Сборник статей о брянской архитектуре

Константин Сычев 2
О  БРЯНСКОЙ  АРХИТЕКТУРЕ

О Б Щ И Й   О Б З О Р

П А М Я Т Н И К И   А Р Х И Т Е К Т У Р Ы

Архитектура Брянщины представляет собой большую историческую ценность, важный, интересный источник для изучения истории нашего края. Если все памятники пересчитать, то их наберётся до 270. Несмотря на то, что большинство из них представлены зодчеством XVIII – XIX веков, в их облике прослеживаются стили русской архитектуры не только того времени, близкого нашему, но даже XII –  XVII веков. Такая своеобразная консервативность связана, по-видимому, с тем, что в нашем крае подолгу оставались в силе устоявшиеся в веках традиции зодчества, передаваемые из поколения в поколение.
Так, например, стены и башня Свенского монастыря, построенные в XVII веке, как по планировке, так и по остальным частям напоминают постройки XII – XIII веков.
Богоявленская церковь в Стародубе, построенная в начале XVIII века, носит в своём облике явные черты ранней барочной архитектуры Москвы начала XVII века.
На Брянщине есть памятники, по структуре своей и самобытности являющиеся уникальными. Таковы, например, Рождественский собор в Стародубе (начало XVII в.), Никольская церковь в селе Новый Ропск Климовского района (середина XVIII века) и другие. Повторюсь, сообщая, что очень богато представлены памятники XVIII и XIX вв. Здесь и различные по типам, но общие по стилю строения (барокко, классицизм, эклектика) и прекрасные дворцово-парковые комплексы.
Архитектура, как не что иное, хранит в себе мысли, чаяния её создателей, события исторического прошлого. Так, в архитектуре края процесс вхождения Брянщины в состав России отразился в принятии общероссийских форм зодчества, хотя элементы самобытности, безусловно, сохранялись.
Стоит отметить, что богато представлено и деревянное зодчество нашего края от конца XVII века (Рождественский собор в с. Старый Ропск Климовского района) вплоть до промышленной архитектуры XIX – XX веков.
Особо следует подчеркнуть: наш край обладает поистине уникальной коллекцией деревянных мельниц. Всего их 19, из которых 16 – ветряные и 3 – водяные.
Со многими памятниками связаны интересные исторические события. На Брянщине сохранились дворцово-парковые комплексы графов Разумовских, поэтов Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого и других. Мало кто знает, что в с. Великая Топаль Клинцовского района находилось имение великого русского полководца П.А.Румянцева. От его времени сохранилась Преображенская церковь (1780 г.).
Кроме чисто эстетических, исторических данных, архитектура края даёт ценные статистические сведения: о росте монастырей, церквей, их доходах, об интенсивности и проблемах финансирования церковного строительства и т.д.
Если рассматривать количество церковных сооружений по их рассредоточению, то нетрудно заметить, что в одних местах (ныне Брянский, Брасовский районы) церковное строительство велось очень интенсивно, в других (сейчас земля Дятьковского, Рогнединского районов) почти не велось. Видимо, тут – взаимосвязь с заселённостью края в те времена и с экономическим положением отдельных уголков Брянщины.
Рассуждая о ценности архитектуры региона, нельзя обойти стороной вопрос общего состояния и сохранности памятников. В последнее время ведутся большие реставрационные работы на территории Брянщины. Восстановлены Покровский собор, Горне-Никольская и Тихвинская церкви в Брянске, восстанавливается и архитектурный комплекс Свенского монастыря (у села Супонево Брянского района), многие другие памятники. Однако в целом состояние многих памятников зодчества оставляет желать лучшего. К сожалению, их плохая сохранность связана с недопониманием значения творчества предков. Так, в селе Чернетово нашего района жители начали постепенно разрушать редчайший образец церкви-ротонды – Архидьяконовскую церковь – в метровой стене пробили дыру, изломали интерьер. А в селе Хотылёво жители поломали гранитные мосты через овраги, лестницу к реке – бывшие части знаменитого имения князей Тенишевых.
Можно ещё привести подобные примеры, но хотелось бы, чтобы эти факты были постепенно изжиты, ведь вернуть утраченное будет почти невозможно.

