Её имя оказалось под запретом

Влад Лесной
Друзья!
Из Сети.

«ЛИДИЯ ЧУКОВСКАЯ. У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ»
Её отец Корней Чуковский был всесоюзным любимцем, обласканным властью, а её имя оказалось под запретом.
Она сама побывала в сталинских застенках в 1926, её мужа расстреляли в 1938. Но она не сдавалась - дружила с Ахматовой и Бродским, защищала Пастернака и Сахарова, а в своих книгах рассказывала правду о ссылках, тюрьмах и застенках НКВД. Вот только увидели свет её литературные труды лишь после развала СССР.
У старшей дочери Корнея Чуковского, Лидии, литературный талант проявился с детских лет, и с выбором профессии проблем не было - она успешно поступила в Институт искусств на литературоведческое отделение.
Но вскоре жизнь преподнесла ей первый неприятный сюрприз - арест и последующая ссылка Саратов. Поводом для этого послужил необдуманный поступок одной из ее подружек, которая на машинке Корнея Ивановича без разрешения с его стороны напечатала антисоветскую листовку.
Обвинили в этом Лидию, и хотя она была ни в чем не виновата, подставлять свою подругу не стала. И уже тогда проявился несгибаемый характер этой хрупкой девушки. Она категорически отказалась от предложения сотрудничества с НКВД в обмен на досрочное освобождение. И все же, благодаря хлопотам и прошениям своего отца, вместо назначенных 3 лет ссылка продлилась 11 месяцев. После окончания института она некоторое время работала в отделении Детгиза, которым в ту пору руководил С.Я.Маршак, вышла замуж за Цезаря Самойловича Вольпе, родила дочь Елену, но этот брак вскоре распался.
Однако судьба уготовила ей новую встречу с прекрасным молодым человеком, физиком-теоретиком, Матвеем Бронштейном. Сошлись они на почве литературы, в которой Матвей прекрасно разбирался, многие зарубежные произведения он читал на языке оригинала. Оказалось, что Лида и Матвей очень любили поэзию и знали наизусть множество стихов, особенно это относилось к Матвею, который обладал необыкновенной памятью и эрудированностью. Судьба щедро наделила его талантами. Хотя главным его призванием была физика, Матвей обладал и великолепными литературными способностями.
Женившись на Лидии в 1934 году, он по просьбе Маршака написал несколько прекрасных научно-художественных книг для детей, одну из которых посвятил своей жене Лидочке. Эти его маленькие шедевры высоко оценил даже нобелевский лауреат по физике Лев Ландау. Лидочка и Митя проводили вместе очень много времени, и все равно им его не хватало. Они как будто чувствовали, что времени на счастливую совместную жизнь им отведено совсем немного, всего около двух лет.
Уже разведены мосты. Мы не расстанемся с тобою. Мы вместе, вместе - я и ты, Сведенные навек судьбою. Мосты разъяты над водой, Как изваяния разлуки. Над нашей, над твоей судьбой Нева заламывает руки В августе 1937 года Митя собрался съездить во время отпуска навестить родителей. Лидия оставалась - приболела дочка. И потом до конца жизни она не могла простить себе того, что опоздала в тот день проводить своего Митю, опоздала не только помочь ему со сборами, но даже к поезду. И с тех пор увидеться им больше не пришлось. Уже через несколько дней пришла беда - в Киеве на квартире у родителей Митю арестовали.
Я пустынной Москвою
Прохожу одиноко.
Вспоминаю и жду.
Мы любили с тобою
Чаши, полные света,
Что в Охотном ряду.
Нас игрушечный поезд
