Сказы

Виталий Иосиф Ворон
Написано очень давно...

 
Ведунья
 
 
 
На самом краю деревни, что недалеко от Мурома, жила старая Ведунья. Имени её никто не помнил. Ибо не было среди людей уже тех, кто знал Ведунью в молодости. Её все любили, но, наверное, из страха перед волшебством, не стремились стать ей друзьями. Так и жила Ведунья одна, в своём старом доме, отшельницей.
 
Чуть приключится с кем-нибудь несчастье, сразу к ней. Она от болезней избавит, поможет разродиться матерям, да и заговор на удачу в любви или деле всяком всегда дать сможет.
 
 
 
Однажды зимой, когда она пошла в лес за хворостом, произошло одно событие, после которого одиночество покинуло её дом.
 
Собирая сучья, Ведунья вдруг услышала пронзительный детский плач, доносящийся из глубины леса. Старушка, немедля ни секунды, бросилась на голос, позабыв про хворост. Когда она добежала, то увидела в снегу два маленьких кулёчка, издававших плач. Когда Ведунья их раскрыла, то её сердце сразу наполнилось негодованием.
 
"Кто же смог так с вами поступить, бедные вы мои деточки! У какой же это матери совсем сердца нет?! Ну, ничего, я вас с собой унесу, и будем мы жить втроём, чай не пропадём, да и веселее будет!" -- подумала она и, прижав кулёчки к груди, побежала домой.
 
У девочки не было ножек, а у мальчика была лишь одна ручка.
 
-- Бедные мои! Ну, ничего, то, что не сможет сделать один из вас, совершит другой. Будете жить как одно целое, -- произнесла Ведунья.
 
Она вымыла детишек в тёплой воде, завернула в пуховые платки и накормила свежим молоком.
 
 
 
Шло время. Дети росли как на дрожжах, помогая друг другу во всём и заботясь о своей приёмной матери. Хотя для них другой и не существовало вовсе. Мальчик носил девочку, обхватив её своей рукой. Они выполняли всю работу по дому, а Ведунья не могла нарадоваться, глядя на них. Ведь теперь в доме постоянно слышался весёлый детский смех, согревающий её доброе сердце.
 
Девочка всегда говорила только истину. За это её ценили все люди. А мальчик мог найти ответ на любой вопрос. Жители деревни даже провозгласили его Князем Мудрости. Но дети не любили лишней похвалы. А Ведунья всё так же врачевала тела и души страждущих.
 
Жители деревни, ругая бессердечных родителей, всегда приносили детям гостинцы. Но их мать с отцом так и не появились, видать решили, что лучшей доли они дать, не способны.
 
 
 
Но однажды горе пришло к Ведунье в дом. Она занемогла, и никакие целебные отвары не могли ей помочь.
 
-- Матушка, как нам помочь тебе? Ведь дороже тебя у нас нет никого, на всём белом свете! -- спрашивали её мальчик с девочкой, убитые горем.
 
-- Видно, пришёл и мой черёд покинуть бренный мир, мои милые. Но вы не бойтесь, я всегда буду оберегать вас, -- ответила им Ведунья.
 
Опечаленные дети не хотели потерять ту, что заново вдохнула жизнь в их тела. Но ничего придумать, супротив Смерти, не могли.
 
И вот пришла сама "костлявая", незваной гостьей.
 
-- Достаточно ты пожила на свете, голубушка! Пора и в путь собираться! -- воскликнула она, держа в руках истончившуюся нить жизни Ведуньи.
 
Мудрая старушка недаром прожила столько лет! Она совсем не хотела покидать своих любимых детишек! Ведунья решила перехитрить Смерть и попросила её:
 
-- Матушка-Смерть, позволь мне, напоследок, испить квасу прохладного. Ведь там, куда мы с тобой отправимся, его уж не придётся испробовать, --
 
-- Ну,  что же, испей кваску, голубушка, -- позволила старушке "костлявая".
 
