Дезертир

Людмила Берзиня
   Молодой человек лежал ночью в мягких,шелковистых весенних травах за околицей  деревни и смотрел в звёздное небо. Лицо его было измождено и безучастно ко всему окружающему - даже это вечное небо не вызывало в нём никаких эмоций - разве что сам Млечный путь лёг бледностью на осунувшееся лицо. Он вспоминал свою прошедшую жизнь и всё силился вникнуть в тот момент,когда всё рухнуло и жизнь его пошла наперекосяк. "Почему я не вернулся в вагон? Почему я забился в эти проклятые колючие кусты шиповника,ободравшие мне весь зад и руки? Почему я оставил одного среди чужих людей своего младшего брата и намеренно отстал от поезда,идущего на фронт?"
   Он уже знал,что брат его,Иван - Ванятка,Ванюшка,Иванушка погиб на фронте - жена рассказала. Да и сам догадался,услыхав из своего глубокого укрытия громкий плач и причитания жены своего брата - Насти - соседи они были. Соседи и родственники - женились перед войной с братом на родных сёстрах - Анастасии и Софьи.

   Глубокой ночью,вскоре после мобилизации и отправки на фронт,постучал он в окно родной хаты  украдкой,повинился перед Софьей и стал хорониться от всех.
   В погребе во дворе,что рядом с коровником,устроил своё новое жилище,не вызывая подозрений у соседей - походы Софьи в пореб были естественны. А зимой,при наступлении холодов,соорудил у себя печь и вывел дымоход в сторону задней стены коровника,куда навоз обычно складывали. Сам себя считал очень мудрым - ведь дым из погреба мог вопросы вызвать. А так-то просто объяснялся - назём,мол,парит...
   Украдкой выходил глубокими ночами на поверхность - подышать свежим воздухом,как мышь пробираясь огородами за околицу и лишь там распрямлялся во весь рост или вот как сейчас,развалясь в травах,безучастно внимал мирозданию...
- Прости меня,Ваня,братик мой милый! Не уберёг я тебя - чёрт меня дёрнул отстать от поезда и домой бежать. Может быть жив ты остался,а я бы погиб...  Прости! -
Так разговаривал беглый сам с собой,пытаясь найти хоть какое-то оправдание своему поступку. О том,что он обыкновенный трус думать не хотелось...
- Что же это за жизнь-то такая несправедливая - если среди всей этой небесной громады не можешь найти себе места и покоя? - Молодой человек заплакал. Выплакавшись,немного успокоился и расслабленный уснул.

                --------------------

   Проснулся уже на заре от холода росы,стекавшей с трав на его лицо. Подхватился,засуетился,осторожно приподнял голову - никого! Украдкой,согнувшись в три погибели,направился задами-огородами в сторону спасительного схрона. Уже почти дошёл до плетня своего, из-за которого вдруг возникла знакомая фигура Насти - та с подойником направлялась в поле - доить свою корову на выпасе.

   Жить оставалось молодому человеку десять дней - аккурат до второго мая ...