Об именах точнее - о фамилиях

Александр Лаврентьев 2
Об именах
(точнее – о фамилиях)
Симфоническая картина

«Когда хохол родился, еврей заплакал»
(армейская шутка)

«Где хохол побывал, там еврею делать нечего»
(армейская заметка)


Мне нравятся фамилии  на «ин» и «ун»:
Пушкин…  Репнин…  Апраксин…  Потёмкин… Синявин… Ножкин…  Мышкин, Белкин… Сталин, Ленин… Есенин… Бунин… Рюмин… Уткин… Браун… Пришвин… Шаляпин…Репин... Коровин... Федин...Репнин... Гагарин... Ногин... Милютин...Яшин... Яншин... Волошин... Ильин... Любшин... Шукшин... Ельцин (с едва сдерживаемым проклятьем)... Фрейдин... Левин... Билибин... Шишкин... Тульчин... Рябинин...Махин... Папанин...  Говорухин...      

На «ий» и «ой»:
Чайковский, Мусоргский, Даргомыжский… Луначарский …Горький…
Смоктуновский (у этого даже имя на «ий» - Иннокентий)…
Достоевский… Айвазовский..   Вяземский… Хабенский… Броневой… Чуковский… Толстой…Мережковский… Тарковский… Маяковский…  Багрицкий… Хворостовский… Островский... Паустовский... Твардовский... Рокоссовский... Чмелевский... Слонимский... Василевский... Федюнинский... Крамской... Циолковский... Чижевский... Помяловский... Стравинский... Рябушинский... Менжинский...Дзержинский... Бортнянский...Вертинский... Долматовский... Матусовский... Тодорковский... Кончаловский... Кульчицкий... Кагарлицкий... Звагольский... Данилевский... Янковский... Сергеев-Ценский... Новиков-Прибой... 

На «ов» и «ев»: Лавров, Симонов, Лесков, Грибоедов, Тютчев, Лермонтов...  Шолохов, Рубцов,…Ульянов… Баталов… Тихонов…Грибов… Качалов… Хлебников…Платонов… Корнилов…Товстоногов…  Тихонов… Брюллов… Кутузов…  Платов… Соколов-Микитов… Собинов… Андреев… Кустодиев… Серов… Саврасов… Суриков… Гончаров... Трифонов... Пирогов... Алмазов... Павлов... Жуков...Кузнецов... Новиков... Шишков... Леонов... Поленов... Иванов... Горбатов...Фирсов... Чевалков... Дягилев... Петров... Харламов... Королёв... Туполев... Абрамов... Белов...Якушев... Морозов...Мамонтов... Путилов...Третьяков... Яковлев... Айтматов... Бердяев...  Цветаев... Гумилёв...  Ну, Лаврентьев (почему бы нет)... Громов... Андропов... Брежнев... Суслов...  Горбачёв (с кривой усмешкой, через силу)... Колмогоров... Александров...  Тынянов... Балашков... Сафронов... Литвинов... Кальков... Петров... Протасов... Сурков...Бажов... Баженов... Ершов... Титов... Севастьянов... Маресьев... Леонов... Антонов... Михалков... Уваров... Платов...Агеев... Тулугуров... Спиваков... Светланов... Танеев... Темирканов... Гергиев... Папанов... Миронов... Чкалов... Тихомиров... Стасов... Фёдоров... Игумнов... Хренников... Юматов... Максимов... Вадимов... Вознесенский...Рождественский...

А вот если фамилия оканчивается мягким знаком – тут сразу вопрос.
Гоголь.
Большой знак вопроса.
Очень большой.
В случившейся полемике меня яростно убеждали, что Гоголь русский писатель, что любил Россию, что «Тарас Бульба», «Переписка с друзьями» и прочее, где он неоднократно признаётся в своей любви к России – это убедительные свидетельства… для меня же они таковыми не являются.
Что-то выморочное, истеричное во всём, что он написал о своей любви к России.
И не только... вообще.
Вот, скажите, пожалуйста: здоровый человек мог написать «Нос»?
А «Записки сумасшедшего»?
«И это всё происходит, думаю, оттого, что люди воображают, будто человеческий мозг находится в голове; совсем нет: он приносится ветром со стороны Каспийского моря».
Талантливо – слов нет, но – здорово ли?
То же – и с его любовью.
Любил он только одну женщину – свою мать.
Любил он только одну страну – свою родину, Малороссию, с её грушевым взваром, пампушками-галушками с вишней и пр. украинской кухней.
Россию он любить не мог, извините великодушно.
России он боялся, тщательно скрывая свой страх даже от самого себя.
Грубая холодная чиновничья страна с необъятными пространствами и грубым народом.
(он же приезжий, его родина - Малороссия, где климат мягче и мягкое "г" и люди мягче).
Он не мог любить Россию.
И все его произведения показывают это.
«Ревизор» - это смешно?
Пожалуй… но добрый ли это смех?
«Мёртвые души» - смешно?
Скорее затейливо… а по-доброму ли затейливо?
Назовите хоть одно произведение патриотическое, где прославлялась бы русская удаль, русский подвиг… неужели "Тарас Бульба"?
Неужели вы там заметили хоть одного русского?
Там казаки, вольные люди… и чем они заняты? Грабежом и разбоем. Грабят, насилуют и убивают предместья польских городов.
И Гоголь это с удовольствием воспевает.
Это похоже на русское государево служение?
Это похоже на русское?

Скажу сильнее: Гоголь – это первый юродивый в русской словесности.
 И в жизни тоже. В обычной натуральной жизни он не выстрогал ни одной доски, не забил ни одного гвоздя, не посадил ни одного дерева.
Не провёл ночь ни с одной женщиной.
Он «НЕ ПОЗНАЛ» ЭТОГО.
Разве такой человек  способен создавать полноценный здоровый текст?
И я бы рекомендовал исключить его произведения из школьной программы. Заменить на произведения Салтыкова-Щедрина, например, человека несомненно здорового.

Гоголя с Россией связывало одно - язык. Он держался России, пока был жив А.С. Пушкин, после гибели которого Н.В. Гоголь покинул страну.
"Мёртвые души" сочинял чужой для России человек, проживавший в Риме и вполне довольный средиземноморским климатом и средиземноморской кухней. Сам любил заниматься кулинарией, хоть и жаловался на желудок.
Повторяю: "Мёртвые души" написал чужой для России человек.

Известно письмо А.С. Пушкина П.Я Чаадаеву:

«Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора – меня раздражают, как человека с
предрассудками – я оскорблён, – но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал".
(Из письма Чаадаеву П.Я. от 19 октября 1836 года. из Петербурга в Москву).

Гоголь никогда ничего подобного не сказал бы.
Никогда.
Т.е. я буду совершенно поражён, если меня убедят в обратном.

«Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка…» - говорил С.В. Рахманинов.
Н.В. Гоголь смог бы сказать о себе подобное? Ну, что-нибудь такое: "Я - русский писатель, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды.  И моя литература - это плод моего характера, и потому это русская литература..."?
Едва ли... положа руку на сердце - едва ли. И никак "Мёртвые души" не уравняешь с "Рапсодией Паганини" или "Вторым концертом для фортепиано  с оркестром"... ну - никак.  Воля ваша - никак.

Нет, не нравятся мне фамилии, кончающиеся мягким знаком.