы Онегина в гости, мол, один раз ускользнул, больше не выйдет! Впрочем, не кажется уж совсем невероятным, что Ленский и Онегин встречались часто в самой дружелюбной атмосфере, как это было описано, хоть и один только раз, Пушкиным. Все-таки месть, это холодное блюдо, и Ленский поступал так, как будто он уже прочитал рассказ «Бочонок амонтильядо», хоть он и не был ещё написан Эдгаром По.
         Правомочным, мне кажется, будет предположение, что стыдливость Ленского за полгода претерпела некоторые изменения, летом он краснел, пропуская сомнительные на его взгляд страницы, а зимой уже расписывает приятелю(?), вообще-то смертельному врагу, прелести своей невесты. Зачем? Для чего? Не провокация ли это, не попытка ли использовать Ольгу, как приманку в деле защиты её реноме? Кроме того Ленский не мог не знать о размахе готовящегося торжества, все-таки закатить бал и пир для изрядного количества соседей дело не пяти минут и не одного дня. А уж в сам день рождения Татьяны он знал с абсолютной точностью, что это будет не просто тихий семейный вечер:
«— И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.» - ну, и кто поверит, что Ольга, пусть даже если она и дала обет молчания, но по секрету, без права дальнейшей передачи, не рассказала Владимиру о размахе торжества? Таковых не оказалось! Опять ловушка на Онегина, но уже не матримониальная, а смертельная.
         А то, что Ленский в своей самоэпитафии прикидывался рыцарем в белых доспехах – абсолютно ничего не значит: любой негодяй, в своих глазах хотя бы, предпочитает быть этаким «врачом-общественником», а не исчадием ада.


