Ислам. экономика - религ. каноны и современность

Лилия Гадель
Гадель Лилия Александровна
Психолог, журналист, общественный деятель, г.Москва
Текст доклада на сессии "1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией через призму экономических, духовных и культурных связей регионов России с государствами мусульманского мира"
Исламская модель экономики: религиозные каноны и современный мир

В современном мире религия всегда стояла особняком, лишь в качестве духовной составляющей жизни людей. Причем это касается государств, живущих в различных политических системах. Исключение составляют лишь некоторые страны исламского мира. Речь идет о тех странах, где нормы религии являются фундаментом не только повседневной жизни, но и государственного устройства и бизнеса.
Тем не менее, мир стремительно меняется, обнажая глубокие проблемы, возникшие, в том числе, и из-за несоблюдения нравственных принципов, четко и ясно прописанных в главных книгах основных религиозных конфессий. В данном случае подробнее хотелось бы сказать о религиозных канонах ислама. Исламская духовная традиция существенно отличается от всех других тем, что в ней принципиально неразделимо религиозное и светское, земное и сакральное. Религиозность ислама можно смело назвать «чистой».
На протяжении тысяч лет религия является удивительно богатым, разнообразным феноменом культуры, история религии – бесконечно интересный и красочный пласт общей истории человечества. Человек становится личностью воспринимая ту или иную систему ценностей, определенные нравственно-этические принципы. Ислам в этом плане является примером целостной системы, несущей в себе богатейший нравственный потенциал, духовную культуру, исторические, социальные, мировоззренческие, педагогические и психологические знания. Это четкая модель особой формы организации жизненного пространства, правила которого прописаны на все случаи жизни. Поэтому человек чувствует себя защищенным как биологически, так и социально.
В последние десятилетия религиозные организации страны обозначают основной задачей социальное служение. Этот термин точно отражает один из основных принципов исламской модели экономики. Экономическая деятельность в исламе лишь одна из сторон жизни человека, при этом общие принципы и нравственные основы одинаково действуют на все сферы жизнедеятельности.
В религиозной морали ислама выдвигаются пять нравственных императивов - обязанностей личности:
1) перед Аллахом, что предполагает выполнение предписаний веры;
2) перед собственной совестью, что опирается на внутренние мотивы и требует самопознания;
3) перед семьей -добросовестное выполнение сыновнего долга перед родителями, а также родительских функций перед собственными детьми;
4) перед государством и народом - выполнение гражданского долга и иных функций, необходимых для сохранения общества;
5) перед всем человечеством, что выражается в осознании своей неразрывной связи как части с целым. Мораль предписывает каждому человеку знание и соблюдение этих императивов. Самым важным и определяющим свойством моральных обязанностей считается безусловное и абсолютное повеление совести (виждан). (5)

Одну из значимых сторон ислама составляет этический аспект. Все философские и мировоззренческие установки этой религии, все бытовые и культовые рекомендации, направлены на на религиозно-нравственный рост человека -мусульманина.
Несмотря на историю в полторы тысячи лет мир ислама – живой и открытый влияниям извне организм. Актуально, например то, что причастность к исламу в мусульманской культуре расценивается выше, чем деление на племена и народы, расы и языковые группы. Семья для мусульманина важнее государства, ислама освещает и регламентирует повседневную жизнь семьи и рода, поэтому быт и семья у мусульман являются ценностями более высокого порядка, чем, например, у христиан. Воспитание человека начинается в семье, этого сейчас не хватает в современном обществе, где финансовый успех важнее традиционных ценностей. На сегодняшний день глобальный процесс перемен показал ничтожность многих идеалов и кумиров, множество предубеждений оказались ложными. Наконец стала очевидной необходимость духовного возрождения и обновления общественного сознания, именно ислам (наряду с другими религиозными конфессиями) в состоянии способствовать этому процессу очищения, обновления, оздоровления общества.