Увозил в подземелье,
Где веселая тьма.
Ах, игрушечный поезд!
Обещал ты веселье.
Оказалась тюрьма.
Многие современные физики сходятся во мнении, что этот арест на несколько десятков лет затормозил развитие целого научного направления, в котором работал Матвей - квантовая теория гравитации. Многие пытались помочь ему - и отец Лидии, Корней Чуковский, и Маршак, встали на защиту и такие маститые ученые, как И.Е.Тамм, С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе. Но все их попытки помочь оказались тщетны, в феврале 1938 года Матвей Бронштейн был расстрелян. Лидия Корнеевна тогда еще не знала, что означает вынесенный приговор «10 лет без права переписки». О том, что Матвея расстреляли, ей стало известно лишь в 1939 году.
После ареста мужа жизнь повернулась к Лидии Корнеевне совсем другой, скрытой от многих, стороной - встречи со следователями, прошения, бесконечные стояния в очередях, передачи в тюрьму. И это явилось толчком к написанию ею нескольких литературных
произведений, отражающих происходящую трагедию. Как говорила Лидия Корнеевна, 1937 год рвался из нее наружу. Зимой 1940 года была закончена повесть «Софья Петровна», написанная непосредственно в те страшные годы перед войной, когда все это и происходило. В 60-х годах она была издана в Париже, затем в Нью-Йорке. И лишь в 1988 году - на родине. Еще одну повесть на тему сталинских репрессий, «Спуск под воду», она напишет в 1957 году. И эта повесть будет издана лишь в 1972 году, и тоже не на родине.
В 1938 году в огромных и страшных очередях в Кресты общая беда свела и подружила двух женщин - Лидию Корнеевну Чуковскую и Анну Андреевну Ахматову, у которой в то время в тюрьме сидел сын Лев Гумилев. Лидия, понимая, какой бесценный подарок преподнесла ей судьба, старалась извлечь из него как можно больше. Она завела дневник, в котором с 1938-го по 1941-й и с 1952-го по 1962-й годы описывала, как проходили их встречи, о чем разговаривали, стихи же заучивала наизусть, в том числе и знаменитый «Реквием».
Эти бесценные записи были подготовлены к печати после смерти Ахматовой и изданы в сначала в Париже, а затем, в 90-е, и в России. После смерти Сталина, расстрела Берии в 1953 году и последовавшего за этим ХХ съезда КПСС, прошедшего в 1956 году, в стране наступил период «оттепели».
Не день сегодня, а феерия,
Ликует публика московская:
Открылся ГУМ, накрылся Берия,
И напечатана Чуковская.
 А. Раскин 1953
В начале 60-х годов Лидия Корнеевна понесла в редакцию свою повесть «Софья Петровна», долгие годы тайно хранимую. Но ей отказали в публикации. «Оттепель» закончилась... И начались новые расправы и травли - Б.Пастернак, А. Солженицын, А.Сахаров, И. Бродский, Синявский и Даниэль, Гинзбург и другие. В те времена большинство либо молчало, либо поддерживало и прославляло, но Лидия Корнеевна с ее трепетным сердцем смело выступила в их защиту. Она была автором открытого письма Шолохову, в котором с гневом и возмущением осуждала его позицию в отношении писателей-правозащитников Синявского и Даниэля, получивших за свои статьи, изданные на Западе, п 7 лет строго режима. Шолохов же счел этот приговор слишком «мягким».
Вроде блюдца или скалки, что ли.
И на ней сыграть печали мира!
Голосом ее кричать от боли.
Неприметный голос, неказистый,
Еле слышный, сброшенный со счета.
Ну и что же! Был бы только чистый.
Остальное не моя забота.
Л. Чуковская.
 Маленькая, немощная лира