X. Онегин и Ленский. Часть вторая. Развязка.

            Помимо развития конфликта, возникшего в коляске белее полугода назад.., в принципе можно объяснить, почему Ленский не танцевал с Ольгой, хотя и не очень убедительно. Первый танец он сделал с Татьяной, а потом пошёл переодеваться, так как ему, как жениху, вполне могла быть отведена комната в довольно большом доме Лариных, а каким ещё может быть дом, в котором танцы сопровождаются полковым оркестром, и есть столовая, в которой могут разместиться все перечисленные гости?
            Что до меня, то я не стал бы упрекать Онегина за танцы с Ольгой по нескольким причинам. Ленский и Онегин приехали верхами (помните, «выходит, требует коня»?), следовательно, костюм Онегина не соответствовал его представлению о том, как дворянин и светская штучка должен быть одет на балу – элементарно у него не было бальных перчаток, от него могло пахнуть лошадью! Хозяйкам это ещё как-то объяснить можно, но с чего бы ему танцевать с Лариной старшей? С Татьяной... едва ли Татьяна, вспоминая свой стыд, с удовольствием приняла бы его приглашение, да Онегину и не хотелось ставить её в двусмысленное положение, и:
«Когда же дело до Евгенья
Дошло, то девы томный вид,
Ее смущение, усталость
В его душе родили жалость:
Он молча поклонился ей,
Но как-то взор его очей
Был чудно нежен. Оттого ли,
Что он и вправду тронут был,
Иль он, кокетствуя, шалил,
Невольно ль, иль из доброй воли,
Но взор сей нежность изъявил:
Он сердце Тани оживил» - а как вы думаете, почему «Но взор сей нежность изъявил:»? А я догадался! Татьяна была нормально и даже со вкусом одета! Ни лохмотьев, ни босых грязных ног, ни царапин! Тут и камень улыбнется – дошёл-таки его сарказм по поводу её совершенств!
         Но вернёмся к конфликту Ленский – Онегин. Напомню, что его завязка произошла в первый визит Онегина к Лариным, когда Ленский не представил Онегина хозяевам, а хозяева даже не поинтересовались его именем, за что, на обратном пути, и был он удостоен  эпиграммой на Ольгу. Поскольку Ленский понимал, что если Онегин и будет танцевать, то только с Ольгой – он уже просчитал все возможности Онегина (см. выше) и ушёл, ну пускай переодеваться. Но все равно остается непонятным, почему Ленский не записался у Ольги на все танцы, если не хотел развивать конфликта. Как непонятно и почему Онегин увидев, количество экипажей во дворе и оценив масштаб празднования, не развернулся на пороге? Он не мог не понять, что Ленский во второй раз играет с ним, как с мальчишкой. «Вы лжец сударь - вполне мог сказать Онегин – я завтра жду вашего друга» или просто: «Я передумал». Будем считать, что присущий ему авантюризм и желание узнать к чему всё это, понудили Евгения подыграть Ленскому. Как бы то ни было, но танцы с Ольгой может быть и были удовольствием для Евгения или выпадом с адрес Ленского, но их также можно счесть и дружеской услугой Владимиру – жених невесть где, а невеста одна в уголке плачет от обиды или танцует со всякими петушковыми.
        Как бы то ни было, но Ленский предпочёл дружескую услугу счесть оскорблением, к тому же прилюдным. «Все в изумленьи» могли быть вовсе не от того, что Ольга танцует с Онегиным. Изумиться можно и из-за того, что совершеннейший пустяк, произошедший, причем из-за оплошности самого Ленского, может стать причиной дуэли и, возможно, смерти одного из участников. Впрочем, как можно не верить Пушкину(!), Ленский сердился вовсе не на Онегина, а на Ольгу! «Проказы женские кляня»! Вот продукт германского обучения? Гёте или Шиллер его вдохновили обидеться на невесту – ну у кого же хватит смелости и разума обвинять в своих неудачах самого себя? А вызвать на дуэль именно  Онегина? Почему у Ленского не было претензий к Петушкову, который захватил первый(!) танец с Ольгой, и которого Ленский, как страстно влюблённый жених, должен был с нетерпением дожидаться? Но почему-то стал танцевать с Татьяной… Объяснить можно только стратегией Ленского, дескать, действуй Онегин, убедись, что я не врал ни про плечи, ни про грудь. С чего бы иного Онегин нашёптывал Ольге «какой-то пошлый мадригал», как не с позволения и поощрения Ленского?
        Преддуэдьные рефлексии Онегина понятны потому, хотя бы, что большой вины он за собой не видел, ну пошутил в коляске – так не подставляйся, выполняй правила этикета, отшутись, а не бубни себе под нос угрозы в надежде, что тебя не поймут хотя бы по тону.  А уж за «вечор» упрекать Ленского у Онегина было гораздо больше оснований, чем себя самого. Прямой обман о количестве гостей и размахе торжества. Вполне возможно, что скажи Ленский правду, Онегин и не поехал бы или поехал в санях во всей красе, что никак не входило в планы Ленского. Пожурив себя, Онегин проанализировал ситуацию и решил, что дуэль неизбежна.
        Ленский секундантом выбрал Зарецкого не случайно, о его с ним отношениях неизвестно ничего и вполне возможно, что Ларины его отговаривали от знакомства с ним в таких примерно словах: «Не водись с ним - он тебя плохому научит». Но он не мог не знать, что Онегин с Зарецким в приятелях и кроме него, ни с кем в этой местности не общался, то есть создавал ему трудности с поиском секунданта. Но и в этом Онегин переиграл Ленского: лакей в качестве секунданта, это оскорбление и Ленскому, и Зарецкому, а ещё и указание Ленскому на его упущение в день их первого визита к Лариным.

        Вообще, в рефлексии Онегина верится с трудом, мне они кажутся ещё одной мистификацией Пушкина. Помаялся Евгений совестью - и спать, да так спал, что проспал время дуэли аж на час! В январе в семь, то есть в восемь по тому времени, ещё довольно темно, а восход только около девяти!
        Самоэпитафия Ленского и его поведение на дуэли создают впечатление, что он не просто предполагает свою смерть, но и не желает её избежать. Всё-таки в шести шагах, на самом деле меньше, если учесть длину вытянутой руки с пистолетом, промахнуться можно только специально! Что ему мешало хотя бы копировать движения Онегина, явно более опытного в подобных делах? И было бы два хладных тела…  Уж если тюфяк Безухов преуспел однажды…
        Ленский был преждевременным человеком, ему надо было родиться, когда А. Гончаров писал «Обыкновенную историю», там он прочёл бы, что рано женятся только мужики, которым в доме нужна работница, а дворянин должен заниматься делом. Хотя, почему бы ему было не воспользоваться опытом явно уважаемого им Дмитрия Ларина. Впрочем, и в уважении к Ларину есть определенные сомнения, всё-таки «Рооr Yorick!» произнесено было Гамлетом над прахом шута.

