Блогограммы 168. Разве мир удерживается в традицио

Григорий Спичак
Китай. Это его традиционные ценности — переехать в мегаполисы и жить вестями с бирж, рожать по одному ребенку, массово мигрировать в регионы с чуждыми культурами и мимикрировать там «под своих»? (американские чайна-тауны это тоже совсем-совсем не традиционные, а гангстерские схемы выживания).

Азербайджан и Турция. Это их традиционные ценности, жить от туризма и за счет продажи оружия, транзитов нефти, строить частные домовладения «на лето», а большей частью населения и большее время года жить в других краях, занимаясь торговлей, строительством?

Может, Москва живет в традиционных ценностях? Экономика города экспансионистская по отношению к провинции, но сам стиль жизни семей в москве и образ жизни человека изменился до неузнаваемости даже с 1960—х, не говоря уж про столетие назад…

Может, у нас или у наших врагов традиции сохранены в военном деле? Ха-ха… в военном они могут быть сохранены только для самоуничтожения. Потому что выигрывает тот, кто отказывается ОТ ВЧЕРАШНЕГО понимания войны.

В медицине традиции? Ну, отчасти. Гораздо больше нового. Причем принципиально нового. Амбивалентность понимания «традиции» начинается с понимания — где стереотип, а где реальная ценностная традиция. Скажите — а по срокам, по линейке времени, традиция — это 100 лет? Тысячу? Или как?

К. Маркс считал традицию не более, чем способом манипуляции(механизмом управления). А Гегель, например, или некоторые современные философы считают, что традиция вообще лежит только в нравственном пространстве. И причем не в непрерывной линии преемственности, а в вечном пунктире. То есть — то вот мы ориентируемся на традиции, то плюем на них, то потом нам совестно, то кровянкой заплатим, то… то вдруг кровянкой платим за целостность традиций. Превращенных в стереотипы.

В конце концов, категорический императив у Канта один, а остальные 20 - не категорические...

Так что — давайте без придыхания. Без охов и вздохов.
В конце концов и Христос пришел сломать традицию. В конце концов и Дух Святой приходит, чтоб её сохранить.
Это не релятивизм в самом его собачьем смысле. Это Жизнь, в которой смысл лозунгов умирает раньше, чем полотно и бумага, на которых они написаны.