Газета «Деснянская правда, № 79 от 03.07.1984 г.


Д Р Е В Н Е Й Ш И Е    П А М Я Т Н И К И

Многие историки-краеведы считают, что вплоть до начала XVII века на территории Брянщины строились только деревянные здания и церкви. Это частично подтверждают раскопки на Покровской горе в Брянске и в Трубчевске: в культурных слоях обнаружены только остатки деревянных сооружений. В связи с постоянными военными действиями жители, вероятно, не решались строить дорогостоящие каменные здания. Лишь, когда Брянщина прочно вошла в состав России, начинается интенсивное строительство из камня.
Трудно говорить о том, что представляли собой тогдашние деревянные сооружения, хотя в силу традиций определённые черты ранней архитектуры Брянщины можно проследить на сохранившихся памятниках более позднего времени. Большой интерес при изучении ранней архитектуры нашего края представляет анализ археологических раскопок древнерусского города Вщижа (Жуковский район). Вот что пишет известный советский историк Б.А.Рыбаков в статье «Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж». Он отмечает, что все дома ставились на «стульях» – вертикальных столбах, следы которых хорошо сохранились в чистом глинистом слое. Почти все дома – пятистенки с одной тёплой камерой (истбой) и холодными сенями. Потолок всегда засыпался толстым слоем земли. Дома-пятистенки были двух типов. Одни из них, близкие ко вщижским избам XIX в. (что подтверждает гипотезу о прочности архитектурных традиций на Брянщине – К.С.), имели вход с широкой стороны через сени. Внутри – печь, подполье – справа от входа. К дому примыкала крытая обширная яма, вмещавшая около двух тонн зерна.
Другой тип домов, обнаруженный на месте крепости, представлял собой узкие, плотно прижатые друг к другу избы с соломенными кровлями и печью у задней узкой стены. Тёплой половиной они были обращены к городской стене, а сенями – во внутренний двор крепости. Сени служили, очевидно, и хлевом. Это были, по всей вероятности, избы боярской или княжеской челяди. Печи во вщижских домах имели фундамент и ставились, как и избы, на «стулья» и на срубе.
В крепости все дома с середины XII века имели высокие кирпичные дымоходы, выведенные выше кровли. Дымоходы вщижского городища позволили сделать вывод при изучении древнерусского жилища, что на Руси не всегда топили по-чёрному, как до недавнего времени считалось. Дымоходы делались из специального тонкого кирпича прямоугольной и треугольной формы, клались на глиняном растворе. Сохранились железные вьюшки. Развал дымохода при гибели жилища образовывал широкую полосу длиною 7 метров. Рядом с тесными избами челяди удалось раскопать в крепости огромный дом, крытый деревом и медью, имевший по фасаду 14 метров. Обычай насыпать землю на потолок позволил установить, что дом этот был двухэтажный, а в центре него возвышался ещё небольшой «златоверхий терем», обшитый медными листами. Дом отапливался тремя печами.
Характеристика светской архитектуры Вщижа позволяет провести аналогию с зодчеством других брянских городов и сёл.
Единственным образцом каменной архитектуры Брянщины древних времён, видимо, была церковь, развалины которой обнаружены тоже во Вщиже экспедицией Б.А.Рыбакова. Эта церковь построена в середине XII века из кирпича и напоминала в плане знаменитую Покровскую-на-Нерли церковь под Владимиром. По профилированию пилястр она имела сходство со смоленскими памятниками XII века. Вскоре после постройки церковь была окружена гульбищем с кирпичной аркой на 12 устоях.
В настоящее время сохранился только фундамент гульбища. Церковь была разрушена во время нашествия монголо-татар в 1238 году.
Не до конца пока познан в смысле истории древней архитектуры Свенский монастырь, расположенный в с. Супонево. Он был основан брянским князем Романом Михайловичем в 1288 году.
Мало что известно и о более поздних памятниках. Например, о Петропавловском монастыре, построенном в XIV веке в Брянске. Археологические раскопки здесь не проводились.

