la reflexion. arabesques

Екатерина Киппер
.

***

----


...Если бы «эстетическое чувство» у всех согласовывалось с тем, как понимал его Шопенгауэр — а он его понимал как эстетическое созерцание предмета, его формы, —  это было бы прекрасно, но созерцатели (нередко) отнюдь не бескорыстны, они желают присвоить себе предмет (а никакой прекрасный предмет не бывает «духовно полым»; душа какого-нибудь антикварного столика, — это его история, люди, которые прикасались к нему двести и триста лет назад, их исчезнувшее присутствие и т.д.)

Присвоить — (в своём роде) произвести «паровую перегонку», которая «извлекает» из цветочных лепестков или древесных листьев аромат, концентрат эфиров, который потом «закупоривают» в стекляшку (для «обонятельного удовольствия»). Однако здесь присваивается нечто другое, едва уловимое, гораздо более тонкое, нежели любой из ароматов.

«Тяжесть всех придавливает к земле, и если человек почувствует, что кто-то легче дышит, ему тоже хочется примкнуть».



Об этом много у Достоевского; подпольным тоже хочется «примкнуть» к тем, кто (в отличие от них) обитает в иной стихии, не земной, тяжёлой, — но в воздушной. Примкнуть к «сильфам». Чтобы немного приподняться. «Всем человекам надобно воздуху воздуху, воздуху-с... Прежде всего!». Но что в итоге? Насилие и разрушение другого. Парфюмер разрушает цветок. Человек разрушает другого человека

-----


...Ложноантичное искусство Возрождения. Пантеон на Парфеноне (Basilica di San Pietro, этот magnum opus Микеланджело). Ренессанс — но не для архитектуры. Архитектура пала, как Иерихон. К 13-15 столетию Европа с великим трудом выбралась из-под влияния Рима, однако готический (полуязыческий, полуварварский) гений солировал недолго. Рим снова победил и в 16 веке подмял под себя окончательно. Что мы видим вокруг? Рим. Изящество гигантомании. Не люблю ни Греции, ни Рима. Не вижу красоты ни в Парфеноне, ни в Пантеоне. Скучное величие. Однако Рим действительно вечен.



Поэзия же здесь:  «в тимпанах, арках порталов, галереях верхних ярусов, в нишах башенок, в вимпергах, украшенных горельефами, декоративных рельефах и статуях. Во множестве мелких фигур и отдельных сцен, размещенных в трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. В капителях и карнизах, заполненных изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, в карнизах, в ребрах башенок, в аркбутанах, по которым точно пробегают каменные полураспустившиеся листочки (краббы), в шпилях увенчанных цветком (крестоцвет). Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхают чувство жизни природы в архитектурные формы. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях».

----

...О духах и туманах... Мимоза в Guerlain Champs Elysees. Все ранние-весенние цветы: мимоза, тюльпан, нарцисс, всё искрящееся, взрывное, узнаваемое. La Tulipe Byredo — сочный зелёный срез стебля тюльпана, дышать-не надышаться. Королевское искусство. Фиксация летучего.

----

«Смерть в Венеции» Лукино (1971г.)

Встреча с совершенной красотой фатальна, смертоносна для несовершенного человеческого существа... для несчастного композитора  — сугубо буквально. Трагедия, рожденная из духа музыки Густава Малера, идеально передающая настроение распада: уходящие под воду разрушающиеся патрицианские дворцы, блестящее прошлое, разъедаемое безжалостным временем, город, как стареющая красотка, прячущая морщины под густым слоем белил... И тлен желаний.

2021г.

----

«Вирджиния Вулф: нечто вечное сделавшая из мгновения».

---


 «Чёрный замок Ольшанский» (название чудесно) — язык, как бурелом с редкими проблесками света/ стиля: «породистый бронзовый лик — будто средневековый кондотьер с медали» — не столь уж и дурно. В целом же — подделка под «готицистов» с советским душком.


---
Вальтер-скоттовская «Комната с гобеленами, или Дама в старинном платье»  — а вот это хорошо, очень хорошо. Ночь с призраком в одной комнате in articulo mortis. Агонии страха.



Перечитала А.К.Толстого. Просто, чудесно и страшно.




ИМПРЕССИОНИЗМ — ПОРАБОЩЕННОСТЬ ВИДИМОСТЬЮ (М.Герман).



--

Эдгар По и Федерико Феллини: «Три шага в бреду»... «Из окон машины он видит современный Рим: роскошное инферно мелькающих огней, безумие автомобилей, шквал гудков, рычание моторов, брань водителей... Какая игра с отражениями, какая динамика света, тени, какая цветовая гамма! Как плывёт камера, унося зрителя из сцены в сцену».

A delightful play of color and reflections created the effect of motion picture and are living their lives....

 (игра отражений — формула искусства).
--


Испокон веку западный мир пронизан страхом смерти, отсюда слова Екклесиаста:

«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву».

Какая жалкая, не/самурайская философия!

2 мая 2023

--



«Равноценность и призрачное единство выхваченных из вечности драгоценных молекул бытия» (М. Герман) ...да, это то (и только то) о чем следует рассказывать, что только и имеет значение.

