Материнские уроки

Зоя Воронина
Воронина Зоя.
                Материнские уроки.
Жили мы в годы советской власти, тогда, когда религия запрещена была. Правительство хотела всех жителей своей страны атеистами сделать. Детям в школах запрещали носить кресты. И если вдруг, у кого-то из детей обнаружили на шее крест, это было ЧП на всю школу. Я в то время работала в школе, учила младшие классы, так всего насмотрелась. И если, не приведи Господи, узнают, что ребёнок носит крестик, так в первую очередь прорабатывают учителя, классного руководителя того класса, в котором ребёнок тот учился. Словно учитель виноват в этом, не досмотрел, плохо идёт в классе разъяснительная и воспитательная работа с детьми и их родителями.
 Родителям не разрешали крестить детей. Но детей всё равно крестили только тайно, и кресты носили, тоже тайно. У меня в классе были такие дети, я прекрасно знала о них, но делала вид, что ни чего не знаю. Однако, семью ту навещала и выясняла, как взрослые относятся к религии. Если ни чего страшного, то зачем поднимать бурю в стакане?
В семье нашей мать нам старалась, как могла привить любовь к Богу, к тому, чтобы мы исполняли заповеди божьи, но сама не сильно-то была верующей. Может, в душе и верила в Господа нашего, но в церковь ходила очень редко, даже по религиозным праздникам. Икона в доме была всего одна и она скромно находилась в правом углу, не далеко от стола, за которым вся большая семья размешалась во время трапезы. Перед едой не молились, как в некоторых семьях.
 Но мать всегда нам говорила, что надо любить и почитать Бога, что ОН любит трудолюбивых и честных людей. Трудиться надо шесть дней в неделю, а седьмой дан на то, чтобы сходить в церковь, если это возможно, а если нет такой возможности, то не заниматься никакими грязными делами, а вспомнить Господа нашего и помолиться ему. Знала ли она молитвы наизусть, я не уверена, но тетрадь с рукописными молитвами у ней имелась. Только я её редко видела с этой тетрадью в пуках. И молитвы эти написаны были на таком языке, что трудно их выучить наизусть. Я сама пыталась это сделать, но только из всех запомнилось «Отче наш» и то не на старославянском языке, а на современном.
 Под грязными делами мать подразумевала мытьё полов, стирку, шитьё и так далее. А что бы нам лучше запомнилось, приводила пример. На эту тему она рассказала такую историю:
 -Одна женщина не исполняла законы Божьи. Она в праздники могла мыть пол или стирать бельё. А когда ей делали замечание, только отмахивалась. Однажды в Рождество Пресвятой Девы Марии она стирала как обычно. После посещения бани, белья набралось много, а женщина не любила оставлять его надолго в таком состоянии. Стирала всегда после бани, на другой день.
 В дверь постучали. Она открыла и впустила женщину, одетую в чёрную одежду. Эта женщина предложила хозяйке купить у неё за небольшую плату кожаные перчатки. Хозяйка попросила показать ей эти перчатки. Перчатки были очень красивы, на ощупь мягкие. Ей они очень приглянулись. Она спросила женщину:
-А померить можно?
 -Можно, конечно.
 Та одела перчатки, а снять их не смогла. А женщина в чёрной одежде и говорит:
-Не почитаешь ты законы Божьи, вот и носить тебе эти перчатки до конца своих дней. Сказала и исчезла, будто и вовсе не было её.
 Этот пример мне врезался в память на всю жизнь. До сих пор я в воскресенье и по праздникам не выполняю никакой работы. Не потому, что я боюсь, но мало ли что в жизни бывает. Не знаю, может, она вычитала где-то про всё это, а может, придумала сама, но пример поучительный. Или ещё она нас, своих детей учила бережно относиться к иконам. Читать морали и проповеди она могла, но будет ли от этого прок, не известно. И она рассказала такую историю:
 -Жило одно семейство в собственном доме. Родители были люди верующие, а сын ни во что не верил. Однажды он пришёл домой взбудораженный какой-то. На вопрос матери «Что случилось?» ничего не ответил, а подошёл к углу, где висели иконы, снял одну и стал проклинать Бога, а потом с иконой стал кружиться по комнате и кричать: -«Глядите, что мне сделает ваш Бог, которого вы так почитаете, что он может? Это всего лишь деревяшка, на которой простыми красками намалёвано!» Но когда он дошёл до середины, то остановился и дальше двигаться не мог, говорить он тоже не мог, голова его повернута была в сторону иконы. Так он и застыл с иконой в руках. Родители хотели его сдвинуть с места, думали, он их разыгрывает, но не смогли этого сделать. Тогда отец занес в дом топор и стал рубить вокруг сына пол. Но вместо щепок летела кровь, а сын стонал. Ночью им приснился сон, говорила икона, которую сын держал в руках: -«Не трогайте его сорок дней, потом он сам сможет уйти, но на век ему быть немым». Так и простоял парень сорок дней посередине комнаты с иконой в руках.
 И это я запомнила. Теперь поглядывала на единственную икону в доме и думала:»Неужели такое может произойти?» Охота что-либо плохое говорить о ней у меня пропала навсегда. Да и подобного желания у меня и раньше ни когда не возникало.
 А спустя некоторое время мне в руки попала заметка, а откуда она была, не помню. Похожий случай в той заметке описан был. Только в ней говорилось о девушке одной и называлась она «Стояние Зои». Там эта девушка танцевала с иконой в руках. Вместо кавалера она взяла её. Вот и получила такое наказание.
 Возможно, мать моя где-то слышала или читала про это. Я не знаю, но то, что она хотела, что бы дети её выросли честными, трудолюбивыми людьми, почитавшими Божьи Законы, это точно. Нас, детей в семье было шестеро и все они выросли нормальными людьми. Верят ли они в Бога, я не знаю, но мне известно, что в церковь они не ходят, даже в большие религиозные праздники. Возможно, в душе они и верят в Господа Нашего. Ведь человек так устроен, что должен во что-то верить. И не напрасно всегда в трудную минуту жизни мы призываем Всевышнего к себе на помощь. «Господи, помоги!» - невольно вырывается крик о помощи. Примеров таких можно много приводить, лишь бы они помогали в правильном воспитании детей.