О них не упомянули

Олег Каминский
На снимке: дальний бомбардировщик Ил-4 готовится к ночному вылету.

Советская дальняя авиация в ходе Великой Отечественной войны была основной ударной силой Военно-Воздушных Сил. Достаточно сказать, что на неё приходится почти 30% бомб, сброшенных всеми остальными самолётами наших ВВС.

Одной из главных задач дальней авиации было нанесение бомбовых ударов по глубокому тылу противника, в том числе по городам, которые являлись военно-промышленными центрами и скоплениями войск и техники.

Многие из этих налётов упоминались не только в военных сводках, но и в прессе. Вот что, например, об одном из них сообщило Совинформбюро летом 1943 года:    

«В ночь на 28 июня наша авиация дальнего действия произвела налёт на железнодорожный узел Орша и порт Тамань. Бомбардировке были подвергнуты склады, эшелоны и скопления войск противника. Возникло много пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами. Все наши самолёты вернулись на свои базы».

Ну, насчёт подробностей налёта на Тамань сказать ничего не могу, так как не располагаю нужной информацией. А вот о результате налёта на Оршу мне удалось найти в немецких документах очень интересные сведения. Всего четыре строчки, но чрезвычайно информативные:   

«В ночь с 27 на 28 июня 1943 года сильный воздушный налёт на Оршу, в основном на город и железнодорожные сооружения. Многочисленные дома, склады и места расквартирования, 1 локомотив и 16 крытых товарных вагонов сгорели. Убито 13, ранено 35 солдат. Значительные потери среди гражданского населения».

Однако это – ещё не все потери: из налёта на Оршу не вернулся самолёт Ил-4 из состава 2-го гвардейского авиационного полка Дальнего Действия. Весь его экипаж до сих пор числится пропавшим без вести, хотя в прессе встречаются различные версии их гибели.

Как бы то ни было, погибли пилот и одновременно командир эскадрильи капитан Алексей Дмитриевич Гаранин (1921 г.р.), штурман самолёта младший лейтенант Иван Николаевич Мелихов (1923 г.р.), начальник связи эскадрильи старшина Владимир Васильевич Тяжков (1920 г.р.) и воздушный стрелок старшина Иван Павлович Большухин (1919 г.р.).

Разумеется, безмерно жаль всех этих лётчиков. Однако самым тяжелым ударом для всей нашей дальней авиации явилась утрата капитана А. Д. Гаранина – лучшего на тот момент лётчика.

На его счету, по некоторым данным, было более 400 боевых вылетов, в основном ночных. Он бомбил множество важнейших объектов противника, в том числе такие города, как Берлин, Бухарест, Варшава, Данциг, Кёнигсберг, Тильзит и другие.

За «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленными при этом отвагу и геройство» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1942 года Алексей Дмитриевич Гаранин был удостоен звания Героя Советского Союза.

Напоследок хочу сказать следующее. Как правило, в армиях всех государств сообщали о гибели прославленных героев, удостоенных высших боевых наград. Однако, в советской армии это увековечивание павших героев соблюдалось далеко не всегда. Почему? Да просто потому, что о потерях у нас не принято было упоминать…