В 1973 году началась открытая травля и самой правозащитницы. В январе 1974 г. ее исключили из Союза писателей, на публикации наложили строгий запрет, даже само упоминание ее имени было запрещено. Но исчезнув на 13 лет из литературы, из библиотек, из воспоминаний, Лидия Корнеевна каким-то чудом выстояла, и была восстановлена в Союзе писателей.
И наконец самой собою
Я заслужила право быть.
Стучать о стенку головою
Молиться или просто выть.
Надежда - поздно, слава - поздно,
Все поздно, даже быть живой.
Но, боже мой, как звездно, звездно.
Лес. Я. Звезда над головой.
В 1996 году в возрасте 89 лет она умерла, похоронили ее рядом с отцом на кладбище в Переделкино".https://newrezume.org/
...Други!
Бывают же семейные пары знаменитостей! Чуковские - из таких.
Уверен: и отец, и его  опальная дочь верно послужили России на ниве культуры и просвщения, защиты людей,невиновно убиенных сталинизмом.
Династии певцов, музыкантов, поэтов, даже учёных редки- талант не передаётся по наследству, в отличие от пузатых "денежных мешков".
Вл.Назаров
**********
1.ПУТЬ В НЕБО (ПРЕДИСЛОВИЕ)

Об авторе.
Окончил ВУАЦ(Витебский учебно-авиационный центр ДОСААФ,Аткарский УАЦ), Тамбовское военно-авиационное училище лётчиков. Служил в транспортных авиачастях дальней авиации. Звание - капитан.. Летал на вертолётах Ми -1,самолётах Ли-2, Ан-12.
--В детстве у меня постоянно трепетно замирало сердце, когда я наблюдал за элегантным полетом самолетов, восхищаясь их грациозностью и непревзойденной силой.
Самолёты вызывали во мне такой восторг и возбуждение, что я не мог остаться простым наблюдателем. Моя душа жаждала ощутить это величие на себе, почувствовать бесконечную свободу, которую может дать только полет в небе. И я принял решение — стать летчиком.
Я смог осуществить свою мечту!
Когда я первый раз оказался в кабине у меня возникло ощущение свободы и радости. Но было немного тревожно в ожидании неизведанного.
Каждый полет для меня становился уникальным Взаимодействие с машиной, которая слушалась меня каждым движением руля, было настолько потрясающим, что иногда я не мог поверить, что это действительно происходит.
С полётами была связана не только моя профессия, но и моя жизнь в целом. Я обустраивался в этом непредсказуемом, но одновременно привлекательном мире. Горизонты раздвигались передо мной, и я чувствовал, что настоящая жизнь начинается именно здесь, в небе. Бесконечные просторы и непостижимая красота пейзажей, проглядывающих между облаками, оставляли в моей памяти незабываемые следы.
Однако, несмотря на всю привлекательность летной карьеры, были моменты, когда я осознавал, что в воздухе не всегда сияет солнце. Встречались дни, когда я сталкивался с непогодой, техническими неисправностями и другими проблемами, которые могли поставить крест на моей жизни.
Тем не менее, моя страсть к полётм не угасала. Я учился и совершенствовался, стараясь быть готовым к любым испытаниям, которые представляло небо. Переполненный восторгом и удовлетворением, я приступал к каждому полету. Я знал, что выбрал правильный путь и что летчик внутри меня останется навсегда.
****************
2.«КОРНЕЙ ИВАНОВИЧ ЧУКОВСКИЙ, ОН ЖЕ НИКОЛАЙ КОРНЕЙЧУКОВ, ОН ЖЕ НЕСОСТОЯВШИЙСЯ НИКОЛАЙ ЛЕВЕНСОН»

Почетный гражданин Одессы Эммануил Соломонович Левенсон стал отцом. И всё бы ничего, но мальчик Коля родился у его прислуги, украинской крестьянки Екатерины Осиповны Корнейчук. Мальчика записали, как Николай Корнейчуков (производная от маминой фамилии Корнейчук).
Через несколько лет Эммануил Соломонович, таки, обзавелся законной женой по имени Клара и уехал в Баку, где открыл Первое типографское общество.
А мальчик Коля с мамой остался в Одессе. Всю жизнь вопрос отца очень мучал Колю. Позже, когда он станет известным писателем по имени Корней Чуковский, пожилой папа найдет своего сына. Но всегда очень мягкий и добрый Корней Иванович, выгонит его, не оставив и шанса на примирение.
Надо сказать, что Корней Чуковский в свое время очень сильно натерпелся из-за своих известных всем и каждому «Тараканища»,
«Бармалея» и «Мойдодыра». Сама Крупская называла «Краденое солнце» чушью, а Агния Барто, коллега, так сказать, по цеху, выступала с разгромной речью о «буржуазности» его творчества и даже подписала письмо от «группы товарищей». в котором клеймили буржуазное творчество Чуковского.
«А нечистым трубочистам стыд и срам!»- расценивалось, как насмешка над пролетарской профессией. Дошло до того, что Чуковский публично отрекся от своего творчества.
Обещал исправиться. Даже стал писать некий сборник «Веселая Колхозия», но так и не исправился.
Помните девочку Мурочку, которая периодически фигурирует в стихах Чуковского? Та самая, которая пожалев всех людей, посадила свою туфельку в саду, чтобы выросло чудо-дерево... А на нем ботинки, сапожки да башмачки.
У писателя действительно была дочка Мурочка. Мария. Но она умерла в одиннадцать лет от костного туберкулёза. Никакие усилия не помогли. Сына Бориса писатель потерял в первые дни войны, он пропал без вести.
Осталась только дочь Лидия, которая доставила ему немало хлопот, так как была открытой диссиденткой, постоянно высказываясь против советской власти, ссорилась с Шолоховым, открыто защищала Солженицына, Бродского и других. Ее мужа, кстати, расстреляли по доносу.
В шестидесятые Корней Иванович задумал написать детскую библию. Понятное дело, что понимания это не вызвало.
И тем ни менее, Чуковский внес свой вклад и в дело детской психологии. Его наблюдения за речью и мышлением детей в возрасте «От двух до пяти» до сих используются в качестве примеров, не говоря уже о том, что многие фразы и вовсе стали крылатыми.
Ну, и, конечно, он был блестящим переводчиком. Уитмена, Киплинга, Уайлда, Твена, О. Генри, мы знаем в его прекрасных переводах.
На фото Корней Иванович Чуковский, он же Николай Васильевич (иногда Степанович) Корнейчуков, он же несостоявшийся Николай Эммануилович Левенсон.
Умер писатель в 87 лет от вирусного гепатита.
А мы продолжаем читать нашим детям веселые истории про телефон, крокодила, Бибигона, которым через два года исполняется сто лет. И мне кажется, это навсегда.
*******************
3.Биография этой женщины достойна сериала на несколько десятков серий.

