Приключения немецкого аса

Андрей Грачев 2
Хельмут Липферт - ас очень известный, поскольку оставил отличные мемуары. Кроме того, у него очень высокая подтверждаемость побед. Мы немного разбирали его победы в 44 году. Какова их ценность - вопрос другой. В 45 году, как мы видели, он сбил нескольких сильных советских асов. Но сейчас речь пойдёт не об его победах, а об его неудачах. А сбивали этого аса достаточно часто. Он был одним из самых сбиваемых немецких асов.

Первые две потери самолетов произошли у будущего аса ещё зимой 42/43 года, но тогда он ещё только прибыл на фронт и не имел опыта, поэтому мы их не будем рассматривать. Во время одной из вынужденных посадок карьера Липферта могла спокойно закончиться, не начавшись. Но потом вроде всё наладилось, и 43 год в целом для аса прошёл успешно, без потерь самолёта, сам Липферт уже стал сильным асом. Зато в 44 году ас несколько раз был сбит.

Первый такой случай произошёл 7 февраля 44 года. Ас подробно описывает в мемуарах, как после атаки на него плотно насел вражеский истребитель и начал гонять, причём всё время старался максимально сблизиться и очень скупо стрелял, экономя патроны. Наконец Липферт, который никак не мог оторваться от советского истребителя, нырнул под защиту своих ЗА, в конце его ещё чуть свои зенитчики не добили, зато советский самолет наконец отстал, а Липферт совершил посадку на аэродроме, только самолет был похож на решето и вскоре был списан.

Мы находим в советских документах описание подходящего боя. Совершая патрулирование четвёркой, пилоты 66 иап обнаружили двух бф-109, которые плотно "сели на хвост" двум "Якам". На помощь им пошёл ведущий группы, опытнейший ас Панкратов Сергей Степанович, а также ведущий второй пары Соболев Николай Иванович, тоже неплохой пилот, имевший на счету несколько побед. Все они одержаны были в январе 44 года, так как Соболев работал инструктором и был в командировке на фронте. Советские пилоты дали несколько заградительных очередей, после чего "мессера" попытались уйти на вертикаль, но "Яки" и "Кобры" продолжили преследование. Один из бф-109 ушёл с вертикали, очевидно подбитый, и его тут же крепко зажал Соболев. Бф-109 снижался, Соболев продолжил преследование, сблизился на 50 метров и обстрелял, после чего, по словам Соболева, бф-109 упал. В целом описание боя позволяет уверенно утверждать, что именно Соболев в том бою гонял Липферта и переиграл его полностью, о чем честно сказал и сам Липферт. Увы, больше побед Соболев не одержал, он был ранен в одном из боев и после излечения вернулся на должность инструктора.

В ходе боев в Крыму ещё дважды Липферту крепко досталось. Первый такой случай был 11 апреля. Поначалу в тот день для Липферта шло всё хорошо, но затем он атаковал группу 812 иап и попал под огонь страхующей пары Анкудинов Белкин. Оба лётчика дали по нему очереди, в результате был пробит бак, и Липферт с трудом совершил посадку на брюхо в районе Сиваша, причём, судя по его воспоминаниям, самолёт был потерян. Меньше повезло его напарнику, фельдфебелю Теодору Мору. Он был сбит и погиб, на момент гибели имел на счету 3 победы. Победу записали Анкудинову Егору Ефремовичу, а победу над Липфертом, на которую, кстати, претендовал ведомый Анкудинова Белкин Семён Викторович, советским пилотам не подтвердили.

В следующий раз аса крепко отделали 22 апреля, правда на сей раз он дотянул до аэродрома и совершил посадку на фюзеляж. Судя по всему, на сей раз подбил Липферта Выдриган Николай Захарович, ас 31 гиап, который сопровождал Пе-2. Они были атакованы парой бф-109, но Выдриган атаковал в лоб один из них и наблюдал, как тот загорелся и упал. Единственное: Липферт дотянул тяжело повреждённый самолёт до аэродрома. Сам он получил лёгкое ранение.

Следующий эпизод был в небе Львова 21 июля. Липферт снова был легко ранен в бою, самолет был тяжело поврежден, пришлось его сажать на брюхо в районе Львова. Отделал его Фокин Александр Кузьмич из 513 иап. В ходе ожесточённого боя Липферт успел сбить один "Як", но подоспело звено Фокина. Фокин сходу атаковал и добился победы над Липфертом, но в дальнейшем бою тоже был ранен и с трудом дотянул до своих, сел на брюхо, самолет был списан.