Газета «Деснянская правда», № 84 от 14.07.1984 г.


З О Д Ч Е С Т В О   XVI   В Е К А

XVI век вошёл в историю нашего края как период становления каменной архитектуры. В середине XVI века на территории нынешнего Брасовского района был основан на 4 гектарах Плющанский Богородицкий монастырь, который назвали по одноимённому Плющанскому озеру, на берегах которого он располагался. От каменных строений монастыря остались лишь фундаменты нескольких построек.
Возведение монастыря было связано с необходимостью прикрыть стратегически важные города (Брянск, Трубчевск и другие), заселить необжитые земли, укрепить влияние Москвы на окраинах. Около 1558 года в 8 километрах к юго-западу от Трубчевска был создан Спасо-Чёлнский монастырь. Вблизи развалин монастыря сохранился вал первоначального Трубчевска. Монастырь занимал важное место в обороне города. Ныне от его строений сохранились лишь руины, ожидающие своего исследования.
Самым древним из уцелевших памятников архитектуры Брянщины является Троицкий собор Трубчевска, основание которого восходит к началу XVI века. Собор неоднократно перестраивался в течение ряда лет. Древность его подтверждается надгробными плитами Трубецких князей – потомков литовского князя Ольгерда, погребённых в подвальном помещении – родовой усыпальнице. Именно эта часть памятника – древнейшая. Поражают массивные колонны – столпы. Внутри усыпальницы – два больших столпа круглых и четыре малых – квадратных в сечении.
Всего здесь 15 надгробий из белого камня. Одно расположено в нише, все остальные – под полом, пол алтаря соединяется с усыпальницей двумя дверями. На 9 плитах –  древнерусская вязь. Надписи на древних плитах позволяют датировать нижнюю часть собора началом XVI века.
Плита № 1 сохранилась не полностью, её орнамент соответствует XV – XVI векам. На ней надпись: «Князь Трубецкой Иван похоронен здесь в 7028 (1520).
Как отмечает трубчевский историк В.А.Падин, ещё не выяснено, кто именно был тот князь: то ли Иван Семёнович, то ли Иван Юрьевич.
Под другими плитами погребены князь Семён Иванович Трубецкой, князь Василий Андреевич Трубецкой, князь Фёдор Михайлович, умерший в 7110 (1602) году.
Другие плиты покрывают прах Трубецких князей Михаила Андреевича, Андрея Ивановича, Фёдора Ивановича, Ивана Ивановича.
По предположению В.А.Падина, плита № 10 (жгутиковый орнамент) и № 11 (клинчатый орнамент) могут принадлежать Трубецким князьям, жившим в  XVI веке. Усыпальница собора была замковым зданием Трубецких князей.
В дальнейшем нынешний Троицкий собор подвергался большим изменениям и уже после 1645 года, когда Трубчевск был возвращён России, московский воевода И.Ф.Еропкин доносил царю Алексею Михайловичу: «…в Трубчевске нет ни одной православной церкви, а только имеются два костёла, из коих один вполне отстроен и стоит над гробами князей Трубецких, а другой выведен постройкою под кровлею…»
В 1649 году царь Алексей Михайлович «по благословительной и освятительной грамоте патриарха Иосифа велел воеводе Еропкину переделать верх католического костёла и устроить на сём главу по греко-российскому обычаю церквей, обратив это здание в соборную церковь Живоначальной Троицы…»
Ещё один памятник архитектуры XVI века – церковь Антония и Феодосия в с. Супонево под Брянском – не переделывался так, хотя и был построен по велению царя Ивана IV «после 1563 года».