ХI. Татьяна без Онегина.

            Некто Виля* Брик - «преподаватель по литературе», так она себя рекомендовала перед лекцией(!) на YouTube, считает, что сон Татьяны имеет, чуть ли не важнейшее значение для составления характеристики, как вы думаете кого? – Онегина! А Медведь, который её привел на пир Онегина  с нечистью, это ни кто иной, как будущий муж Татьяны! Жаль, что на мне тогда не было шляпы, а то я бы её снял перед… размахом фантазии Вили. На мой взгляд, сон Татьяны говорит только о том, что в её, будем полагать, прелестной головке порядок был, мягко говоря, относительным.
           Не будет опрометчивым заявление, что Татьяна до своего дня рождения, так ничего и не узнала об Онегине, да и откуда? Соседи тоже о нем ничего не знали, ведь он не общался ни с кем, кроме Ленского, а потом - Зарецкого. Едва ли Ленский мог рассказать Лариным что-то толковое об Онегине – их разговоры под вино были исключительно абстрактными, а поскольку Зарецкого на балу не было, то и общения с ним ранее не было тоже.           Вот и решила Татьяна уже после отъезда Онегина всё-таки хоть что-то узнать о нём, и для этого пошла в кабинет… Дяди. Да-да, именно Дяди! Если предположить, что Онегин хоть
________________________
*- неужели она вторую и третью буквы пишет строчными буквами. Вы ведь тоже догадались из чьего ФИО составлено её имя?

           Вот и решила Татьяна уже после отъезда Онегина всё-таки хоть что-то узнать о нём, и для этого пошла в кабинет… Дяди. Да-да, именно Дяди! Если предположить, что Онегин хоть что-то привез с собой из Петербурга, то он это же и увёз, а если не привозил ничего, то, вероятно, увез и что-то из когда-то Дядиного имущества. То есть, бильярд, книги с пометками, портрет Байрона,
«…столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом», чьи прототипы уже, вероятно, не были также популярны, как во времена молодости Дяди… могли в равной степени содействовать составлению эмоционально-психологического портрета Онегина, как… и сон Татьяны. Хорошо, пусть бюстик принадлежал Онегину, а Наполеона и Байрона он разлюбил и оставил бюстик и портрет в деревне. Вы видите разницу? Я нет, хотя бы потому, что нет подтверждения, что  Байрон и Наполеон были ориентирами для Онегина в его жизни, а не прикрывал плесень на стене, как портрет, и не служил пресс-папье, как бюстик. 
            Не желаете ли, сопоставить мнения столь разных людей, как Пушкин и Татьяна об одном предмете, то есть об Онегине? Тогда вот вам, сначала Пушкин:
«Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.»
А теперь Татьяна:
«Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?». – Тем не менее, вынеся столь суровый приговор Онегину, она так и не проанализировала всю глупость, всю беспочвенность своей первой любви даже после созерцания книг и предметов, некогда приобретенных… Дядей. Так стоило ли ножки бить, чтобы вынести суждение о… Дяде, который вполне мог быть и москвичом. Насколько осведомлен я, между двумя столицами всегда шло некоторое соревнование, и назвать Онегина - представителя петербургской партии москвичом, ну не знаю.., пусть специалисты разбираются, это не какое-нибудь энциклопедическое исследование, а не более чем изложение собственных впечатлений.
           Вообще, девушка 18 лет провела в фантазиях и мечтах, всё её знание жизни почерпнуто из французских романов и баек темной няньки, а тут она – бац! – и составляет точный психологический портрет человека, которого видела всего три раза, если, конечно, не считать её сон. И мы чуть не в один голос повторяем за ней: «Уж не пародия ли он?»! А кто в таком случае не пародия? В ком нельзя найти родственные или хотя бы похожие с кем-нибудь черты? Почему человек во всём должен быть оригинален? Неужели герои её любимых романов в чём-то не повторяли друг друга? В страсти к женщине, например?