23 августа в районе Галаца Липферта вновь приземлили, только неизвестно, насколько серьёзно. Учитывая, что сел он вне аэродрома, то достаточно серьёзно. Любопытно, что в мемуарах Липферт об этом случае молчит, только упоминает, как сбили в тот день Захсенберга. Но Липферт предпочел забыть, что его тоже крепко приземлили в тот день. Кандидатов на победу немного. Учитывая, что победа над Захсенбергом точно одержана лётчиком Масловым в паре, благо обстоятельства совпадают, то Липферта, по всей видимости, одолел другой опытный пилот ВВС ЧФ Воронов Владимир Иванович. Он сбил бф-109 при сопровождении Пе-2 как раз в указанный район.

22 декабря в небе Венгрии во время боя с Илами снова Липферт попал под очередь Советского истребителя и совершил посадку на брюхо вне аэродрома. Отличился опытный ас 897 иап Микрюков Виталий Васильевич, который, по советским данным, в указанном бою заметил, как два бф-109 атакуют штурмовики, и обстрелял один из них, правда с большой дистанции, после чего увидел, как тот загорелся и упал. Впрочем, как мы видим, в очередной раз везучий Липферт смог ускользнуть и, более того, обойтись без помощи парашюта. К его помощи он, действительно, совсем не прибегал. Впрочем, в воспоминаниях он указывает, что не менее семи раз терял свой самолёт в боях с советскими пилотами.

Последний раз, когда аса приземлили советские пилоты, был 24 марта 45 года в небе Австрии. Причём на сей раз подбитый в бою самолёт аса при посадке перевернулся и разбился, но ас снова остался невредим. На сей раз его сбили пилоты 611 иап, они оформили несколько заявок в ходе групповых схваток, но большей частью заявили фв-190. Заявка на бф-109 только одна, от пилота Беляева Павла Матвеевича. Он не входил в число ведущих асов полка, но был очень опытный пилот, и мы можем считать его самым вероятным победителем Липферта.

Итак, если резюмировать, мы видим, что Липферта сбивали и серьёзно подбивали весьма часто. Но он был везунчик, каждый раз он не только спасался, но и отделывался незначительными ранениями. Бф-109 был машиной крепкой. Любопытно, что многие асы, которых сбивали очень часто, Войну в итоге пережили. Тут и Шак, и Вольфрум, и Тренкель, и Баркхорн, и Хакль, и Бэр, и Рудорффер, и Дюттманн. Зато многие асы, которых сбивали всего один раз, погибли именно в ходе своего единственного поражения. Примеров тоже хватает: Адемайт, Альбин Вольф, Киршнер, Ланг, Штотс, Филипп. Почему так? Возможно, часто сбиваемые асы были всегда начеку, не переходя грань допустимого риска, всегда помнили, что их могут сбить. Более удачливые пилоты постепенно забывали, что они тоже не бессмертны.

Случаи, в которых Липферта сбивали, весьма сходны. Каждый раз это происходило, когда Липферт атаковал советские самолёты. Видимо, он порой так увлекался боем, что не следил за тылом, и его попросту ловили расторопные советские пилоты. Липферт сам писал, что внезапные атаки ему не давались, он предпочитал виражные бои и во время боя старался подойти как можно ближе к вражескому самолету. Такая тактика требовала большой внимательности. Другие асы избегали риска атак сзади, поскольку проводили атаки с пикирования и после атаки сразу уходили на вертикаль вне зависимости от её успеха. Липферт же вёл бои на виражах и, сосредоточившись на цели, подставлял тыл. В то же время, прекрасное искусство пилотажника позволяло ему даже на фатально поврежденном самолете выходить из боя и не дать себя добить советским пилотам, причём в ряде случаев они считали, что Липферт уже сбит, то есть работала "обманка".

Ну а нам остаётся помнить имена тех, кто смог одолеть столь сильного воздушного противника, как Липферт. И, безусловно, эти эпизоды показывают, что советские пилоты не уступали немецким в искусстве. Об этом, собственно, говорил и сам ас. Но многие нынешние горе-исследователи, очевидно, с ним не согласны...