-- Но он лежит в погребе, Матушка-Смерть. Сама я уже не в силах туда спуститься, а дети мои, как видишь, тоже не смогут этого сделать, -- произнесла мудрая женщина.
 
-- Ну, что же, подсоблю тебе, -- ответила ей "костлявая" и, открыв дверцу, опустилась за квасом.
 
Ведунья, при помощи мальчика тут же закрыла вход в погреб камнем, и заговорила его заклинанием. Смерть не смогла уже выйти обратно.
 
Никто с тех пор больше не умирал, во всём Поднебесном Мире. Но бедные, всё так же, страдали от гнёта богатых. А те, кто звал Смерть-Избавительницу, оставались без ответа.
 
Прознали люди, что это Ведунья заточила "костлявую", и пришли к ней на поклон:
 
-- Смилуйся, Матушка, отпусти Смерть на волю. Без неё лишь страдания людские усилились, --
 
Сжалилась над ними Ведунья и выпустила "костлявую". Как выскочила Смерть на волю, да как набросилась на свою обидчицу. Но всё зря! Попыталась забрать мальчика с девочкой -- опять мимо! Махнула рукой и пошла "косить" в мир.
 
 
 
Вы спросите меня, почему Матушке-Смерти не удалось забрать жизни Ведуньи и детей? А я Вам так отвечу. Разве возможно убить Любовь, что заставляет гореть пламенем чувств сердца людские? Разве может мир прожить без Правды? Хоть она и лишена ног, но всегда стремиться донести до людей своё слово! Разве возможно существование людское без Разума? Пусть он и имеет всего лишь одну руку, но всегда цепко держит страсти, дабы не дать им погубить слабое человечество!
 
 
 
Смерть-крёстная
 
 
 
 
 
--Жизнь прожить -- не поле перейтить!-- любил восклицать старый ворчун Игнат.
 
Недавно дед разменял уж десятый десяток. Прожил он длинную, наполненную радостями и тревогами, жизнь. Жену любимую проводил в последний путь десять лет назад, а теперь жил в полном одиночестве. Детей, к сожалению, они так и не нажили. Хотя дед так мечтал о сыне.
 
Люди его почитали за мудрость. Старый Игнат, как им казалось, знал ответы на все вопросы. Но характер у деда был прескверный. Он часто, по поводу и без него, ворчал. Но люди деда любили и прощали ему всё.
 
-- Я прожил длинную жизнь, многое повидал. А характер у меня такой из-за пережитых бед. Вот была бы рядом Настасьюшка, жена моя, тогда и я бы был повеселее, – говорил он.
 
Дед любил рассказывать людям были и небылицы, а знал он их великое множество. Одну из таких историй я и поведаю Вам.
 
 
 
В одной деревне, не помню её названия, жила-была крестьянка. Звали её Парасковея. Ох, и красавицей она была, просто ни в сказке сказать, ни пером описать! Черноброва, голубоглаза, с длинной русой косой и алыми устами. А об остром уме молодушки слава шла впереди неё. Да и язычок у красавицы был хорошо подвешен. Не всякий отваживался сказать своё слово супротив ёё.
 
Жила она в добротном доме с мужем Василием, который в ней души не чаял. Но радости не было у них, хоть и достаток присутствовал. Хотелось Парасковее сыночка, чтобы помощь была ей по хозяйству, да забота в старости. Но время шло, а радость рождения так и не приходила. Решила тогда она пойти к знахарке Пелагее. Собрала для неё гостинцев и отправилась в путь. Ведунья жила у самого дремучего леса, вдали от остального мира. Пришла Парасковея к Пелагее, поклонилась до земли, а та ей с порога и говорит:
 
-- Знаю, красавица, тревогу твою! Возьми-ка моего снадобья, на волшебных травах настоянное. Выпей его, как спать с мужем соберётесь. А в положенный срок счастье постучится в дверь к вам, -- Благодарствую тебя, Матушка, за помощь твою! Век не забуду! -- поблагодарила красавица знахарку и пошла домой.
 
