Паника. Утраченные селенья. Вешкаймский район

Николай Кузнецов 7
 Деревенька моя, деревянная, дальняя…

   
     « У подножия этих  гор  300  лет   жила деревня   Паника»,- эта надпись  открывает план   расположения  бывшей деревеньки  в 50  дворов    с  перечислением имен их владельцев. Закреплена на табличке у подножия креста, венчающего монумент памятника, открытого на территории Ермоловского поселения. Здесь же – перечень имен паникцев, ушедших на фронт в годы Отечественной войны и не вернувшихся с полей сражений. 30 человек значится в скорбном списке: Алешин Александр, Андриановы Александр и Семен, четверо Гришиных и далее все поименно – две трети мужского населения, что не могло потом не сказаться на судьбе всей этой деревушки. Окончательный удар по ней нанёс пожар в конце 60-х годов, тогда огонь уничтожил сразу 18 дворов. И люди потянулись с пепелища кто куда: одни осели в соседних селах – Ермоловке, Бекетовке, Вешкайме, в Шарлово, другие переехали в Ульяновск, третьи  - в Тольятти, набиравший тогда рабочие руки, четвертые аж в Прибалтику и на Украину. В общем, осиротела деревня и захирела совсем. Известно: без хозяина и дом сирота. Время стерло развалюхи начисто. Осталась в памяти людской только речушка с названием деревеньки, заросшие и заплывшие илом родники, некогда питавшие водой и население, и водоем. Да еще название леса над горой – паникский. На соседние горы приезжают люди со всей округи за клубникой, а в леса за грибами, которые славятся груздями, белянками и самым дорогим грибом – белым.
Пока живы были родители, приезжали их проведать, помочь по дому четыре брата Гришиных – Александр, Константин, Владимир, Иван, все Михайловичи. Старший – участник Отечественной войны, ныне живет в Латвии. Потом приезжали на могилу матери, одна она и осталась обихоженной. Да и само кладбище с пятачок, все вокруг распахано. Чужая земля, ставшая пристанищем в силу судьбы, затем вообще превратившаяся в иноземное государство... Обострилось с годами чувство ностальгии по своей малой родине. И задумал Александр Михайлович, осевший в послевоенные годы в Риге, оставить духовную память о родной деревне, написав и выпустив книгу под названием «Паника ты, Паника…» А в год  60 –летия Победы решили братья запечатлеть память о своей малой родине в материале из стали и бетона. Так появился на паникской горе памятник, увенчанный животворящим крестом с колоколом. Площадку выложили плиткой, поставили мраморные скамеечки, посадили полукругом сосенки…
                Три сотни с лишним лет назад не зря тогдашние поселенцы выбрали место под свою деревеньку. С толком, с практичной крестьянской сметкой подыскали пристанище: меж гор, у реки, с журчащими родниками. Даже сейчас, хотя природа с веками изменилась, местечко поражает своей красотищей, и великолепием, и умиротворением. От старого погоста за поворотом дороги Ермоловки открывается сразу волнующее зрелище: на отроге меловой горы на расчищенной площадке возвышается сверкающий Животворящий Крест с колоколом. У подножия десятки машин, обнимаются и плачут люди, встретясь у памятника через четыре десятка лет.
Приехали на открытие со всей округи и  из дальних мест. Не мудрено, что с трудом узнают друг друга, тем более радостная эта встреча. Вот в одной группке слышу взволнованный разговор – женщина нашла своих двоюродных братьев. Рядом дядья (так они называли друг друга), случайно разговорившись, узнал в подошедшей женщине свою племянницу, о которой ранее ничего не знали. Волнующая встреча, разговоры, воспоминания…
Вот столпилась группа людей с выцветшими и пожелтевшими фотографиями домов, людей в солдатской форме, в крестьянской одежде. Старушки с цветами наперебой показывают друг другу знакомых, вспоминают тех, с кем когда-то играли детьми на этом самом месте. Словами эти трогательные моменты не передать – это надо было видеть своими глазами.
После того как эмоции немного утихли, с горы донеслась песня. Одна, вторая, третья. Группа женщин вспоминает родные давние напевы. Голоса звучат молодо и задиристо в припевках – это к старикам присоединяются дети. Даже внуки. Вообще поражает обилие людей молодого, даже подросткового возраста и детей. Сошлись и съехались целыми семьями. Например, Гришиным пришлось забронировать целый автобус. Значит, память о малой родине жива. Даже для тех, кто родился и вырос вдали от этих мест.
Наблюдаешь интерес молодых к воспоминаниям и рассказам, прибауткам старших и приходишь к выводу: нет, попса не изменила сущности русской души. И не "пепси" выбрала молодежь (работал буфет у подножья), а простую родниковую водичку. Чтобы утолить жажду в этот солнечный полдень. Зря мы порой по-стариковски упрекаем молодежь: мол, не та она, что раньше. Событие это раскрыло души молодых, показало их истинное лицо, их сущность. Я наблюдал не раз, как молодые люди, поддерживая под руки, помогали старикам подниматься и опускаться к подножию Креста, как заботливо подносили воду и еду, чтобы перекусить накоротке перед началом торжества.
