Учебное пособие. Глава 2. Украинский фашизм

Валерий Поздняков
Украинский фашизм является самым первым подчинённым (зависимым или марионеточным) фашизмом. С возникновением  идеологии украинского фашизма связывают деятельность Организации украинских националистов (ОУН), один из основателей которой Николай Сциборский восторженно отзывался о фашизме и считал его эталоном, к которому нужно стремиться. Он писал:
«Фашизм – это прежде всего национализм, любовь к своей отчизне и патриотизм чувств, доведённых до самоотречения и культа жертвенного фанатизма. Источником его происхождения являются национальный инстинкт, национальный дух и национальное сознание...  Фашизм – это «теоретический эталон» и «движущая сила», поднимающая нацию на высшую историческую ступень». Своё видение фашизма для будущей Украинской державы  Сциборский изложил в своей книге «Нациократия»
Сциборский считался главным идеологом ОУН, но наибольшую популярность среди украинских фашистов получила доктрина русского ренегата Дмитрия Донцова, который формально не входил в состав ОУН, но поддерживал и обеспечивал своими публикациями.   Доктрина Донцова под названием «Украинский интегральный национализм» имеет своими составляющими украинство, нацизм Гитлера и фашизм Муссолини. Основные положения его Доктрины содержатся в его книге «Национализм».
Нацисты Германии названием своего гимна «Германия превыше всего» (Deutschland ;ber alles)  выражали мнение нацистов о  превосходстве Германии над всеми странами мира.
А что выражает лозунг украинских неонацистов  «Украина понад усе» (Украина превыше всего)? Под этим лозунгом с портретами Бандеры и Шухевича проходят марши и факельные шествия неонацистов Украины с целью возвеличивания нового украинского государства  и новорождённой украинской нации.
Украинские неонацисты также как и нацисты Германии  ставят своей целью «очищение» Украины от представителей «неправильных» рас и наций.
Украинские неонацисты утверждают, что эсэсовцы дивизии СС «Галичина» были украинскими патриотами, а не коллаборационистами. Но украинские эсэсовцы являются коллаборационистами, так как давали присягу Адольфу Гитлеру, а не Украине.

Нацисты Германии не являлись коллаборационистами, так как создали мифологическую арийскую нацию из немцев, а украинские неонацисты  являются коллаборационистами, предающими собственную русскую нацию. Поэтому государство Украина является самой мерзопакостной разновидностью фашизма.
Но как могло случиться, что Украина, наиболее пострадавшая от  фашистов Германии и её сателлитов, стала фашистским государством?
Средством превращения Украины в фашистское государство стали идеологии украинства и украинского интегрального национализма, созданные по заказу стран Запада.

УКРАИНСТВО И ЕГО СОЗДАТЕЛИ

Впервые идею выделения из русского народа жителей Малороссии, как особой этнической общности украинцев, имеющих, якобы, существенные  отличия от русских, сформулировали в 1846 году члены тайной политической организации Кирилло-Мефодиевское братство. Однако попытки распространить эту идею среди малороссов провалились
Зато в Галиции, входившей в состав Австро-Венгерской империи,  эта украинская идея стала насильственно внедряться совестными усилиями  Австро-Венгрии, Германии и Ватикана.

Большинством населения Галиции являлись русины, именующие себя Руси сынами и говорящими на диалекте русского языка. И большинство русин считало себя русскими и дружественно относилось к России. Но руководство Австро-Венгрии и Германии перед началом Первой мировой войны начало реализовывать задачу по превращению русин, считающих себя русскими в галицийских «украинцев».

Успешность внедрения идеологии украинства правящими элитами Австро-Венгрии и Германии обеспечивалось, во-первых, тем, что внедрялась она в умы галичан на территории Галиции, являющейся в течение полутора столетий австрийской провинцией.
 Во-вторых, внедрению этой идеологии правящими австро-германскими элитами помогал Ватикан, заинтересованный в продвижении униатства на Украине. Поэтому ставленник Папы Римского митрополит Шептицкий пытался реализовать не только планы Ватикана, но и планы правящих австро-германских  элит по отторжению Украины от России. Для этой цели он способствовал созданию Стрелецких секций и легиона сечевых стрелков. Членов этих секций и галицких легионеров стали называть «сечевиками».
В-третьих, внедрение идеологии украинства облегчалось физическим уничтожением её противников в условиях войны, а также их бегством в Россию. В Галичине остались в основном галичане, заражённые идеологией украинства и подготовленные этой идеологией  убивать своих соплеменников, не разделяющих их убеждений.

Последним штрихом австрийской авантюры стало создание украинского войска – легиона сечевых стрелков (сечевиков). Но австрийская авантюра обернулась тем, что  украинство осталось существовать и с исчезновением Австро-Венгерской империи.

Материалом для создания первой в истории человечества нации предателей стали русины. Австрийские власти тех, кто не желал стать  «украинцем», по доносам уже ставших «украинцами» русинских ренегатов и униатских священников, стали бросать в тюрьмы. С началом Первой мировой войны, когда тюрем для русин, считающих себя русскими, стало не хватать, австрийцы и немцы создали  первые в Европе концлагеря Талергоф и Терезин. Эти концлагеря  в сущности были предшественниками лагерей смерти Третьего рейха, Но, если лагеря смерти гитлеровцев были предназначены для массового убийства людей различных национальностей, то Талергоф  предназначался для массового убийства только русских. В Терезине большинство лагерников также были русскими.
Сущность украинства раскрыл галицийский общественный деятель Осип Мончаловский в своей работе «Главные основы русской народности».

 «Украинствовать значит: отказываться от своего прошлого, стыдиться принадлежности к русскому народу, даже названий „Русь“, „русский“, отказываться от преданий истории, тщательно стирать с себя все общерусские своеобразные черты и стараться подделаться под областную „украинскую“ самобытность.
Украинство — это отступление от вековых, всеми ветвями русского народа и народным гением выработанных языка и культуры, самопревращение в междуплеменной обносок, в обтирку то польских, то немецких сапогов».

По поводу переноса с Галичины украинства на Малороссию гетман Украинской Державы  Скоропадский писал:
«Узкое украинство - исключительно продукт, привезенный нам из Галиции, культуру каковой целиком пересаживать нам не имеет никакого смысла: никаких данных на успех нет и это является просто преступлением, так как там, собственно, и культуры нет. Уже один язык их ясно это отражает, где на пять слов - 4 польского или немецкого происхождения»
Ведь галичане живут объедками от немецкого и польского стола». Но ведь и сам Скоропадский жил «объедками от немецкого стола». Он пришёл к гетманству на немецких штыках и обогащал немецкий стол отправкой в Германию эшелонов с сельскохозяйственной продукцией Украины, а затем свергнутый петлюровской Директорией бежал в Германию на немецком поезде и до конца своей жизни получал от немцев пенсию.  После бегства в Германию Скоропадский и написал свои заметки о своём отрицательном отношении к Украинству, но во время своего кратковременного гетманства на Украине (7 месяцев) даже пытался освоить украинскую мову.

