Фокусники

Сергей Зельдин
               


     Я всегда настороженно относился к фокусникам и к их  фокусам-покусам. Мне кажется, что это не настоящие фокусы, а одни фигли-мигли, мошенничество на доверии,  из разряда: «Главное событие вашей жизни - впереди.»
     Так же и к экстрасенсам  с парапсихологами. Я думаю, они из одной когорты.
     Помню, когда я был маленьким, я выписывал журнал «Техника - молодёжи». То есть выписывала  мама, а я читал. Внутри, в самом центре,  на развороте  всегда был чертёж  какого-нибудь образца военной техники - танка «Королевский тигр», истребителя, штурмовика или эсминца.
     Но не это привлекало меня в любимом журнале. То есть, самым любимым у меня был «Вокруг света», а позже, когда я начал влюбляться в девочек  - «Физкультура и спорт», а также ежегодник «Бокс», выходивший всего один раз в год, по которому я учился боксировать, но не достиг определённых результатов.
     Но и «Техника - молодёжи»  был любимым, особенно рубрика «Антология таинственных случаев».
     Чего только не было в этой «Антологии» - и динозавр Несси, и йети, скальп которого, похожий на войлочный колпак, хранился, а может и сейчас хранится в отдаленном глухом тибетском монастыре; и загадка Бермудского треугольника; и тайна летающих тарелок, не то инопланетян,  не то оставшихся в живых после капитуляции пилотов «Люфтваффе».
     Но больше всего в «Антологии таинственных случаев» из журнала «Техника - молодёжи»  мне запомнился феноменальный гипнотизёр Тофик Дадашев. Как и гадалка из «Собачьего сердца», которой, кстати нет у Булгакова, а есть только в фильме, Тофик Дадашев читал мысли, находил спрятанные от него вещи и делал прогнозы в будущее, а равно и в прошлое. Хотя нет, прогнозами занимался не он, а другой, имени которого я не помню, он ещё бежал от Гитлера и стал любимцем Сталина. А, вспомнил, Вольф Мессинг.
     А Тофик Дадашев работал по- мелочам. И запомнил я его только потому, что столкнулся с ним в жизни.
     И хотя он не оставил в моей памяти чересчур заметного следа, я его помню и что самое удивительное, учитывая мою куриную память, помню его имя и фамилию,  явно азербайджанского происхождения - Тофик Дадашев. Хотя происхождение могло быть и другим, просто он родился и жил в Баку,  как и Гарри Каспаров, армянин. Но мне приятнее, чтобы он был азербайджанцем, потому что в детстве я каждое лето отдыхал у бабушки и дедушки в Сумгаите на берегу Каспийского моря. Но это очень длинная история, не имеющая прямого отношения к фокусникам и экстрасенсам.
     Каково же было мое изумление, даже душевный трепет, когда журнальный, то есть в некотором смысле потусторонний, мир, вмешался в мою жизнь.
     Как-то в детстве я переехал из Волжского на Волге вместе с папой и мамой в Житомир на Украине. В то время, в тысяча девятьсот семьдесят четвертом, это казалось удачным разменом. В Житомире строили гигант всесоюзного значения, завод «Химволокно» и переманили папу, начальника электроцеха на заводе «Синтетическое волокно» в Волжском, вместе со многими другими специалистами и всем дали трёхкомнатные  квартиры. Но и без квартир изобилие колбасы в магазинах, красивая лесная природа на берегах тихого Тетерева, а главное, разливанное море пива, вызвали в папе и в нас целую бурю восхищения. То есть я радовался сосискам «Киевские», мама красотам Гидропарка, а папа пиву, потому что в Волжском было всё что угодно к пиву - от раков и стерляди до чёрной икры, но само пиво было недостижимой роскошью. Своего пивзавода у нас в Волжском не было, и когда  в наш Восьмой микрорайон приезжала  пивная бочка на колесах из Волгограда, все мужчины бросались к ней как дрессированные собаки по команде: «жрать!», на бегу доставая целлофановые пакеты из карманов. Возле  бочки  разыгрывались сцены, достойные штурма Кракова Тарасом Бульбой, или даже взятия Батыем Рязани.
     А в Житомире пиво было в свободной продаже и всех сортов,  так что покупатели сначала брюзгливо разглядывали его, встряхивая бутылку и переворачивая ее донышком кверху, не плавают ли в ней белые хлопья. А уж потом покупали. Тогда еще не додумались до пастеризации и пили пиво  только свежим, двух- или трёхдневным.
     В-общем, нам тогда казалось, что переехав из степного пыльного Волжского в  Житомир с пивом и сосисками  на каждом углу, мы поменяли, как говорится, трусы на часы. О, как мы ошибались! Впрочем, это совсем другая история, грустная и печальная,  не имеющая никакого  отношения к Тофику Дадашеву. То есть, наоборот, имеющая самое прямое.
     Однажды, гуляя по Житомиру, я заметил  афиши на столбах и заборах:

                ТОФИК ДАДАШЕВ!

                Заслуженный гипнотизер Азерб.ССР!

                Только один сеанс!

                Билеты в кассе драмтеатра!
               
