Пять дней в городе Святого Апостола Петра

Филипьева Татьяна Васильевна
       ОГЛАВЛЕНИЕ:


       1. Приглашение на конференцию

       2. День прилёта

       3. Гостиница «Свеча»

       4. У Матроны Босоножки

       5. Психологическая помощь

       6. Круглый стол

       7. Про мастер-класс и «14 секунд»

       8. Православное Радио Санкт-Петербурга

       9. Монахиня Мануила, она же — Татьяна Васильевна

       10. Петербургские святые

       11. Я держала за руку Ксению Блаженную

       12. «Портрет», который показал мне «Странник»

       13. Мудрый пастырь


       1. ПРИГЛАШЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИЮ

       В декабре 2023 года мне пришло приглашение из Санкт-Петербурга принять участие в VIII научно-практической конференции «Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии». В конференциях прошлых лет я выступала с докладами на разные темы духовно-ориентированной психологии. И всегда это был полезный опыт, ведь перед выступлением необходимо проанализировать и прописать какой-то из аспектов своей работы практического психолога, затем выступить с презентацией, а также подготовить доклад для публикации в сборнике конференции. Так я подводила итог и видела результат. Всего было опубликовано шесть моих докладов в сборниках: «Православно-ориентированная психологическая помощь» (2015); «Некоторые аспекты сравнительного анализа святоотеческой и научной психологии» (2016); «Православный подход в консультировании и психотерапии» (2017); «Чувство вины — позитивный и негативный аспекты» (2018); «Психологическое здоровье православного духовенства» (2019); «Развод в практике психологического консультирования» (2020).
       И вот, спустя четыре года, — очередное приглашение. На этот раз председатель Общества православных психологов Санкт-Петербурга, давно знакомая мне Лариса Филипповна Шеховцова, доктор психологических наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной Академии, предложила мне провести мастер-класс, написав в письме буквально следующее: «А не хотели бы Вы показать нам свою мастерскую? У Вас ведь уникальный опыт!»
       Лариса Филипповна знает, что говорит, ведь в прошлом я не раз рассказывала ей о своих приёмах и форматах психологического консультирования. Знает она обо мне и по моим докладам на конференциях, и по совместному преподаванию в Московской Свято-Сергиевской духовной академии, и по участию в различных психологических мероприятиях в городе на Неве. Случались у нас с Ларисой Филипповной и персональные беседы, и она лично могла убедиться в моих профессиональных навыках. Словом, приглашение поступило, и я согласилась, тем более что уже четыре года не была в городе, названном в честь Святого Апостола Петра.

       2. ДЕНЬ ПРИЛЁТА

       Купив в Аэрофлоте льготный авиабилет — бонус за 35-летний стаж работы в этой авиакомпании — я прибыла в терминал В аэропорта «Шереметьево» утром 7 февраля. Рейс SU-018 вылетал по расписанию в 12:15.
       Разместившись в десятом ряду у иллюминатора по правому борту аэробуса А-320, я принялась смотреть в самолётное оконце. Господи, Боже мой! Как же давно я никуда не летала! Однако на борту всё по-прежнему родное и знакомое. И мне понятно, что сейчас происходит в кабине пилотов и в кухне-буфете бортпроводников.
       Написала дочке Анастасии и мужу Николаю, что всё, мол, хорошо, и стала снимать видео на мобильный телефон о том, как специальная машина производила техническую обработку крыльев и фюзеляжа нашего авиалайнера противообледенительной жидкостью зеленоватого цвета. Захватывающее зрелище — глаз не оторвать. Бортпроводники по системе оповещения предупредили пассажиров, что в салоне может появиться неприятный запах, но ненадолго. Я принюхивалась. Запах не появился — зря пугали. Но вот самолёт готов и стал набирать скорость в разбеге по взлётно-посадочной полосе.
       Полтора часа полёта пронеслись быстро, пассажиры едва успели съесть вкусный пряник с чаем или кофе, как самолёт уже приземлился в аэропорту «Пулково». Получила чемодан, полный книг моего сына монаха Салафиила, которые везла с собой в подарок, и вышла из здания аэропорта. На старенькой машине меня встретили друзья сына Максим с женой Ларисой, которые потом милостиво сопровождали меня во все дни пребывания в Санкт-Петербурге.

       3. ГОСТИНИЦА «СВЕЧА»

       В этом году всех иногородних участников конференции бесплатно размещали в гостинице при Духовной Академии с символичным названием «Свеча», расположенной в доме 7 по Набережной Обводного канала. Разные здания СПбДА (сокращённое название Духовной Академии) преимущественно жёлтого цвета, им уже больше двух столетий, но ныне они отреставрированы и выглядят очень прилично, как снаружи, так и внутри. Хотите спросить: «А причём тут Духовная Академия?». Да просто в городе Святого Апостола Петра церковноначалие поддерживает православных психологов и даже в названии Общества психологов есть слово Епархиальное (ЕОПП СПб), а Лариса Филипповна Шеховцова ведёт курс психологии для семинаристов Духовной Академии, которая активно помогает проводить конференции православных психологов — вот такая прямая связь.

       * * *

       Наш путь лежал в гостиницу «Свеча», которую пришлось ещё поискать, поскольку двухэтажное аккуратненькое зданьице спряталось во дворе большого старинного дома, найдя же гостиницу, мы не сразу поняли, как в неё попасть, ведь расположена она за железным забором с закрытыми воротами и калиткой. Дежурный администратор ответил на мой телефонный звонок и пояснил, как войти на территорию и в само здание.
       В гостинице меня уже ждали, ведь фамилия моя была в списке гостей. Комната номер 108 на первом этаже с двумя кроватями предназначалась мне одной. В ней было чисто и опрятно, и вот что предстало моему взору: окно из белого пластика с широким подоконником; пол из коричневого ламината; гардероб с зеркалом в человеческий рост; письменный стол, а в нём встроен маленький холодильник, правда, выключенный и абсолютно пустой; на столе — электрочайник, у стола — два деревянных стула с бархатными сиденьями салатового цвета. Оба стула мне потом очень пригодились, но об этом — ниже.
       Оставив чемоданы на полу посередине комнаты, я поспешила вернуться в машину, и тут счастливая мысль пришла мне на ум: первым делом поехать к Матрёне Босоножке. Посещая Санкт-Петербург, я непременно, уже традиционно, всякий раз бываю у неё. Расскажу, как это начиналось.

       4. У МАТРОНЫ БОСОНОЖКИ

       Больше двадцати пяти лет тому назад как-то поздно вечером у себя дома я шила на швейной машинке — моё любимое занятие для отдыха. И почему-то решила включить телевизор. По каналу ТВ-3 как раз начался фильм о неизвестной мне старице из Санкт-Петербурга Матрёне Босоножке. Я тут же погрузилась в атмосферу северной столицы конца 19-го — начала 20-го века. Фильм был документальный, но сначала воспринимался, как какая-то мистика. Тогда ещё не было православных каналов на телевидении, и ожидать яркий и захватывающий рассказ о блаженных и юродивых чудотворцах не приходилось. Однако то было самое настоящее православное кино, сюжет которого оказался захватывающе интересным. Почти сразу я забросила шитьё и во все глаза смотрела фильм, впитывая душой потрясающую историю жизни блаженной Матрёны.
      Матрона Петровна Мыльникова (фамилия по второму мужу) родилась в Костромской губернии, а в городе Святого Апостола Петра жила последние тридцать лет своей жизни с 1881 по 1911 год. На годы её жизни выпало правление четырёх русских царей (по другим данным — пятерых, начиная с Александра Первого, если считать годом её рождения, как пишут, 1814 или 1819). Однако на надгробной плите видим даты 1833 — 1911, при этом в разных источниках данные о её появлении на свет Божий сильно отличаются.
      Матрёну Босоножку любили люди разных сословий: и богатые, и бедные, и знатные, и простецы — все верили ей, просили её молитв при жизненных неудачах и болезнях. Многие обращались к ней за советом и утешением. Другим она помогала деньгами, раздавая всё, что ей самой жертвовали. Многих она буквально спасла от неминуемой гибели. Не один раз странница побывала в Иерусалиме, именно там и приняла монашеский постриг в схиму с именем Мария. Похоронена была на берегу реки Невы, на проспекте Обуховской обороны, справа за алтарём часовни в честь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками). Всё это я узнала из фильма, и эта информация до крайности меня изумила, если не сказать потрясла. И вот почему.

