Пустой крик

Виктор Макаревич
Небольшой, но крепкий и ухоженный домик стоял на краю деревни. Чистый двор. Прибранный хлев. В хлеву коровка и несколько кур. По всему было видно, что хозяева хоть и не богатые, но зажиточные и аккуратные работяги.

Мужчина лет пятидесяти пяти, из-за окладистой седой бороды выглядел старше своих лет. Был он высок ростом и крепок. Широкие мозолистые ладони принадлежали человеку явно умеющему и дом построить, и с плугом управиться. Звали его дед Антип. Редко кому в то время удавалось пережить свой сороковой юбилей. Поэтому Антипа стали кликать дедом уже больше десяти лет назад.

Жил он со своей внучкой, Алёнушкой. Пятнадцатилетняя Алёнка, как положено деревенской девушке, ужа вовсю управлялась с хозяйством как взрослая женщина, потому как других женщин в доме не водилось.

Став вдовцом, Антип так и не нашел себе новую жену, потому как утрату любимой не смог до конца принять и часто тосковал по ней украдкой, чтобы не бередить душу юной своей внучки.

Мама Алёнки, дочь Антипа, вместе с мужем не вынесли весенней лихорадки уже много лет назад. Как удалось ему выходить совсем маленькую тогда внучку, мужчина и сам не знал. Лихорадка не щадила ни взрослых, ни малых. Почти в каждой семье взяла старуха Смерть своё. И видать посчитав, что у них забрала уже с избытком, оставила в покое малышку.

Алёнка безумно любила дедушку, как и он невероятно любил её. Поражалась она его мудрости в любом вопросе, касающемся жизни и отношений промеж людьми.

Антип не любил трескотню баб на рынке и на центральной площади их большущей деревни. Да и ни к чему ему было греть уши среди толпы, так как внучка приносила ему все вести. Будучи натурой подвижной и энергичной, управив все дела по хозяйству, Алёнка непременно бежала к своим подружкам. А уж там новостей и сплетен было хоть отбавляй.

Зная строгий нрав своего дедули, безмерно уважая его и не желая лишний раз тревожить, домой она всегда возвращалась до темноты. А перед сном, сидя на теплой печи и свесив вниз ноги, рассказывала она Антипу все новости. Очень уж любила она, как раскладывал дед всё своими комментариями.

Что дед Антип умен, знали все в деревне. Потому частенько приходили к нему люди за советом. И непременно находил мудрец нужные слова для каждого. Хоть не любил он пустых речей, но любого пришедшего слушал внимательно, при необходимости задавая уточняющие вопросы. А вызнав всё, что было ему надо, говорил селянам, как же им решить ту или иную задачу.

- Деда, представляешь! К Смоляновым, что у базара живут, настоящий богатырь на постой пожаловал!

- А кто ж решил, что настоящий тот богатырь?

- Так он же сам и сказывал всем. Что богатырь он, что в дружине у князя лучшим был самым и подвигов совершил столько, что ни счесть! Меч на поясе у него большой! Как он вытащил его, так все и ахнули! Раза в три больше нашего самого большого ножа! А то и в четыре!

Девочка была явно возбуждена. Хоть была их деревня и большая, и располагалась всего-то в паре вёрст от городских стен, но такие чудеса случались у них не часто.

- Не богатырь то, Алёнка, а пустомеля. Даже если и служил он в дружине у князя, то уж точно не воином, а так, «принеси-подай».

- Ты ж даже не видел его, дедушка. Как же ты так говорить можешь?

- А зачем его видеть? Ты уж всё рассказала. Богатырь не стал бы о том рассказывать на площади, да мечем перед селянами хвастать. Не надобно это богатырю. Слава о нем впереди него лететь будет. А уж коли гость Смоляновых много бахвалится, то только потому, что нет правды в его словах. Очень уж хочет он убедить всех, что он тот, кем на самом деле не является. Кошке нет нужды кричать, что она кошка, это и так все знают. Тебе вон, не надо всем заявлять, что ты девка, а не парень. Косу и так все видят. Ежели кто-то уж сильно пытается убедить окружающих кто он есть, то быстрее всего он кто угодно, только не тот, за кого себя выдаёт.

Удивилась Алёнка таким словам Антипа. И хоть и считала его самым умным из всех, кого она знала, но не поверила ему до конца.

А на следующий день выяснилось, что «богатырь» тот оказался тать, иными словами – разбойник, искали которого давно уже княжеские дружинники. Примчавшиеся из города ратники, сказали, что несмотря на дюжие размеры, был тот разбойник трусом. Потому как нападал только на женщин, да стариков. Сильно опасаясь парней и мужиков, даже тех, кто с виду был слабее него.

- Вот так деда! Враз раскусил обманщика! – восхитилась девушка.

С тех пор она и сама начала подмечать, что, если кто очень сильно пытается убедить всех в чем-то, чаще всего оказывалось, что это неправда. Потому как правда чаще всего и так всем видна оказывалась. Ведь ежели ты кузнец, то нет нужды всем это доказывать словами. Достаточно просто подковать коня и всем и так станет ясно, на что ты годен.

Спустя какое-то время сидела Алёнка вечером на печи задумчивая.

- Что стряслось, внучка? – спросил Антип.

- Сказывала я тебе, деда, что у подруги моей, Маши, дочки кузнеца, отец снова женился. Мама их вот уже лет пять как умерла. А отец их, дядя Потап, решил все же взять себе в жёны женщину из соседней деревни. Женщина она вроде хорошая. Работящая и красивая.

- Так что же тут плохого? Хорошая женщина – подспорье в хозяйстве, да и Потап мужик еще молодой. Дело житейское.

- Это да. Но женщина та, Авдотья, по всей деревне рассказывает, как сильно она любит мужа своего Потапа и детей его, Машу и двух братишек её малых. Ты говорил, что не надобно человеку явные вещи говорить. И уж тем более, когда никто об этом и не спрашивал её. Так зачем же Авдотья всем уши прожужжала про любовь свою огромную?

- Верно ты запомнила мои слова, Алёнушка. Молодец! Не зря я тебя уму-разуму учу! Коли Авдотья много говорит о том, что любит, то быстрее всего она и сама в то не верит. А говорит всем, даже когда не спросят, потому как пытается и себя убедить, что вышла она замуж за вдовца с чадами малыми, не по расчету, а по любви. Что не зажиточность кузнеца привлекла её, а он сам.

- А не будет ли с того горя, деда?

- Коли не рассказывает она всем, что она хорошая и добрая, а люди и так всё это знают и видят, то и беды большой не жди. Добрая да хорошая беду не затевает. Но было бы лучше, если бы поняла она, никто не обвинит, что не любит она детей чужих как своих. Потому как не её они и то всем известно. Правда в том, что и родная мать не всегда своих детей любит. Всякое в жизни случается. Не обижает, кормит, поит, ухаживает как того требуется, так уже и хорошо. А уж коли перестанет она всем рассказывать про любовь свою, то считай, что чудо и случилось – полюбила видать. Про любовь свою надо почаще рассказывать тому, кого любишь, даже если это и так видно. А чужим до твоей любви особо и дела нет.

Велика была мудрость деда Антипа. И вам прислушаться к ней советую. Коли громко кто-то кричит о чем-то, так вернее всего – неправда это будет. Потому как правда и так всем очевидна. А громкие заявления, всего лишь попытка убедить окружающих в том, чего нет.