Петлюровцев, свергнувших Украинскую Державу Скоропадского,  поразило то, что столицей этой «державы» был фактически русский город. Оказалось, что в Киеве никто не говорит на украинской мове, все вывески,  наименования магазинов и названия учреждений на русском или на иностранных языках, но не на украинском языке. Поэтому первым указом Петлюры, после свержения Украинской Державы Скоропадского стало распоряжение о запрете всех вывесок и наименований на русском языке.
И если Скоропадский в своём правлении «державой» облагодетельствовал Германию, то Петлюра облагодетельствовал Польшу, передав Польше всю Западную Украину, чтобы на польских штыках вернуть Директории власть на Украине. Несмотря на предательский акт с передачей полякам Западной Украины и провал с возвратом власти петлюровской Директории,  Петлюра и поныне считается на фашизированной Украине одним из главных защитников её незалежности. Он героизируется за кровавое приведение в украинство русского населения Украины . Он также «прославился» и еврейскими погромами на Украине, в ходе которых было зверски убиты по разным оценкам от 100 до 200 тысяч евреев.

25 мая 1916 года Симон Петлюра был убит в Париже евреем Самуилом Шварцбардом. На судебном процессе суд оправдал Шварцбарда, посчитав убийство Петлюры справедливым возмездием за организацию еврейских погромов. 

Одним из соратников Петлюры в продвижении украинства  был предводитель военных формирований сечевых стрельцов Евгений Коновалец. Бывший прапорщиком в австрийской армии Коновалец при Директории Петлюры стал полковником и атаманом армии УНР. После предательской передачи Западной Украины возрождённой Польше Коновалец  возглавил Украинскую войсковую организацию (УВО), боевики которой совершали террористические акты и убийства представителей польской администрации. В конце 1821 года Коновалец перебирается в Берлин и там инициирует активное сотрудничество руководства УВО с  германской разведкой в обмен на финансирование деятельности УВО. В 1929 году в Вене на Первом конгрессе украинских националистов по инициативе Коновальца ряд националистических организаций объединились в Организацию украинских националистов (ОУН), главой которой стал Евгений Коновалец. Была разработана структура ОУН и выдвинут лозунг «За Украинскую самостийную соборную державу!». Коновальца стали величать «единым вождём нации»  главой несуществующего государства Украинской самостийной соборной державы (УССД).

Но УВО, как военная структура ОУН, к этому времени финансируется в основном Германией и Коновалец решает решить проблему создания УССД с помощью Германии.
В одном из своих писем митрополиту Шептицкому Коновалец пишет:
«УВО нужно превратить в такую организацию, которая будет способной пользоваться в борьбе за массы и для своей политики всеми, а не одним только террористическим средством. Украинскую проблему следует брать в целом. В решении этой проблемы ни одно государство не заинтересовано так, как заинтересована Германия. К тому же ни одно государство, кроме Германии, и не способно решить эту проблему. И Германия решит эту проблему не сегодня, так завтра. Следовательно, из этого выплывает второй вывод, а именно: та украинская организация, которая борется за решение украинской проблемы в целом, должна действовать в полном согласии с соответствующими политическими факторами Германии и идти в фарватере её политики…»

Конечно, в первую очередь оуновцы хотели видеть независимую Украину, включающую в себя все земли, населённые преимущественно украинцами. Эти территории, по их мнению, охватывали пространства от реки Сан на западе до Северного Кавказа на востоке. В Ставропольском и Краснодарском краях живет много почти обрусевших украинцев, которых туда переселили еще в XVIII веке. В Украину также обязательно должны были входить некоторые граничащие с УССР территории РСФСР и Белорусской ССР.
Кроме того, в отношении границ в программе делалась существенная оговорка: «В своей внешнеполитической деятельности Украинское Государство будет стремится к достижению границ, наиболее удобных для обороны, границ, которые будут охватывать все украинские этнические земли и будут обеспечивать ей надлежащую хозяйственную самодостаточность». Эта формулировка показывает, что оуновцы при случае были не против отхватить кусок приглянувшейся земли, исходя из неких стратегических или экономических соображений.

Десятая заповедь из декалога ОУН 1929 года звучала так: «Будешь бороться ради возрастания силы, славы, богатства и пространства украинского государства». Границы этого пространства туманно не обозначались.
Функционер и теоретик ОУН Михаил Колодзинский полагал, что территория будущей Украины для начала должна включать Молдавию, значительную часть Румынии, Польши, Белоруссии, России (вплоть до Волги и Каспия), Северный Кавказ с Чечнёй, а также Баку и близлежащие нефтепромыслы. После приобретения такой базы следовало начать настоящую имперскую экспансию в Сибирь и Центральную Азию, до Алтая и Джунгарии, уморить или загнать в резервации кочевников-казахов, а затем превратить Казахстан в азиатскую Украину. То есть,  ещё до начала войны, в 1941 г. бандеровская ОУН, не имея собственного государства, претендовала и на территории, лежащие между восточными границами современной Украины, Волгой и Каспийским морем.

Проповедником украинства следует считать и апостола  украинского фашизма Дмитрия Донцова в ранний период его антироссийской деятельности. В 1914 году Донцов в Вене возглавил организацию «Союз освобождения Украины», требовавшую отделения Украины от России и создания украинского государства под протекторатом (!) Австро-Венгрии и Германии. Украинство ещё до появления итальянского фашизма Муссолини имело все признаки фашизма, а после публикации доктрины Муссолини Донцов одним из первых отнёс украинство к разновидности фашизма.
В статье Дмитрия Донцова «Фашисты ли мы?», опубликованной в1923 году в газете «Заграва», редактором которой был  Донцов, категорично утверждалось, что тот «политический и морально-психологический дух», которым дышит Донцов и его сторонники, является фашизмом.
Тогда образцом для Донцова являлся фашизм фашистского «дуче» Муссолини, а украинство  причисляется им к фашистским идеологиям

Но когда в 1925 году издаётся «Майн кампф» Гитлера, то образцом для Донцова уже стал нацизм Гитлера. На основе идей гитлеровского нацизма уже в 1926 году во Львове издаётся программная книга Донцова «Национализм», заложившая основы идеологии украинского интегрального национализма. Но, по сути, эта идеология была скопирована с нацизма Гитлера и её следует называть идеологией украинского нацизма.

