Сетка!

Алексей Ратушный
Вообще со времён Яна Амоса Коменского (1592-1670) в центре организации системы образования стояли класс и урок. Урок – отрезок времени продолжительностью 45 минут.
Всё просто: тогда часы узнавали по колокольному звону. Колокольня отмеряла каждую четверть часа. И потому было удобно: от удара колокола до удара колокола – отдых пятнадцать минут, и затем урок – три четверти часа!
Класс – группа детей посильная педагогу. От 15-20 до сорока.
В СССР с началом всеобуча и строительства массово школ чисто практическим путём пришли к библейскому числу детей в классе – сорок!
И чисто опытным путем выкристаллизовалась поначалу пространственная единица 6х8 (кв.м)
Массовые школы в 1935-38 годах имели ширину здания в 9 метров, при этом шесть метров отводилось на ширину класса, а три метра на коридор.  Уже после войны вышли на модуль в шесть метров и массовыми стали классы размером 6х9 (кв.м) и рекреации шириной в 6 метров.
После того как была открыта гениальная конструкция школы-самолёта 2Р-02-1, её доработали в 1964 году и возникла фантастическая школа-самолёт 72х54 , где ширина и длина относились друг к другу как академический и обычный натуральный час. Укрупнённый модуль здесь 18 метров и стороны относятся друг к другу как 3 к 4!
Ширина 12 метров. Длина 72 метра. Это два основных блока. А между ними прямоугольник 12х30 метров!
Учебный блок – это восемь классов 6х9 метров с одной стороны и две рекреации с туалетами, лестничными клетками и учительскими кабинетами с другой стороны, а в в спортивно0массовом блоке огромный спортзал 30х12 метров и огромный актовый зал 12х24 метра с шестиметровой эстрадой. Под актовым залом гигантская столовая. В переходе между двумя блоками библиотека и лаборатории.
Такова общая концептуальная схема огромного числа зданий школ воздвигнутых по «второму» типовому проекту.
Учебный блок имел от 2-х до 4-х этажей. То есть вмещал в целом от 16 до 32 больших классныз кабинета.
Мне посчастливилось в реале пережить переход от классной системы образования к кабинетной.
Если раньше мы сидели все уроки в своём классе, и раздевались в нем же, и в нем же хранили свои пеналы и другие личные вещи, то теперь весь класс бродил из кабинета в кабинет как неприкаянные, вещи оставляли в общей раздевалке. «Своего» места у ученика более не было!
Хотя на мой непросвещённый взгляд ничего плохого в «крепостном школьном порядке» не было.
Но о педагогических аспектах поговорим позже. А пока полюбуемся «идеальной» архитектурно-планировочной моделью массовой общеобразовательной школы.