Уточняя принцип удовольствия

Олег Сенатов
Привыкнуть к курению во время поездки в 1958 году на целину было проще простого, а бросить шесть лет спустя – нелегко, но очень уж меня донимала язва желудка, и я бросал курение раз пять.
Решив завязать, я за месяц без труда преодолевал никотиновую «ломку», но не мог справиться с искушением: меня влекла к себе жизнь, периодически прерываемая перекуром, в течение которого, после первой затяжки, я на короткое время как бы выходил за пределы обыденного пространства, поглядывая на него извне (посмотрите на курящего: - его взгляд как бы расфокусирован).
И я думал: жизнь коротка; зачем я лишаю себя такого удовольствия? И все начиналось сначала.
Наконец, прибегнув к гневу по адресу своей персоны, я заставил себя не только бросить курение, но и любые мысли о нем. Однако мысли, запрещенные в сознании, пышно расцвели в моих снах, и я не раз просыпался в негодовании, полный презрения к себе, с мыслью: «Опять, сволочь, закурил!»
С тех пор прошло шестьдесят лет, а я во сне нет-нет, да и закурю. Сначала мне долгие годы снился сам процесс курения, но постепенно характер снов изменялся; в последнее время   мне стал сниться именно момент нарушения наложенного на себя запрета. Иду я, скажем (во сне) по улице, опускаю руку в карман, и обнаруживаю там пачку сигарет. И думаю: «Прекрасно! Значит, покурим!» Но до курения (даже во сне) дело не доходит: оказывается достаточным уже ожидание удовольствия, которое фундаментальнее (лежит глубже), чем эффект получаемого удовлетворения. Вот почему так трудно сопротивляться искушению: переход от воздержания к ожиданию удовольствия осуществляется в одно мимолетное психологическое движение.
                Октябрь 2023 г.