Почему всё гениальное просто?

Алексей Чернышов 5
В апреле - мае 1918 г. всемирно известный русский учёный-физиолог Иван Петрович Павлов прочел три лекции, которые обычно объединяют общим условным названием «Об уме вообще, о русском уме в частности».

Какие же мысли хотел донести до своих слушателей лектор?

Заглянем в книгу и пробежимся лишь по некоторым цитатам:

«Идеалом ума, рассматривающего действительность, есть простота, полная ясность, полное понимание. Хорошо известно, что до тех пор, пока вы предмет не постигли, он для вас представляется сложным и туманным. Но как только истина уловлена, все становится простым.

 Признак истины - простота, и все гении просты своими истинами. Но этого мало. Действующий ум должен отчетливо сознавать, что чего-нибудь не понимает, и сознаваться в этом. И здесь опять-таки необходимо балансирование. Сколько угодно есть людей и исследователей, которые ограничиваются непониманием.

Простота и ясность - это идеал познания. Вы знаете, что в технике самое простое решение задачи - это и самое ценное. Сложное достижение ничего не стоит.

До какой степени важно стремление к ясности и простоте, а с другой стороны, необходима смелость признания своего непонимания. Это совершенно естественная привычка человека, который открывает истины.

Вообще у нашей публики есть какое-то стремление к туманному и темному. Как будто туманность и есть гениальность».



Итак, если мы сталкиваемся с каким-то сложным для нас явлением, процессом, событием, которые нам не понятны, которые нас пугают, вызывают вопросы и недоумение – надо очень внимательно разбираться с причинами, которые их породили. Как говорится, не верить «на слово» современным «шаманам», а всё подвергать сомнению и искать истину самостоятельно.

В сложившейся практике очень часто стало заметно, что огромному числу людей пытаются навязать «истину в последней инстанции». Например, безудержное и модное стремление к тотальному внедрению «искусственного интеллекта», который якобы за нас всё с вами сделает, всё нам расскажет и подскажет, как действовать и жить дальше. По сути новой религии, которая претендует на роль нового божества и идола для поклонения. А что будет делать при этом человек, порой мало кого из инициаторов волнует. А он остаётся в неведении о самом процессе, потому что вынужден лицезреть только внешнюю часть «сказочных превращений», но не иметь возможность разобраться по сути.

Многие порой не желают утруждать себя поиском реальной правды, понимания того, кому это выгодно – тиражировать ту или иную информацию, а свято верят очередной «говорящей» голове и обозначенному им первоисточнику. От этого и основные беды, ибо сеятели лжи очень точно настроены на то, чтобы их манипуляции сознанием легли на удобренную почву, ликвидировали критическое мышление и заставили поверить людей в то, что дважды два пять.



И.П. Павлов Об уме вообще, о русском уме в частности. Записки физиолога. М.: АСТ, 2015 – с.282,311 (320 с.).

Иван Петрович Павлов ((26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — русский и советский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1907).
На фото: И.П.Павлов