За улыбкой

Кирилл Александрович Сула
Зайдя в комнату, Лёша застал Стёпу перед камином, в котором играли языки пламени. Степан смотрел в одну точку, в руке его находился бокал с коньяком. Он не обратил внимания на Алексея, либо сделал вид, что не заметил его. Лёша подошёл к столу и, осматривая полупустую бутылку коньяка, начал:

– Снова пьёшь? Почему я не удивлён?

– Какое тебе есть дело до меня? – сказал в ответ Стёпа, не отводя глаз от камина.

– Действительно, какое может быть дело до брата, вновь убивающего себя подобным образом? – повысив голос, продолжил Лёша.

– Презираешь меня?

– Скорее жалею. Я всегда ставил тебя в пример себе и другим. Ведь мой старший брат – это человек, который собственным трудом добился высот, признания в высших кругах. Но сейчас я не понимаю, как можно с уважаемого всеми учёного, писателя и поэта опуститься до пьяницы.

Стёпа усмехнулся и, хрустнув шеей, медленно проговорил:

– Я ценю твоё участие в жизни моей. Ты для меня самый близкий человек. Порой мне стыдно показывать такой пример. Но мы оба уже не дети, у каждого своя голова на плечах. Ты правильный, не переймёшь от меня плохого. По крайней мере, я не хотел бы видеть тебя в подобном состоянии.

– И именно поэтому ты выпил полбутылки, – прервал его младший.

– Нет, хотя пить за твоё здоровье мне в радость.

– Кто бы сомневался. Что на сей раз заставило тебя в одиночестве употреблять алкоголь?

– Хм... Дай подумать. Не знаю.

– Прекрасный ответ, – не выдержал Лёша.

– Что ты хочешь услышать от меня?

– Правду.

– Правду? А где она, эта правда? Сколько людей, столько и мнений. Ты стоишь и думаешь, что твой брат не может оступиться, всегда стремится к чему-то, не сдаётся. А я скажу, что устал от этого. От бесконечного натиска со всех сторон, от уверенности во мне других, от бесконечного числа дел, от целей и мечт, которых, может, никогда не достигну вовсе. Порой начинаю завидовать нашим бывшим троечникам. Ведь это люди, также добившиеся сейчас многого; но тогда они не заостряли своё внимание лишь на учёбе, жили весёлой жизнью, полной приключений. А я хожу и улыбаюсь, показывая себя, как говорят, с лучшей стороны. Внутри же сам рву себя на части.

– Хочешь сказать, что научился скрывать уныние?

– У меня получается, и довольно неплохо. Думаю: другим не следует знать, что я чувствую. Многие, к сожалению, могут этим воспользоваться. Таким образом, коплю всё в себе, а в какой-то момент остаётся два пути: либо открыться, либо сидеть, как я сейчас.

– Не тому ты меня учил, Стёпа! Помнятся мне слова: «Не сдавайся, ставь цель, совершенствуйся, достигай цель и ставь новую, двигайся вперёд, несмотря ни на что, борись с собой прежним, дабы сделать лучше себя настоящего». Интересно, чьи это слова?

– К ним нужно прибавить, что, если ты устал, ты должен приостановить бурную деятельность, чтобы не выгореть и не прийти к этому, – старший брат приподнял бокал. – Впрочем, ты прав, это не выход.

Степан вылил содержимое бокала. К тому времени настроение его было приподнятым, так как разговор с близким способен творить настоящие чудеса. Особенно, когда оба человека осознают значение близости между ними. Оправившись и умыв лицо, Степан отравился по делам вместе со своим младшим братом. На следующий день им предстояло выполнить много работы, которая требовала для того подготовки.