Не каешься пред человеком - не считаешься с Богом

Хамзат Фаргиев
Слова людские -
волны из сердца наплывающие…
Одни сердца – смрадные трясины,
другие – цветочные поляны…1
Исса Кодзоев

Давно хотел поведать мудрую быль, изложенную в форме притчи. Ее рассказала мне моя мама Зейнап Бекбузарова - дочь Муси-муллы, когда я был молодым и, будучи студентом истфака университета в г. Грозном, собирал ингушские сказки, песни, притчи, пословицы, анекдоты, были. Правда, непорядочный ученый из Чечено-Ингушского НИИ истории, языка и литературы, которому я вручил 4 толстенные тетради с жемчужинами УНТ ингушского народа, прикарманил их и издал, указав себя собирателем. Он уже в мире ином. Пусть Всевышний простит его!.. Тем более, что я не был их автором, а всего лишь собирателем УНТ.

Эта быль от моей мамы повествует о том, что в селе Инарки во время правления царя Николая II жил глубоко и искренне верующий молодец из тейпа (рода) Картоевых. Господь наделил его мудростью, благородством, мужеством, статью и мужественной красотой. Однако Он обделил его ростом: молодец был ниже среднего роста. К тому же родителей угораздило дать ему говорящее имя Гаки, которое в переводе с ингушского языка означает малютка, младенец… Но при таком наборе благородных качеств, как у Гаки, рост и имя будут играть второстепенную роль, хотя некоторые недотепы не могут оценить чужие достоинства.
 
Однажды Гаки увидел у родника девушку с кувшином. Она была очень красива. У всадника Гаки сердце встрепенулось, как заполошное, так как дохнуло в него жаром разгорающейся любви. Гаки, гарцуя, подъехал к девушке и, осадив коня неподалеку от нее, сказал ей: «Доброго дня тебе, славная девушка! Пусть Всевышний ведет тебя по жизни в здравии и мире, горести и печали от тебя отдаляя, счастье к тебе привлекая, с радостью вовек не разлучая!..» - «И тебе доброго дня и ночи, молодец! Спасибо тебе за такие искренние пожелания. Пусть будет тобой доволен Аллах!.. Пусть жизнь твоя будет в благополучии и славе!..»

Гаки в ответ на пожелание девушки поблагодарил ее, затем спросил: «Ты знаешь меня, славная девушка?» - «Нет, не знаю». – «Ты слышал рассказы о человеке по имени Гаки?» – «Слышала». – «Так вот, я есть этот Гаки…» Девушка, которой пришлось совсем не по нраву имя Гаки и к тому же в приложении к его низенькому росту, усмехнулась.
 
Гаки осерчал из-за такой бестактной, не благородной ухмылки девушки и сказал ей жестким тоном: «Девушка, если ты смеешься из-за низкого либо большого роста, то ты насмехаешься над его творцом – Господом. Если же ты смеешься, считая одежду не стильной или заношенной, то ты высмеиваешь женские руки, так как ведь они и есть ее мастерицы. Если ж ты ехидничаешь ни по первой, ни второй причине, а по какому-то никчемному поводу, то пусть Господь наставит тебя на путь истины, такта, благородства и благоразумия!..»

Гаки выпалил девушке - красе, лишенной благородства, и его составной части – такта, сию жесткую отповедь. Его неудержимая тяга к ее красоте истаяла, как льдинка на солнце, симпатия исчезла, не оставив даже следа, в глазах потемнело, сердце вмиг охладело. Он, чуть погарцевав на коне, поднял его на дыбы и умчался восвояси.

Под впечатлением от чтения этой были мой друг Дато Маргиани из Сакартвело - Грузии), оставил такой мудрый отзыв к статье, идея которого мне даже не приходила в голову: «В этой были нет события, которое завершилось бы победой добра над злом... Напротив, добра не случилось, симпатия испарилась, вслед за ней и любовь сгинула, но зато остался мудрый урок для поколений – детей и взрослых, и так до бесконечности».

Эта быль – притча, несет в себе огромный заряд мудрости и является примером благородства и назидания, ибо она неразрываемо связана с верой во Всевышнего, Его и пророка Мухаммада (САС) назиданиями и предостережениями. В частности, пророк (САС) наставлял: «Поистине, Аллах не смотрит на вашу внешность и имущество, Он смотрит на ваши сердца и дела» (Ибн Маджах, Ахмад, Муслим). Почему ж Господь «смотрит не на … внешность и имущество, (а) сердца и дела»? Потому что в сердце человека таятся его благие или греховные страсти, стремления и мечты.

Среди мусульман сплошь и рядом встречаются собиратели грехов, которые, как гласит данное назидание пророка Мухаммада (САС), смотрят не на сердца и деяния, а на благосостояние, должности и внешность человека. Они считаются с этими признаками, ибо только они – им дороги и любы. Их уста произносят только то, что не благословил Господь и то, что Он не почитает. Их речи имеют следующий посыл: «Такой-то человек не из нашего круга». Из него следует вывод о том, что с таким-то человеком мужского либо женского пола не стоит вступать в брак, водить с ним дружбу и иметь общие дела. К людям же «нашего круга» по представлению собирателей грехов относятся, имеющие достойное благосостояние, социальный статус и «породу», чтобы стать претендентами или претендентками на брак, дружбу или ведение каких-либо общих дел, в том числе и бизнеса.