Газета «Деснянская правда», № 88 от 24.07.1984 г.


П А М Я Т Н И К    Д Р Е В Н Е Г О   З О Д Ч Е С Т В А

Памятников архитектуры XVII века на Брянщине сохранилось немного – их восемь. Поистине замечательным произведением древнерусского зодчества является Рождественский собор в Стародубе, построенный в 1617 году. Его история не менее интересна, чем история Троицкого собора в Трубчевске. В Рождественском соборе во время работ была обнаружена плита с надписью от 1405 года! Это единственное сооружение XVII века на Брянщине, сохранившееся почти в первозданном виде. Это уникальный памятник, воплотивший в себя черты культур трёх братских народов – украинского, белорусского и русского. Храм по форме трёхкамерный и трёхкупольный, центральная часть его – восьмиугольная, а алтарная часть – пятиугольная. Зодчие как бы отказались здесь от симметрии. Создаётся впечатление, что сооружение очень архаично, возможно, в силу традиций. На его облике отразились черты древней архитектуры Киевской Руси.
Заметим, что ранее в Стародубе существовал ещё один памятник XVII века – церковь Иоанна Предтечи. В её облике были черты схожести с Рождественским собором: такое же членение, столько же куполов.
Очень интересен и памятник архитектуры – Преображенская церковь Трубчевска, построенная как католический костёл. Его строительство восходит к началу XVII века (тогда Трубчевск принадлежал Польше). Костёл – квадратный, над карнизом каждого фасада вылеплено по четыре кокошника. Углы здания оформлены пилястрообразными колонками так, что средняя из них перекрывает угловую грань. Планировка костёла типично русская. Собор перестраивался по велению царя Михаила в 1645 году. В то время к церкви пристраивается дополнительное помещение с колокольней, углы оформляются сдвоенными колоннами, поставленными в два яруса (сохранились в руинах), с севера и юга колокольня имеет оригинальные арки с барельефами.
Самобытен по своим формам и строению ещё один памятник – Покровская церковь Брянска, построенная в 1626 году купцом Алымовым. Это типичный образец провинциальной купеческой архитектуры того времени. Прямоугольный по форме, вытянутый по продольной оси, примечателен ещё и тем, что окна обрамлены как бы барельефными орлами, выложенными из кирпичей (стиль московской архитектуры). Карниз представлен многочисленными барельефными полосами, что говорит о связи местной архитектуры с общерусской. Видимо, с этого времени и начинает устанавливаться эта связь. Храм венчается пятью куполами, придающими ему величественный вид. На его фасаде выписаны иконы, сохранившиеся и поныне.
В конце XVII века начинается бурное строительство каменных монастырских зданий. В 1690 году в Свенском Успенском монастыре (под Брянском) была возведена церковь (сейчас реставрируется). Храм – трёхчастный. Небольшие колонки и окна построены в стиле московского барокко. Барабаны собора – трёхчастные – и завершались луковичной главкой. Кроме этого памятника монастырского зодчества до нашего времени дошли лишь руины нескольких строений Успенского женского монастыря в деревне Забрама Климовского района, ценность и значение которых ещё не выяснены.
Образцом светских построек из камня середины XVII века является жилой дом в Трубчевске, что стоит сейчас на площади К.Маркса. От него сохранились сводчатое помещение и часть светёлки, свидетельствующие о большом искусстве тогдашних строителей гражданских сооружений.
Несмотря на интенсивное каменное строительство, охватившее наиболее густо населённые районы нынешней Брянщины в конце XVII века, продолжает осуществляться традиционное деревянное строительство. Особенно жилья. Памятников деревянного зодчества XVII века у нас всего два. Это небольшой жилой дом в Новозыбкове, рубленый из брёвен, и церковь в селе Старый Ропск Климовского района. В архитектуре церкви нетрудно уловить стиль раннего украинского барокко. Сооружена она в период, когда эти земли входили в состав Стародубского казацкого полка, поэтому и облик памятника близок стародубским храмам того времени. К сожалению, постройка находится в крайне запущенном состоянии и, несмотря на местную охрану, подвергается периодическому разрушению. Приближающееся 1000-летие Брянска поможет лучшему уяснению ценностей старинного зодчества, необходимости охранять и оберегать памятники, а где возможно – восстанавливать. Эти памятники – огромное культурное наследие прошлого и ныне живущего поколений.