После фашистского переворота 2014 года на Украине  идеология украинского нацизма стала государственной идеологией Украины. То, что этот государственный переворот осуществлялся при содействии США, доказывает размещение штаба евромайдана в американском посольстве. Целью США и всего консолидированного Запада было превращение Украины в антиРоссию, продвижение на её территорию военных баз НАТО с последующим принятием Украины в этот враждебный по отношению к России военный блок.
В результате руководство России было вынуждено начать СВО, целями которой провозглашалось освобождение Украины от украинского нацизма (денацификация) и её разоружение (демилитаризация). То есть, мотивы начала СВО вполне понятны.

Но первыми создателями сепаратистских  идеологии и движения  украинства следует считать русских ренегатов  Михаила Грушевского и бывшего польского графа Романа Шептицкого.
Шептицкий в миру был католиком, но по предложению Папы Римского стал униатом и митрополитом греко-католической  церкви Андреем Шептицким.
Униаты – последователи унии, придерживающиеся греко-католического (униатского) исповедания и признававши Брестскую унию (соглашение) о слиянии католической и православной церквей под главенством Папы Римского.
В годы Первой мировой войны и Гражданской войны в России Митрополит Греко-католической Церкви (Униатской) Андрей Шептицкий (в миру польский граф Роман Шептицкий сыграл значительную роль для  экспорта галицийского украинства в Новороссию и Малороссию.   
В сентябре 1914 года, когда русские войска под командованием генерала Брусилова заняли Львов, центр австрийской провинции Галиция,  русофобскую пропаганду был арестован и сослан в Киев. За что его арестовали власти царской России и зачем польский граф Роман Шептицкий по просьбе Папы Римского перешёл из католичества в униатство, стал митрополитом Галицким Андреем и провозгласил себя украинцем?

Именно поляки подсказали австрийцам и немцам идеи разжигания братоубийственной вражды между русинами, награждения доносчиков и поощрения расправ «украинцев» над нежелающими перейти в украинство русинами. Ныне на Украине нечто подобное получило название «люстрации»   
Возникает вопрос – а не жалеют ли поляки о том, что участвовали в создании украинской «нации», устроившей во Вторую мировую войну «Волынскую резню»? Злодеяния этой «нации» во времена бандеровщины ужасающие,  описаны во многих источниках и представлены множеством неопровержимых документов и фотоматериалов в различных архивах, в том числе и в польских архивах. Если киевский режим провозгласил бандеровцев героями, то в Польше они ещё большие злодеи, чем палачи  Освенцима, Треблинки и других гитлеровских лагерей смерти. Но если поляки называют Волынскую резню геноцидом, а бандеровцев палачами, то не мешало бы вспомнить, что и поляки помогали превращать русинов в «украинцев». Особо отличался в украинизации русинов митрополит Андрей Шептицкий. Именно с его благословения появились на Галичине  «сечевики», убивавшие своих соплеменников-русинов. Под руководством Шептицкого униатские священники составляли списки русинов, не желающих стать «украинцами», а затем прилагали эти списки к доносам австрийским властям на русинов.

Но деятельность Шептицкого не ограничивалась Галичиной. Папа Римский, понимая, что приверженность к православным традициям русского народа не даёт возможности распространения католичества на Россию, поставил задачу митрополиту Шептицкому распространить  в России униатство. То есть, традиции православные, а подчинение главе католиков Папе Римскому. Особое внимание обращалось на распространение униатства в Малороссии с целью оторвать её от России. Это соответствовало и намерением Австрии и Германии, готовившимся к войне с Россией.

На случай оккупации Украины Шептицкий подготовил проект, изложенный в документе под названием «О мерах по отторжению Русской Украины от России». В этом документе Австрии, Германии и Ватикану предлагалось: «Как только победоносная австрийская армия пересечет границу Украины, перед нами встанет тройная задача: военной, социальной и церковной организации страны. Решение этих задач должно… содействовать предполагаемому восстанию на Украине, но также и тому, чтобы отделить эти области от России при удобном случае как можно решительнее, чтобы придать им близкий народу характер независимой от России и чуждой царской державе национальной территории. Для этой цели должны быть использованы все украинские традиции, подавленные Россией. Надо возродить их в памяти и ввести в сознание народных масс так метко и точно, чтобы никакая политическая комбинация не была в состоянии ликвидировать последствия нашей победы ...».
Черновик этого документа после занятия  русскими войсками Львова, был обнаружен в архиве Шептицкого. Когда о содержании этого документа было доложено императору Николаю II, то он выразил своё возмущение словами: «Какой мерзавец!».

Но самым значимым сочинителем украинства стал русский ренегат Михаил Грушевский, который должен был «научно» доказать, что коренными жителями Украины с древних времён являются украинцы и что русские являются пришельцами-варварами, колонизировавшими Украину. И Грушевский это «доказал»,  сочинив до начала Первой мировой войны фантастическую историографию Украины, отражённую в многочисленных «научных» статьях, очерках и книгах по истории никогда не существующего государства, названного Грушевским Украина-Русь.

 Главным трудом Грушевского стало создание 10-томной  историографии будущей «материнской» Украины под названием «История Украины –Руси».
Олесь Бузина по поводу названия монографии Грушевского написал: «Самим названием «Истории Украины-Руси» он заложил мину под свою шаткую конструкцию. Ибо любой, вчитаясь в него, поймет, что Русь — это нечто большее, чем Украина или Россия. Это то, с чего все начиналось и чем закончится, — то, что объединяет всех нас».

Но Россия это и есть Русь. Russia – именно так Русь называли иностранцы и так называют Россию сейчас.
Потрудился Грушевский и над созданием языка будущей «материнской» Украины назвав его «Руссько-украинской мовой». В 1894 году по приказу австрийских властей он возглавил кафедру истории Южной Руси с преподаванием на этой мове. Под его руководством всего лишь за десятилетие «украинско-русский» язык превратился в польско-галицийский жаргон. Оно и понятно: Львовщина принадлежала Австро-Венгрии, и ее влиянию стремился подчинить всю Украину Грушевский. В какой-то степени ему удалось засорить украинский язык польскими и даже немецкими словами.  «Щирый» украинский патриот Нечуй-Левицкий, когда эти же слова пытался безрезультатно внедрить в украинскую мову Грушевский, вначале 20 века писал: «Этот причудливый язык отвратил от украинской литературы много украинцев, испытывавших интерес к украинской литературе» (Криве дзеркало украiнскоi мови, 1912 год).

В марте 1917 года  Михаил Грушевский был избран председателем  Центральной  Рады Украинской Народной Республики (УНР).