       * * *

       В город на Неве я начала регулярно ездить на поезде, а потом летать на самолёте, начиная уже с семнадцати лет, когда ещё училась в педагогическом училище №2 в Москве. Весной 1967 года я приехала в Ленинград в составе группы участников ансамбля песни, которым руководил, как подсказывает мне память, опытный и талантливый преподаватель музыки в нашем учебном заведении по фамилии Мухин. В концертах ансамбля я исполняла популярную тогда песню, как ни странно, на французском языке, которого я вовсе не знала, но старательно и, кажется, успешно подражала французской певице, а подпевали мне две девушки Неля Вершигора и Саша (фамилию запамятовала).
       В поездке нас было человек десять, от силы пятнадцать. Тогда начиналось моё самое первое знакомство с мистическим городом, о котором, спустя много лет, захватывающе и как-то по-новому, словно видя город духовным взором, расскажет мой сын — писатель монах Салафиил в своей книге «Святогорец» (2013).
       Так вот, в многострадальном Ленинграде (кстати, вернувшем 6 сентября 1991 года своё историческое название Санкт-Петербург) я побывала множество раз, но о Матрёне Босоножке слыхом не слыхивала — никто никогда ничего о ней не рассказывал. И до такой степени меня захватила идея побывать на могилке удивительной и таинственной странницы необыкновенной судьбы, что буквально на следующий день я купила билет на поезд и очень скоро оказалась там, куда устремилась моя душа. И с тех пор, всякий раз бывая в Санкт-Петербурге, я непременно прихожу поклониться Кресту на могилке Матрёны Босоножки — русской старицы, которую Православная церковь ещё только собирается причислить к лику святых. Я всегда покупала её фотографии, дарила их людям и рассказывала о ней, как о своей родной и любимой.
       Удивительно, но лицом, да и всем обликом Матрона Босоножка очень напомнила мне мою родную тётю Матрёну Фёдоровну Пикалову (первую дочку моего деда Фёдора Сергеевича Пикалова и, соответственно, старшую сестру по отцу моей мамы Нины). Интересно, что тётя Мотя появилась на свет в том же 1911 году, когда не стало её тёзки Матрёны Босоножки. И ещё одно. Спустя ровно 100 лет, как Матрона приехала жить в Петербург в 1881 году, родилась моя дочка Анастасия в 1981 году 30 марта. Именно в эту же дату 30 марта (только по старому стилю) Матроны не стало. Цифры поражают, но не бывает случайных совпадений, ибо во всём есть промысел Божий. Вот такая интересная история.

       * * *

       Итак, визит в Санкт-Петербург начался с Матроны. Максим припарковал машину во дворе храма, и мы, осторожно двигаясь по скользкой ледяной дорожке, направились к нарядной часовне из чёрных металлических кружев, которую несколько лет назад воздвигли над могилкой Матроны. Первая деревянная часовенка, как и сама могилка, была разрушена и завалена производственным мусором.
       Было холодно и ветрено, и у могилки — никого. Вот и хорошо. Можно припасть на колени, склониться к холодной белой мраморной плите и замереть в молитве, и поплакать душой, и радостно поздороваться с удивительной старицей — такой простой, как все мы, но такой скорой и доброй помощницей.
       Жена Максима Лариса рассказала, что они давно почитают блаженную Матрёну и часто приходят к её святой могилке. Ещё до революции бабушка Ларисы Мария со своими родителями Наталией и Семёном, с братом и сёстрами жили в двухэтажном деревянном доме, через дорогу от храма. Во время блокады в тот дом попала бомба, и он был полностью уничтожен. Бабушка Мария родилась в 1916 году и уже не застала Матронушку, но слышала рассказы о ней. Зато её старшие сёстры Анастасия и Анна видели Матрону Босоножку и помнили, как бегали за ней, будучи детьми. Матрона Босоножка и сегодня продолжает помогать их семье, да и жили они совсем недалеко от этих улиц Санкт-Петербурга, которые ещё могут помнить босые ножки Матрёны.
       В этом кратком рассказе Ларисы перед моим мысленным взором оживала историческая связь нескольких поколений людей, живших и ныне живущих в одном городе. У Ларисы и Максима есть взрослый сын Даниил, который в память о своих предках будет молиться, но уже, Бог даст, в храме, восстановленном по историческим фотографиям и сохранившимся воспоминаниям, — точной копии той церкви, куда ходила Матрона Босоножка, и где пока ещё остаётся много работы по росписи храмовых стен.
       Сделали фотографии на память у Креста над беломраморной плитой. Затем поспешили в действующую церковь, за алтарём которой похоронена знаменитая странница, а то уже совсем было замёрзли на февральском пронизывающем ветру.
       Но вдруг Максим, почему-то вспомнив, решил сообщить, что 21 августа 1963 года случилось аварийное приводнение самолёта Ту-124 как раз между мостом Александра Невского и Финляндским железнодорожным мостом, неподалёку от того места реки Невы, где мы стояли. Поразительно, но ни один человек в том авиационном происшествии не погиб и даже не пострадал. Это было уму непостижимое чудо! Может, это Матрёна с того света помогла всем пассажирам и членам экипажа не попасть на тот свет раньше времени? Люди не знают, а Бог знает! Однако достоверно известно, что Матрёне Босоножке было не привыкать спасать жизнь людей в Санкт-Петербурге.

       * * *

       Зашли в церковь — подворье Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, приложились к иконам. В этот небольшой уютный храм, вымоленный монахами, люди идут непрерывным потоком весь день. Тихо звучат духовные песнопения и молитвы, пахнет ладаном. Тепло и спокойно, как дома. Можно присесть на деревянную скамейку где-нибудь в уголке и затихнуть, и хоть немного отдохнуть от мирской суеты, а помолчав, помолиться Господу Богу и Его Пречистой Матери всем сердцем и всею душой. Здесь всё к этому располагает.
       В церковной лавке я купила небольшие по размеру одинаковые фотографии в деревянных рамочках, а на них — блаженная Матрона, одетая, по обыкновению, во всё белое. (Ну, прямо вылитая моя тётя Мотя!) По возвращении в Москву, портреты вместе с освящённым маслицем я вручила на молитвенную память моим знакомым монахиням — отшельницам и затворницам, подвижницам на пути исихазма.