          Кроме определения того, кем же на самом деле является тот, кому она навек отдала своё сердце, Татьяна ещё перебирает женихов и отвергает их одним за другим всех трёх. Вообще-то непонятно, с чего бы вдруг она стала такой популярной, всё-таки её некоторая… своеобычность едва ли была тайной для окружающих, и видеть в ней идеальную спутницу жизни могли только такие оригиналы как Князь. Неужели вытеснить из девичьего сердца первую любовь такая сладостная цель? Если же женихи оживились по случаю её 18-летия, то непонятно, за что же Ольгу выдали, не дождавшись этого возраста.
         В грусть Татьяны по отъезду Ольги поверит только тот, кто не помнит, что про её общение с Ольгой в романе нет и слова, а только то, что:
«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела»
А ещё:
«Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,».
Или вот:
«Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.» И это при том, что разница в возрасте у них всего год – едва ли два!
        Вполне понятно, почему Д. Ларин вывез молодую жену в деревню, непонятно почему она после смерти мужа постоянно пребывала в деревне? Сезонные перемещения были тогда вполне в моде. Девочкам необходимо было дать светское образование и не под надзором темной бабки. Да и сама Ларина была старушкой только в представлении Пушкина и Онегина. Допускаю, что брить лбы и гонять девушек ночами на грядки для кого-то может быть удовольствием, но едва ли величайшим в жизни. Но почему этим радостям необходимо придаваться исключительно на природе и почему круглогодично? Единственно, как более или менее правдоподобно, можно объяснить пребывание в деревне, это нежелание упустить Ленского, как мужа для Ольги в будущем. Опять же, Ольгу выдали за первого попавшегося улана, который ещё с меньшим основанием, чем кавалергард, мог обещать «деве юной любови вечной на земле». Почему местные помещики, тот же Петушков, не сватался к Ольге? Что ему мешало развивать успех первого танца на балу и тем натянуть нос Онегину, хотя бы мысленно?
       Как нелогично постоянное пребывание Лариных в деревне,  настолько же нелогичен их  отъезд в Москву на «ярмарку невест», то есть от полнейшего доминирования в стихию рынка. Насколько я понимаю, на ярмарке предложений, то есть невест, всегда больше чем купцов, сиречь свах и женихов. То есть, желание выдать Татьяну замуж, было не столько причиной, сколько попутным поводом для переезда в Москву.
      Кстати, мы ничего не знаем о жизни самой, так сказать, уже последней, Лариной в Москве, а тому, кто подумает, что она ходила только по монастырям и церквам, мы никогда не покажем оперетту Легара.