 Наденька родилась в большой семье профессора-уролога Введенского. В 1913 году Введенские перебрались из Томска в Москву.
Надежда Алексеевна Пешкова (урождённая Введенская; по прозвищу «Тимоша»; 30 ноября 1901 — 10 января 1971) — невестка Максима Горького, жена его сына Максима Пешкова.

Их было восемь детей — Надя предпоследняя. Когда ей исполнилось двенадцать лет, семья переехала в Москву, поселилась на Патриарших прудах в двухэтажном доме — теперь на его месте стоит знаменитый дом со львами. На втором этаже тогда была квартира, на первом — отец лечил больных, а позднее и раненых, когда началась Первая мировая война. Трое из восьми детей тоже стали врачами и помогали отцу. Её мама умерла в 1918 году от «испанки» — отец остался с детьми один.

Алексей Андреевич Введенский был не только хорошим человеком, живущим по совести (во время Первой мировой войны он открыл в Москве госпиталь для раненых на 100 коек и содержал его на свои собственные средства), но и прекрасным врачом-диагностом.
Обладая отличными знаниями и опытом в области медицины, профессор диагностировал у себя неизлечимое заболевание. Узнав, что дни его сочтены, он обеспокоился будущим красавицы-дочки. О Наденьке вздыхал его любимый ученик - доктор Синицын.

Несмотря на грозные события, обрушившиеся на Россию, - гражданская война, разруха, голод, Надя Введенская продолжает жить, как обычная московская барышня из обеспеченной семьи. К 17 годам она превращается в настоящую красавицу. Окончив французскую гимназию, Надя обнаруживает у себя талант художника и начинает рисовать. Кроме того, мечтая об артистической карьере, вместе со своей подругой, дочерью Фёдора Шаляпина Лидией, посещает Вахтанговскую студию.
Пока Надежда училась во французской гимназии на Никитском бульваре, Синицын издалека любовался, как из подростка она превращаетс в красивую барышню, дарил ей цветы, конфеты и мечтал о взаимной любви. Доктор Синицын любил Наденьку до умопомрачения: на праздниках в доме Введенских, встретившись с ней глазами, он краснел и бледнел как мальчишка.
Угасающий профессор Введенский дал согласие на брак семнадцатилетней Наденьки и Синицына. Надя была послушной и не стала перечить отцу, но после венчания случился конфуз. Не веря своему счастью, Синицын банально напился на собственной свадьбе.
Оставшись наедине с совершенно потерявшим человеческий облик Синицыным, Надя не на шутку испугалась... и сбежала. Перед брачной ночью она выбралась в окно первого этажа и наотрез отказалась возвращаться к мужу. Это событие и кривотолки вокруг него погубили карьеру и жизнь несчастного Синицина.