       * * *

       Завершение первого дня в городе Святого Апостола Петра прошло за красивым столом, накрытым по всем правилам французского этикета, в дружеской беседе с супружеской четой Максима и Ларисы — людьми православными, творческими, интересной и необычной судьбы, далёкими от стандартов современного мира, так не похожими на большинство окружающих. Эта удивительная пара отличается от основной массы городского населения, вечно пребывающего в спешке и суете. Своими поступками и неординарностью выделяются они из толпы и тем приходятся мне по душе…
       Вот, например, только им пришло в голову, причём уже не первый год, красиво нарядить к Рождеству Христову и Новому году высокую ель, растущую под окнами во дворе их дома. Они украсили её игрушками и весёлыми разноцветными огоньками, проведя электричество прямо из своей квартиры. Все соседи и прохожие зачарованно останавливаются возле ели в изумлении и — пусть на мгновение — замирают, чтобы полюбоваться сказочной красотой, на которую так радостно откликается душа человеческая…

       5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

       В своей работе психолога я предпочитаю личный контакт с людьми, так сказать, глаза в глаза, лицом к лицу, плечом к плечу против проблемы, которую человеку надо решить, потому он и пришёл к психологу, и ждёт от него помощи и поддержки. Часто, правда, люди попросту хотят получить советы, чтобы их научили, что им делать. Есть такой метод, он называется рецептурным и имеет право на существование, однако это не по моей части. Вслед за святителем Феофаном Затворником я исхожу из того, что Бог дал каждому человеку ум, чувства и волю. «Не мудрено заметить, — писал Феофан Затворник Вышинский, — что внутри нас есть три рода действий: ум (мысли, представления, соображения); чувства (чувства всякого рода), воля (желания, склонности)». Каждый человек обязан использовать эти свои дары.
       Сегодня уже никто не спорит, что у человека есть своя неповторимая душа и своё уникальное тело. И бездуховных людей тоже не бывает, вот только дух разным может быть. У каждого также — своё здоровье, темперамент, свойства личности, характер, дарования и способности, своя генетическая наследственность и свой жизненный опыт. И всё это человеку следует использовать для устройства и достойного проведения собственной жизни на земле, пока душа живёт в теле. Каждый способен научиться принимать решения самостоятельно, отвечать за которые перед Богом будет он сам, не кивая ни на психолога, ни на ещё кого-то, кто давал ему советы…
       При этом никогда не поздно начать думать самому и брать на себя ответственность за качество собственной жизни, такой важной, единственной и неповторимой.
       Когда же знаний, психологической культуры и воспитания не хватает в жизненном багаже человека, он может обратиться к специалисту. А если психолог живёт в другом городе или в другой стране, то можно использовать современные способы коммуникации, которые сейчас всем известны.

       * * *

       Так вот, собираясь на конференцию, я сообщила некоторым людям в Санкт-Петербурге, которых в прошлом не раз уже консультировала по телефону, что у них появится возможность принять участие в моём мастер-классе. Несколько человек тут же попросились и на личную беседу, о которой давно мечтали. Так образовалась очередь из желающих получить консультацию психолога. Но где же ещё встретиться и побеседовать, как ни в тихом номере уютной гостиницы? В свободные от конференции дни я проводила консультативные встречи и психологические беседы.
       Удобно расположившись на стульях возле стола, мы беседовали за чашкой чая с конфетами. Посетителями моими были люди разного возраста с непохожими проблемами: юная милая девушка с трудностями в общении со сверстниками; симпатичный паренёк с непростым характером; молодая женщина с вопросами о воспитании четверых разновозрастных детей; красивая зрелая дама, находящаяся в поиске жизненных ориентиров; мать троих детей, вынужденная отдавать все силы и время работе, а не детям; пожилая женщина, искренне переживающая о своих внуках. Наконец, уже опытный психолог, которой я сама предложила побеседовать, видя её тревожное состояние души, и она охотно согласилась, а потом сердечно благодарила.
       О каждом отдельном случае можно составить целый рассказ, в котором описать психологические причины того, как и почему человек оказался в трудной для него ситуации, и чем может помочь психология. При этом психолог принимает душевное участие, но, разумеется, без советов, не подменяя ментальные усилия человека своими директивными указаниями, пусть даже основанными на научных знаниях, учении святых отцов или многолетней практике.
       Люди приходили ко мне на беседу и спустя два-три часа уходили. Это не могло остаться незамеченным для администратора гостиницы, внешне похожего на семинариста. Видно, долго он собирался с духом, чтобы выразить своё недовольство, потому что только на предпоследнем визите сделал замечание, сказав строго, но глядя куда-то в сторону: «Здесь вам не кабинет психотерапевта». С этим трудно было не согласиться, поэтому я отнеслась к словам молодого администратора спокойно, но без малейшего чувства вины, тем более что мне пришлось оплатить своё пребывание в гостинице ещё за три дня — это сверх трёх дней, что были положены мне бесплатно.
       Гости мои вели себя культурно, не принося никому беспокойства, но главным аргументом администратора была… уличная грязь, которая приносилась с обувью и действительно была заметна на тёмно-синем ковровом покрытии. Я хотела было иронично посоветовать сменить цвет ковров, но вместо этого повинилась и несколько раз попросила прощение — я ведь и вправду не хотела никого огорчать. Завершающую беседу пришлось перенести в кафе «Шоколадница» уже за территорией лавры.