Существует миф о том, что Грушевский, якобы, был первым президентом Украины. Но изображенный на украинской 50-гривенной купюре Михаил Грушевский в действительности президентом Украины никогда не был.
Вот что пишет по этому поводу один из авторов сайта «Проза.ру» Алексей Комаровский:
«Последним аккордом политической деятельности Михаила Грушевского как главы Центральной Рады можно считать принятие буквально накануне гетманского переворота 29 апреля 1918 года Конституции УНР. Согласно этому документу Украина становилась суверенным парламентским государством, гарантировавшим права всем проживавшим здесь народам. Власть делилась на исполнительную, законодательную и судебную. Верховным органом УНР провозглашалось Всенародное собрание – законодательная власть Украинской Республики.

Именно с Конституцией связан существующий до сих пор миф о президентстве Грушевского, который уже давно эксплуатируется историками и публицистами. В середине 90-х годов практически все исследователи и журналисты писали, что на последнем заседании Центральной Рады вместе с принятием Конституции был избран и президент. Очень быстро этот недоказанный факт перекочевал с экранов телевизоров и газетных страниц в школьные учебники и закрепился в сознании миллионов украинцев.

Считается, что этот миф вышел из среды украинских эмигрантов. Пока в СССР запрещались любые положительные упоминания о независимом украинском государстве, они, напротив, всячески подчёркивали полноценность данного государства. И в их интерпретации председатель Центральной Рады Михаил Грушевский превратился в президента. Возможно, это связано с тем, что на иностранных языках (французском, немецком) должность
«председателя» Рады передавалась как president (du parlement), но соответствовала лишь должности спикера парламента. Во всяком случае, тогдашний соратник Грушевского, Владимир Винниченко прямо указывает в своих воспоминаниях, что иногда председателя Центральной Рады Михаила Грушевского звали президентом, но это название не было официальным.

В итоге оказалось, что документы, подтверждающие факт президентства Грушевского, отсутствуют. А в Конституции УНР, с которой всё вроде и началось, ни единого слова о таком институте власти не сказано. Её текст гласил следующее: «Созывает Всенародное собрание и руководит им глава, избранный Всенародным собранием. Власть главы длится всё время, пока не будет созвано новое собрание и избран новый глава».

Исследователи считают, что таким образом в Украине вводилась парламентская форма правления, а не президентская или парламентско-президентская, поэтому Грушевского вряд ли можно было избрать на должность, которой тогда вообще не существовало».
Портрет Грушевского изображён на 50-гривневой купюре. Его именем названа одна из центральных улиц Киева, на которой расположены здания Верховной Рады .


УКРАИНСКИЙ ИНТЕГРАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ

Украинство является фашистской идеологией – такой вывод сделал один из главных идеологов ОУН Дмитрий Донцов, сравнив украинство с доктриной итальянского фашизма Муссолини.
Донцов ещё в 1923 году в статье «Фашисты ли мы?», опубликованной в львовской газете «Заграва», утверждал, что «Политический и морально психологический дух, которым дышат украинские националисты, безусловно, является фашистским».
"Мы не считаем фашизм чем-то плохим. Наоборот!", – объяснил Донцов своим западно-украинским читателям. Он перечисляет в этой статье основные тезисы фашистской идеологии – воинственный национализм, ненависть к интернационализму и коммунизму. После чего делает вывод: "если это и есть программа фашизма, тогда, по мне, мы являемся фашистами!".
Неудивительно, что сторонников Донцова начали называть "фашистами"
Но ознакомившись с доктриной Адольфа Гитлера, Донцов проникся идеями нацизма и назвал Гитлера человеком «с душой, соразмерной с его трагическим временем, с душой, такой великой, как велики были задачи, стоящие перед Германией».
 В 1926 году, через год  после публикации книги Гитлера «Моя борьба» («Mein Kampf») выходит программный труд Донцова «Национализм», в которой он публикует основные положения собственной доктрины, названной им Украинским интегральным национализмом.
 Эта доктрина представляет собой украинскую разновидность фашизма. Вот как характеризует её исследователь природы  украинского фашизма Виктора Полищука, автора ряда книг и брошюр, посвященных разоблачению мифов Организации Украинских Националистов и Украинской Повстанческой Армии (ОУН-УПА).

«Украинская нация должна строиться по иерархическому принципу - во главе должен стоять вождь. Правящей верхушкой должно быть «инициативное меньшинство», которое Донцов называет «элитой», «орденом» (по отношению к остальному народу, называемому Донцовым «массой» и «чернью») и которое осуществляет «творческое насилие».

Движущими силами интегрального украинского национализма должны быть следующие идеологические принципы:
1. Расизм, согласно которому украинская нация состоит из разных расовых элементов, среди которых наилучшим является нордический расовый элемент, и именно он более всех приспособлен к управлению государством.
2. Аморализм согласно утверждению «Все хорошо, что полезно нации». Что именно «хорошо» - определяют «вождь» и «инициативное меньшинство», то есть ОУН.
3. Территориальная экспансия - как следствие межнациональной политики.
4. Фанатизм в ненависти ко всему чужому и беспощадности к врагу, а враги украинской нации - это все неукраинцы или украинцы, не разделяющие идей интегрального национализма.
5. Воля, которая должна быть отрицанием разума, - отсюда и волюнтаризм в украинском национализме.
6. Сила, причем сила физическая, как отрицание силы науки, экономики».

Не только эти принципы, являющиеся основой доктрины Донцова и содержащиеся в его программной работе «Национализм» (1926), являются признаками фашизма в его доктрине. В последующих его работах доктрина Донцова насыщается другими положениями, сближающими эту доктрину с предшествующими ей разновидностями фашизма. Всё написанное Донцовым основывалось на трудах Муссолини и Гитлера.  Первый том книги Гитлера «Моя борьба» и книгу Муссолини «Доктрина фашизма» он даже перевёл на украинский язык.  При создании доктрины украинского фашизма он использовал также идеи Ницше,  Шпенглера и  Шопенгауэра. На идеи этих философов он  часто ссылается, ибо эти идеи использовались Муссолини и Гитлером для создания своих разновидностей фашизма.

Существует мнение, что нацизм Гитлера нельзя назвать фашизмом, потому что в фашизме Муссолини отсутствовал расизм. Но это не совсем так. Нацизм Гитлера можно рассматривать, как развитие фашизма Муссолини, «усовершенствованного» за счёт  расистской составляющей нацизма.  То, что нацизм следует рассматривать, как разновидность фашизма, утверждает Британская энциклопедия. И Муссолини фактически признал это, когда из-за необходимости союза с Германией в 1938 году  ввёл антисемитские законы, ссылаясь на то, что евреи заняли ключевые позиции во власти, системе финансов, школах.

