Можно ли на АПЛ катать посторонних

Александр Щербаков 5
Согласитесь, уважаемые читатели, вопрос интересный. На нашем флоте точно нельзя. Ведь нельзя же считать посторонними лиц, которые выходят в море для проверки наладки оборудования или изучения его эксплуатационных свойств в реальных условиях. Бывают рабочие с судостроительного завода, как без этого. Но чтобы покатать, как на парусной лодке, такого в нашем флоте не помню.

Меж тем, на американском флоте одно время это происходило постоянно. Но "гости" были особой стати, так сказать, нужные люди, которые могли оказать флоту не только материальную помощь, но и поагитировать за оказание её обществом в целом. В ВМС существовала целая программа (DVE) по организации таких покатушек.
Субмарина USS Greeneville неоднократно в них участвовала.

Отличием её было то, что она относилась к так называемому арктическому типу, ограждение её рубки и руль направления, который виден на корме, обладали особой прочностью, чтобы противостоять льдам при всплытии. И это сыграло определённую роль в происшедшем.

Коммандер Скотт Уоддл вступил в командование ею в возрасте 38 лет. До этого она отличалась высокой текучестью кадров и низким моральным духом.

Уоддл считал, что истинное лидерство заключается не в иерархическом контроле, а в подлинной связи с людьми и расширении прав и возможностей каждого человека на его корабле. Не гнушался выслушивать идеи от самого последнего нуба на борту, основываясь на непоколебимой вере в то, что командование должно руководствоваться действиями, которые приносят пользу людям, а не стремлением к личным интересам.

Трансформация состояния лодки была впечатляющей - текучесть кадров упала до беспрецедентных 3%, продвижение по службе утроилось, а операционные расходы сократились на 25%. В результате многочисленных проверок (блин, и там то же самое ( лодка была признана лучшей на Тихом океане).

Может, поэтому USS Greeneville неоднократно привлекалась к программе DVE, среди её гостей были премьер-министр Великобритании Джеймс Кэмерон, жена виц-президента Гора - Типпер Гор, которую даже за управление горизонтальными рулями сажали (под строгим контролем, конечно) и другие лица высокого полёта.

Однако и на старуху бывает проруха.
9 февраля 2001 года в 08:00 лодка покинула Пёрл-Харбор с 16 гражданскими лицами на борту - восемь главных исполнительных директоров корпораций (генеральных директоров), шесть из них со своими супругами; и независимый спортивный обозреватель со своей супругой.

Хотя субмарина ушла вовремя, но вскоре отстала от графика, достигнув точки погружения в 10:17. Во время погружения VIP-персонам был предоставлен обед, после чего они должны были пройти в центральный пост и оценить возможности судна. Целью было вернуться в Перл-Харбор к 14:30. Обычный, менее чем на сутки, выход в море.

Месяцем ранее, 10 января 2001 года Эхиме Мару отбыл из Японии на Гавайи. Японский рыболовный траулер, принадлежащий правительству префектуры Эхимэ, находился в 74-дневном круизе, чтобы обучать старшеклассников морскому делу, парусному спорту и рыбалке. Около 12:50 Эхиме Мару покинул Гонолулу и достиг района, где действовала подлодка.

Перед отправкой на задание Уоддлу доложили, что корабельный блок отображения аналогового видеосигнала (AVSDU) не работает. AVSDU представлял собой аналоговый видеомонитор , который снабжал информацией от гидролокаторов вахтенного офицера. Однако это не считалось причиной отложить выход в море такого типа. И всё же...

Вахту несли два гидроакустика в своей рубке, и Патрик Сикрест, техник по управлению огнем (по их терминологии), который отвечал за «определение курса, скорости и дальности действия надводных и подводных судов (или целей), потенциально представляющих угрозу для подводной лодки».

Эхиме Мару был обнаружен гидроакустиками ещё раньше и получил обозначение S-13.
В 12:58 Сикрест обозначил путь S-13 как направляющийся в сторону от Гринвилля . Начиная с 13:00 Сикрест решил прекратить обновление графика оценки контактов (CEP). CEP представляет собой бумажный планшет, на котором отображаются данные о судне и другая справочная информация для персонала ЦП (центральный пост). Сикрест позже заявил, что одной из причин, по которой он решил прекратить обновление CEP, было то, что гости стояли между его станцией наблюдения и CEP,  пришлось бы постоянно толкаться среди них.

Было бы достаточно долго перечислять, насколько гости мешали нормальной работе центрального поста. Командир был постоянно отвлечён общением с ними, да вообще, думаю, галдёж там стоял немалый.
В течение 15 минут подводная лодка совершала различные маневры на радость VIP-персонам на борту.

