Познание

Софья Поклонова
В моменты уединения, когда все дела по дому переделаны... или почти переделаны, прилягу и мысленно возвращаюсь в былое. В воспоминания из детства.
Может и не все дела запланированные завершены, а частично, но уже в силу возраста от усталости тянет прилечь, передохнУть .
Крайне важно, что то, что под силу и первой необходимости домашние обязанности решены, и тогда уж точно можно притомившись от проделанной работы прикорнуть.
 
А мысли тут как тут...

  Вижу, как девчушкой я вхожу в дом, как ступаю по чистым домотканым, разноцветным половикам.
Постелены они от порога до дивана у противоположной стены на полу в четыре ряда. Бабушкина память. Дед приезжал с Алтая, привёз свёрнутый, неподъёмный тюк новых половиков. Ткала бабушка на самодельном деревянном станке половики разноцветными полосами. Очень уж в детстве любила я по ним скакать на одной ноге, в  "классики" начерченные мелом на асфальте,  только  без  "гальки". Вот была забава!

С раннего детства приучала нас мама к тому, что у каждой вещи должно быть своё место. Не было у нас на столе, покрытым клеёнкой ничего из посуды, только эмалированный заварной чайник с ручкой на боку. А все кружки и стаканы в металлических подстаканниках грудились в буфете, в верхнем шкафчике справа. Рядом с буфетом стоял диван, у большого окна стол с табуретками, слева на тумбочке приёмник и в углу телевизор. Вот и вся обстановка. Простота. Ничего лишнего.

В нашей спальной тоже никогда не было ни разбросанных вещей, ни школьных принадлежностей. Сделали уроки за столом, убрали сразу, что в портфель, что в тумбочку. Школьную форму мы вешали на спинки железных коек.

Мама следила за порядком и мы, дети, каждую субботу собирали с пола половики , подметали во всех комнатах, вытирали пыль с мебели, подоконников , мыли полы, трясли на улице на счёт раз-два-три половики с одной стороны, переворачивали и трясли их ещё на счёт три раза . Потом стелили обратно в комнатах. Наша уборка была завершена и я очень радовалась результату нашего труда. Так приятно на душе, когда в доме чистота и порядок!
И А как - то я ещё всерьёз не принимала установку мамы убирать всё за собой. И за свою детскую  безалаберность была наказана.

Копила я в детстве фантики от конфет. Много лет собирала разноцветные обёртки . Хранила я их в старом портфельчике сестры. Пузатый был портфель. Каких только фантиков не было у меня, больше сотни. Любовалась ими и прикладывала всякий раз к носу. Глубоко вдыхала я запах, вспоминая, как лакомилась шоколадкой. До чего же вкусно они пахли! Особенно любимые были у меня фантики Гуливер, Красная шапочка, Мишка косолапый, Белочка, Ну-ка, отними!!!

Как то раз я в зале на полу высыпала свои фантики из портфеля, разложила их рядами, рассортировала на вафельные, шоколадные и карамель. Налюбовалась своим богатством и не убрав обратно их в портфельчик ,  убежала играть на улицу.

Прибежала я домой с сумерками, мама пришла уже с работы, затопила печь.
Я увидев, что на полу нет моих фантиков, бросилась искать старенький портфельчик. Везде по два раза заглянула, а его нигде нет. Я несмело подошла к маме : Мама, а где мои фантики?  Мама вытирая руки об полотенце, через плечо резко ответила : В печи!
Меня как огнём в лицо обожгло от её резкого ответа. Я стояла долго, как вкопанная, я не могла понять, неужели вправду мама сожгла в печи мои фантики вместе с портфелем???

Но от мамы больше ничего я не услышала. Она сказала всё своим поступком. А у меня на душе было горе. Я обмякла и поплелась в нашу спальную.

Маму с того момента я стала бояться. И вещи свои боялась где-то не на месте оставить.

Какое-то время спустя, через год или два уже училась в 5 классе и записалась в городскую библиотеку. Прежде, с первого класса я посещала две библиотеки - школьную и детскую. Вот приехала я с городской библиотеки с выбранной книжкой домой, а в  доме в этот момент не было света. В нашей спальной была полутьма, так как за окном был сад и солнечный свет почти не попадал. А в зале было большое окно и никаких деревьев.
 Я села читать книгу за стол у окна в зале. Книга была интересная, очень увлекательная. Сразу по ней было видно, что она пользовалась спросом, была изрядно потрёпаная. Листы выпадали из книги. Я собрала их и положила на стол. Читала я как говорится "взахлёб", такая захватывающая была книга.
Но тут я услышала крик с улицы и в окно я увидела, что ко мне пришла подружка. Я быстро выскочила.. а потом заигралась... Вернулась домой я, когда пришла с работы мама.
  Я бросилась искать книгу.
Книги нигде не было.
 Я подошла к маме.
Мама, ты видела мою книгу ?
Мама резко ответила:
 - В печи.
Я не выдержала : Как ты могла? Это же не моя книга, это же библиотечная!
Мама сухо ответила, как отрезала: За чужие вещи надо быть в два раза больше в ответе!  Не оставлять где попало, а сразу убирать на место!

Я ушла в спальную и села на кровать. Так с поникшей головой я просидела долго. Больше всего я боялась не того, что мне надо будет заплатить штраф, денюшки у меня были,  я теперь копила. В школе я покупала не беляш мясной за 12 копеек, а рожок с повидлом за 6 копеек и деньги, чтобы ездить в библиотеку у меня были свои на билет за проезд. Я боялась одного, что меня теперь исключат из библиотеки. Это было ужасно!

Пришла старшая сестра Марина. Она сразу ко мне : Что случилось?
Я рассказала ей обо всём.
Марина пошла к маме. А я всё так же сидела на кровати  скрючившись до колен.

Через какое-то время Марина поговорив с мамой позвала меня в зал и сказала : Дай слово, что свои вещи больше разбрасывать не будешь.
Какое слово ещё нужно маме, когда она такое сделала? - подумала я. Да после этого и у себя на тумбочке ничего оставлять нельзя, всё надо прятать. Так молча с опущенной головой стояла я и не могла проронить ни слова.
Мама протянула мне книгу.
О чудеса! Книга! Не сгорела!

Я не верила своим глазам. Взяла книгу и бросилась в спальную. Вот тут то я вместе с книгой, прижимая её к своему лицу уткнулась в подушку и разревелась...

Такой вот жизненный урок, не класть вещи там, где им не следует быть, а тем более разбрасывать, я получила дважды, и это имело место в моей жизни больше не случаться.