И вот оно началось. Духовные лица совершили молебен у Креста, прочли молитву за убиенных паникцев, не вернувшихся с ратного поля, окропили святой водой памятник и всех присутствующих. Не могли не взволновать слова благодарности в адрес организаторов события, позаботившихся о воскрешении из небытия целого селения. Подумалось, а сколько у нас в районе таких вот исчезнувших с лика земли деревень и сел? Что мы, современники, знаем о них, о людях,  некогда живших в этих населенных пунктах, о тех, кто покинул их навсегда, кого судьба разбросала по всему свету? В памяти пока еще остались имена этих сел – Криуши, Кротовка, Оборино, Насакино… Но ведь и наш век не долог. Что оставим в память потомкам об их малой родине? Вот воскресили Панику. А дальше?
Точно выразил эту мысль святой отец, призвав, завершая молебен: не бойтесь делать добро, Господь воздаст за все. Как воздал Александру Михайловичу Гришину и его братьям: здоровы все и бодры. Старшему – восьмой десяток доходит. Успел не только детей и внуков вырастить, но другой след в жизни оставить – духовный (книгу выпустил), материальный – памятник односельчанам поставить. На свои кровные. Казалось бы, ну и что ж – нет деревни, Бог с ней, мало ли их на Руси порушено. Ан, нет! Сделал еще одно доброе дело. Сумел собрать бывших односельчан, всколыхнуть в них память о забытом, показать молодым на деле, что такое малая родина. Что значит любовь к ней, чего она стоит, что дает человеку. Вторую жизнь!..
Стихами о Панике открыла торжество глава сельской администрации Е.Н. Шорникова, обратившись в заключение к молодым с призывом: «Помните, помните, люди, без прошлого – не проживешь!» Тему любви к малой родине продолжил в своем выступлении Глава района Н.Е. Кочетков:
- Мы отдаем сегодня дань памяти не только ушедшим поколениям, но и напоминаем молодым – у каждого в душе где-то скрывается чувство малой родины. Не надо стесняться этого. Рано или поздно оно все равно всколыхнется. Лучше – рано, чем поздно. Об этом говорит и сегодняшнее событие. Посмотрите, сколько людей собралось. По зову души, не по чьему-то повелению. Поэтому хочу обратиться ко всем присутствующим, к тем, кто узнает о сегодняшнем событии позже: давайте хранить память не только об ушедшем, но и сохранять, преумножать настоящее, возрождать все то хорошее, чем была богата наша земля – прежде всего, людьми, их талантами. И будем благодарны нашим землякам, которые, подобно семье Гришиных, не только сами сотворили добро, но и, возможно, подтолкнут других к подобному же.
Волнующими были выступления братьев Гришиных – старшего Александра и Владимира. Об истории возникновения деревни, о версиях, давших название ей. Одна более приземленная. Название от характера речушки, которую питали родники. Буйствовали родники – бурлила и речка. Затихали они в засуху, когда почва поглощала влагу целиком, поникала, как трава без подпитки, и речушка. Другая версия  названия основана на преданиях старины. Еще до православия все наши предки веровали в духов стихий, деревьев. У каждой из стихий были свои божества. Одним из них был дух Паникс – страшилище, вселяющее ужас, вызывающее панику у древних здешних поселенцев. Быть может, название божества и сохранилось у кого-то из староверов, некогда освоивших Поволжье и Сибирь. Кто знает…
Были на торжестве стихи о Панике, в память о ней. Оказалось, что две современные поэтессы имеют корни в бывшей деревне – их матери были родом отсюда. Были песни о малой родине, о деревеньке – это постарались участники художественной самодеятельности двух сел – Ермоловки и Бекетовки. Были задорные частушки о Панике, исполненные бывшими жительницами деревни. Председатель колхоза им. Калинина Р.И. Камаев, приветствуя гостей праздника, поблагодарил инициаторов создания памятника деревне и её жителям. А.М. Гришин презентовал свою книгу о Панике почетным гостям торжества, тем, кто помогал возводить и устанавливать монумент.
…Долго еще неслись с той меловой горы с высоким и торжественным Животворящим Крестом старые песни той, живой Панике. Значит, жива память о ней в потомках тех, кто ушел навсегда, кто по воле судьбы оказался в других регионах и за рубежом Отчизны. Быть может, с легкой руки Гришиных и у нас в районе появится своя Поклонная Гора. А может быть, стараниями бывших жителей исчезнувших деревень, их потомков – не одна? Ведь не зря говорится: да не оскудеет рука дающего!