       6. КРУГЛЫЙ СТОЛ

       В первый день конференции был организован круглый стол с участием учёных: богословов, священников, психологов — практиков, семинаристов СПбДА, представителей других профессий из разных городов — всех, кого интересуют вопросы православной психологии. Как теперь принято, в системе «zoom» к работе круглого стола дистанционно подключились все, кто не смог лично прибыть на конференцию, и это значительно расширило число и контингент участников. Перед самым началом — молитва, а затем конференцию открыла Лариса Филипповна, которая в своём вступительном слове, задала тон будущим выступлениям участников круглого стола.
       Были предложены значимые темы для обсуждения, касающиеся как теоретических аспектов богословской антропологии и православной психологии, так и консультативной работы практических психологов. Обозначены были, в частности, следующие проблемы для обсуждения:
а) Проблема языковой и концептуальной идентичности в области терминологии, а именно: трактовка понятий, встречающихся в академическом богословии, светских гуманитарных науках, православной психологии, богословской антропологии, аскетической литературе (например, что есть Ум, Нус, Дух, психика, душа, сознание, сердце, логос, личность и пр.).
б) Место, роль и значение святоотеческого, аскетического опыта, а также богословской антропологии в работе психолога-практика.
в) Тандем священника и православного психолога на приходе.
г) Кто такой «ближний», которого надо любить.
д) Муж, жена, семья и дети — современное понимание социальных ролей.
е) Смирение и его отличие от подчинённости, униженности и забитости.
ж) Чувство Бога и ощущение Бога — в чём разница?
з) Что есть любовь и как научить(+ся) любить Бога?
и) Отношение к смерти.
       Поскольку весь следующий день мне предстояло вести мастер-класс, то я решила не включаться активно в обсуждение, но всё же несколько раз взяла слово, когда тема касалась вопросов, на мой взгляд, принципиально важных для практикующего духовно-ориентированного психолога.
       Далее я воспроизвожу по видеозаписи то, что говорила в дискуссии на круглом столе конференции:
       — Что есть любовь?.
       — В слове «любовь», как и в слове «любой», корень — «люб», значит любить надо любого, всех и каждого. Но так любит только Бог. Бог и Сам есть Любовь! А люди привыкли небрежно называть любовью всё подряд. Однако то, что мы проявляем или испытываем к человеку, может иметь различные названия: искренность, внимание, обожание, сочувствие, симпатия, сопереживание, сопричастность — много разных слов. Надо очень осторожно обращаться со словом «любовь». Лично я в работе стараюсь не использовать такое высокое слово, обхожусь другими словами.
       — А что вам помогает в работе?
       — В комнате, где я принимаю людей, много икон, есть иконы с частицами мощей. Я перед консультацией и после консультации стараюсь молиться, как, впрочем, и во время консультации, особенно когда случай трудный. Моя любимая Иисусова молитва — всегда со мной. А один священник так учил: "Вначале говори: «Господи, благослови!». В середине призывай: «Господи, помоги!». В конце не забудь сказать: «Слава Тебе, Господи» — это, чтобы Бог всегда с тобой был».
       Один из моих принципов — хочешь помочь, не мешай! Во время беседы я не мешаю человеку прямо здесь и сейчас встретиться с Богом, и когда это происходит, то чувство охватывает невероятное, до слёз…
       — Может ли православный психолог работать с неверующими, инаковерующими, как вы считаете?
       — Безусловно, может и должен, никогда не надо отказываться. Может, этого человека тебе Бог послал. Надо идти навстречу человеку, у которого есть проблема. Не так важно, какой он веры, ведь «всякая душа есть христианка» (Тертуллиан). Тем более интересно работать с тем, кто считает себя атеистом, ведь «А-Теос» переводится «против Бога», значит, он, пусть даже неосознанно, всё же признаёт, что Бог есть, раз он против Него. В этом смысле он — верующий человек.
       — И как же с ним работать?
       — Я работаю на психологическом уровне и не перехожу свои профессиональные границы. А руководствуюсь я установкой, что следует знать и соблюдать свою меру, то есть иметь смирение — в этом и состоит главный смысл добродетели смирения человека. До начала консультации я не ставлю перед собой никакую конкретную задачу. А увижу человека — постараюсь почувствовать его и создать нужное психологическое пространство, установить контакт и, естественно, вношу в атмосферу общения своё настроение. Главное — чтобы человек пришёл ко мне. В ходе консультации часто происходят настоящие чудеса: прямо на глазах человек меняется, превращаясь из печального, грустного, напряжённого, озабоченного в спокойного, улыбчивого, умиротворённого и даже радостного — таковы особенности работы с душой!
       Есть такая фраза: психология — это наука о душе. Но что знают психологи о душе? Некоторые считают, что психологию лучше называть не наукой, а дисциплиной, я с ними вполне согласна. А ещё мне нравится определение Владимира Ивановича Даля в его известном словаре: «психология — это душесловие, а «психолог — душеслов». То есть говорим о душе, душевно, задушевно, по душам.
       Нет у меня сверхзадачи пропагандировать свою религию. Я просто стараюсь быть достойной христианкой и разделяю с человеком пространство и время в эти несколько часов его и моей жизни, когда происходит встреча двух душ. Ну, иногда трёх, если пришли муж с женой или мать с ребёнком.
       Жизнь души человеческой — это тайна, а встреча двух душ — таинственное событие. Поэтому я заранее не могу знать, сколько может продлиться консультация. Это потом будет ясно, в какой момент беседа дойдёт до своего апогея, пика, и станет понятно, что главное уже сказано, и наступит естественное завершение диалога. Душу нельзя загонять во временные или финансовые рамки. Она живая, вольная и свободная, и ей не надо мешать проживать важные моменты, совершать открытия, находить точки роста.
       В этом есть и уважение к себе, и почитание своей профессии. На самом деле я стараюсь избегать слова «любовь», но себя как профессионала всё же надо научиться уважать и любить. А иначе как выполнить заповедь Христа «возлюби ближнего, как самого себя»? И можно ли ближнего любить, если ты себя не любишь, если любовь, в истинном понимании этого слова, не живёт в сердце твоём, если ты вообще не знаешь этого чувства?
       Но чтобы себя полюбить, нужно сначала себя познать, потому что невозможно любить то, чего не знаешь. Сказано: на пути к себе бойся встречи с собой. И действительно, при вдумчивом рассмотрении своего внутреннего человека, не можешь не увидеть свои грехи, недостатки и пороки. Так как же любить себя, такого грешного и несовершенного? А любить-то надо свою душеньку, её ведь тебе Бог дал, а Бог плохого не даст. Вот и познай, и полюби свою душу, полную задатков и способностей, которые надо развивать и совершенствовать всю жизнь, чтобы достичь подобия Бога. Если образ нам дан, то подобия надо достигать. Вот и получается, что начинать надо с себя и заканчивать собой.
       Если какое-то время нет людей, которые за помощью обращаются ко мне, значит, Бог хочет, чтобы я в это время занималась чем-то другим. Он Сам знает, кого, сколько и когда мне послать на беседу. Православный психолог — очень благодатная, трудная и неординарная работа, а потому её сложно прописать, и поэтому я до сих пор никак книгу не напишу…
       Рассказать проще, а описать, что происходит во время консультации, — это труд чисто интеллектуальный. И ещё. Всем людям, но особенно психологу, следует помнить, что за каждое слово придётся ответить перед Богом. Вот и сейчас я наговорила много слов… Господи, прости меня грешную.

       * * *

       На этом, кажется, можно было бы завершить, но не тут-то было. Я попросила Ларису Филипповну разрешить мне ещё два слова — захотелось сказать про чувства. Получив согласие, я продолжила:
       — Полностью поддерживаю мысль предыдущего выступающего, что чувства не стоит выдвигать на первое место, но нельзя и задвигать их. Из моей практики видно, что большинство людей очень мало знают о своих чувствах, иногда затрудняются назвать хотя бы два-три чувства, не видят различия между чувствами и ощущениями. Тем более не знают, чем отличаются чувства от эмоций. Всё это есть проявление психологической некомпетентности. Люди просто никогда не задумывались, даже те, кто считают себя образованными, развитыми и церковными, во всяком случае, уже много лет они живут в церковной ограде. Да они и сами удивляются, что так мало знают или вовсе ничего не знают о жизни своей собственной души. Приходится учить, давать упражнения, тесты, задания, использовать проективные методики, чтобы научились люди называть, различать и справляться со своими чувствами, эмоциями и ощущениями и, в конце концов, обучились бы владеть собой, иметь самообладание.
       — А сейчас я хочу обратиться к отцу Сергию, который сказал, что «благодать невозможно рационализировать, но можно ощутить». Так у меня вопрос: ощутить или почувствовать?
       На это отец Сергий ответил, что он «достаточно хорошо знаком со святоотеческой психологией в отличие от научной. В текстах встречаются оба варианта: «ощутить присутствие Бога» и «чувствовать Бога», поэтому он считает, что «ощутить» или «почувствовать» — разницы нет; можно сказать и так, и так, в зависимости от того, что вкладываешь в это понятие. То есть опять вопрос терминологии».
       Однако с этим согласиться я не могу, потому что уверена: разные слова существуют неслучайно, они несут конкретную и точную смысловую нагрузку. Сказывается моё образование: в 1977 году я закончила один из лучших для своего времени вузов страны — Институт Иностранных Языков имени Мориса Тореза.
       Свои мысли про чувства, эмоции и ощущения я кратко раскрыла следующим образом:
       — Чем эмоция отличается от чувства? Эмоция возникает спонтанно, внезапно, неожиданно, быстро, как молния, и также мгновенно может пройти. По сравнению с чувством, на эмоцию легче повлиять, например, трансформировать негативную эмоцию в позитивную: только что расстроился, а вот уже и стал счастливым.
       Пример эмоций: счастье, испуг, грусть, интерес, удивление, стыд и др. Хотя и говорят, например, «чувство стыда», но стыд не будет мучить человека без конца, он пройдёт, если человек покается, исправится, попросит прощения. Эмоционально человек выражает своё отношение к происходящим событиям, к людям и их поступкам, к явлениям природы и к самому себе.
       Чувства же, наоборот, живут в душе долго, могут длиться, повторяясь и повторяясь, и даже способны стать устойчивой чертой характера. Про характер человека можно сказать: жизнерадостный или печальный, боязливый или восторженный, тревожный или весёлый. Любовь, например, — это чувство, а влюблённость — эмоция. Кстати, посчитали, что слово «радость» встречается в Евангелии 365 раз (я, правда, не проверяла), значит, каждый день в году можно найти повод для радости. На память приходит радостное приветствие преподобного Серафима Саровского: «Христос воскресе, радость моя!» Человек для сердца отца Серафима был источником радости.
       Ощущения рождаются и проявляются в теле, например, боль, дрожь, холод, голод, жара, сытость… Ощущения могут влиять на чувства и эмоции. Однако это — отдельный и интересный разговор, но уже не в рамках круглого стола.
       Иную сторону вопроса о чувствах затронула Лариса Филипповна Шеховцова, напомнив о пяти органах чувств. Она задала риторический вопрос: «Почему такое совпадение слов? Не хватало слов, что ли, в русском языке?».
       В Википедии даётся определение органов чувств: это — специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая благодаря своим рецепторам получение и первичный анализ информации из окружающего мира и от других органов самого организма (то есть из внешней среды и внутренней среды организма). У человека имеется пять основных органов чувств: глаза (зрение), кожа (осязание), нос (обоняние), уши (слух), язык (вкус). Заметим: четыре органа чувств расположены в голове, только кожа — по всему телу.
       Однако, несмотря на созвучие слов «чувств» и «чувство», речь идёт о совершенно разном. Это омонимы (от греч. homos — «одинаковый» (+) onyma — «имя») — слова, одинаковые по звучанию и/или написанию, но разные по значению. С помощью перечисленных выше органов чувств человек может получать не только информацию, но и ощущения.
       Тему об эмоциях и ощущениях продолжила Татьяна Борисовна Рязанцева, психолог из Москвы, которая напомнила присутствовавшим о понятии «эмоциональный тон ощущения». Прокомментировала же эту фразу (дистанционно, с экрана проектора на стене профессорской аудитории) Татьяна Павловна Войтенко, доцент Калужской семинарии и Калужского университета. Она озвучила мысли святителя Феофана Затворника, который в своих произведениях подробно изложил мысли на эту тему.
       Интересным показалось мне предложение участника круглого стола Юрия Михайловича Зенько. Он предложил вернуться к термину «чувствование», который употреблялся ещё в дореволюционной психологии. «Надо будет почитать об этом», — подумалось мне тогда.
       Обедали в столовой академии. А потом в профессорской аудитории все участники построились двумя рядами, чтобы сделать общее фото на память. Затем работа конференции продолжилась. Были интересные сообщения и обсуждения, из которых больше других мне запомнилась тема отношения людей к смерти.
       Когда же в самом конце мероприятия Лариса Филипповна предложила всем участникам высказаться по кругу с итоговым словом, я сказала так:
       — Для меня конференция — это остановка в пути. Остановился и посмотрел по сторонам — где ты, с кем? Посмотрел под ноги — на что опираешься? Посмотрел вверх — не отошёл ли от Бога? Посмотрел в себя — кто ты сейчас? Увидел своё отражение, заглянув в глаза коллег, — какой ты? Подумал и понял, куда движешься, и сделал выводы, туда ли идёшь. Очень полезно!
       Закончила же я своё итоговое выступление тем, что прочла краткое стихотворение монаха Салафиила из его книги «Подвиг и лирика». Слова духовной поэзии сводят все наши труды, усилия, старания и чаяния к Единому Богу:

       Всего одно слово, как ливень слёз.
       Всего одно слово — Христос!


       7. ПРО МАСТЕР-КЛАСС И «14 СЕКУНД»

       Сама не помню, как пришла мне идея сообщить о предстоящем мастер-классе нашему давнишнему другу в Сочи Андрею Непше и спросить, нет ли в Санкт-Петербурге знакомых, кто помог бы снять выступление на видеокамеру. Просто так спросила, но Андрей — человек деятельный и инициативный — тут же передал информацию своим друзьям. Отозвался Владимир — добрая душа, который передал просьбу Михаилу, который по моей просьбе раньше всех пришёл в аудиторию установил камеру на треногу, а потом честно и абсолютно бескорыстно отработал оператором всю первую половину дня. Он оказался профессионалом, каких я как психолог труда уважаю, и работал со знанием дела. А пока я пишу эти строки, Михаил верстает кадры будущего видеофильма про мастер-класс. Помоги ему, Боженька!
       Изначально мне отвели полтора, максимум два часа для мастер-класса. С этим расчётом я приготовила презентацию и практические задания для работы в аудитории. Но уже в конце первого дня конференции выяснилось, что ведущая второго мастер-класса заболела и прийти не сможет, поэтому Лариса Филипповна передала мне полномочия на весь следующий день. Меня это несколько напрягло, но нисколько не озадачило, поскольку обычно я готовлю материала в три раза больше, чем реально успею сказать — такая уж у меня особенность. Даже когда я готовилась к защите диссертации на учёную степень кандидата наук по психологии труда, в диссертационной комиссии удивились: «Да у вас тут материала — на три докторских, пора работу завершить и защитить». Так что я спокойно отреагировала на изменение программы и работала 10 февраля с 11.00 до 16.00 с перерывом на обед и, можно сказать, даже не устала.
       А мастер-класс, кажется, удался. Так говорили Лариса Филипповна и сами участники, но, главное, это читалось в их глазах, позах тела, мимике и жестах, а язык тела, как считается, не врёт или, по крайней мере, врёт меньше…
       Содержание мастер-класса войдёт в книгу, где я намерена с Божьей помощью хотя бы кратко описать свой тридцатилетний опыт духовно-ориентированного психологического консультирования. Мастер класс можно будет также увидеть в кино на просторах интернета, когда Михаил завершит монтаж фильма.

       * * *

       Теперь про «14 секунд». Утром 13 февраля, в день вылета из Санкт-Петербурга Михаил приехал ко мне в гостиницу, чтобы передать папку со сценарием. Уловив каким-то образом, что полжизни я отдала гражданской авиации, он предложил мне стать консультантом его будущего фильма «14 секунд». Фильм — об экстремальной посадке самолёта Ту-124 на воду реки Невы. Услышав такое предложение, я оторопела, поскольку вспомнила, как о том же самом чрезвычайном событии, об аварийном приводнении на Неву мне рассказал Максим шесть дней назад, когда мы стояли у могилки Матрёны Босоножки.
       Недолго думая, я согласилась. Как авиационному психологу (так меня тоже называют) мне стало интересно изучить авиационное происшествие шестидесятилетней давности. И до сих пор интересно.
       Прилетев в Москву, я поработала над сценарием, сделав правки в тексте, и отправила рукопись по почте обратно автору. А пока читала сценарий, изучила в интернете детали события, ставшего судьбоносным для профессионального обучения пилотов во всём мире, когда их готовят к действиям в случае экстремальной посадки на воду. А поскольку в 1963 году самой мне было только 13 лет, пришлось побеседовать с удивительной женщиной, которую в Аэрофлоте называют «ходячей энциклопедией», Звягиной Людмилой Викторовной, лично знавшей стюардессу того самого рейса Александру Александрову. Вот уж поистине мир тесен. Дай Бог Михаилу сделать фильм, чтобы люди его увидели и узнали о героическом лётном экипаже и бортпроводниках Аэрофлота.

       8. ПРАВОСЛАВНОЕ РАДИО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

       Вечером того же дня, по окончании конференции был запланирован мой визит в студию звукозаписи на радио по улице Цветочной. Здесь же находится храм во имя Иконы Божией Матери, именуемой «Неупиваемая чаша». Был субботний вечер, и до условленного часа встречи оставалось ещё довольно много времени. Зайдя в церковную лавку, я встретилась, как и планировала, с ответственной за магазин Татьяной Анатольевной, чтобы передать ей в подарок, как обещала, редкую иконку «Дарование молитвы». Она очень обрадовалась и прижала иконку к сердцу. Мы немного поговорили и пошли в церковь.
       Храм небольшой, да и людей не так много, как бывало раньше, когда известный старец Иоанн (Миронов) служил или присутствовал на службе. Тем вечером один священник служил, другой исповедовал. Я успела исповедаться и до конца отстояла всенощную. Как раз на вечернюю службу приехал Сергей Евгеньевич Васильев с семьёй, и мне удалось лично передать ему новые книги и поклон со Святой Горы Афон от монаха Салафиила. Это была редкая удача, потому что застать его бывает сложно и раньше всегда приходилось передавать книги через знакомых. Сергей Евгеньевич взглянул на меня внимательно, улыбнулся и сказал, что помнит меня, а про сына моего сказал кратко: «Он хороший». Рассказал немного, как сам бывал на Афоне, помогал сербским монахам в строительстве, но греки всё потом отняли…