На примере отношения к основным категориям исламской модели экономики можно рассмотреть фундамент здорового общества, построенный, казалось бы, на религиозных канонах. История показывает, что политика уничтожения религии приводит к уничтожению основ цивилизации. При здравом взгляде на эти каноны можно утверждать, что такой фундамент может служить прочной основой для возрождения социального и нравственного здоровья человеческой цивилизации.
ЧЕЛОВЕК
Бог наделил человека властью над его бесчисленными созданиями и правом использовать их в своих интересах. Ислам (шариат) включает много предписаний. Например, убивать животных разрешено для питания, но запрещено ради забавы или спорта. Разрешено убивать опасных зверей потому, что человеческая жизнь стоит больше, но и в этом случае не позволено убивать длительным и мучительным способом. Зверей и животных, используемых для перевозки грузов, верховой езды или транспорта, нельзя держать голодными, истязать или перегружать. Запрещается ловить птиц и держать их в клетке без надобности. Так же Ислам не одобряет бесполезный сруб деревьев и поток воды. Если посмотреть на то, что современный человек творит с животными и природой, преследуя лишь собственные интересы, ввод таких жестких правил выглядит более чем разумно.

Шариат смотрит на мусульман как на людей, ведущих светскую жизнь, поэтому   религиозно-этические критерии сочетаются с «земными» интересами, и интересы эти регулируются понятными правилами и нормами. При этом, шариат определяет мирские потребности человека как жизненно необходимые, облегчающие его существование, либо излишества. Предполагается, что любая исламская норма нацелена на поддержание и защиту одной из пяти основных ценностей шариата - религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности. Лишь первая из этих ценностей выражает богооткровенную природу шариата, остальные больше подчеркивают его мирскую направленность.
Шариат запрещает все то, что вредно для человека, и разрешает то, что полезно и в интересах людей. Важно осуществлять все таким образом, чтобы не только не наносить вред и ущерб другим людям, но стремиться к социальной сплоченности и взаимной помощи в достижении своих целей. Основной подход шариата - выбирать меньший вред ради большей пользы и жертвовать незначительной пользой в избегании большого вреда.
В исламе человек предназначен Аллахом для выполнения определенной миссии, в капиталистической модели общества человек – инструмент для функционирования системы.

СОБСТВЕННОСТЬ

Главный принцип, лежащий в основе понятия собственность - концепция наместничества: все имущество принадлежит Богу, человек лишь пользуется благами Всевышнего. Можно сказать, что этот принцип регулирует и определяет максимально бережное отношение ко всему окружающему миру, что гарантирует сохранение богатств этого мира для следующих поколений. Может ли сегодня человечество похвастать продуманностью своих действий с области добычи полезных ископаемых, уничтожения лесных массивов, засорения водных ресурсов и т.д.? Риторический вопрос.
Неприкосновенность частной собственности возведена до уровня неприкосновенности и ценности жизни. Лишение имущества недопустимо, за исключением крайних случаев при условии выплаты полноразмерной, справедливой компенсации - в этом выражается уважение к человеку, его достижениям и труду. Исламская экономическая система сочетает в себе некоторые признаки капиталистической и социалистической модели экономики, признавая как частную собственность, основанную на личном труде, так и общественно-государственную и кооперативную.

ЗАРАБОТОК и  БОГАТСТВО

Ислам проводит четкую грань между достойным и недостойным способами зарабатывания на жизнь. Причинение ущерба и потерь другим людям считается запретным -«харам», такой способ заработка недопустим. Если способ честный и благородный, то он считается разрешенным - «ха-лал». В Исламе запрещает труд, связанный с обманом, мошенничеством, взяточничеством, производством и реализацией алкоголя, игорным бизнесом, азартными играми.
Богатство рассматривается в исламе как жизненная сила общества, которая должна быть в постоянном обращении, богатство должно быть инвестировано в общество для улучшения его экономического благосостояния. Если человек неспособен правильно   использовать свое богатство, если собственными финансами он наносит обществу вред, то это является основанием для лишения человека права распоряжаться своим богатством.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

•Принцип справедливости касается всех сфер жизни человека, в том числе он выражается в социальная направленности экономической деятельности. На первом месте всегда стоят морально-этические принципы и ценностные ориентиры Ислама. Правила предпринимательской деятельности, сама экономическая среда ограждает хозяйственную деятельность от злоупотреблений и беззакония. Все виды деятельности рассматриваются через договор, в котором обозначены права и обязанности у всех участников. Чем больше ресурсов в распоряжении одного человека, тем выше его социально-экономическая ответственность за благосостояние общества, а доверенный человеку ресурс не должен бездействовать и превращаться в накопление денежных средств.
 