          XII. Татьяна и Князь.

          Пред'идущей главой я немного опередил события, но вряд ли это страшно для моего анализа.
          Если абстрагироваться от утверждения Татьяны, что «Для бедной Тани все были жребии равны», а исходить только из изложенных А. Пушкиным фактов, то мы увидим, что «Для бедной Тани» НЕ «все были жребии равны». Она могла жить прежней жизнью и умереть старой девой, могла уйти в монастырь или в кусочки, странствуя по святым местам. Так нет, она основательно покопалась в женихах и мене, мене, текел, упарсин, то есть нашла их всех легкими, сиречь, неподходящими. Надо ли объяснять, почему именно Татьяна нашла их слишком… легкими? - ведь матушка, не задумываясь, и с громадным удовольствием отдала бы Татьяну за любого, после её летней эскапады! Если над замужеством, ничем не  компрометировавшей себя Ольгой, матушка долго голову не ломала, то уж с Татьяной… И не следует забывать, что это только по мнению Онегина:
 «Ларина проста,
Но очень милая старушка» - у некоторых особей «мужеска полу»  могло быть совсем иное мнение и о возрастном, и об умственном состоянии мадам Лариной и многие не побоялись бы противоречить Онегину в этом вопросе. Кстати, или как угодно, некто Берти Вустер (см. П.Г. Вудхаус) всех своих знакомых девушек на выданье называл «старушками». И что? Едва ли подлежит сомнению, что матушка Татьяны в замужестве дочери была заинтересована, но из соображений, а хоть и деликатности, никак её не принуждала к браку с первым же  претендентом, то же со вторым и третьим.
         Итак, считаю доказанным, что переезд оставшихся Лариных в Москву был предпринят исключительно… уж и не знаю, по просьбе или настоянию Татьяны. Вероятно, это было солидарным решением, так как обе они не могли не понимать, что прошлогоднюю историю лучше оставить в деревне и в прошлом, а московскую жизнь начинать с чистого листа.
       Очень хорошо, что московская родня весьма неплохо подготовила её к замужеству, так как самая первая поклёвка (а первая ли?)оказалась удачной:
«Друг другу тетушки мигнули
И локтем Таню враз толкнули,
И каждая шепнула ей:
— Взгляни налево поскорей. —
«Налево? где? что там такое?»
— Ну, что бы ни было, гляди…
В той кучке, видишь? впереди,
Там, где еще в мундирах двое…
Вот отошел… вот боком стал… —
«Кто? толстый этот генерал?» - неужели вы думаете, что на бал Татьяну палкой гнали или одевали соответствующим образом насильно, а она была безучастна, как Офелия в исполнении А. Вертинской? Может быть, вы думаете, что  она так и продолжала витать в облаках, а не поощрила пристальный взгляд генерала улыбкой, кивком, взмахом веера или каким-то другим приёмом, почерпнутым ею из книг или тётушкиных арсеналов?
       Неужели она увидела в Князе родственную душу, человека, который, как и она сама, готов связать жизнь с тем, кто его не любит и не полюбит никогда?  Почему та Татьяна,  которой восхищаются уже 200 лет, не сказала Князю, что любит другого, что сердце её несвободно сейчас и не будет свободно впредь? Или сказала, а Князь, любя её безмерно, надеялся страстью растопить лед в её сердце? Только с чего бы – при его знатности, богатстве и положении в обществе? Кроме того его родня, особенно тётушки узнали бы всю подноготную и не допустили бы этого брака. Кроме всего прочего Князь при его положении в свете, несомненно, должен был испросить благосоизволения на этот брак у ЕИВ. Татьяна могла бы сказать не только Онегину, но и Князю, что «Для бедной Тани все были жребии равны», то есть, что Петушков, что монастырь, что петля, что Буянов, что Князь – разницы никакой. Впрочем, о количестве перебранных вариантов Татьяной Онегину знать не полагалось – не было бы эффекта, а вот Князю, она должна была сказать, если бы она была, хоть чуть достойна всех полученных ею за два века славословий. 
           Как, каким способом молодой перспективный генерал был завлечен в тенета брака с Татьяной, нам неизвестно и, боюсь, что необъяснимо даже для самого благорасположенного к Татьяне читателя, тем более, что первым, если не единственным впечатлением, составленным Таней о генерале, было «толстый». Важный, как описал его Пушкин, вполне, но толстый? Он же примерно ровесник Онегина, боевой, израненный – и вдруг толстый!
           Без сомнения же можно сказать, что все усилия генерала - Князя по превращению этой… деревенской заготовки в светскую даму увенчались успехом, но, увы, не пробудили в ней не только сердца, но даже элементарной благодарности к своему создателю. Она не могла не понимать, какое благотворное влияние она может оказывать на общество и на отдельных его представителей, что для молодежи она стала примером действительно достойным подражания. То есть, как она не чувствовала своей ответственности за что-то в этом мире, находясь в деревне, так и не ощущает её и в столице. В единственном месте, где она оказалась действительно нужна, ей, по её словам, не место.
          Вы только представьте, тот ад, который разверзся бы в душе Пигмалиона, если бы его любовь только оживила Галатею, но ни на йоту не ускорила бы ток её крови. Если бы он понял, что живое теперь её сердце бьется, но на самом деле оно просто насос… но у нас нет ни капли сочувствия Князю, мужу Татьяны, оказавшемуся таким Пигмалионом. Вот Онегину? да сколько угодно! Татьяне! да пожалуйста! Всё понятно, проклятый царизм душил лучших людей эпохи, которые, между прочим, пороли своих крепостных, проигрывали их в карты, продавали, как скот, пьянствовали и развратничали, разорялись сами и разоряли свои вотчины, то есть Родину. Князь же воевал, кровью защищал Родину, превратил жену в икону стиля, а Онегин её сверг с пьедестала и в глазах Князя, и во мнении света. Об их свидание, уж не знаю как, но обязательно станет известно. В каком-то смысле Онегин добился своей цели – он заставил Татьяну размышлять, сопоставлять, следовательно, сомневаться! Вот оно ещё одно «… в землю падшее зерно»…
Как хотите, но на мой взгляд Князь не только влюблён в Татьяну, но и явно горд ею. Он производит впечатление человека, которому комфортно с женой в любое время суток, но как же быть тогда со словами Татьяны, что ей всего лишь жаль мужа? С чего бы ему довольствоваться только жалостью жены, да ещё и гордиться её? Она что, его раны излечивала? Опять же мало кто гордится своей сиделкой, да и толку от пользования Татьяной ран было бы ровно столько же, как и от ухода Онегина за Дядей, якобы имевшем место. То есть, светский триумф Татьяны  такая же мистификация Пушкина, которую не замечают читатели уже почти 200 лет.