Главной целью в обеих доктринах было достижение господства над миром. Предшественником фашистской Италии в достижении этого господства Муссолини считал Древний Рим. Гитлер считал предшественниками Третьего рейха Первый рейх – Священную Римскую империю германской нации и Второй рейх – Германскую империю, созданную канцлером Германии Бисмарком.  Эти империи приобрели военным путём огромные территории. Без таких территорий государство не империя, и даже державой, те более независимой, это государство нельзя назвать.

 В период создания доктрины украинского фашизма её распространение происходило в основном на территории Галичины, даже после присоединения её к советской Украине. Но какая же держава из маленькой Галичины? Даже существовавшее в Средневековье Галицко-Волынское княжество  на роль мировой державы не тянет. И Донцов  собрался создать свою мифологическую украинскую империю, включив в неё не только территории Украины, но  часть России и Польши.

 По этому поводу Виктор Полищук, давая интервью  украинской газете  «Донецкий кряж», сказал: «Цель украинского националистического движения - создание фашистского Украинского Соборного Самостоятельного Государства (Державы) УССД, которое по территории занимало бы 1 200 000 квадратных километров – от Кракова в Польше до берегов Каспийского моря, по соседству с Чечней. Такое государство украинскому народу не нужно, но планы ОУН предусматривают занять место России в Восточной Европе, создать украинскую империю» (Донецкий кряж, № 2227 от 28.07.2006).

То, что целью ОУН являлось создание украинского государства, причём  именно в таких пределах, подтверждают хранящиеся в архивах карты территории мифологической Украины. Такая карта в годы гражданской войны висела в кабинете гетмана Скоропадского, который с помощью германских штыков попытался создать украинскую «державу». «Держава» Скоропадского   просуществовала 8 месяцев на территории, оккупированной германскими войсками. После вывода оккупационных войск с помощью сечевиков Коновальца гетмана Скоропадского свергла  Директория Петлюры, и карта «державы» перекочевала в кабинет Петлюры, «держава»  которого просуществовала чуть более «державы» Скоропадского. Но карта Украинской Соборной Самостоятельной Державы и поныне разжигает экспансионистские устремления украинских националистов.

О ТВОРЦЕ УКРАИНСКОГО ФАШИЗМА

«Творение своей доктрины Донцов начал после того, как к началу 1-й мировой войны, находясь в австрийском Лемберге (Львове), решил перестать быть русским и отрёкся от своей принадлежности к социал-демократии. К 2013 году он проникается идеями украинских националистов Галиции, переименовывает себя из Дмитрия в Дмитро и из москвофила становится русофобом. Свою принадлежность к украинской «нации» Донцов продемонстрировал австрийским властям, выступая на II Всестуденческом съезде в Лемберге с докладом «Современное политическое положение нации и наши задачи». В этом докладе он наметил программу построения независимой Украины, основанную на русофобстве и «украинстве», что дало основания австрийским и немецким властям использовать способности новоиспечённого «украинца» в антироссийских целях. Сразу после начала 1-й мировой войны (28 июля 1914 года) ему было поручено сформировать организацию «Союз освобождения Украины», которая бы занималась пропагандой отделения Украины от России. Донцов успешно справился с этим заданием за 6 дней. 4 августа 1914 года организация была создана и начала функционировать. Этот «Союз освобождения Украины» писал  и распространял во время войны воззвания к турецкому, болгарскому, румынскому, немецкому народам с призывами войны против России. Уверял, что «Русская империя – истинный гроб для народов, неприятель для культуры, она была им прежде, является и теперь...». Такая внезапная метаморфоза – превращение из русского в украинского националиста произошла с Донцовым не случайно, ведь деятельность Союза хорошо оплачивалась немецким правительством. И Донцов старался оправдать доверие и рождал всё новые и новые идеи. В воззвании «К общественному мнению Европы» он писал: «Война ведётся, чтобы сломить окончательно идею «панмосковитизма», который нанёс неисчислимый вред всей Европе и угрожал её благосостоянию и культуре....  Только свободная, тяготеющая к правительственному союзу Украина могла бы своей обширной территорией, простирающейся от Карпат до Дона и Чёрного моря, составить для Европы защиту от России, стену, которая навсегда остановила бы расширение царизма и освободила бы славянский мир от вредного влияния панмосковитизма. В полном сознании своей исторической миссии защищать свою древнюю культуру от азиатского варварства московитов Украина всегда была открытым врагом России, и особенно у немцев...». В 1915 году он издаёт для немцев на немецком языке книгу «Украинская государственная идея и война против России».

До 1917 года Донцова устраивало финансирование его антироссийской деятельности. Но затем он не поделил это финансирование с коллегами по организации и ушёл из Союза, обвинив своих коллег в присвоении крупных сумм, выделяемых немцами на антироссийскую пропаганду. Он перебирается из Берлина во Львов, получает в Львовском университете степень доктора юриспруденции и пишет книгу «История развития украинской державной идеи». В этой книге он обосновывает необходимость отторжения Украины от России и будущее Украины связывает с  победой Германии и Австро-Венгрии, которые должны разгромить Россию.

В начале 1918 года, когда с помощью немецких штыков в Киеве приходит к власти гетман Скоропадский, Донцов по протекции одного из основателей Украинской демократическо-земледельческой партии Вячеслава Липинского получает должность главы Пресс-бюро и Украинского телеграфного агентства. Сам Донцов основателем этой партии, как преподносят ныне националистические историографы Украины, не являлся. Основными создателями партии являлись Вячеслав Липинский, написавший программу партии, и братья Шеметы (Сергей и Владимир).

В 1919 году  Липинский, бывший  в то время послом УНР в Швейцарии, помогает Донцову устроиться шефом пресс-бюро при своём посольстве.

В 1921 году, в Вене Донцов пишет свою работу «Основы нашей политики», в которой достаётся всем его бывшим спонсорам и Скоропадскому, и Петлюре, и Липинскому. В конце 1921 года, после передачи Петлюрой Западной Украине Польше (по договоренности с Пилсудским) Донцов перебирается во Львов. Бывший петлюровский полковник Евгений Коновалец помогает стать Донцову редактором львовского журнала «Литературно-науковий вiсник», который он использовал для продвижения своих идей.