 
 
Как собралась Парасковея ко сну отойти, так сразу и выпила снадобье. Тут же проснулось в ней желание великое и не заснули они с мужем, аж до самых петухов. Василий никогда такой не видывал жену.
 
В положенный срок появился долгожданный ребёнок. Как мать голубоглазый и как отец крепкий телом. Родители нарадоваться не могли, глядя на такого богатыря. Мальчика нарекли Иваном.
 
Решила Парасковея, когда пора пришла, крёстных найти дитятку своему.
 
Василий ей предлагал позвать дьяка Дормидонта, мол, вечно под присмотром Бога будет. Но Парасковее не нравился, вечно пьяный священнослужитель. Сама же хотела позвать купца и купчиху Власьевых, чтоб помогали, коли что приключится. Но уж больно скупы они были. Думала красавица, гадала и, наконец, придумала.
 
-- Нет никого лучше Матушки-Смерти! Она ведь всех срок знает и поможет в жизни Иванушке! -- сказала Парасковея мужу.
 
Только промолвила, а та уже, тут как тут!
 
-- Спасибо тебе, Парасковея, за доверие! Буду я крёстной твоего сына, -- сказала она.
 
Радости Парасковеи не было конца. Хотя муж не особо обрадовался, ведь не человек же она, сама Смерть. Но виду не подал, решив от гнева жены уберечься.
 
В честь крещения, Матушка-Смерть подарила своему крестнику волшебный цветок. Парасковея, увидев его, чуть чувств не лишилась от страха. Ведь у того на тоненьких стебельках, лишённых листьев, висели не цветочки, а.. маленькие черепа.
 
-- Этот цветок необычен. Он способен вернуть жизнь умирающему. Но только тогда, когда я стою в изголовье смертного одра. А если буду в ногах умирающего, то пусть твой Иван уходит, по-доброму. И ничего не пытается изменить -- произнесла Матушка-Смерть и растворилась в воздухе.
 
"Вот так подарочек! Так ведь сыночек сможет стать великим целителем! Ему слава -- нам радость! Да и достатка прибавится!" -- подумала Парасковея, пряча цветок от чужих глаз.
 
 
 
Прошли годы. Иван вырос и стал известным во всём царстве целителем. Только трижды он не смог помочь умирающим за это время. Очень тогда переживал, но спорить с крёстной не решался. Люди его уважали и восхваляли. Но Иван продолжал исполнять своё непростое ремесло. Ибо похвальба была ему неизвестна.
 
 
 
Как-то занемогла царская дочь, Василиса. Многие известные врачеватели перебывали во дворце царя Елисея. Но никто так и не смог ей помочь. Тогда решил государь-батюшка за Иваном послать. Когда тот прибыл во дворец, царь Елисей сказал ему:
 
-- Вот что, парень! Сможешь Василисушку мою на ноги поднять, женой она тебе будет. И полцарства в приданное пожалую! --
 
Вошёл Иван в опочивальню царевны. Василиса лежала на своём ложе, головой к окну и лунный свет освещал её прекрасные чёрные волосы, отражаясь в голубых глазах. Он присмотрелся и, к своему ужасу, заметил крёстную в ногах у Василисы. Матушка-Смерть стояла там и грозила ему своим  костлявым пальцем, говоря загробным шёпотом:
 
-- Отступись, крестник. Царевна теперь принадлежит мне, --
 
Ивану пришлась по сердцу Василиса, и он решил спасти её, чего бы это ему не стоило.
 
-- Быстро переверните ложе царевны так, чтобы голова её была обращена ко мне, а ноги к окну! -- крикнул он царским слугам и те всё быстро исполнили.
 
Крёстная оказалась теперь в изголовье ложа царевны, и Василиса открыла глаза. Теперь её жизни ничто не угрожало.
 
-- Что со мной случилось? – спросила Василиса.
 
Иван хотел было ответить, но не успел.
 