       * * *

       Добрая традиция записываться на радио сложилась уже более двадцати лет тому назад. На Православном Радио Санкт-Петербурга трудятся настоящие, глубоко верующие люди, которые видят свою задачу в том, чтобы нести веру православную и слово Христа Бога нашего по всему свету. Главный редактор Елена Владимировна Бадьянова, журналист Василий Иванович Стамов и вся команда тружеников на ниве Христовой с самого начала полюбили творчество монаха Салафиила, задолго до его мантийного пострига, когда он звался ещё иноком Всеволодом. Его приглашали на радио рассказать о церковной жизни в Русском Зарубежье, об аскетическом творчестве и на другие темы жизни Православия в России и за рубежом. В те уже далёкие годы инок Всеволод трудился в объединённой редакции «Православная Русь», «Православная жизнь» и «Православный путь» и преподавал Патрологию и Гомилетику в Джорданвилльской духовной семинарии Свято-Троицкого монастыря в Северной Америке.
       А в Санкт-Петербурге радиослушателей знакомили с его духовной поэзией, озвучивали песни разных исполнителей на его стихи и даже неоднократно передавали радиоспектакль по его книге «Начальник тишины». Спектакль этот записали Божией милостью артисты театра «Странник» под руководством Владимира Николаевича Уварова. Но всё это было бы невозможно без участия и разрешения Васильева Сергея Евгеньевича, который когда-то промыслительно познакомился и подружился с монахом Салафиилом.
       Приглашали на радио и меня как маму монаха и как психолога. Вот и в этом году состоялся мой рассказ: о конференции православных психологов в Санкт-Петербурге, о православной психологии и духовно-ориентированном психологическом консультировании, о воспитании детей в духе Христовой любви. В часовой беседе я рассказала о том, чем отличается православный психолог от светского; каким должен быть психолог, чтобы не навредить людям; как правильно относиться к своей душе; зачем надо знать свой род и значение своего имени; как и почему надо уметь прощать и просить прощения; что значит наказывать детей; каков смысл слова «счастье» и ещё много о чём. Передачу можно найти в архиве и слушать в интернете на сайте Православного Радио Санкт-Петербурга.

       9. МОНАХИНЯ МАНУИЛА, ОНА ЖЕ — ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

       В воскресенье утром 11 февраля Максим, Лариса и я с ними ехали на литургию в удивительный храм, расположенный в местечке Горелово, недалеко от аэропорта «Пулково». Впервые когда-то привезла меня сюда Галина Михайловна Твардовская (как потом выяснилось, в тайном постриге монахиня Екатерина). Теперь она уже покинула землю, но сделанные ею добрые дела заставляют людей на земле хранить о ней добрую память. Вряд ли я узнала бы матушку Мануилу, если бы не Галина Михайловна. Царствие ей Небесное! А теперь вот и Максим с Ларисой приехали сюда впервые. История появления храма в честь священномученика Фаддея Тверского и Кашинского удивительная и нетипичная, как и история жизни самой монахини Мануилы.
       Встретив нас при входе перед началом литургии, матушка тихонько меня предупредила: «Будем поздравлять вас с именинами». Я не поняла, ведь после моих именин прошло уже шестнадцать дней, но лишние вопросы задавать я не привыкла.
       Литургия завершилась своим чередом. Причастников было очень много, чуть ли не весь храм. Перед целованием Креста на солею вышла мать Мануила, которая в рясе и клобуке выглядела очень торжественно. И вдруг она вызвала меня на солею, поставила перед народом, назвала моё имя Татьяна Васильевна и рассказала, что я психолог из Москвы и мама афонского монаха Салафиила «чьи книги вы знаете и получаете их в подарок на праздники». А дальше матушка напомнила, что не так давно все Татианы были именинницами, и о себе добавила: "Моё мирское имя было тоже Татьяна Васильевна. А смысл-то какой, подумать только! Татиана — устроительница, Васильевна — царская, получается ни много ни мало «царская устроительница»".
       Мать Мануила сказала ещё много добрых слов и вручила мне картину, на которой — собственноручно ею самою вышитые мелким крестиком крупные красные тюльпаны с зелёными листьями. Да ещё коробку шоколадных конфет подарила вдобавок.
       Попросив благословение на два слова в ответ, я сказала то, что реально чувствовала в те минуты: как хорошо молится в этом храме, как прекрасно и духовно поют на клиросе, какая благодать разлита в воздухе, во всём чувствуется любовь, и душа радуется. Слава Богу, что есть на земле такие места. Надо беречь этот храм и эту благодать.
       А потом была трапеза. Еда, как всегда в этом доме, обильная и разнообразная, красивая, как в ресторане, и вкусная, как дома, приготовленная с любовью доброхотными услужливыми женщинами. За большим столом нет свободных мест, во главе стола — мать Мануила. И так бывает каждое воскресение и по всем праздникам. Матушка ведёт беседу, отвечает на вопросы. Так пусть же всегда в этом доме будет, чем гостей потчевать. Да не оскудеет рука дающего!
       После трапезы ещё почти целый час мать Мануила вела беседу о создании храма, об иконах с мощами в нём. Рассказывала удивительные истории приобретения мощей, поведав, что в храме пребывают 147 святых людей в частичках своих мощей, собранных со всего мира, среди которых есть мощи и святой мученицы Татияны.
       Хозяйка этого удивительного уголка на земле ещё и великолепная рассказчица. Надо было бы записать её рассказ на видео, потому что теперь воспроизвести, увы, не получится. Бог любит мать Мануилу, а она любит Бога и людей, и, похоже, здесь живёт любовь.
       Но пришло время, и закончилась эта чудесная встреча. Мы с Ларисой и Максимом вышли на улицу. Вокруг храма в морозной снежной тишине застыли в зимнем сне экзотические растения, о чём судить можно было лишь по биркам на палочках, видневшихся из-под снега. Представляю, какая здесь красота летом! Может, когда и сподобит Господь побывать…