 Вначале 20-х кумиром  Донцова стал Муссолини, который, как и Донцов, вначале политической карьеры был социалистом, а в ноябре 1921 года преобразовал организацию «Итальянский союз борьбы» в Национальную фашистскую партию. В 1923 году Муссолини с помощью этой партии возглавил фашистское государство. И Донцов вспоминает о своих «итальянских корнях». Ведь прабабка его была итальянка, а мать звали Франциской, так почему бы ему не повторить карьеру Муссолини и не стать украинским дуче? Партии нет, но есть организация. Но как превратить малочисленную Украинскую Войсковую Организацию (УВО) в массовую партию без идеологической платформы? А может и партия не нужна, если организацию сделать массовой на основе фашистской идеологии? Он пытается доктрину украинского фашизма создать на основе русофобии и публикует в 1923 году в своём журнале «Литературно-науковий вісник»  статью «Фашисты ли мы? В этой статье Донцов заявляет, что «тот политический и морально-психологический дух», которым дышат украинские националисты, несомненно, является фашизмом».

Когда же в июле 1925 года выходит первый том книги Гитлера «Моя борьба», в которой содержатся основные идеи нацизма, Донцов приходит  в  восторг, видя в нацизме Гитлера ещё большие перспективы для построения доктрины украинских националистов, чем фашизм Муссолини. У Гитлера агрессивные германцы – это лучшие представители избранной арийской расы (нордийцы). Так почему не объявить украинцев также частью этой расы, а русских низшей расой.  Он пишет свой основной программный труд «Национализм», в котором воспроизводит все основные идеи Гитлера, выдавая их за собственные идеи. Он извращает смысл идей других украинских националистов (Липинского, Драгоманова, Грушевского и т.д.) и шельмует их авторов. Эту методику «создания» Донцовым своего украинского интегрального национализма подметил Вячеслав Липинский, который раньше Донцова создал свою доктрину под тем же названием:
«Писания его так противоречивы, что он давно бы сума сошёл, если бы относился к ним хоть немного внимательнее. На своё счастья он их только «пишет».
В одном месте он пишет, что украинцы «имеют женскую психологию, потому что логика у них пасует перед чувством» («Основы нашей политики»); в другом – что они рационалисты, потому что руководствуются логикою, а не чувством» («Национализм»)... При этом масса цитат  «западно-европейских авторов», которых он никогда не читал. «Дурные провансальцы» и так всё примут за гениальность. Действительно «гениальным» является только его скунсовый (скунс – зверёк, выстреливающий вонючую жидкость) способ изготовления себе литературной карьеры. Как только  у кого ни будь из Украинцев вынюхает идею, которую можно использовать в Украине, он присваивает её себе. Оборачивает эту идею на свои собственные, персональные потребности, обливает вонью творческую работу, ведущуюся под знаменем этой идеи, а из того, у кого он  её украл, делает, на основе сфальсифицированных цитат, наибольшего этой идеи противника («Письма к братьям-хлеборобам», Львов, 1926)».

Создавая идеологию  украинского интегрального национализма, Вячеслав Липинский её интегральность видел в том, чтобы интегрировать (суммировать) всё лучшее из национальных культур, присутствующих в Украине.

Донцов, который сотрудничал с Липинским и разделял (или делал вид, что разделяет) его идеи, «создал» собственную доктрину под тем же названием, а затем ошельмовал Липинского. Его доктрина интегрирует фашизм Муссолини, нацизм Гитлера и философские идеи Ницше, Шопенгауэра, Шпенглера, основана на русофобии и пропаганде ненависти к тем, кто не является украинским националистом.

В своей программной работе «Национализм» Донцов пропагандирует культ нации, утверждая, что «Нация – абсолютная ценность». (Нация – это всё). По поводу критики и критиков этого утверждения Донцов пишет:
« «Идолопоклончий культ нации» называют наши «патриоты» типа Толстого «зоологическим национализмом».  Что понимают они под этим не так страшно, как глупо по определению?  «Зоологическим национализмом» - по их мнению - проникнут всякий, например, кто  не участвует в общем фронте с мировым жидовством для преодоления гитлеризма;  кто не дрожит от восторга на один звук имени Пушкина…  «Зоологическим националистом» является всякий, кто говорит, что живя между волками, не имеет зубов и характера коровы». («Где искать наши исторические традиции», 1938).

Национализм Донцова был назван зоологическим, потому что законы животного мира, он переносит на людей и нации, лучшие из которых уподобляются волкам, а худшие – коровам. Этот зоологический национализм он перенял от Гитлера и стал участвовать «в общем фронте с мировым жидовством» в поддержку гитлеризма.

Он негативно относится к русской культуре, несмотря на своё русское происхождение, которое он отрицает. В своей автобиографии он пишет: «Родился я в Таврии, в которой провёл первые 17 лет жизни и которую можно назвать нашею Америкой, этнографической мешаниной из Украинцев, Поляков, Жидов, Болгар, Немцев, Греков, Турок и Русских. Откуда русские влияния? Одинокие русские влияния могли б идти от товарищей-жидов в реальной школе. И я некоторое время посещал кружок самообразования, но быстро его покинул, так как одна курсовка имела паскудный  крючковатый нос, а другой коллега всегда пах луком». («Национализм», Львов, 1926).

Если Гитлер, в своей ненависти к евреям, людьми их не считает,  то Донцов в своей русофобии не видит русских в Таврии, населённой в основном русскими.  Таврию (Таврическую губернию с административным центром в Симферополе) он называет украинской Америкой, в которой больше всего живёт украинцев (судя по приоритету в перечне) и меньше всего русских. Притом русские, по его мнению, даже по внешности и запаху стали похожи на евреев. И это притом, что он сам из русской семьи, но сделал себя украинцем, а его родной брат и сестра остались  русскими. Откуда такая ненависть к своей национальности, отказ от родного языка и культуры? Возможно, причина в непомерных амбициях, которые ему так и не удалось реализовать при перевоплощении из русского социалиста в украинского националиста. Впрочем, перевоплощений у него было много. Его перевоплощения, амбиции, частую смену политической ориентации  красочно описал  Вячеслав Липинский:

«Кто он? Что сделал для Украины? …  Не в том беда, что он Москаль. И из Москалей бывали и есть честные Украинцы. В конце концов, как нет чистокровных Американцев – так нет и чистокровных Украинцев...
Итак, беда не в том, что он Москаль. Даже не в том, что он революционер московский. Если бы Украина имела таких, как московские, революционеров, то они бы не допустили господства большевистской Москвы на Украине. Беда в том, что его эгоцентричная и трусливая натура не могла перенести сметливости, дисциплины и организованности московских революционеров...
Собственного украинского большевизма не смогли сделать все эти “украинские недобольшевики”. И наш Митька Щелкоперов (Донцов) никогда никакой революции на Украине не делал. Он только с нахальством революционного московского мусора искал легкой карьеры среди “дурных хохлов”. Сначала изображал он из себя “просвещенного” петербургского эсдека и ругал “хохлов” за то, что они мелкие буржуи, самостийники, националисты, не марксисты. Потом решил спекульнуть на национализме и ругает их теперь за то, что они марксисты, москвофилы, провансальцы и не националисты. Будучи социалистом москвофилом боролся он с гнилым Западом, шляхетской Польшей и буржуазными пересудами католицизма. Но увидев, что на этом карьеры большой не сделаешь, переоделся вдруг в “западнический” костюм, стал ругать азиатскую Москву и православие,  и стал пропагандировать ориентацию вначале на Австрию, а теперь на Польшу…».

