Князь Олег, и Вольга, и змея ядовитая

Наталья Морсова
КНЯЗЬ ОЛЕГ,И ВОЛЬГА,И ЗМЕЯ ЯДОВИТАЯ…
 
Летопись «Повесть временных лет» речёт, что волхвы предсказали князю новгородскому и киевскому Олегу – преемнику Рюрика, гибель от собственного коня. Когда умер конь, посмеялся Олег над волхвами, не поверил и приказал показать его останки. Увидев кости коня, загрустил князь, закручинился, поставил ногу на его череп, оттуда выползла ядовитая змея и смертельно ужалила Великого князя. 
 
«А где мой товарищ? — промолвил Олег,
     - Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль легок его бег?
      Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном…
Князь тихо на череп коня наступил
      И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
      На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
Так вот где таилась погибель моя!
      Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
      Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.  А.С.Пушкин

Былинным прообразом русского князя Олега служит князь Вольга Святославич. Много между ними схожего.
 «Засияло солнце красное на небе. На Руси родился Вольга Святославич», (иногда Волх Всеславьевич) – так воспевает рунопевец Боян удалого князя,  героя русского народного фольклора, дошедшего до наших дней из Х1 века.
Вольга - сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, - гуляла в саду княжна молодая и наступила случайно на змея гремучего, зачала она чудесным образом и родила богатыря всесильного. Родился Вольга, загремели громы и началось такое сотрясение в природе, что земля потряслась и небо содрогнулось, страх поселился у зверей и людей.
Растет Вольга не по дням, а по часам, и становится он охотником и могучим воином, и не только – умеет он читать по книгам и оборачиваться в разных
птиц и зверей:   

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.

Идёт Вольга в поход дальний в Царство индийское, набирает он дружину могучую. Оборачивается то волком, то соколом, охотится, дружину досыта кормит. Горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям. Под стенами вражескими муравьями проползает воинство его, а в крепости опять в людей превращается. Женится он на жене убитого царя, а воинов своих женит на местных девушках. Вот какой хитрый и мудрый Вольга Святославич!

Худ.Иван Билибин. Вольга Святославич            

Однажды отправился князь Вольга в свои города за данью, видит Микулу Селяниновича, - всем пахарям – пахарь. Едет князь по бескрайним русским просторам первый день - не доедет, едет второй день – не доедет, на третий день едва доехал. Говорит ему Микула:

– не езди городом Курцовцем,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
А тут стали мужички с меня грошей просить…

Рассказывает он про лихих людей в городе - дерут они с мужика простого втридорога; наказал их землепашец за жадность неумеренную плетью хлёсткою. И позвал Вольга пахаря в свою дружину. Только они отъехали, как Микула вспомнил, что забыл соху из земли вынуть да за калинов куст кинуть. Не сразу понял Вольга хитрость его скрытную, два раза посылал дружинников ту соху поднять, на третий раз сам вернулся – тянули, тянули - не вытянули. Подошёл Микула и одной рукой выдернул соху ту. Тут только Вольга понял, что перед ним не простой мужик, а богатырь великий, держит он на себе всю тягость земную. Поехали дружинники в города, осадили лихих людей и собрали все подати.
Было это десять веков назад. Как за художественными образами разгадать, о чём «рокочут» гусли Баяна? Землепашец Микула Селянинович – то весь крестьянский люд, трудом его держится жизнь человеческая. Какого князя славит песнопевец? Историк Борис Александрович Рыбаков отождествляет Вольгу Святославича и древлянского князя Олега Святославича. Другие историки отождествляют его с Вещим Олегом, княжившим после Рюрика: - схожи их имена; поход Олега на Цареград соотносится с походом Вольги в Индию, да и змеи присутствуют в их жизни - Вольга рождён от змеи, согласно былинному сказанию, а Олег погиб от змеи, согласно первой русской летописи. 
Вот так реальные исторические события сплетаются с фантазиями талантливых сочинителей. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Поди – расшифруй намёки. А ведь расшифровали больше тридцати русских былин!