XIII. Татьяна и Онегин. Часть третья и последняя.

  В отповеди Татьяны Онегину, не на много меньше сумбура, чем в её письме, но и правды ничуть не больше.
Еще не верите? Ну, что же:
«И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?» - готовность выскочить замуж, ещё не гарантирует наличие того, что Татьяна называет любовью, а примеров тому в жизни мы, увы, знаем немало. Вообще, на что, сверх умиротворяющего разговора, могла рассчитывать девушка, которая только мельком видела предмет своей… любви, которая не могла не понимать, что «в землю падшее зерно», это не более чем результат постоянных нашёптываний родни про её свадьбу с Онегиным. А если Татьяна так и не поняла это за все прошедшие годы, то чем же она стала лучше, если не стала умнее? Если бы тогда в аллее она могла представить своё блестящее будущее, она была бы вправе сказать: «Полюби меня черненькой, а беленькой меня всяк полюбит», то только в таком случае была бы в чем-то права. Вообще, Татьяна, пожалуй единственный человек, который упрекает другого за то, что тот поступил с ней честно, не обидел, не оскорбил, не воспользовался её слабостью и неопытностью… Впрочем, обижаются чаще на правду и справедливость, так как сами предпочитают поступать ровно наоборот.
        А вот ещё:
«И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный» - справедливость требовала от Татьяна сказать:
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как…»  вспомню взгляд ваш удивленный — ибо каким ещё мог быть взгляд Онегина, увидевшего девушку в столь оригинальном наряде? Или Татьяна так и не поняла, насколько была экстравагантной?
      Татьяна не понимает и не хочет понять, что в интересе Онегина к ней нет ничего такого, что относилось бы именно к Татьяне, в девичестве Лариной, что он в восторге от результатов усилий Князя, хоть сам и не сознает этого. Вероятнее всего, что он также бы влюбился в любую другую, которой только случайно не посчастливилось стать женой Князя, и которая вполне возможно, была бы более достойна её места потому, хотя бы, что ценила бы и любила своего мужа и всё то великолепие, которое он ей предоставил.
      «О, тяжкий жребий мой!» - восклицает оперный Онегин, но на что именно заставил его сетовать Шиловский остаётся на домысливание слушателям, которые, надо полагать, все читали Пушкина, и знали, что у автора «Евгения Онегина» нет такой фразы. Так на что же мог бы сетовать Онегин Пушкина? На то, что не разглядел бриллианта в, явившемся ему, не пойми что? А кто бы рассмотрел? Даже то, вполне допускаю, благоприятное впечатление, которое Татьяна произвела в первый визит Онегина, было напрочь вытеснено… достоинствами Татьяны в аллее. Князю, согласитесь, давались немного другие стартовые условия для распознавания, ведь Пушкин не стал уточнять сколько именно времени тетушки и кузины обтёсывали этот… алмаз, прежде чем выпустить в свет, как и чем они стимулировали её воображение, чтобы она не была безучастной свидетельницей их ухищрений.
        Давно ли Татьяна вынесла сужденье об Онегине: «А не пародия ли он?» и вдруг:
«При вашем сердце и уме»…
        Может ли Татьяна упрекать Онегина за то, что он увлекся её блеском, ведь и она сама была поражена его внешностью, манерами, пусть и речами, но нам неизвестными, то есть тоже блеском, да и видела она его если не мельком, то очень не долго.
        Кстати о пародиях, а не стала ли Татьяна сама пародией? Ведь она не могла сама по себе, вот так из деревни, ничуть не обтесавшись, не научившись манерам занять в свете верховенствующее положение. Это если считать пародию копированием чужих слов, мыслей, действий без комической их трансформации, а если в истинном смысле этого слова, то уже в кабинете Дяди, Онегин был ей смешон, так откуда же весь этот надрыв в её отповеди? Тоже домашняя заготовка? А может и плакала она не над письмом Онегина, а над письменным изложением своего… экспромта?