Липинский не без оснований обвиняет Донцова, привлечённого к интегральному национализму именно им, в предательстве не только его самого, но и всех, к чьей помощи Донцов обращался:

«Может Митькино фразёрское шарлатанство, как по московской пословице «для красного словца не пожалеет ни мать ни отца», имеет оправдание в великих Митькиных делах, в сотворенных им украинских организациях?..  Может от своих, взаимно себе противоречащих, словоизлияний он сам стал лучше, благороднее? Ответ на это даёт его краткая биография. Родился в той части Украины, которую московские колонисты прозвали Новороссией. Сын одного из них, видных хозяйственных и зажиточных отцов, в отличие от них стал социальным революционером.  Потом предал московских революционеров и пошёл к украинским эсдекам. Получив от эсдеков из-за своего характера прозвище «ржавого гвоздя», данную его партийным товарищем Винниченко типу наглых фразёров, предаёт эсдеков. После того как предал эсдеков он по неведомым причинам переехал в Австрию, где в 1913 году стал крикливым самостийником, критикуя при этом самостийность всех, кроме своей личности. С началом войны предав националистическую организацию «Союз освобождения Украины», перешёл на службу к Васильку и пропагандировал присоединение Украины к Австрии. Потом предал Василька. Потом предал Австрию. Воспользовавшись революционной неразберихой, перебежал к гетманцам (к гетману Скоропадскому), став начальником прессбюро, в котором ничем не занимался кроме интриг.  Потом наиподлейшим образом предал гетмана, написав на него пасквиль, за что удостоился выгодной должности в швейцарской миссии Директории, в которой занимался в основном интригами против своих товарищей. Когда фонды Директории были исчерпаны, Митька Шелкопёров написал книжку «Основы нашей политики». В ней он отматерил и гетмана, и Директорию и начал восхвалять ориентацию на Польшу. Затем добился польской визы и выехал в Галичину» («Письма к братьям-хлеборобам», Львов, 1926.).

Липинский не дожил до прихода к власти в Германии Гитлера, чтобы продолжить биографию Донцова, подтверждающую отмеченные им негативные качества этой личности. Донцов с приходом Гитлера к власти уже ориентируется на Германию, которая стала для него образцом государственного устройства, а сам Гитлер его идеалом. Идеологические принципы нацизма, изложенные в гитлеровской книге «Майн Кампф», составляют основу его доктрины.


ИДЕИ ГИТЛЕРА В ДОКТРИНЕ ДОНЦОВА

Если прочитать основные книги Донцова и сравнить их с книгой Гитлера «Майн кампф», то становится понятно, что обвинения Липинского в отношении Донцовского плагиата не безосновательны.

Гитлер, рассказывая о своём пути к созданию идеологии немецкого фашизма, (нацизма)  выделяет «два очень важных обстоятельства: Первое: я стал националистом. Второе: я научился изучать и понимать историю».
Но Гитлер не просто националист, а расист, понимающий историю с расисткой точки зрения. Нацизм – это, прежде всего, национализм расиста.
По Гитлеру историю человечества создавала арийская раса. По его мнению, непонимание руководством Второго рейха значения этой расы, несмотря на  достижение пика могущества германской империи к началу  Первой мировой войны, привело к краху империи в ходе войны. И он писал: «Самая важная и самая глубокая причина краха старой германской империи заложена была в непонимании значения расовой проблемы и ее великой роли во всем историческом развитии... Старая германская империя совершенно пренебрегала проблемой расы. Проходя мимо этой проблемы, империя пренебрегала тем правом, которое одно только является основой существования народов». А это право основывалось на том, что «арийцы явились основоположниками человечества», что «ариец является Прометеем человечества».

Донцов  к арийцам относит украинцев, так как  украинский народ «создан из той глины, из какой Господь создаёт избранные народы» (Донцов Д. «Хрестом i мечем»).

Гитлер утверждал, что «если мы разделим все человечество на три группы: 1 ) основателей культуры, 2) носителей культуры и 3) разрушителей культуры, то представителями первых двух групп будут, пожалуй, только одни арийцы».

Донцов  также делит население Украины по расовому признаку на три группы: нордийцев – основателей культуры, динарцев – носителей культуры и остийцев – разрушителей культуры и на основании качеств, присущих представителям этих групп, делает вывод: «Элементы с признаками подчинённой расы – остийцы и динарцы не могут, очевидно, играть той роли в этом строительстве, которую играют нордийцы. Тот психический тип, который у расологов соответствует нордийской расе, представляет собой,  наивысшие «укрытые возможности», и по своей   «биологической потенции» занимает наивысшую ступень в  иерархии  разных человеческих типов» («Дух нашей старины»,  1944 г.).
Нордийцы (нордическая раса) у Гитлера считались лучшей частью арийской расы.  Это отразилось в кинофильме «17 мгновений весны» в партийной характеристике на Штирлица: «Истинный ариец, характер нордический…». Этот нордический характер, по описанию Гитлера, проявляется в том, что во время войны в арийцах «мы видим перед собою непревзойденные образцы хладнокровия, мужественной решительности, героизма».

 По утверждению Донцова, именно нордийцы основали Киевскую Русь и характеризовались «своею целостностью, рыцарской повадкою, действительно старокиевской мужественностью и элегантностью».
Нордийская (нордическая) раса по утверждению расологов населяла лишь север Европы и не населяла Украину, но, по утверждению, Донцова, ««много нордийских признаков имела в себе наша блестящая эпоха Киевской Руси, одинокие представители этой расы выявляются в первых зародышах козацства и позднее (Богун)…».
 Таким образом, расизм Гитлера стал частью доктрины Донцова и является одним из признаков украинского фашизма.