Были выполнены высокоскоростные повороты с полной перекладкой руля направления из стороны в сторону на 35 градусов, а также быстрые подъемы и движения вниз. Уоддл лично руководил маневрами. По словам Уоддла, гостям «это понравилось». Уоддл добавляет: «Я едва мог сдержать улыбку, наблюдая за выражением радости и изумления на лицах наших уважаемых посетителей». Во время маневров несколько гражданских лиц в помещении гидроакустиков разговаривали с ними, а те в то же время пытались отслеживать любые гидролокационные контакты поблизости. Короче, мешали работать.»

Перед последним погружением Уоддл лично произвёл осмотр надводной обстановки в перископ, в том числе и сектора, где мог находиться Эхиме Мару, но не заметил его.

Лодка быстро погрузилась на 120 метров. Двум высокопоставленным лицам, Джону Холлу, генеральному директору нефтяной компании, и Джеку Клэри, спортивному обозревателю, было разрешено принять участие в управлении средствами аварийного всплытия. Клэри сидел в кресле рулевого, а Холл контролировал воздушные клапаны, оба подстраховывались членами экипажа «Гринвилла». Они-то и произвели всплытие атомохода в аварийном режиме. Всплытие в таком режиме происходит в считанные секунды и внешне может выглядеть так: Фото на заставке. Представляете, как может ударить махина водоизмещением свыше 10 тысяч тонн небольшое судно с водоизмещением меньше тысячи тонн?

В 13:43 "Гринвилл" всплыл прямо под Эхиме Мару , что привело к катастрофическому столкновению. Руль направления лодки пропорол днище судна от борта до борта.

Всего на борту «Эхимэ Мару» находилось 35 человек : 20 членов экипажа, 13 учащихся и два преподавателя. Часть из них, в том числе и капитан, были выброшены за борт, остальные пытались спастись на аварийных плавсредствах.

Через пять секунд Эхиме Мару начал тонуть. Он встал вертикально на корму и затонул за считанные минуты. Высота волн достигала от двух до трёх метров, палубные люки на субмарине открыть было невозможно. Уоддл посчитал, что приближаться к спасательным плотикам было бы опасно для них и вызвал береговую охрану. Через 45 минут прибывшие спасатели начали поднимать японцев из воды. 9 человек пропали без вести, в том числе четверо 17-летних старшеклассников и двое учителей.

Ремонт подводной лодки обошёлся в 2 миллиона долларов. 16 февраля 2001 года с помощью дистанционно пилотируемого подводного аппарата (ROV) "Скорпион" Эхиме Мару был обнаружен на глубине 610 м. Летом судно было приподнято над дном и перемещено на меньшую глубину. Водолазы обнаружили тела восьми из девяти пропавших без вести человек (троих членов экипажа, четырех учащихся и двух учителей).

Позже судно было отбуксировано подальше от берега и затоплено на глубине 1800 метров.

Американский флот потратил порядка 25 миллионов долларов на выплату компенсаций семьям как погибших, так и выживших, а также покупку нового судна, получившего то же имя.

Японской стороне принесли извинения президент Буш, министр обороны, госсекретарь, высокие флотские чины. Уоддл порывался поехать в Японию, чтобы принести извинения лично. Ирония судьбы в том, что он и родился в Японии в 1959 году.

Однако, пока он находился на службе, ему было рекомендовано это не делать. Разбирательство длилось не очень долго. Все причастные получили различные административные взыскания. Часть японцев желала военного трибунала над Уоддлом, однако этого не произошло. Он был уволен с военной службы, но "с почётом". Официально ушел из ВМС США 1 октября 2001 года. Уже после этого ездил в Японию и приносил неоднократные личные извинения.

Во время суда всю вину он брал на себя и вёл себя крайне достойно, что произвело благоприятное впечатление о нём. После 10 месяцев безработицы был принят менеджером в энергетическую компанию, а после начал свой бизнес. О нём написана книга.

Так что, уважаемые читатели, вы поняли, чем могут закончится плавания на борту субмарин посторонних лиц. Кстати, американцы сняли задолго до этого комедийный фильм «Операция нижняя юбка» о том, как на борту американской дизель-электрической субмарины типа «Балао» в начале Второй мировой войны на Тихом океане, оказались американские женщины-военнослужащие. Их пришлось вывозить с одного из островов в Тихом океане, где они оказались после аварийного приводнения гидросамолета. Представляете, что было на лодке, когда они там несколько дней путешествовали?  Одна из них нажала на кнопку пуска торпеды в самое неподходящее время, и торпеда выскочила на пологий берег и попала в бензовоз на берегу, который взорвался. Вообще то в начале той войны американские торпеды отличились очень плохим качеством, и почти у половины из них не срабатывали взрыватели. Вообще рекомендую посмотреть в интернете этот фильм, в котором главных героев играют Кэри Грант и Тони Кертис, сможете посмеяться от души. Но вот тем, кто был причастен к аварийному всплытию американского атомохода и особенно на борту японского судна, точно было не до смеха.