     Я долго умолял маму, но в конце-концов мы сидели в партере нашего драмтеатра имени Кочерги и смотрели на выступление феноменального, воспетого «Техникой молодёжи», Тофика Дадашева.
     Не помню, что именно он показывал, кажется, читал мысли одной девушки, вызванной из зала, красной и улыбающейся, сидевшей на стуле на сцене. Так же не помню, увенчалось ли успехом это чтение мыслей, но, учитывая, как смущалась и пунцовела девушка, скорее увенчалось. Женщины всегда чутки к чужой беде и ужасно жалеют в таких случаях гипнотизеров, чтобы не доставить им неприятностей. Так, одна сибирячка  даже вытерпела на себе операцию без наркоза,  слушая внушения  гипнотизера по телефону из Москвы.  Тяжело даже представить, что перенесла несчастная и как она не орала благим матом, когда ее стали резать  по-живому.
     Более лучше чтения мыслей я помню, как Тофик Дадашев, полный  красавец с чёрными усиками, похожий на испанского танцора,  выходил из зрительного зала, зрители прятали какую-нибудь вещь, например дамскую пудреницу, а Тофик потом заходил, брал какую-нибудь покрасневшую девушку за руку, громовым голосом приказывал ей думать о спрятанной вещи и, ведомый ею, всегда эту вещь находил. Или не всегда, я уже не точно помню. Но, узнав с годами, как фокусники и экстрасенсы «работают», имея сообщника в зале, я бы не удивился, что Тофик Дадашев  разыскал все спрятанные пудреницы и портсигары.
     Этим я не хочу сказать, что он так и делал, но всё равно удовольствие от феномена экстрасенсорики и паранормалистики от этого знания делается меньше.
     Вот как я повстречался в жизни с одним из уникумов, о котором писала «Техника молодёжи».
     Что касается традиционных фокусников, ничего не могу о них сказать, так как, всей душой ненавидя цирк, после того как в седьмом классе  посмотрел в Брянске выступление Солнечного Клоуна, мало их видел и совершенно всех забыл.
     Но я всегда и так без особого доверия  относился ко всем фокусникам, клоунам и укротителям кошек.
     Для меня яркой иллюстрацией их искусства всегда была следующая нехитрая шутка: вы берёте спичечный коробок у знакомого или приятеля и говорите: «Я покажу тебе одну штуку, которой ты никогда не видел. Поверь, это тайная загадка природы, которую современная наука объяснить не может, а тем более  разгадать».
     После преамбулы, предваряющей каждый мало-мальский фокус, вы приоткрываете коробок, вынимаете две спички и засовываете их между самой коробкой и крышечкой с тёрками по бокам. Вы закрываете коробок, так чтобы две эти спички торчали снаружи как рожки электрической вилки. Затем третьей спичкой, которую вы достали вместе с этими двумя, вы дырявите коробок со стороны этикетки и оставляете её торчать вертикально вверх.
     Потом, серьёзно глядя на знакомого, вы облизываете губы и слегка встряхиваете пальцами своих рук, как бы подготавливаясь к священнодействию.
     - Как известно, - говорите вы, - дерево не является проводником электрического тока, это известно всем, с кого доской пытались скинуть оборванный провод.
     Приятель поджимает губы, все ещё не уверенный в происходящем.
     - И только, - говорите вы, - в одном случае этот закон нарушается. А почему, наука старается обойти молчанием.
     Знакомый пожимает плечами, тоже не до конца веря в такую возможность.
     - Сейчас, - говорите вы напряженным голосом Кашпировского, убеждающего  потрошимую женщину что ей не больно, - я извлеку электрический ток вот из этой деревянной коробочки, так что ты почувствуешь слабое его  щипание, как будто ты лижешь языком «Крону». Ты готов?
     Приятель, уже слегка встревоженный открывающейся бездной, неопределенно пожимает плечами.
     - Берись! -говорите вы,  протягивая ему коробочку с торчащими спичками: - Крепко держи! Не бойся! Ток ударит не сильно, а просто пощиплет!
     Товарищ, побледнев и уже жалея что вляпался в этот опасный эксперимент, берётся за головки спичек. Вы же медленно и как бы сдерживая истекающую из магической коробочки эманацию, начинаете вращать спичку, торчащую из крышечки,  большим и указательным пальцами.  При этом вы заглядываете приятелю в глаза как анестезиолог, дожидающийся отключки пациента:
     - Чувствуешь? - прерывистым шепотом спрашиваете вы.
     - Н-нет... - неуверенно говорит приятель. Подушечки его пальцев явственно потеют.
     - А теперь? - выдыхаете вы, вращая спичку. - Чувствуешь?
     - Ни-ни-нет… - уже томно говорит знакомый, готовый в любой момент отдёрнуть  руку, чтобы не тряхануло.
     - Чувствуешь?!! - возвышаете вы голос, бешено крутя спичку. - Как тебя наё..т?!!
     И вы оба хохочете, потому что это и правда смешная разводка.
     То же самое я слышу про себя, когда думаю о фокусниках и факирах: «Чувствуешь?.. Как тебя…»
     Нет, не доверяю я им и всегда к ним отношусь настороженно, особенно перед президентскими выборами.
     Но всегда попадаюсь.