-- Ты ответишь за содеянное! – воскликнула Матушка-Смерть и в его глазах померк свет.
 
 
 
Очнулся Иван в тёмной пещере, где горело множество свечей. Рядом с ним стояла его крёстная и держала в руках, чуть тлеющую свечу. Она, посмотрев на него пустыми глазницами, произнесла:
 
--Ну, что же, крестничек. Ты посмел пойти против меня, но, на первый раз, я тебя прощаю. Видишь эту свечу, она чуть теплится? Жизнь твоя на волоске. Попробуешь ещё раз – не обессудь! –
 
-- Прости меня, Матушка-Смерть. Но не мог я отдать тебе царевну – люба она мне, -- ответил ей Иван.
 
-- Я тебя предупредила, -- произнесла крёстная и у него вновь померк свет в глазах.
 
Очнулся парень уже во дворце и сразу же забылся сном, без сновидений.
 
 
 
Когда Иван проснулся, было уже далеко за полдень. Он огляделся по сторонам, затем встряхнул головой, прогоняя остатки сна.
 
"Неужели мне всё привиделось?!" – подумал Иван.
 
Он лежал в богато обставленной комнате на деревянном ложе.
 
-- Как пить дать, причудилось! – твёрдо решил Иван.
 
К нему вошёл царь Елисей и, подойдя вплотную к ложу, произнёс:
 
-- Ну, что же, Иван, ты вернул дочь мою к жизни. Теперь пришло время и мне сдержать слово, --
 
-- Я влюбился в Вашу дочь с первого взгляда. Но полюбит ли она меня? – ответил ему парень.
 
-- И ты люб мне, спаситель мой! – воскликнула Василиса, вбегая к ним.
 
--Ну, тогда честным пирком, да за свадебку! – произнёс царь.
 
Такой свадьбы ещё не было в царстве! Приехали именитые гости со всего мира, чтобы поздравить молодых. Пришли и родители Ивана. Царевна пришлась им по сердцу.
 
 
 
Прошли годы. У Ивана и Василисы родились прекрасные дети, мальчик и девочка. Царь Елисей решил отойти от дел, поручив управление государством зятю. А родители Ивана переехали жить во дворец, чтобы заботиться о внуках. Василиса этому была только рада. Её матушка, уже как пятнадцать лет, покоилась в сырой земле. А самой царевне, было, не справится с непоседами.
 
 
 
Потекли годы мудрого правления царя Ивана. Люди стали жить ещё лучше,  и были своему государю за это благодарны. Однако и о своём ремесле Иван не забывал, продолжая помогать людям. Чем ещё больше завоевал уважение у своих подданных.
 
Но вдруг занеможил царь Елисей. Позвал он к себе Ивана и Василису, для последней воли. Пошли они к нему, в горькой печали повесив головы.
 
-- Милые мои дети! Чувствую я, пробил мой час. Живите счастливо и заботьтесь о государстве нашем, -- произнёс царь Елисей, слабеющим голосом.
 
Присмотрелся Иван, а Матушка-Смерть стоит в ногах старого государя. Немедля, он развернул царское ложе, головой к крёстной. Царь Елисей был спасён. К нему тут же подбежала Василиса и внуки.
 
-- Эх, Иван, Иван, -- только и произнесла Матушка-Смерть.
 
Она взмахнула своей костлявой рукой,  и вновь свет померк в глазах нового государя.
 
 
 
--А где же мой избавитель? – спросил царь Елисей.
 
Но ответом ему была тишина.
 
 
 
Очнулся Иван уже в пещере. Рядом с ним стояла его крёстная и держала в руках, готовую погаснуть свечу. Тяжко стало ему, ибо понял, что это жизнь его. Он подумал о Василисе и детях, мысленно с ними попрощавшись.
 
-- Ты снова нарушил запрет, крестник. Теперь я забираю твою жизнь, -- произнесла крёстная загробным шёпотом и задула свечу.
 
 
 
 Картинка из Сети