Валаамские судьбы... Прохоровы

Сергей Груздев Валаамский
;;;;

Сейчас нахожусь в Архангельской области, а гостях у детей и внуков.
Здесь мне нравится бывать, только климат не очень. Всё время внуки болеют, да и сам я в полупростудном состоянии: то голова болит, то горло прихватит, то сопли покоя не дают...
Сплю плохо. На полночи засыпаю с помощью валерьянки, а вторую половину лежу и вспоминаю что-либо из своей жизни на Валааме. Даже здесь не оставляет меня мой Остров.
Вот сегодня вспомнилось, как клюкву собирал на болотцах острова. Занятие это я очень люблю. В последние годы клюквы всё меньше.
Срывают ещё не спелую.  Видимо, Монастырь отряды волонтёров посылает на заготовки, они и стараются...

;;;;;;

Обойдя почти все островные болотца и нигде не найдя клюквы, вернулся опять на своё любимое, что неподалёку от Харлашкиной губы) местное название) находится.
Я уже приходил сюда неделю назад, набрал четыре литра ягоды.
Болото практически все исхожено вдоль и поперек, но кое что набрать ещё можно. Это болото я знаю давно, ещё в 80-е годы прошлого столетия ходили сюда с мамой. Несколько раз посещали его и с супругой, Еленой. Вот если бы она была сейчас со мной, то клюквы мы бы набрали раза в три больше. Она умеет собирать быстро.Очень ловко это у нее получается. Да так случилось, что последние годы живём с Ленушкой все время врозь. Я уж иногда и забывать стал, что у меня жена есть.
А один я собрал литра два с половиной, но несказанно этому рад. Хорошо на болоте, пахнет мхом и клюквой. Вообще люблю запах болота. Неподалёку Ладога любимая шумит...
Помню лет двадцать назад  часто встречался на болоте с местным мужичком,  Юркой Прохоровым.
Он тоже  приходил собирать сюда клюкву, покуда не умер.
Был на пару лет старше меня. Всего у Прохоровых было три сына. И все ушли в мир иной один за другим, раньше срока...

Юрка тем был знаменит, что  часто, особенно вечерами летними, ходил по Валааму с петухом на плече.; Особенно, когда что-нибудь "за воротник попадёт". Петух у него смирный, будто ручной... Весь  из разноцветных перьев и красивый очень. Юрка ему знак подаст, он и закукарекает, да так голосисто, на весь посёлок. Одно время Юрик  жил и работал в Питере. Имел там подругу, жильё. (не знаю, были ли  дети, похоже, что нет...). Но видимо, что-то не заладилось в городской жизни, вернулся домой. Много чудаков Валаам за годы советские выпестовал.  Брат его, Миша, тоже чудик был. И выпить не дурак и балагурил постоянно.  Я с ним одно время дружил. Любил Мишка шумные компании, ребячьи игры, шастания по лесам - "партизанщину" в общем. С ним было не скучно. Когда на острове среди мальчишек стали возникать команды(банды),то Мишка тоже свою организовал. Помню мы с Серёгой Колобовым были у него в подчинении.
Прохоровы хотя и жили в Красном доме, но в наших войнах между краснодомцами и белодомцами они всегда  поддерживали нашу сторону.
Как и Колобовы между прочим. Об этих войнах я уже писал на своей странице, кому интересно найдёте...
"Банда" (ничего плохого мы не совершали, а названия видимо после какого-то фильма по острову расползаться стали). Мишкина просуществовала недолго, мы переметнулись к другим друзьям...
Несмотря на свои чудачества, был Михаил пареньком очень добрым. Ушёл только рано в мир иной... (Судьбы многих тогдашних насельников острова были весьма трагичны...).  Выпрыгнул с теплохода "Омика", когда тот из Сортавала возвращался  на остров по осени, и уже мимо водокачки валаамской проплывал. Мишка прилично поддатый был, выпрыгнул и поплыл. Он бы и доплыл до берега, да выбрался на непрочный в бухте лёд и пошёл по нему, куда-то от острова. (очень ему на остров не хотелось возвращаться, опостылела видимо жизнь-то Валаамская, а может какие другие причины).Так и сгинул, только сапог его нашли... Плакала по нему Рита (Ритатуля) Егорова, моя бывшая одноклассница, когда в очередной раз под хмельком была... Дружили они с Мишкой в последние его времена...
Ещё одна трудная валаамская судьба.
Так и пила до могилы...

;

Жила семья Прохоровых в Работном(красном) доме. Глава семейства, Виктор был инвалидом, ноги не слушались, не ходили. На коляске ездил. Работал в доме-инвалидов портным. Я уже вспоминал, как-то, как он мне мои первые брюки "клёш" шил.
Супруга, Мария, работала санитаркой в доме-инвалидов. Пережили или нет своих парней, про то я сказал, но точно не помню уже, как было на самом деле. Младшенький, Валера, был парень симпатичный, весь беловолосый, светлый и отличался от братьев внешностью. Был он на пару лет меня младше. Рано уехал с острова в Питер, искать свою линию жизни.
Общались с ним  редко. Летом он приезжал в отпуск в родные пенаты.
Часто видел его в ту пору у Владимирского моста. С сыном лет семи-восьми они на резиновой лодке рыбачили, забрасывали катиски(снасть рыболовная), да перегораживали пролив сетями. Как-то Валера, узнав, что мы с Сашкой Козловым ловим леща сетями в  Глухом (Лещёвом) озере, попросил  нас поделиться уловом. Он уезжал в Питер в конце отпуска, и очень хотелось ему угостить семью Валаамской рыбой. Поделились. Отметили маленько это дело...
Только пришло, как-то известие из далёкого Петербурга:умер Валера внезапно, скоропостижно.
Царствие Небесное братьям и их родителям!
Вот немножко вспомнил о своих увлечениях и односельчанах. Не знаю, будет ли вам интересно?..

Пишу сейчас прямо сидя на камушке в бухте. Ладога вокруг шумит, гонит волны, и уходить не хочется никуда. Так бы и сидел здесь вечно. Милый Валаам, остров ставший таким родным,  ты вот без меня проживёшь, а как я без тебя?..