Завгар отец Афанасий

Сергей Груздев Валаамский
Сегодня, 4марта - день памяти Валаамского монаха Афанасия.
Умер двадцать лет назад в 2004г.
Многие оставили свои воспоминания об этом удивительном человеке.
Решил вспомнить немножко и я...

В Валаамский монастырь пришёл в 1997 году. Почти сразу  отец Панкратий определил его на послушание - гаражом заведовать. При нём и нынешний завгар отец Геннадий в гараже подвизался.
Суровое было время. Тогда кроме уазиков, да газ -66-х и тракторов колёсных, зимой на материк другого транспорта не было. Дорогу(зимник)надо было постоянно содержать в рабочем состоянии. Снег чистить, мостки через трещины ремонтировать, торосы срубать.
Каждая поездка - испытание.
Техника и под лёд уходила, и ломалась в дороге, и за всё это отвечал отец Афанасий

+++
Было время, которое вспоминаю всегда с теплом в душе, когда жизнь на острове проходила в совместной  служении насельников монастыря и местного мирского люда.
Ещё совсем недавно,  пару десятков лет назад, климат на острове зимой был значительно суровей (как впрочем и везде в стране). Времечко быстро убежало, а будто вчера всё было... Старожилы помнят, только где эти старожилы, всех разбросало, развеяло...Особенно морозы давили, придёшь на  "птичник" ( нынешние мастерские монастырские и гараж), а там на градуснике,  на улице - 32. Лёд на Ладоге иногда такой вставал, что и трактора выдерживал, даже гусеничные.
В сторону Сортавала не "подушки" тогда летали, и не "пневматики"( их просто ещё не было), а тяжёлые " газ -66", да ещё и гружёные доверху, да трактора колёсные с прицепами. Бывало, конечно и проваливались в трещины, но Слава Богу, без человеческих жертв. Всё,  кто давно на Валааме, помнят как иеромонах Иоиль в сумерках, с машиной(Газ -66) под лёд ушёл, еле выбрался и выплыл. Сказывали, немалую сумму денег вёз на нужды возрождающегося монастыря(по тем временам)  - утонули... На Ладоге мороз и ветер воет  - не забалуешь. Да трудные были времена возрождения Валаамского монастыря. Жили тогда вместе и мирские и монахи, и не думали мы ни умом, ни чувством, что " век грядущий нам готовит?.."

Гаражём монастырским тогда руководил монах Афанасий (Завгар).

В мирской жизни Анатолий Куликов, кряжистый мужик лет пятидесяти с " гаком", чем-то на "лесовика" похожий. Мне таким его образ рисуется. Почти каждый день,  с утра в зимнюю пору, он сам укатывал дорогу на "уазике" в город Сортавала.  Часто приходилось ехать с раскрытыми дверьми, много трещин было. И хоть и перекинуты через них времянки- мосты, но они постоянно ломались из-за подвижки льда. 

Что и говорить: дорога не "сахар" была, с многочисленными торосами да трещинами, знай не зевай...

Отец Афанасий был на вид очень суровый и неразговорчивый дядька. Брови  густые свои насупит - не подходи... Будто только из леса вынырнул - монах отшельник.

Но это только с виду, в душе он был участливый, понимающий и добрый. И трудолюбивый к тому же, честный и прямой. Говорить много не любил, любил молиться и Валаам полюбил всей душой. Ни сил, ни жизни не жалел для восстановления обители.

Как-то помню приходилось вместе пожар в гараже тушить. Я-то просто узнав, что  мастерские загорелись, побежал на помощь. Случилось это поздно вечером по осени. Пожарные пока приехали, мы вёдрами воду таскали и заливали горящую крышу.

Отец Афанасий в самый очаг бросался, при этом ещё руководил тушением.

А о его доброте вот какой случай

 вспоминает моя супруга, Елена:

Разболелся, как -то среди зимы у сына  Саньки зуб. В младших классах тогда учился. День и ночь ноет мальчонка, места себе не находит.

Решила Лена с ним в Сортавала ехать,  в поликлинику. А путь-то только ледовый, опасный. Благословение батюшки не дают, мы мол не компетентны, просись у отца Афанасия.

Отец Афанасий и слушать не захотел вроде, брови нахмурил и отмахнулся:
"Нет, не возьму"...Да и кому охота грех на душу брать, мало ли чего может случиться в дороге - не асфальт...
Жена: " Ну, простите отец Афанасий,  пойдем мы тогда домой". И сына за руку повела от гаража.
Вдруг слышит: "Стой! Куды?.. Ишь какие мы гордые... " и скомандовал: "Садитесь в машину!" 
Хорошо доехали, и зуб удалили, и обратно тем же днём вернулись. Вспоминал потом отец Афанасий, как Елена  с братией - попутчиками, дорогой молитвы да песни пели, чтоб путь скоротать.
Умер отец Афанасий скоропостижно в 2004 году.  Как-то вечером вернулся  зимой с озера . Путь они с братией прокладывали на Сортавала, вешки ставили (ёлочки, чтоб видно было где ехать - заметает дорогу- то снегом) , и то ли замёрз он сильно  - продрог до костей, то ли ноги промочил, а работу не бросил и с температурой работать продолжал, вот и заболел воспалением лёгких   - утром зашёл кто-то из братии в его келью, а он лежит, уж не дышит...

Всем монастырём хоронили, точнее всем островом. Игумен Панкратий прощальное слово молвил, у многих слёзы текли...

Душой -то понимаем, что Господь в Царствии Небесном ему место приготовил, не иначе... А все-равно плачем, как по невосполнимой утрате.  Упокой, Господи, раба Твоего Афанасия...