Надя осталась в родительском доме. Тем временем большевики взяли власть, умер горячо любимый отец, прежняя жизнь рушилась на глазах, но юность брала свое: находящаяся в "девственном" браке Надя по-прежнему встречалась с подругами, ходила в театры, на литературные вечера и, конечно же, на каток на Патриарших прудах рядом со своим домом.
На катке разрумянившаяся Наденька привлекла внимание симпатичного юноши. Молодые люди разговорились. Ей было 18, ему - 22 года. Юноша был воспитан, мил, учтив и хорош собой. Максим Пешков, был единственным и любимым сыном знаменитого писателя Максима Горького. Надя и Максим полюбили друг друга, это была любовь с первого взгляда.
Максим поразил воображение Нади: затянутый в кожу, обожающий спорт, мотоциклы и автомобили, но все же какой-то неприспособленный к жизни. Пешков-младший в те годы служил в ЧК. Когда влюбленный Максим собрался с отцом за границу, то он захотел взять Надю с собой.
Юная Надя была так хороша, что впервые увидевший ее Горький крякнул, пригладил усы и поздравил сына с удачей: невестка пришлась ему по душе.
Наденька получила развод с Синицыным и уехала с новым женихом за границу. Обвенчались они в Берлине в 1922 году в начале своей зарубежной поездки. Надя в своей старенькой шляпке и видавшем виды пальтишке с удивлением ловила на себе заинтересованные взгляды юношей, мужчин и даже бодрых берлинских старичков. Первое время молодожены жили в Шварцвальде, потом уехали в Чехию, там получили итальянские визы.
Потом молодая пара прибыла в Сорренто, где Горький снял виллу "Il Sorito" ( в переводе с итальянского - "улыбка").
Максим Горький с сыном Максимом
Горький искренне радовался счастью сына. По словам отца, Максим вел себя так, будто не мог поверить в реальность происходящего с ним. Находясь рядом со своей супругой, старался прикоснуться к ее руке или волосам, словно проверяя, не прекрасное ли это виденье...
Надя от свекра получила шутливое прозвище "Тимоша", когда она, сделав по моде короткую прическу, избавилась от роскошной косы. Горький посмотрел на выходящую к завтраку невестку и промолвил: "Раньше в России кучеров звали Тимофеями - их кудри торчали из-под шапок..."
Так и осталось за Надеждой Алексеевной это домашнее прозвище - Тимофей, Тимоша. "Тимоша - славная штука, очень милая", - пишет в то период Алексей Максимович в одном из своих писем.
Появившись в семье Пешковых, Надя сразу пришлась ко двору, стала своей, быстро попала в семейный тон. Веселая, беззаботная и незлобивая, Наденька одевалась по последней моде, говорила на немецком и по-итальянском, даже научилась водить машину. Живя в семь всемирно известного писателя, Надя познакомилась с выдающимися людьми своего времени.
Жизнь в Италии под крылышком у Горького была счастливой и безмятежной. Отношения Нади и Максима, не омраченные бытом и финансовыми заботами были идеальными. Писатель Владислав Ходасевич, гостивший у Горького на Капри, вспоминал: "Максиму было тогда лет под тридцать, но по характеру трудно было дать ему больше тринадцати".

В 1925 году у супругов родилась дочь Марфа, а в 1927 году - Дарья. Надя начала учиться живописи в Италии вместе с мужем, ее любимым жанром стал портрет. Десять лет, проведенные в Италии стали для супругов самыми счастливыми. У Марфы и Даши была собственная "детская" столовая и няня.
Надежа Пешкова с дочкой
Со стороны казалось, что Наденька и Максим - словно не повзрослевшие дети: то поссорятся из-за мольберта, который срочно нужен обоим то из-за того, что не могут решить куда поехать гулять, и тут же помирятся. Максим, так и не окончивший университет, не выучившийся никакому делу, и его красивая, ни к чему не приспособленная жена идеально друг другу подходили, и Горький любил обоих. Если бы он знал, чем обернется его возвращение в Россию, он бы никогда не покинул Италию...