       10. ПЕТЕРБУРГСКИЕ СВЯТЫЕ

       Не устаю удивляться, как всё устраивает Премудрый Господь. У Максима есть друг, который оставил для них свою машину, на которой они меня встретили в аэропорту и потом сопровождали в моих поездках, жертвуя своим временем жизни. И если бы не эта машина и старания Максима, я точно не успела бы в один день посетить столько благодатных мест: церковь в Горелове, Свято-Иоанновский женский монастырь на Карповке, часовню Блаженной Ксении на Смоленском кладбище и уже вечером театр «Странник» на Цветочной.
       После расставания с матушкой Мануилой поспешили мы на Карповку, поскольку посещение усыпальницы святого праведного Иоанна Кронштадтского ограничено по времени. Мы успели до закрытия. Максиму удалось припарковать машину поближе к входу в здание монастыря, основанного самим Иоанном Кронштадтским, и я потихоньку стала спускаться в подземную усыпальницу. Да, давненько я здесь не бывала. Кажется, последний раз в 2003 году, когда в Петербурге проводился III съезд Российского Психологического Общества. Тогда я приехала сюда со своим научным руководителем Стрелковым Юрием Константиновичем, чтобы поклониться святому праведному Иоанну Кронштадтскому.
       Вокруг раки с мощами стояли мужчины и женщины, молодые и пожилые, модно одетые и простенькие — разные люди. Они стояли не в очереди, чтобы приложиться к раке, а просто стояли и не уходили. Пришли специально, чтобы побыть возле святого. Кто-то молился с закрытыми глазами, кто-то читал молитвы по молитвослову, а кто-то думал о чём-то своём, заветном, мысленно обращаясь к великому праведнику — одному из столпов русского православия. В том, как люди стояли и молились, видна была любовь народная. Имя этого святого человека я вспоминаю практически на каждой консультации, когда привожу его мысль о том, что «не надо путать человека со злом, которое в нём живёт. Зло нужно ненавидеть, а человека надо любить».
       В усыпальнице я притулилась возле стены и тихонько постояла, но сосредоточиться на молитве не получилось. Слишком много впечатлений от поездки в Горелово. Осмотрелась вокруг, увидела справа от раки на стене плакат с молитвами крупным шрифтом, люди читают, но я туда не пошла, а просто продолжала стоять и радоваться, что опять оказалась в этом святом месте.
       Потом вдруг услышала громкие разговоры двух женщин, которые были тут неподалёку со швабрами и вёдрами, готовые начать уборку помещения, и … мой молитвенный настрой улетучился окончательно.
       Тогда подошла я близко к раке, склонилась, приложилась к мощам через стеклянную поверхность раки и вдруг зашептала: «Здравствуй, отец Иоанн. Я к тебе приехала. Помню, как мы с дочкой Настенькой бывали в твоём городе Кронштадте, у тебя в квартире, видели твой балкончик, под которым люди собирались толпой, чтобы услышать твои речи душеспасительные. Помню, как мы посетили могилку твоей мамы Феодоры на обычном кладбище, кажется, в черте города. И всегда я вспоминаю историю твоей женитьбы, сочувствую судьбе твоей жены Елизаветы. Каково это — быть женою святого праведного человека? Как, должно быть, она тебя любила, но ты не мог принадлежать только ей одной, ибо ты был дан Господом для всех нас немощных. Господи, помилуй! Прости меня, всероссийский батюшка, отец родной! Какою силою и талантами наградил тебя Господь наш — до сих пор купаемся в лучах света, от тебя исходящего».
       Так шептала я быстро, словно кто меня торопил или боялась что-нибудь забыть. А по щекам слёзы лились. Вот и молитва пришла, и сердце оттаяло, и на душе потеплело. Господи, слава Тебе! Благодарим Тебя, Господи, что даруешь нам таких людей, как святой праведный Иоанн Кронштадтский.
       Когда я отошла, взгляд мой упал на довольно большую, ярко освещённую икону на аналое, справа от раки. И меня к ней прямо потянуло. А это оказалась святая мученица Марина Антиохийская (ок. 307 г.) с большой частицей мощей, помещённой в нижней части иконы в кисте правой руки из жёлтого металла. А ещё ниже написано, что святая Марина защищает от духов злобы, от клеветы и наветов, от напастей и бед, от неправедного суда и беззаконного приговора, подаёт исцеление больным и утешение скорбящим. Святая мученица Марина, моли Бога о нас!

       11. Я ДЕРЖАЛА ЗА РУКУ КСЕНИЮ БЛАЖЕННУЮ

       На Смоленское кладбище мы приехали ещё засветло. Зашли сначала в лавку, чтобы купить сувениры и святыньки. Купленный там календарь на 2024 год «От Ксении» (на нём так и написано) уже улетел в Уранополис в подарок монахине Илие, которая неутомимо помогает монахам братства иеросхимонаха Рафаила. Маслице из часовни Ксении Петербургской передано в подарок знакомым монахам и монахиням в Москве.
       По заснеженной тропинке подошли мы с Максимом и Ларисой к часовне, как раз к началу молебна. Но до того как зайти в часовню, увидела я стоящую неподалёку строгую на вид, и, кажется, знакомую фигурку женщины в платочке. Ба! Да это сама Ксения словно вышла из своей часовенки, чтобы лично встретить всех приходящих. И так руку протягивает, словно благословляет. Подошла я к ней, в свои ладони ручку её озябшую взяла, да так и застыла в рукопожатии со святой странницей. Теперь этот момент вечно оживает на фотографии. А рука та, помню, была холодная, из блестящего металла, не я одна с Ксенией здоровалась.
       Пока стояли мы так, рука в руке, поговорила я с Ксенией чуточку, обращаясь к ней, как к живой, ничуть не смущаясь тем, что это был памятник. Поздоровалась и спросила, как ей тут, не очень холодно? Сказала ей, что чёточки жемчужные от неё дочке Настеньке отвезу и монахиням нашим тоже — пусть молятся! Ксения Блаженная слушала меня, не шевелясь, и услышала, когда я попросила помогать во всех делах и помощи моим дорогим детям, мужу и близким людям. Потом попрощалась, выпустив её руку из своих ладоней. Надо идти. Скоро начнётся водосвятный молебен с чтением акафиста.
       В часовне народ собирался на молебен. Мы с Максимом и Ларисой пробрались вперёд, встали близко к раке, прямо перед ограждением для священника и для чана с водой, которую предстояло освятить. Все, кто хотел, взяли акафисты и дожидались начала. Вышел невысокого роста молодой священник, сын того батюшки, который в часовне Блаженной Ксении много лет до него служил, а теперь место сыну уступил. Началась молитва.
       Господи, Боже мой, что это было за чудесное моление! Священник читал:
«Избранная угодница и Христа ради юродивая, святая блаженная мати Ксение, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти, чтущия святую память твою. Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых, да зовем ти:…»
       И дальше хором, вдохновлённые словами акафиста, пели громко, кажется, все люди в часовне. И даже те пели, у кого не было в руках текста акафиста — наизусть слова знают: «Радуйся, Ксение блаженная, молитвеннице о душах наших».
       На одном дыхании прочли и пропели акафист. Я пела в полный голос, здесь это казалось уместным и правильным. В разноголосом хоре молящихся слышались также хорошо поставленные голоса профессиональных певчих, однако в этом едином, стихийно собравшемся хоре всем голосам хватало места. Когда же началось освящение воды и потом окропление, народ сгрудился плотнее, поближе к священнику, и я оказалась как бы немного сбоку, возле лестницы (кто бывал в часовне, знает, о чём я говорю). С этого места хорошо были видны вдохновенные лица людей, по большей части серьёзные и даже строгие, но некоторые мягко светились радостью, а другие люди слёзы вытирали. Были здесь и такие, кто, по-видимому, попал сюда впервые в жизни, они с интересом и даже удивлением смотрели на всё происходящее, как бы изучая и пытаясь понять, что же здесь такое происходит…

       * * *

       Окроплённые святой водой мы вышли из часовенки, когда уже начинало смеркаться. По дороге Максим привлёк моё внимание к двум скромным и стареньким могилкам. У одной на Кресте — надпись: «Блаженный Владимир Мокрый». Крест красивый, металлический, старинный, резной. Говорят, один раб Божий Евгений в 19 веке по собственной инициативе, на свои средства сделал несколько таких Крестов для почитаемых старцев и стариц, почивающих на Смоленском погосте. В центре Креста угадывается Божий Лик. У подножия Креста — большая лампада в виде домика утопает в цветах, ярких и весёлых на фоне белого снега. Весь цветник выглядит, словно кораблик с закруглёнными углами на старинный манер, сейчас таких уже не делают.
       Кем же был это блаженный Владимир и почему он Мокрый? Точно не известно, когда он жил и когда похоронен. Однако народная молва сохранила предание, что был у него дар слёз, которые непрестанно текли из глаз его, так что лицо всегда было мокрым от слёз — оттого и прозвали его Мокрый. О чём же он так горевал? Говорят, о грехах своих да неправдах. А ещё, сказывают, сильно печалился о неправедности людей в мире, которые делами своими Господа огорчают. У могилки Блаженного Владимира люди просят помощи, потому что верят и даже опытно знают, что он помогает избавиться от долгов, а ещё обрести свои стены и потолок над головой — дом свой.
       Довольно близко отсюда и другая могилка. На Кресте написано «Праведный Иоанн», а под Крестом «Старец Иван». Лампадки нет, но цветочки радуют глаз. Почему народ специально приходит к могилке старца Ивана, а не проходит безразлично, как мимо других могил? Опять толком ничего про него не известно. Но сохранила память людская веру, что молитвами старца Ивана Господь ноги лечит, колени, суставы, да и спину тоже. Говорят так: обойди могилку три раза и попроси, как следует, и будет тебе помощь. И обращаются от всего сердца, просто и искренне: «Отче Иоанне, помоги мне!» Уверены люди, что чтить память блаженных и юродивых нужно с верою «для спасения своей души».
       Считается, что и до наших дней Ксения Петербургская сама приводит людей за помощью к этим старчикам — угодникам Божиим. Видно, не даёт Бог забыть их. И едут люди, и идут, и не только из Петербурга, но и других городов.
       Кладбище Смоленское очень большое, но похоронены старцы Иоанн и Владимир Мокрый совсем недалеко от часовни Ксении Петербургской. Должно быть, жили и почили о Господе примерно в то же время, когда и Блаженная Ксения, а, значит, они могли знать её лично и говорить с нею. Народ в это верит.
       В документальном фильме «Блаженные Смоленского кладбища» одна женщина (экскурсовод, наверное) сказала примерно так: "Всё зависит от веры. Каждый получает то, чего ждёт и что ему надо, к чему готова его душа. Мы со святыми праведными людьми — в одном пространстве, и наши чаяния — для них не секрет. Блаженные подают нам пример праведности, а, слыша нас, передают Богу нужды наши, молясь о нас: «Господи, да будет воля Твоя!»"