Газета «Деснянская правда», № 95 от 9.08.1984 г.


П А М Я Т Н И К И    А Р Х И Т Е К Т У Р Ы

Памятников архитектуры XVIII века на Брянщине выявлено 86. В те времена господствовали два основных стиля: барокко и классицизм. В первом архитектурном стиле, который расцвёл в начале XVIII века, проявляются очень ярко самобытные черты. В классицизме же происходит их растворение.
Интересный образец представляет из себя Введенская церковь бывшего Петропавловского монастыря, расположенная на Петровской горе Брянска и построенная в 1701 году на средства помещиков Саловых. Вытянутый по продольной оси храм как бы напоминает деревянные сооружения. Декор окон близок стилю московского барокко. Своеобразно завершение кровли: большой кокошник, заканчивающийся крестом.
Ещё один памятник из первой половины XVIII века. Именно тогда завершается возведение стен и башен Свенского Успенского монастыря с. Супонево. В строительстве этих объектов также прослеживаются традиционные навыки, восходящие ещё к XVII –XVIII векам. Барочные черты несёт в себе построенная в 1742 году церковь Преображения этого монастыря. Это уже памятник надвратной культовой архитектуры. Строительство монастырей велось и в других местах Брянщины. В первой четверти XVIII века были построены стены и башни Спасо-Преображенского монастыря в Севске. Облик этих стен и башен очень близок Кремлёвским стенам Москвы и Великого Новгорода – такая же кладка из красного кирпича, то же зубчатое завершение стен. Ещё более ярким образцом слияния барокко и классицизма в деревянном зодчестве является церковь Святой Троицы в с. Понуровка Стародубского района.
Хорошими примерами перехода от барокко к классицизму есть каменные церкви Богоявления в Стародубе и Горне-Никольская в Брянске. В облике той и другой прослеживаются черты московского барокко XVII века. Переход от барокко к классицизму очень хорошо выражен в Воскресенском соборе Почепа (1771), построенного по проекту великого французского архитектора Деламота местным архитектором Яновским. Вид фасада здания заставляет думать о влиянии западноевропейского барокко в сочетании с элементами классицизма (пример колонн).
Интересным образцом архитектуры классицизма является Казанская церковь в с. Хотылёво Брянского района. Несмотря на то, что в облике декора памятника присутствуют барочные черты, как сам фасад здания (с колоннами тосканского ордера), так и все остальные его части – чётко выраженный классицизм. К образцам этого стиля следует отнести и Тихвинскую церковь (1769) в Брянске.
Известно, что классицизм, прочно вошедший в архитектуру России в начале – середине XVIII века, оказал большое влияние и на строительство светских сооружений и, прежде всего, на дворцово-парковые комплексы, буквально, все виды которых представлены на Брянщине. Парковая архитектура связана с именами многих выдающихся деятелей истории и культуры. Так, с парком XVIII века в с. Ревны Навлинского района связано творчество известного писателя К.Г.Паустовского, рассказавшего об этом месте в одной из своих книг. Парк имеет регулярную (геометрическую) и ландшафтную планировку. Как правило, он является частью помещичьей усадьбы – целый комплекс сооружений. Например, усадьба Апраксина в с. Брасово состояла из двух жилых домов и трёх служебных надстроек. Парк – симметричный по плану; в ансамбль входят Васильевская церковь и оранжерея.
Богатейший усадебный комплекс графа Завадовского в с. Ляличи Суражского района, представлен великолепным дворцом, построенным руками мастеровых людей в стиле классицизма по проекту известного итальянского архитектора Джакомо Кваренги, церковью Екатерины и обширным парком, который ныне находится в запустении.
В хорошем состоянии пребывает парк бывшей усадьбы А.К.Толстого, заложенный ещё при охотничьем замке К.Г.Разумовского в середине XVIII века (с. Красный Рог, Почепского района). Здесь сохранился флигель, в котором жил поэт, и упомянутый парк с регулярной планировкой. Здесь и геометрически правильные липовые аллеи, и кустарниковые посадки, и искусно оформленные цветники.
К сожалению, далеко не все парковые комплексы Брянщины сохранили в своём составе специально вырытые водоёмы.