У Гитлера его расизм выражается во враждебном отношении к евреям, которых он даже не считает людьми, а только похожими на людей. О встречах с евреями в 15-летнем возрасте в австрийском Линце он пишет: «Внешность проживающих там евреев в течение веков совершенно европеизировалась, и они стали похожи на людей». Он сравнивает наличие евреев в Германии и других странах с чумой: «В течение нескольких столетий народные массы на своей спине испытали гнет евреев, и теперь они начинают понимать, что одно его существование равносильно чуме.… Разве не евреи привезли к берегам Рейна негров все с той же задней мыслью и с той же подлой целью - через кровосмешение принести как можно больший вред ненавистной белой расе, низвергнуть эту расу с ее политической и общекультурной высоты, а затем самим усесться на ее спине».

Президент  Национального университета «Киево-Могилянская академия» Сергей Квит, ставший в 2014 году главой Министерства образования и науки, в книжке «Дмитрий Донцов» пишет: « ... Взгляд главного редактора Литературно-Научного Вестника (Донцова) на украинско-еврейские  отношения мы не можем назвать антисемитским. Специальная борьба против евреев никогда не была частью идеологии украинского национализма».

 Но Донцов ещё до знакомства с гитлеровской «Майн Кампф», выражал свой антисемитизм: «Жидовство на Украине, как своей мессианской философией, так и своим русофильством и своим космополитизмом (наследством разделения расы), должно враждебно относиться к украинской национальной идее» («Основы нашей политики», 1921 ).  А уже через год после прихода Гитлера к власти в статье «Буря над Западом» (1934) Донцов проповедует «глубже поставить жидовский вопрос» и формулирует три обвинения евреям: 1) они перестали быть демократичным фактором и поддерживают диктатуры, в частности сталинскую; 2) как народ без державы, без подвластной территории, они не могут понять ценностей, которые дороги украинцам, поэтому их культурные влияния не могут быть полезными; 3) не имея уважения ни к языку народа, среди которого они живут, ни к его земле, ни к его освободительным чаяниям, евреи стремятся захватить власть над ним.

В 1944 году главный идеолог украинского национализма Дмитрий Донцов подверг новую программу ОУН (Б) жесткой критике именно в связи с изменением подхода к «еврейскому вопросу». По мнению Донцова, в программе ОУН необходимо было отметить, что «ментальность и политика мирового жидовства вредны для украинской нации и государственности. Борьба с жидовством — в интересах и традициях украинской нации».
То есть, и в отношении к евреям Донцов проводил линию Гитлера.

И все остальные идеологические принципы интегрального украинского национализма Донцов позаимствовал в основном из гитлеровского нацизма.
Экспансионизм, агрессия, аморализм, фанатизм являются обязательными качествами представителя избранной расы, как у Гитлера, так и у Донцова.

 Вот как Гитлер поясняет необходимость территориального экспансионизма и  агрессивности у германцев: «Чего нельзя получить добром, то приходится взять силою кулака. Если бы наши предки в прошлом выводили свои решения из тех же пацифистских нелепостей, которыми мы руководствуемся теперь, то наш народ едва ли обладал бы теперь даже третью той территории, какую мы имеем».

Донцов: «От экспансии своей страны отрекается лишь тот, у кого целиком замерло чувство патриотизма…. Поэтому, нация или идея, которая стремится разорвать железные оковы индивидуализации; которая  заботится не о конкретном, но о «вечном» - может признать великую роль в жизни наций насилия».

Гитлер, отрицая понятие морали на основе гуманизма и пацифизма, писал: «Идеи гуманизма и пацифизма действительно, может быть, будут вполне у места тогда, когда вышестоящая раса предварительно завоюет весь мир и в самом деле станет господствовать над всей землей. Если так поставить вопрос, то идеи пацифизма и гуманизма перестанут быть вредными.
Итак - сначала борьба, а потом может быть и пацифизм!».

Донцов: «К эмоциональности и фанатизму великих идей, которые управляют массами, следует добавить ещё одну их примету «аморальность»... Те моральные идеи хороши, которые идут на пользу в конкурентной борьбе за существование, идущей между социальными группами или между группой и её природным окружением; хорошие поступками те, которые на пользу роду, злые – во вред ему…».
То есть, мораль, основанная на идеях гуманизма и пацифизма, признаётся и Гитлером и Донцовым вредной, мешающей управлять массами. Им нужна мораль оправдывающая насилие.

Прославлению такой морали Донцов посвятил книгу «Где искать наши традиции» (Львов,1938 г.).  В главе «Гуманность – разоружение перед врагом» он пишет: «Люди, мозг которых насквозь пронзил сифилис «человечности» и «гуманности»,  это люди, «наука» которых своим трупным запахом отравляла нашу духовную жизнь в прошлом веке…».   «Чем был - своим идейным содержанием - XIX век?», - ставит вопрос Донцов, и поясняет: « Блаженно-наивный мир, был мир века, который в 1914 ушёл в небытие. Это был мир, когда верили в то, что - в свете «прогресса» - насилие, шовинизм, войны и распри перестанут быть регулятором жизни;  что они постепенно станут  предрассудками «темного средневековья», так же, как и фанатизм».
«Мораль» Донцова, основывается на насилии, шовинизме, необходимости войны и фанатизме. На этих же принципах основывался фашизм Муссолини и нацизм Гитлера. И во втором издании книги «Где искать наши традиции» (1941 г.) Донцов в главе «Противопоставление своих и чужих»,  представляет Муссолини и Гитлера как своих, «потому, что это типы и люди одного мировоззрения, одной психики, которая во времена, когда мы еще не дегенерировались, – была и нашей психикой».
По этому поводу бывший редактор газеты «Земля и Воля» Владимир Левицкий писал: «Он давно осел во Львове и отсюда пропагандирует свой род фашизма. Перед украинским обществом “выстраивает” такие фигуры современного европейского фашизма как Муссолини, Гитлер, полковник Ля-Рок. И с гордостью ставит себе это в заслугу. Ах, как ныне среди украинской студенческой молодежи распространен культ Муссолини, Гитлера и других фашистских силачей!.. Сколько же всяких Муссолинят и Гитлеринят наплодилось у нас под влиянием учения Донцова!..» (Iдеольог фашизму. Замiтки до iдеольогiї Дмитра Донцова. Львiв, 1936.).

Ныне, когда Украина стала фашистским государством с идеологией украинского неонацизма плодить гитлеринят стало нам ного проще.

ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 2

1. В чём отличие неонацистов Украины от нацистов Германии?
2. Кто обеспечивал внедрение  украинства в Галиции и с какой целью?
3, В чём суть украинства и методы внедрения этой идеологии?
4, Вожди и создатели идеологии украинства.
5. Вклад митрополита Андрея Шептицкого и Михаила Грушевского в создание украинства.
6. Принципы и движущие силы украинства.
7.Цели украинства
8.Идеи Гитлера в доктрине Донцова