Поддавшись уговорам о возвращении на родину, Горький с семьей в 1931 году возвращается в Москву. Для проживания им предоставлен особняк Рябушинского в Москве на Малой Никитской, подмосковная дача - бывшая барская усадьба - между Жуковкой и Барвихой и дача в Крыму - с мебелью, обслуживающим персоналом и бесплатной кормежкой.
Но Горький на Родине не чувствовал себя счастливым, слишком много противоречий он видел в существующем строе. Очень точно охарактеризовал положение Горького в СССР французский писатель Ромен Роллан - "Медведь на золотой цепи".
Горький знал, о чем шепчутся за его спиной: он любит Тимошу не родственной любовью - не зря же его сын подолгу живет на даче, а они с невесткой в это время остаются в Москве, в бывшем особняке Рябушинского. Мерзкий шепоток "снохач" он слышал не раз... Горький был всерьез озабочен судьбой невестки. Странно, он видел женщин и красивее Наденьки, но откуда эта сводящая с ума бездна обаяния? Вот, чертовка! Она даже не прикладывает никаких усилий, а мужчины сходят с ума от любви к ней.
Редко какой мужчина мог устоять перед ее чарами. К писателю время от времени заходил сам Иосиф Сталин.
Неизменно с букетом для невестки, что давало основания предполагать о его симпатии к Надежде. Если Нади не оказывалось дома, то Иосиф Виссарионович справлялся о ее делах и передавал приветы.
Нарком Генрих Ягода взял привычку заезжать к Горькому на дачу. Во время чаепития он глаз не сводит с хорошенькой невестки Горького. Надя боялась его как огня и никогда не рассказывала домашним, что было во время этих визитов Ягоды: он украдкой, пока никто не видит, брал ее за руку, смотрел вопросительно в глаза и говорил о своей любви к ней. Он был не на шутку влюблен, и отступать не собирался: "Вы меня еще не знаете, я все могу..."
Пожаловаться свекру она не решалась, а Максиму и вовсе незачем было все это знать: он наверняка наделал бы глупостей. Виноватой же окажется она, а больше обратиться ей не к кому. Максим часто стал прикладываться к бутылке, хмелел быстро, в отличие от отца. Частенько его привозили откуда нибудь чуть тепленьким...

А вскоре, в мае 1934 года, случилось страшное... Дочь Максима Пешкова - Марфа вспоминала: "Папа приехал от Ягоды, который его все время звал и напаивал... вышел из машины и направился в парк. Сел на скамейку и заснул. Разбудила его нянечка. Пиджак висел отдельно
Это было 2 мая. Папа заболел и вскоре умер от двустороннего воспаления легких". По другой версии, в парке Максима, отравленного у Ягоды, оставил секретарь отца - Петр Крючков.
Надежда и Максим зимой на даче
Была и такая версия... Почему он простудился в тот роковой день? Потому, что Надя, видевшая как стремительно спивается муж, пригрозила: "Еще раз увижу тебя в таком состоянии, забираю вещи и ухожу". И когда он все-таки в таком состоянии приехал, то не посмел зайти в дом, решил посидеть в саду, заснул и замерз. Смерть была настолько нелепой, что это не укладывалось в голове.
Похоронили 36-летнего Максима на Новодевичьем кладбище. Для 32-летней Нади жизнь разделилась на до и после... Закончился отрезок е беззаботной жизни с Максимом, ее мужем, лучшим другом, отцом ее детей. Марфой и Дарьей занимались все домочадцы и гувернантка -Магда Гинкен, а Тимоша училась жить дальше.
После того, как не стало Максима, свекр совсем сник - силы Буревестника были на исходе. Но тем не менее, его неоспоримый авторитет защищал невестку от бед. Когда в 1936 году умер и свекр, Тимоша осталась со своими проблемами одна.
Вскоре обвинение в убийстве сына Горького (как и самого Горького) было предъявлено на Третьем Московском процессе Ягоде и Крючкову Генрих Ягода признал себя виновным и утверждал, что делал это из "личных соображений" - из-за влюбленности в жену Максима Надежду Введенскую-Пешкову.
Добился ли Ягода благосклонности Тимоши доподлинно неизвестно. Ягода и Крючков были расстреляны по приговору суда в 1938 году.
Тимоше приписывали связь не только с Ягодой. Ходили слухи, что за ней ухаживал маршал Михаил Тухачевский. Сохранилось свидетельство современницы Тухачевского, Лидии Норд, которая в своих воспоминаниях приводит разговор Тухачевского с его другом Яном Гамарником:
"Бабы тебя сильно подвели - эта твоя блондинка, Шурочка. И "веселая вдова" - Тимоша Пешкова". - "Со Скоблиной я уже несколько лет тому назад порвал, - ответил Тухачевский, - а за Надеждой Алексеевной больше ухаживал Ягода, чем я".
Ее взаимности пытался добиться и Алексей Толстой. Автор самолично читал ее дочкам "Золотой ключик или Буратино". Но, как рассказывали, Толстому вскоре "объяснили, что этого делать нельзя".
Надежда Пешкова и писатель Алексей Толстой
Ухаживания за Надеждой не прекратились, а судьбы ее потенциальных женихов были печальны и идентичны. Мужчины, которые проявляли интерес к молодой и красивой вдове, тотчас исчезали из ее жизни. Она собиралась было замуж за академика Ивана Луппола, но его тут же посадили.
С ней встречался архитектор Мирон Мержанов, (кстати, он строил Сталину Ближнюю дачу), который также не избежал ареста. Его забрали доме Нади, уходя, он успел ей крикнуть: "Надя, умоляю, ни во что плохое не верь. Я всегда был честен!"
Потом был инженер-строитель Владимир Попов, арестованный в 1953 году. Надежда отреклась от личного счастья, приняла то, что несет беду и смерть. Согласно легенде, Сталин сам имел виды на нее и потому уничтожал любого, кто к ней приближался.