Газета «Деснянская правда», № 103 от 28.08.1984 г.

С Л Е Д Ы    А Р Х И Т Е К Т У Р Н Ы Х    Т Е Ч Е Н И Й

Памятники архитектуры XIX века на Брянщине представлены очень широко (всего их выявлено 144), однако их нельзя отрывать от сооружений начала XX в. (всего 30), которые очень сходны и отражают общие тенденции. Классицистические здания этого времени очень своеобразны. От цилиндрической по форме Архидьяконовской церкви-ротонды (с.Чернетово Брянского района), построенной в 1805 году, до прекрасного образца русского ампира – Никольской церкви в Стародубе. Нетрудно заметить, как постепенно «тяжелеют» памятники этого стиля, становятся громоздкими. Например, Успенский собор во Мглине, несмотря на строгую геометрию форм, на вид кажется неуклюжим.
В то время общество нуждалось в демократической культуре. Но церковные каноны не позволили архитектуре не только нашего края, но и всей России, выйти на прогрессивный путь. И хотя поиски нового стиля архитектуры продолжались, они в основном преследовали ту же цель – новыми средствами прославлять монархию и церковь. И как следствие этого реакционного пути, появился явный признак кризиса культовой архитектуры России: возник и утвердился эклектизм. Довольно сложное явление, которое выражалось в слиянии нескольких архитектурных стилей.
Примером служит Троицкая церковь в селе Голубея Дубровского района. Трёхстолпный, однокупольный храм имеет очень выразительные формы древнерусской архитектуры. Только завершение купола небольшой лепестковой главкой как бы разрушает общую картину и вначале приводит к выводу, что в стиле архитектуры этого памятника имеются и барочные элементы. Полуколонны, на которые опирается фасад здания – элементы классицизма. В декоре здания присутствуют элементы всех стилей. Здесь же пристройка – прямоугольная, крытая так же, как и светское здание. Близки по решению конструкции и многие другие памятники этой поры. Последний этап кризиса культовой архитектуры можно разделить на две части. Первая часть будет представлять период, когда началось строительство храмов, стиль которых приближается к классическому древнерусскому, восточному или европейскому образцам. Это – общероссийская тенденция. Примером является Спасо-Гробовская церковь в Брянске, построенная в 1904 году. Внешний облик здания напоминает старинные грузинские храмы.
Вторая часть последнего этапа заключается в постепенном уходе от культовой архитектуры к светской, когда даже церковные сооружения приобретали черты обычного гражданского здания. Например, Воскресенская церковь Брянска. Здесь мы видим обычное гражданское по внешнему виду сооружение, увенчанное маленькими главками, которые вместе с апсидами только и свидетельствуют, что это церковь. Отказ от традиционных церковных канонов в области архитектуры произошёл в связи с растущим влиянием гражданского и промышленного строительств.
В конце XIX – начале XX веков на Брянщине началось интенсивное строительство промышленных сооружений (Радицкие заводы, Арсенал) из камня и кирпича, хотя ранее, в основном, комплексы строились из дерева. Кроме того, появляются в большом количестве ветряные и водяные мельницы. Это промышленное строительство углубило кризис культовой архитектуры.

Газета «Деснянская правда», № 124 от 16.10.1984 г.