ТРУД

Право на труд ислам провозгласил еще четырнадцать столетий тому назад. Из Корана и Сунны следует, что труд - обязанность члена общества, а государство должно предоставлять необходимую работу каждому трудоспособному человеку, при этом трудящиеся имеют право требовать справедливую оплату за свой труд и нормальные условия труда. Человек, который усердно трудится более угоден Аллаху, чем тот, кто целые дни усердно молится, путь к Аллаху в благих делах, в действии. Работа – это право и обязанность, человек может выбирать то, что нравится, но должен учитывать потребности общины в той или иной специальности. Все мусульмане являются братьями и равными в правах и обязанностях. Поэтому капитал и реальный труд в своих отношениях категорически исключают эксплуатацию. Интересно и актуально то, что непродуктивная работа запрещена шариатом, не поощряется не только сознательное, но и вынужденное безделье.
Немаловажное значение для понимания отношения ислама к труду имеет и принцип запрета на ростовщичество. Нравственно-этическая сторона запрета на рибу: Ислам считает, что ростовщики наносят «обиду обездоленным». Таким образом, заем денег в рост с целью наживы на чужих нуждах и страданиях запрещен Кораном. Риба также рассматривается как накопительство и получение денег без труда, и то, и другое непозволительно.

Многие положения о труде закреплены в Коране, в котором указывается, что Аллах обеспечил средства к жизни своим людям, подарил им пропитание, заботу и благословение. Когда человек будет иметь возможность, трудясь каждый день, получать свой хлеб, то сможет вести достойную жизнь и поклоняться одному Аллаху. Если же он не будет прилагать никаких усилий в поисках хлеба и других милостей, ниспосланных ему, то он свернет с правильного пути и будет недостоин почета и уважения, оказанных ему Господом.
 
КОНКУРЕНЦИЯ и ТОРГОВЛЯ
 
В Коране нет негативного отношения к торговле. Напротив, коранический язык изобилует купеческой терминологией. Ислам поощряет рыночную конкуренцию и запрещает монополию. Ислам запрещает ту торговлю, которая связана с несправедливостью, обманом, эксплуатацией и всем тем, что порицаемо в исламе. Сделки считаются запретными, если они связаны с алкогольными напитками, табаком, наркотиками, свининой, потребление и использование которых запрещено в исламе. Запрещены сделки, связанные с неопределенностью и неоправданным риском для любой из сторон, а также продажа товара, которого нет в наличии.
Как христианство, так и ислам не делает различий между теми, кто занят умственным или физическим трудом, кто занят на производстве, в сфере услуг или на государственной службе, кто занят индивидуальной деятельностью или же работает по найму. Одни и те же принципы трудовой этики распространяются на учителя, врача, инженера, фабричного и сельскохозяйственного рабочего, на аппарат управления и министров. Важно не кем, а как работает мусульманин.
В исламе подчеркивается превосходство земледельческого труда, однако это не означает, что умма должна сосредоточить свои силы и устремления исключительно на земледелии. Поэтому наряду с земледелием должны быть специальности и профессии, которые могли бы поддерживать достойную жизнь общества, а также укреплять и обогащать государство. Следовательно, исламское общество должно обеспечить себя всеми специалистами, необходимыми для своего достойного существования. Если в ряде важнейших отраслей науки и промышленности недостает квалифицированных кадров, вина ложится целиком на всю мусульманскую общину.