        А упрек «Быть чувства мелкого рабом?» разве не направлен в обе стороны с той только разницей, что она была, а он есть?
        Татьяна права только в том, что Онегин вольно или невольно он разрушит тот образ, который сложился о Татьяне в свете:
«Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?» - (см. окончание предыдущей главы)
 
      Как я не понимал, чем именно восхищаются в Татьяне сельской, так не могу понять, что же хорошего в Татьяне столичной? Что она законодательница мод и нравов? Во-первых, в это трудно поверить: как может девица до 19 витавшая в облака и жившая чужими надуманными жизнями, вдруг, да так запросто, не только вошла в свет, но стала в нём незыблемым авторитетом. Станиславский, ау! Где Ваше: «Не верю!»? Один только аргумент напрашивается, что Князь был не просто князь, но из князей светлейших, принадлежащий к царствующей фамилии. Тогда вообще его брак с Татьяной непонятен, т.к. без августейшего одобрения он не мог совершиться или Князь попал бы в опалу и был бы удален из столицы, если не из Российской империи вообще.
        В ином случае продвижение Татьяны по ступеням светской иерархической лестницы потребовало бы многих усилий и лет. То есть, Онегин странствовал лет десять, а Татьяна упорно трудилась над своим имиджем. Но зачем? В надежде встретить Онегина и сказать ему: «Нет!»? А потом все бросить и уехать навсегда в деревню? Ха-ха!

             Судя по поведению Татьяны, она неплохо усвоила наставление Пушкина:
«Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.»… и если нам кажется, что наш Гений утвердил этим движение только в одну сторону, то это совсем не значит, что женщины должны покорно принимать его ограничения и не пользоваться методом, который использовался со времен оных и, несмотря на упрощение нравов, может быть ещё многократно востребован обеими сторонами без согласования с кем бы то ни было. Итак, даже если бы Татьяна сказала Онегину прямо на пороге: «Подите прочь! Вы мне противны!», это совсем не значило бы, что Татьяна не усвоила приёмы, на которые ни у кого нет права монопольного владения, как то: «разуверять, заставить верить». Насколько бы умней и честней по отношению к мужу была бы Татьяна, спой она Онегину песню из репертуара С. Ротару: «Былобылобыло, но прошло ООО ООО»
   
       Ещё одно место, по поводу которого промолчал Станиславский, это визит Онегина в дом Князя, всё-таки такое количество совпадений можно только подстроить: роскошный дом богатого и знатного генерала и вдруг никого. Швейцар перед домом обязателен, в прихожей какой-нибудь инвалид или вестовой, к комнатах горничные пыль смахивают. А тут такая демократия, да в николаевской России!? На ум приходит только, что всё это подстроено и отнюдь не для Онегина, а для того, кто гремел шпорами – ведь нет гарантии, что это был именно Князь. Воспитание, процесс двухсторонний: Татьяна воспитывает свет, а свет воспитывает её.