       12. «ПОРТРЕТ», КОТОРЫЙ ПОКАЗАЛ МНЕ «СТРАННИК»

       Ещё из Москвы, переписываясь с Владимиром Николаевичем Уваровым, я узнала, что в воскресение 11 февраля в театре «Странник» состоится спектакль. Пойти в Санкт-Петербурге в театр — ещё одна моя добрая и давняя традиция. Владимир Николаевич пригласил на спектакль. Играли «Портрет» по повести Николая Васильевича Гоголя.
       Конечно, я была знакома с этой повестью, но детали не помнила, ведь это было так  давно, чуть ли не в школьные годы. И всё собиралась перечитать, чтобы по-новому, в духовном плане осмыслить, уже со знанием психологии. И вот, пожалуйста, словно специально для меня!
       В театр мы приехали с Максимом и Ларисой, но в зрительном зале я сидела отдельно, благо были свободные места. Люблю сидеть одна, чтобы не отвлекаться от сценического действа. Люблю в одиночестве и поплакать, если придётся…
       Перед началом спектакля, пока не погас свет в зрительном зале, подошёл ко мне Владимир Николаевич. Тепло поздоровались, как старинные друзья, обрадованно обнялись. Передала ему в дар иконки и книги сына моего, и он поспешил за кулисы.
       Содержание спектакля пересказывать не вижу смысла, его надо смотреть. Спектакль идёт уже семнадцать лет, а чувство, что ты на премьере — вот такой феноменальный успех! Владимиру Уварову удалось затронуть в своей оригинальной постановке важные духовные смыслы и психологические темы, и артисты своим мастерством сумели их раскрыть так, что по окончании спектакля весь зал, стоя, долго и горячо аплодировал, высоко оценивая труд режиссёра и актёров.

       13. МУДРЫЙ ПАСТЫРЬ

       Ещё две знаменательные встречи предстояли мне утром 12 февраля. До начала первой консультации было время, и я решила пройтись по территории лавры. Многое здесь поменялось. В основном храме идёт реконструкция. Рака с мощами святого князя Александра Невского, небесного покровителя моего зятя Александра, перемещена в другой храм. Духовской центр, в котором когда-то устраивались красивые фестивали духовной песни, переехал в другое здание лавры, а в старом помещении после ремонта расположился магазин дорогих сувениров и лаврская столовая. Однако перекусить в ней мне не удалось — оплату по карте не принимают, только за наличные, а денег у меня не оказалось. Ну, что ты будешь делать? Не солоно хлебавши, продрогнув на морозном ветру, я направилась на Никольское кладбище, куда нельзя было не пойти, потому что это — ещё одно обязательное место для визита.
       Впервые сюда привёл меня когда-то сын, чтобы показать дорогое его сердцу место упокоения владыки Иоанна, и я запомнила это навсегда. История жизни этого человека тронула моё сердце и обогатила душу. Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927–1995) — богослов, историк, публицист, молитвенник, мудрый духовник и талантливый пастырь — одна из ярчайших личностей в истории Русской Православной Церкви XX века. Кто знал его при жизни, уже не забудет. Недаром на цветном портрете митрополита Иоанна, что стоит у подножия высокого Креста с Распятием на нём, люди написали слова: «СВЕТ МИРУ»
       Слава Богу, и мой сын успел несколько раз побывать у владыки и беседовал с ним; приезжал к нему и один, и вместе со своим духовником — отцом Рафаилом.
       Не стало владыки Иоанна 2 ноября 1995 года. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, куда я и пришла тем морозным утром.
       Перекрестившись и приложившись ко Кресту, я прочла лаконичную надпись на постаменте под Крестом: «Милостию Божией Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев)». Потом вслух попросила его: «Владыка Иоанн, ты — монах, моли Бога о моём сыне — монахе Салафииле, чтобы всё у него складывалось по-монашески, по-доброму». Потом к Богу обратилась: «Кланяемся Тебе, Господи, и просим о спасении души владыки Иоанна. Был он человеком дерзновенным и смелым, говорил прямо, что считал нужным, и людей так учил».
       В цветнике под Крестом — еловый лапник с шишками и живые цветы, на вид совсем свежие, только совершенно замёрзшие. Одну красивую белую гвоздику я взяла, чтобы засушить и передать монаху на Афон, и стала уже уходить, потому что мороз не давал долго стоять на одном месте.
       Подойдя ко второму всегда закрытому входу на кладбище, увидела, что на месте казни лаврских монахов, которых именно здесь ставили к стене и расстреливали, теперь уже установили памятник с небольшим строгим Крестом. Раньше его тут не было. На граните выбиты слова: «Да помянет Господь Бог во Царствии Своем исповедников веры — всех иноков Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, претерпевших гонения, страдания и смерть за веру Христову в 1918-1938 годах». Рядом, прямо возле стены, видевшей эти зверства человекоубийц, всегда теплится неугасимая лампада внутри специального домика от непогоды. Вот и тогда теплился огонёк, и от такой доброй памяти людской на душе у меня стало тепло, не смотря на морозную стужу.
       Уже двигаясь к выходу, я огляделась по сторонам, ища глазами место, где, по сюжету повести-притчи монаха Салафиила «Святогорец», мог бы находиться старинный склеп, в котором пытались схоронить заживо старца-монаха. Но высокие сугробы и огромные шапки снега на памятниках сделали похожими все могилки. Однако чувство, что прямо здесь и сейчас, в следующую минуту можно встретиться с ожившими героями книги «Святогорец», было невероятно острым. Помню, когда впервые читала эту увлекательную художественную книгу, дойдя до описания Никольского кладбища, я не смогла продолжить чтение — так огорчилась душой за судьбу брошенного в склеп афонского старца. Однако Бог поругаем не бывает и своих не предаёт, а добро побеждает зло не только в книгах!
       Уже на выходе я увидела на высоких железных массивных воротах табличку с указанием часов работы кладбища, и родилось четверостишие:

       Здесь такая стоит тишина…
       Здесь к шести уже всё на запоре.
       Вы останетесь здесь, я уйду,
       и со мной — моя боль, моё горе.


       * * *

       На уста уже просится: «Конец и Богу слава!» Это потому, что главное я уже всё описала. Остаётся упомянуть, что полёт в Москву прошёл без приключений. Бортпроводники работали прекрасно и так профессионально, что захотелось написать им благодарность, подписавшись (чтобы начальство обратило внимание): «авиационный психолог, кандидат психологических наук, член Президиума Авиационно-Космической, Морской, Экстремальной и Экологической Медицины России Филипьева Татьяна Васильевна». Так это всё и есть.
       А в аэропорту «Шереметьево» меня встретил на своей машине мой знакомый Андрей и благополучно привёз домой. Не откладывая дело в долгий ящик, я принялась записывать эти воспоминания.
       Вот теперь уже и закончила.
       Конец и Богу слава!

       февраль — март 2024 года