Любой бизнес должен быть основан на принципах справедливости и равенства. Чрезмерная трата ресурсов не допустима, а дополнительные средства должны быть использованы в благотворительных целях. Соответственно, логика инвестиций в меньшей степени направлена на пользу для банка, а в большей степени на увеличение социальных выплат, в этом проявляется забота о благосостоянии общества. Когда принимаются инвестиционные решения, предпочтение отдается долгосрочному финансированию, в частности, участию в уставном капитале других компаний, а также развитию малого бизнеса, т.к. он является одним из столпов экономики исламских стран. Исламский подход к кредитованию имеет следующую особенность – не банки задают темп развития реальной экономики, а производственный сектор, что обуславливает благоприятный инвестиционный климат и использования услуг банков для повышения эффективности производства.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Коран призывает людей соревноваться в совершении добрых дел. Помощь людям без ожидания благодарности, лишь с целью угодить Аллаху, только увеличивает доходы благодетеля, во всех делах будет присутствовать милость и благословение Аллаха (концепция БАРАКА, своего рода побудитель делать добрые дела). В исламе поощряется прощение долга или покрытие финансовой задолженности человека, а вот попрошайничество нежелательно. Просить подаяние разрешено только лишь трем категориям людей: кто находится в безвыходной нищете, кто много задолжал, кто взял на себя долг и не может выплатить его. Исходя из этих положений возник такой специфический институт, как «закят» - обязательное пожертвование, которое состоятельные мусульмане должны предоставлять всем нуждающимся. Закят «очищает», делает безгрешным пользование богатством, с которого уплачен. Закят отличается от обычной милостыни тем, что это обязанность. Социальная сущность такого установления состоит в том, чтобы сглаживать противоречия между имущими и неимущими членами мусульманской общины (уммы).

Исламская благотворительность проявляется в четырех направлениях. Первое заключается в оказании добровольной безвозмездной помощи в виде различных даров, милостыней и пожертвований (садака). Вторым направлением является беспроцентный заем нуждающимся (кард аль хасан). Третьим - обязательные выплаты с дохода и имущества определенного процента - своего рода религиозного налога (закят). И четвертым - создание благотворительных фондов (вакуф).
Можно говорить о том, что благотворительность предписана исламом. Данное предписание на практике вылилось в то, что в мусульманском мире социальная работа стала реализовываться через специальные институты, которые называются вакуфом (в переводе с арабского языка - остановка, приостановление, удержание). Вакуф - это имущество, переданное частными лицами или государством на религиозные или благотворительные цели. В вакуф может входить как недвижимое, так и движимое неотчуждаемое имущество, но лишь приносящее пользу (доход) и нерасходуемое (например, в вакуф не могут быть переданы деньги). Человек, который отдал свое имущество в вакуф, называется учредителем вакуфа.

Существует два варианта вакуфов:
1) законный вакуф предполагает полную утрату учредителем прав на переданное имущество;
2) обычный вакуф (вакфалет) закрепляет за потомками учредителя право получения части дохода от вакуфа.
Фактически в мусульманском мире во многом именно через данный институт реализуется доктрина социального служения.

ГОСУДАРСТВО

Традиционное, капиталистическое государство оберегает капитал, продаваемый по проценты глобальным ростовщикам, и собирает налоги с населения, чтобы покрыть процентные платежи. Свободный рынок – это всегда концентрация ресурсов в определенных кругах, классовость, кастовость общества. Цель свободного рынка – благополучие отдельных людей, перераспределение ресурсов в пользу этой категории. В традиционной модели государство не вмешивается в экономику, экономические события рассматриваются с позиции конфликта рабочих и работодателей, богатых и бедных, работающих и пенсионеров. О социальной справедливости нет и речи.

В исламской экономической модели государство – это сила, которая возвращает населению его же труд и энергию в виде услуг. Государство получает доход не только от налогов, но и от синьоража, эмиссии, передавая этот доход населению в виде услуг. Оно определяет подходы и нормы, которые позволяют приносить пользу всем членам общества и не рассматривает слои населения как конкурентов. Процент (риба) рассматривается как экономическая болезнь, которая приводит к тому, что обладатели капитала контролируют рынки, поэтому предлагается ряд беспроцентных продуктов.

Ислам осуждает общество, которое не оценивает и пренебрегает способностями и усилиями людей; не приемлемо общество, члены которого отказываются зарабатывать себе на пропитание. Для мусульманского общества важно, чтобы человек работал, а не пребывал в безделье, становясь обузой для остальных. Паразитировать на обществе бесчестно, исключая те случаи, когда человек не способен найти работу по причине болезни или инвалидности. Категорически запрещается попрошайничество и допустимо только в совершенно безвыходных ситуациях и в случае жесточайшей нужды. По исламу, человек должен не жалеть труда в стремлении овладеть искусством управления, торговлей, осваивать достижения научно-технической мысли. По словам пророка Мухаммада, «нищета - путь к неверию». Поэтому мусульманин должен стремиться преуспеть в земных делах, завоевать уважение окружающих, обеспечить себе и своим близким материальный достаток.