В свое время Анна Ахматова говорила, что одна из ненаписанных трагедий двадцатого столетия - это история под названием "Тимоша".
Виноват ли в арестах Сталин - неизвестно, однако после ареста третьего любовника, Надежда сказала: "Больше ни один одинокий мужчина не войдет в мой дом". Так с прозвищем "веселая вдова", как называли Тимошу в НКВД, было покончено. Тимоше, привыкшей к прозвищам подошло бы больше "черная вдова".
Павел Корин, "Портрет Н.А.Пешковой",1940 год
Последние двадцать лет своей жизни вдова Максима Пешкова создавала музей Горького, пытаясь сохранить их дом таким, каким он был при жизни мужа и свекра. Это ей удалось - огромный особняк сохранил атмосферу тех дней... Их дачу в девяностые годы купил Борис Ельцин
Надежда Алексеевна Пешкова в 1970 году
Надежда Алексеевна до самой своей смерти жила одна в бывшем особняке Рябушинских, где ей оставили три комнаты. Она ушла в мир иной в 1971 году в возрасте 69 лет. Похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с мужем Максимом.
Городская усадьба, построенная архитектором Фёдором Шехтелем для предпринимателя Степана Рябушинского в 1900-1903 годах на Малой Никитской улице в Москве. Является одним из наиболее репрезентативных примеров модерна в русской архитектуре. С 1965 года в здании располагается музей-квартира Горького.
Что касается судьбы дочерей Надежды и Максима, то она весьма интересна. Дарья стала театральной актрисой, служила в Вахтанговском театре, вышла замуж за актера Алекандра Граве. У супругов родились двое детей — Максим и Екатерина. Максим Пешков был послом РФ в Ирландии. А Екатерина — актрисой Московского драматического театра им. Рубена Симонова.

Дарья Пешкова посвятила театру почти 75 лет.
Марфа с детства дружила со Светланой Сталиной, была самой её близкой подругой, окончила институт иностранных языков, после чего получила еще два высших образования, одно из них архитектурное. Марфа вышла замуж, а мужем её стал сын Лаврентия Берии -Сергей. Этот брак разрушил многолетнюю дружбу Марфы и Светланы Сталиной: дочь вождя, хоть и была уже замужем за Григорием Морозовым, ревновала подругу к красавцу Серго, мечтая заполучить его себе. У Серго и Марфы родились трое детей -дочери Нина и Надежда, сын Сергей.
Так, непредсказуемо, породнились семьи пролетарского писателя и главного советского инквизитора.
Более полувека Марфа Максимовна отдала работе в доме-музее своего деда-Максима Горького на Малой Никитской. А по соседству жила Людмила Ильинична Толстая-супруга и вдова Алексея Николаевича Толстого, к которой Марфа часто забегала на кофе. Марфа и Серго разошлись, но продолжали общаться. В 1964-м Серго переехал в Киев. Спустя некоторое время с ним воссоединился сын Сергей. Он научный сотрудник института радиоэлектроники. Надя живёт в Москве, работает искусствоведом, Нина, окончившая Строгановское училище и Академию художеств живёт в Финляндии. Все дети Марфы Пешковой успешны, каждый в своей области, и благополучны в личной жизни.
****************
4.3.ГЕНРИЕТТА РОННЕР-КНИП И ЕЁ КОШКИ .

Котята правят миром! Хотите стать популярным в интернете, публикуйте у себя фотографии милых котиков. Никто не останетс равнодушным. Думаете, это происходит только сейчас? Нет! Изображения милых котят любили задолго до нас.
Сегодня рассказ о художнице Генриетте Роннер-Книп, которая более 30 лет рисовала кошек и была невероятно популярна в конце 19 века.
Котята со шкатулкой и голубой лентой, 1894
Генриетта Роннер-Книп - бельгийская художница, на долю которой выпало немало трудностей. Можно с уверенностью сказать, что рисовала он милых котят не ради собственного удовольствия, а чтобы прокормить семью. Сначала семью родителей, а потом и собственную семью. Долгие годы художница была единственной кормилицей своих близких.