---



Златоуст Гессе —  как антитеза проповедникам смерти :

«Детская непосредственность бродячей жизни, ее материнское происхождение, ее отвращение к закону и духу, ее покинутость и тайная неизбывная близость смерти давно уже овладели душой Златоуста и наложили на него свой отпечаток. Но все-таки в нем жили дух и воля, все-таки он был художником, и это делало его жизнь богаче и труднее. Ведь всякая жизнь обогащается и расцветает благодаря раздвоенности и разладу. Что значили бы рассудок и трезвый расчет, не будь на свете упоения, что значило бы чувственное наслаждение, не стой за ним смерть, и что значила бы любовь без вечной непримиримой вражды полов?»



---------------------

Мизантропия и любовь



«Лишь тогда говорят о том, что пресытились людьми, когда не могут их больше переваривать, хотя желудок еще заполнен ими. Мизантропия есть следствие слишком ненасытной любви к людям и “людоедства” – но кто же просил тебя глотать людей, как устриц, мой принц Гамлет?»

«Мысли суть тени наших ощущений — всегда более темные, более пустые, более простые, чем последние».

Ф.Н.



-----


«Стихия вольных ассоциаций дороже логической конструктивности».

позаимствовано с просторов интернета.

----

...нет эталона, старого испытанного эталона. Есть только лист чистой бумаги, карандаш, необходимость сделать вымысел достовернее реальной жизни. Нужно превратить неосязаемое в осязаемое, и чтобы все казалось естественным.

Э.Х.

----

«Как и все мечтатели, я слишком часто принимал разочарование за истину».

Из моей биографии (перефразированный Sartre)

---

Точка остановки ума — момент пробуждения сознания — формула сакрального Востока.

записано 2023г.

-----

Своеобразие детского мышления.

У трехлетнего Иванушки в группе (в детском саду) две девочки — «старая» Соня и «новая» Соня. «Старая» —  это девочка, которая появилась в группе первой, «новая» —  позже. Вчера в раздевалке он объяснял маме, показывая ручкой на шкафчик слева —  старая Соня. И на шкафчик справа — новая Соня, и опять —  старая Соня... новая Соня...

записано 19.02.2020.

-------



"Искусство Вагнера было великой любовной страстью жизни Ницше. Он любил это искусство так, как любил его Бодлер, певец «Цветов зла», о ком рассказывают, что он даже в агонии, в неподвижности, в полуидиотизме последних дней своей жизни улыбался от радости – il a souri d’allegresse – когда при нём называли имя Вагнера. Так и Ницше во мраке своего паралитического бытия, как только ему случалось услышать имя Вагнера, откликался, встрепенувшись: «Этого человека я очень любил»".

Т. Манн

----
Два фундаментальных высказывания о религии:
Бог умер, и теперь люди свободны для истины

Ницше.


Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности

Шлейермахер.

-----

Греки смотрели на мир (прежде всего) как на эстетический феномен (то есть со здоровой точки зрения).
-----


Де Сад — первый мастер кликбейта, заманивал читателей своей репутацией порнографа, чтобы понудеть о месте церкви в государстве, существовании бога, проблеме теодицеи и свободы воли.
------


Красотой... подобен архангелу Михаилу, штандартоносцу Царя Небесного, несмотря на некоторую brusquerie черт.
----


«Был у нас и надворный советник, да отказали: не пондравился. Такой уж у него нрав-то странный был: что ни скажет слово, то и соврет, а такой на взгляд видный. Что ж делать, так уж ему бог дал. Он-то и сам не рад, да уж не может, чтобы не прилгнуть. Такая уж на то воля божия». Гоголь. "Женитьба".


----



>...Порабощенность видимостью. Клод Моне был способен увлеченно следить за изменениями цвета на лице своей умершей жены.

...Взгляд Мане лакомится действительностью, не анализируя ее, но остро ощущая ее пряный, экзотический вкус, особый и терпкий вкус современности...

...Дега эстетизирует то, что прежде почиталось бы ересью: "синкопированную, кажущуюся дисгармоничной композицию" (М. Герман)

-----



>Злободневно!

«Немцы — чудной народ! Они сверх меры отягощают себе жизнь

глубокомыслием и идеями, которые повсюду ищут и повсюду суют.

А надо бы, набравшись храбрости, больше полагаться на впечат-

ления... только не думайте, что суета сует есть все, в чем не зало-

жена абстрактная мысль или идея!.. Вообще не в моих привычках

стремиться к воплощению в поэзии абстрактного понятия. Я всегда

воспринимаю чувственные, сладостные, пестрые, многоразличные

впечатления жизни…»

Гёте, 1827
----



О трудностях перевода и особенностях средневекового менталитета.

pucelle — не блаженная, не юродивая («юродство как таковое, будучи феноменом восточной церкви, имеет принципиально самоуничижительный, подчеркнуто аффективный характер»), не угодница, не девственница, не дева (кощунство: девой могла называться лишь Мария, мать Иисуса), она — именно pucelle: добровольная жертвенность и готовность подчинить собственную волю указанию свыше. Девица-рыцарь — самый близкий по смыслу перевод pucelle (прозвище данное себе Жанной и толпой). «В обыденной жизни средневекового человека главная роль принадлежала не имени, а прозвищу – слепку с индивидуальности хозяина. Оно доносит до нас уникальную информацию о конкретной личности того времени».