Обозначив основные положения по каждой категории можно провести красноречивые параллели с современным миром, в котором активно насаждались принципы капитализма. Человек так устроен: для понимания необходимо описание, чтобы от чего-то оттолкнуться для принятия решений. Безусловно, никакое описание не гарантирует четкого однозначного видения и не страхует от совершения неверных действий. Все, на что человечество способно в кризисных ситуациях – пытаться адаптироваться к новым условиям и выживать. Начиная с прошлого века состояние мира обозначается удобными акронимами, выражающими состояние цивилизации.

В 2020 году появился термин BANI (brittle, anxious, nonlinear, incomprehensible), который ввел футуролог Джамаис Каширо. Этот термин пришел на смену аббревиатуре VUCA (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity).

BANI называют «темной стороной» VUCA-мира: изменчивость превратилась в хрупкость, неопределенность стала тревожностью, сложность – нелинейностью, неоднозначность – непостижимостью. Дезориентация, хаос, непредсказуемость – наша реальность с 2020 года. Ветер глобальных перемен и спорных модных тенденций, насаждаемых западными странами, усилил важность крепких корней: в условиях хаоса должно быть что-то, на что человек может опереться, как внутри себя, так и во внешнем мире. 

Сегодняшний мир прежде всего требует адаптивности и смекалки, критического мышления, умеренного риска, позитивного мышления и здравого смысла. Высокая скорость передачи информации повысила прямолинейность и некоторую жесткость в общении, которые в мире BANI мешает и повышает тревожность и хрупкость, осложняет жизнь. Необходимы мягкие навыки, эмоциональный интеллект, взаимоподдержка, безоценочное общение, эмпатия. Общество становится менее пассивным, сложность и переменчивость среды повысила активность социума, желание менять состояние общества во имя будущего своих детей и внуков. В мире BANI индивидуалисты менее защищены, растет потребность в коллективной защите от недружественной среды. Хрупкость требует подготовки подушки безопасности (для личности и общества, бизнеса и государства), защиты автономности отдельных элементов, в том числе сохранения традиционных ценностей. Любая система может рухнуть, в том числе и та, что казалась незыблемой и максимально прочной. Погоня за прибылью и красивой картинкой оказалась причиной несоответствия внешнего образа и того, на чем этот образ строился. Человеку сейчас важно развивать метанавыки, укреплять нервную системы и оздоравливать психику.
Повышенную тревожность и чувство страха уменьшит эмпатия и сопереживание, осознанность и стрессойстойчивость. Сегодня невозможно прогнозировать даже ближайшее будущее, потоки информации, фейковые новости, пропаганда, глобальные события, на которые невозможно повлиять, погружают человека в постоянную тревожность, это похоже на болезнь.

Нелинейность говорит об отсутствии четкой связи между причиной и следствием, действиями и результатом, при этом все события имеют системный эффект, влияют на все и сразу. Нелинейность нивелируется адаптивностью и гибкостью, важно знать, что результат может прийти далеко не сразу, и совсем не тот, что ожидался. Мелкие действия могут дать грандиозный эффект, а большие крупные решения никак не повлиять на результат.   
В этом непостижимом мире мы теряем способность понимать происходящее, наши знания всегда неполноценны и недостаточны. Человечество в каком-то смысле начинает жить наощупь, сейчас важны не объемы информации, а способность вычленять важные знаки и сигналы. Непостижимость требует прозрачности намерений и развития интуиции.

До этого на первом месте был индивид, личные интересы, я, мое, гипериндивидуализм, окружение было неважно, в результате люди порой соседей своих не знают. Сейчас коллективность в своем лучшем смысле может помочь справиться с вызовами новой эпохи. Наступило время, когда и бизнесу, и в целом человечеству, важна работа со смыслами, социальной миссией. Будущее не за мелкими группами и единоличными решениями, сегодня выигрывают большие сообщества, в которых сосуществуют разные люди и мнения, гибкий формат работы, эмерджентный подход к управлению вместо иерархии. Эго-мышление переходит в эко-мышление, человечеству пора начать принимать правильные решения, а не простые, а такой подход как раз и демонстрирует учение ислама и исламская экономическая модель в частности.