То, что Генртиетта Книп станет художницей, не вызывало сомнений. Ведь родилась девочка в 1821 году в Амстердаме, Нидерланды в семь художников. Художником был и её отец, писавший картины исторического жанра и пейзажных зарисовок. И мать, которая специализировалась основном на изображениях птиц и ботанических зарисовках. И даже дед.
Уже в пять лет Генриетта копировала работы отца и помогала ему в работе. Именно отец дал дочери первые уроки живописи, причем, он довольн
жестко контролировал занятия Генриетты.
Вскоре в семье случилась трагедия. Отец Генриетты ослеп сначала на один глаз, а затем полностью потерял зрение. И Генриетта взяла на себ финансовую ответственность за всю семью и начала серьёзно заниматься живописью. К 16-ти годам юная художница отправила первые свои работы на выставку в Дюссельдорф, где и была продана ее первая картина..
Скоро Генриетта приобрела известность, как очень приличная пейзажистка и жанристка. Она писала пасторальные пейзажи с изображением лесов полей акварелью и маслом, и довольно часто включала них животных, скорее всего просто для оживления картинки.
Тема домашних животных была очень популярна у горожан среднего класса и картины хорошо продавались. Поэтому художнице часто поступал заказы на картины с изображением домашних питомцев.
Интересно, что Генриетта Книп вначале "специализировалась" на собаках.
Даже королева Голландии пожелала, чтобы Генриетта нарисовала любимых собачек.
Королевские собачки
Генриетта Книп была первой женщиной, которую приняли в сообщество голландских художников Arti et Amicitiae, и она активно включилась в ег работу. В 1850 году Генриетта вышла замуж за Фейко Роннера. По некоторым данным он также был художником, так что вполне возможно
познакомились они как раз в этом сообществе. С этого времени Генриетта стала подписывать свои картины двойной фамилией - Роннер-Кни наверх
Но муж часто болел и не мог работать на постоянной основе, поэтому он стал агентом Генриетты, помогая жене в выполнении некоторых деталей н её картинах, которые все более и более становились востребованными
К теме кошек, которые прославили её, Генриетта Роннер-Книп, обратилась лишь к пятидесяти годам. Именно они принесли художнице небывалы успех.
В начале художница писала свои картины по канонам старинной голландской школы живописи.
Потом ее полностью захватил импрессионизм. Именно в этом жанре художница рисовала своих ныне популярных котиков.
Хотя в семье Генриетта была главным добытчиком денег, это не помешало ей родить шестерых детей. Конечно, возможность содержать такую семью была бы немыслима без помощи супруга. Именно он взял на себя главные семейные заботы, давая возможность творить жене. И зарабатыват деньги.
Но все-таки и для Генриетты семья играла большое значение. Недаром её картины с кошками часто имеют "семейную" тематику, когда мама - кошк воспитывает своих проказливых котят.
Словно художница переносит на свои картины сценки из жизни людей.
Генриетта приобрела для семьи большой дом с садом, где жили помимо детей и мужа ее кошки, охотничьи собаки и попугай, служившие м наверх для ее картин.
Интересно, что из шестерых детей Генриетты трое, сын Альфред и дочери Алиса и Эмма тоже стали художниками. Они часто выставлялись вместе с матерью.
Животные на картинах они выходили как живые. Считается, что именно Генриетта стала родоначальником антропорфизма в анималистике, то есть наделения животных «человеческими» эмоциями.
У Генриетты Роннер-Книп коты не носят одежду и не ходят на работу, как у некоторых других художников. Но ее животные так похожими на людей — со сложными эмоциями, характерами, глубоким осмысленным взглядом.
Ее работа была очень высоко отмечена государственными наградами. В 1887 году Генриетта Роннер-Книп получила Орден Леопольда I, а в 1901 - стала кавалером ордена Оранских-Нассау.
Генриетта Роннер-Книп прожила долгую жизнь. Умерла художница в почтенном 88-летнем возрасте. Она творила, не выпуская из рук кисть, до последних своих дней.
https://dzen.ru/a/ZVR8Yxmdv3JKkQ41
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
2 апреля  2024 года.