          Из отповеди Татьяны… можно представить такой её образ: она недовольна настоящим и не строит планов на будущее, у неё нет и, вероятно, не будет детей, ей хотелось бы всё бросить, и вернуться в деревню. И вот такая женщина становится образцом для подражания? Мне трудно представить, что её притворство могло обмануть свет и быть привлекательным. Только лишь по воле женщины… её глаза не могут сиять, а разве могут сиять глаза женщины, спящей с нелюбимым мужчиной?

         Вообще, слушая Татьяну… можно подумать, что она до вчерашнего дня сидела, грустила, как та Светлана, которая, так и не дождавшись ни весточки от жениха(?), ни его самого, вняв мольбам матери, вышла за Князя. Кстати, уверениям Татьяны, что:
«Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…» поверит только тот, кто воистину читает литературу, как гоголевский Петрушка.
 


XIV. Эпилог или Онегин и… пустота.

          Закрыт томик Пушкина… Скажите, а вас очень интересует всё дальнейшее, что может произойти с Онегиным и Татьяной порознь или вместе? А пожалуй, что и нет. Уж если Пушкин с ними расстался явно без сожаления, то что может побудить нас прослеживать их судьбы?
          Онегин вообще может не выйти из дома Князя, который совсем не обязан предоставлять равные шансы Онегину на дуэли, а может просто его застрелить или проколоть чем-нибудь подходящим, отстаивая честь жены, может выпороть его на конюшне до полусмерти – хоть Князь и генерал, но кроме всего он ещё и барин!

         Не знаю, что уж такого энциклопедичного нашёл неистовый Виссарион в романе «Евгений Онегин», и мне не кажется, что он был прав, потому, хотя бы, что для понимания некоторых слов надо покопаться в словарях или в энциклопедиях, но главное, что жизнь Онегина имела такое же отношение ко всей русской, как жизнь… суслика к жизни фермера.   
        Онегин не учился чему-нибудь сверх необходимого уровня, не работал, не занимался своей вотчиной, развращал и дворянок, и крестьянок. Татьяна тоже не далеко от него ушла с той только разницей, что помимо девичьей… экстравагантности ни в чем особенно предосудительном пока не замечена.
         Это к тому, что г-н Белинский при всем своём неистовстве… постеснялся, что ли, конкретнее сформулировать свой тезис и не сказал, что «Евгения Онегин» - это «Энциклопедия жизни русских бар», к тому же не законченная. Впрочем,  уже и во времена В.Г. многие догадывались, о содержании последнего тома этой… энциклопедии, почему-то на букву «Р», хотя правильнее было бы на «Б».

XV. Небольшой вывод.

          Читаем мы плохо, невнимательно и большинство великих произведений русской литературы элементарно не прочитано. Сетовать надо не на то, что современная молодежь мало читает классику, а на то, что методика преподавания литературы в школе не то, что бы устарела, а никогда не была хоть сколько-нибудь обоснованной, и просто не могла принести иных результатов.

         А ещё «Евгений Онегин» показал, что что-то более-менее толковое может получиться даже из такой… своеобразной натуры, как Татьяна, только  при благотворном отсутствии барина, то есть Онегина, но именно что-то. То есть, барство, как основной порок русской жизни Пушкин вывел объёмно и рельефно, а Белинский этого не заметил. И если бы только он…

Информация к размышлению. Как комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума, так и роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" осуждают барство, показывают его бессмысленность и бесперспективность, но комедия "Горе от ума" не печаталась, а "Евгений Онегин" - пожалуйста! Можете вы проникнуть в тонкую душу русских цензоров?