Пришла эпоха, когда на религиозные каноны стоит посмотреть не с точки зрения изучения конфессии как таковой, но с точки зрения источника гуманизма, человечности, нравственности бытия человека. В религиозных канонах содержатся ресурсы для развития осознанности, дисциплины, навыка проживать каждый день со смыслом. Глобальные трансформации, в которые погрузилось человечество, требует внутренней и внешней опоры. В этом смысле Российская Федерация находится в особом выигрышном положении: разнообразие культур и духовных традиций, дружественное сосуществование многих народов позволяет максимально беспристрастно изучить и постепенно внедрить в общество общечеловеческие ценности, которые оказались почти утеряны в погоне за быстрым и легким обогащением. Более того, за последние сто лет Россия существовала в трех видах экономических систем, это позволяет изучить их достоинства и недостатки еще и через призму социальных особенностей. Если говорить о России, большая часть населения РФ считает себя позитивными и умеющими приспосабливаться к любым условиям, исторические реалии закалили население. За последние 5 лет среди населения РФ повысилась потребность в Великой Идее и возврате к традиционным ценностям, они помогают выстроить внутреннюю опору и преодолеть внешние трудности. Сильная страна, малая родина, близкий круг, семья, свое сообщество разновозрастных единомышленников, диалог поколений, разнородность окружения, социальное разнообразие, инклюзивность – важность всех этих критериев можно найти в исламе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ислам — это больше чем вера. В нем соединяются как экономическая и политическая система управления государством, так и образ жизни каждого члена общества. Экономические отношения регулируется моральными нормами и инструментами, которые направлены на развитие экономики, оптимальное использование ресурсов, защиту человеческих прав. Несмотря на существенные различия в уровне жизни, местных национальных традициях и исторической судьбе, в результате длительного и сложного процесса синтеза культур, втянутых в орбиту ислама народов, создается единая общемусульманская культура, определившая на многие века мировоззрение, жизненный уклад, нравственные нормы, идеалы, психологию, общественные учреждения и модель поведения этих народов. Бизнесменам стоит обратится к ценностям и традициям, заложенных в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии, в том числе в исламской экономике. Очевидно, что для западной цивилизации это приоритет индивидуальных ценностей над общественными, материальных - над духовными, для восточной - приоритет общественных ценностей над индивидуальными, духовных - над материальными, желание изменить социальную среду через самосовершенствование человека.

В последние десятилетия религиозные организации нашей страны обозначают основной задачей социальное служение. Этот термин точно отражает один из основных принципов исламской модели экономики. Экономическая деятельность в исламе лишь одна из сторон жизни человека, при этом общие принципы и нравственные основы одинаково действуют на все сферы жизнедеятельности. В учении ислама особо учитывается превосходство нравственных ценностей над экономическими. Религиозные нормы ислама являются по сути социальной этикой, которую следует внедрять в жизнь общества на уровне всех уровней социальных и образовательных институтов, культурную жизнь на принципах добровольности и сознательности. Диктатура, коррупция, нищета, бездумное уничтожение природы несовместимы не только с мусульманскими, но и общечеловеческими ценностями. Если прописать вышеизложенные религиозные каноны ислама и назвать их «Основные принципы существования человека, общества и государства», ни у кого не может возникнуть противоречий, настолько понятны и близки они будут каждому здравомыслящему человеку независимо от национальности и религиозной конфессии.

Список литературы:

1. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978
2. Кардави Ш.Ю. Дозволенное и запретное в исламе. М., 2004
3. Ермаков И.А. исламская этика труда. М., 2001
4. Ислам в мировой политике в начале XXI века : учеб. пособие / под ред. Л.М. Ефимовой, М.А. Сапроновой ; [А.М. Ахунов, В.А. Ахмадуллин, Р.И. Беккин и др.] ; Моск. гос. ин-т междунар.
отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, каф. востоковедения. — М. : МГИМО-Университет, 2016.
5. Надеева М.И. Ислам как фактор мотивации социального поведения. Вестник Казанского технологического университета, том: 17, Номер: 9 Год: 2014 С.: 365-369
6. Р. Капинос. Экономические идеи ислама и современность. «Мировая экономика и международные
отношения», М., 2009 г., № 3, с. 99–105