Значит, обладатели таких взглядов относятся к разряду мусульман, недовольных уделом, данным Аллахом людям, встречающимся на их жизненном пути. Ведь Господь наставляет не смотреть на внешность и благосостояние человека, которого Он сотворил. Но неуёмные коллекционеры грехов, не восприняв Его наставления душой и сердцем, пуская их под откос полного пренебрежения, берут на вооружение барабанную дробь прельщений Иблиса. В той либо иной степени, эта душевная болезнь присуща многим людям. Притом эта подлая зараза отравляет души людей не только исламской общины, но является поганым достоянием любого народа, вне зависимости от его конфессии. К сожалению, не избежал сей душевной болезни и я, и временами меня тоже засасывает в подобную греховную трясину. Но практически всегда я осознаю наличие ее у себя и ее проявлений и каюсь пред Господом за свои грехи и прегрешения.

С процитированным выше хадисом пророка Мухаммада (САС), былью моей мамы имеет неразрывную религиозно-нравственную связь назидание от Посланника Господа (САС). Об этом Его наставлении рассказывает некий ингуш на предлагаемом к просмотру видео. Однажды некто, будучи рядом с Посланником Аллаха (САС), увидев проходящего мимо человека, указав на него, сказал: «Этот странник сам такой низкий, а шапка у него такая высокая». Посланник Господа (САС) сказал ему: «Ты совершил самый большой грех против самого себя». – «Какой же грех я совершил, о, Посланник Аллаха (САС)?» - «Это ты узнаешь, спросив у него самого. Если ты не покаешься перед ним, станешь обладателем большого и непростительного греха».

Претендент на обладание огромным грехом, нагнав этого странника, сказал ему: «Странник, подожди-ка. Я из-за тебя впал в большой грех». – «Как же ты мог совершить грех из-за меня, если мы не обращались друг к другу, если у нас не было диалога, если мы даже не знаем друг друга?» - «Когда ты проходил мимо, я сказал: “Боже ты мой, у этого человека такой малый рост, но у него такая высокая шапка…”» - «Воистину, тело мое сотворил Господь и потому тебе надлежит покаяться перед Ним. Эту шапку я сшил сам, и я прощаю тебя». Сказав эти слова мудрости и благородства, странник удалился.2

Почему Посланник Аллаха (САС) отнес указанный грех к самым большим?! Следуя логике выходит, что собиратель грехов, описанный в предании, блудом поганого языка насмехаясь над проходящим мимо странником, даже не осознавая этого, не давая себе в этом отчет, злобно высмеивал Самого Господа – Создателя и этого человека, и других людей в бренном мире. Иного понимания и быть не может, ибо, как писала Лариса Чех, «Внешность и рост дает человеку Бог, а душу светом наполняет сам человек!..»3

Завершая, приведу изречения Иссы Кодзоева – классика ингушской словесности, достойные самого пристального внимания, обдумывания, восприятия и следования их глубокому религиозно-нравственному смыслу и наставлению для своих каждодневных речей и деяний. Они практически дают исчерпывающие «расшифровки» всех проблем, поднятых в данной статье: 

- Неужель вам неведомо, что ни перед кем, кроме Господа, нельзя становиться на колени?!.. 
- Истины сладостней пища греховная…4

Аллах Всемилостивый, упаси нас от ничтожной участи быть неугомонно рьяными собирателями грехов и прегрешений!..
Боже Праведный, лиши нас навеки удачи в их «коллекционировании», отврати нас от путей греховных, наставь нас на стези праведные!..
Господь Милосердный, даруй нам достаточно Веры, сознания, разума, мужества и терпения, уводящего с дорожки лжи и зла на стезю истины и добра!..

Хамзат Фаргиев

1 апреля 2024

Примечания

Данная статья является вольным переводом с ингушского языка моей статьи «Саг къинтера ца воаккхар – Даьла ца лоархIар». Смотри ее по следующим ссылкам:
а) http://proza.ru/2024/03/28/836
б) https://stihi.ru/2024/03/28/3615

1. Исса Кодзоев. «ГIалгIай» (Ингуши). Калининград, изд-во «Янтарный сказ», кн. 1, стр. 433. Перевод автора статьи.
2. Предание от Посланника Аллаха (САС) смотри по следующей ссылке в facebook: https://fb.watch/qXLouVDO8T/ 
3. Изречение Л. Чех – моего виртуального друга на сайте Стихи.ру, смотри по сл. ссылке: https://stihi.ru/rec_author.html?hamzatfargiev
4. И. Кодзоев. «ГIалгIай». Этот диалог не имел места в эпопее. Он составлен мной из выражений, взятых из двух книг эпопеи (5 : 43, 4 : 105). Вторая его часть – смысловой перевод следующего изречения: «дарбан молхал къиной кхача мерзагIа хул».

***

Кто автор прикрепленной картинки не знаю. За подсказку буду признателен.