13. Русский музей

Владимир Мельников
Отрывок из романа «Информационный шум»

Перед выходом я открыл гостиничный сейф у себя в номере, чтобы забрать паспорт и кредитку. Автоматически протянул руку и в этот момент случайно обратил внимание на то, что вещи лежат не так аккуратно, как их обычно оставлял. Документы и карточки были сдвинуты, будто их бросили второпях. Ничего не пропало, поэтому взял то, что хотел, тем не менее подошёл к жене и поинтересовался, не она ли устроила беспорядок. Отрицательный ответ меня ещё некоторое время беспокоил, поскольку никто кроме нас не знал код, а мы не отлучались, разве что выходили на кухню. Между тем все эти попутные мысли на улице быстро отлетели в сторону.
Мы шли втроём, я и телохранители, Дима и Роман. Навигатор нам не потребовался, Роман и так знал дорогу, вдобавок его полагалось слушаться, как главного…  До Русского музея оказалось совсем недалеко. Чем и хорош правильный город! Выразительное сконцентрировано: ансамбли зданий, площади, дворцы, собор, арки, колонны… Настроение максимально поглотить весь этот изящный поток ни на минуту не исчезает особенно на Невском проспекте…
Внутрь здания музея мой конвой не пошёл, остался на улице. Почему так, Роман не объяснил, вероятно, по инструкции. Иное в голову не приходило, а истинная причина стала понятна позже.
Нельзя сказать, что творчество Врубеля привлекло толпы фанатов, люди по выставке бродили довольно свободно. Мне вначале тоже казалось возможным смотреть картины и эскизы самостоятельно. Прошёл один зал, другой, третий, затем заметил группу с экскурсоводом и решил присоединиться. Не настолько мне был понятен художник, чтобы во всём разобраться самому. И да, действительно, с пояснениями знающего человека путешествие во времени стало гораздо интереснее. Особо обратил внимание на историю исправления «Демона». Экскурсовод сказала, что картина при перемещении из мастерской на выставку померкла, краски, переливающиеся при направленном освещении, пропали, и ещё подчеркнула то, что Врубель не понял влияния освещения. Причём проблема с освещением повторилась после перемещения картины на другую выставку. Менялось изображение и в течении дня из-за изменения положения солнечного света. В результате Врубелю показалось, что изображение издевается над ним, что автор утратил власть над своим творением, зато мистическую власть захватил демон. Все попытки изменить картину провалились и это якобы привело к душевной болезни.  Мне же такое объяснение не понравилось, как весьма сомнительное. Влияние освещения объясняют детям, и мастер не мог не понимать такие простые вещи. Скорее всего он осознано пытался править картину так, чтобы она играла при любом освещении, по сути, стремился обмануть зрение и перехитрить мозг, что чрезвычайно сложно выполнить, либо бывает в принципе невозможно. То есть к перенапряжению и болезни привело вовсе не отсутствие понимания причин, а недостаток технологий. С математиками тоже так бывает. Одно дело на лекции для студентов на доске набросать несколько известных формул, ошибёшься – не беда, а другое найти и апробировать решение, от которого реально может зависеть чья-то жизнь. На грани такого риска постоянно находится моделирование процессов и особенно высокоскоростных. Определённо художникам и математикам в подобных ситуациях следует работать только под контролем биологов, в связке с медиками и психологами. Чтобы избежать безумия, человек не должен оставаться один на один с задачей...       
Примерно такими были мои мысли, когда их прервал вопрос, и я услышал знакомый голос из-за спины:
- А тебе не кажется, что происходящее с электромобилями тоже похоже на безумие?
Конечно же это могла сказать только Катька, ей не составляло труда подойти незаметно, ведь, в фокусе внимания на выставке находились вовсе не окружающие люди. Музейным работникам ставлю пять за организацию пространства, то есть за то, что мы были сосредоточены на картинах. И, хотя в театрах мне всегда хватало высокомерия для наблюдения реакции зрителей, здесь бдительность уступила иномыслию. Сказать, что не удивился нельзя, но сыграть в опытного шпиона захотелось, поэтому, не поворачиваясь к неожиданной собеседнице, я тихонько ответил:
- А, радистка Кэт!
- Привет, привет. Давно тебя жду.
- Знаю, что в музеях обычно назначал встречи твой шеф Штирлиц...   
Дальше по законам жанра следовало, не теряя инициативы, чем-нибудь ошарашить «противника», что и было выполнено с помощью короткой очереди из трёх фраз:
- Признавайся, зачем в сейфе рылась?
- Кредитные карточки хотела стырить?
- С деньгами что ли совсем напряжёнка?
Увы, на большее у меня, к сожалению, не хватило ни ума, ни дыхания, и посему тут же заслуженно получил спортивно-юношеский «разряд»:
- Конечно, за электричество платить нечем, а тарифы повышаю каждые полгода…   
Ну, судя по тому, как девушка была одета, отсутствие денег последнее, что про неё можно было подумать. Придраться бы к плохому гипнозу или к дефекту невидимки, которые отказали во время вскрытия сейфа, да такое острословие приходит лишь задним умом. По факту вместо искромётного экспромта вышло моргать глазами, помалкивать и слушать похвалы с пояснениями от Кати:
- А ты молодец!
- Беспорядок приметил…
- Не волнуйся, в сейфе Ромка не успел прибраться.
- Он ваши кредитки заменил на такие же только с метками для навигации.
- Иначе бы я не знала, где тебя искать и застать в одиночестве.
Такая проза, никаких гипнозов и невидимок, приключилась банальная слежка из прошлого века…
- Ясно, - сказал я, бормоча какую-то белиберду:
- На тебя, значит, тут целая банда работает, а меня даже жена бросила…
- Поди и Сергей о тебе знает?
- Нет не знает, - ответила Катя и искренне поблагодарила:
- Спасибо за то, что не проболтался!
Затем последовал её вопрос:
- А Ольге о нашей встрече рассказал?
Прозвучало моё короткое отрицание:
- Нет.
Дальше надо было замолчать, но удержаться не удалось, и правда полилась из моих уст в ушки андроида:
- Не, не подумай, что не рассказал из-за благородства, нет.
- Просто повода не было.
- А в подходящий момент, не задумываясь, не стал бы держать язык за зубами…
- Очень хотелось похвастать особо тем, что мы видели прототип в океанариуме и предугадали причину аварии ещё до моделирования!   
Этим признанием я как бы ничего особенного не выдал, зато отповедь получил запоминающуюся:
- Папа Вова, нельзя быть таким честным! Сохраняй интригу…
Собственно говоря, само замечание в мой адрес по поводу глупой честности звучало далеко не впервые. Другое дело обращение. Оно буквально покорёжило моё сознание. Слово папа, однако, я припрятал в уме для самостоятельного осмысления, а по поводу имени возразил сразу:
- Я не Вова.
- Знаю, - парировала Катька, хитро улыбнулась и добавила:
- Ты у меня теперь Вадим Сергеевич Волков!
С тем, что она знала мои новые данные смириться было легко. Уж если Романа перевербовала, кредитку подменила и встречу устроила, так имя-отчество прочитать вовсе семечки… Однако дальше пошла такая информация, которая на всём белом свете была ведома, возможно, одному мне. Кроме того, все сроки давности истекли, и в детскую память пришлось залезать туда, куда, как говорится, Макар телят не гонял…
- Вадим Волков - твой школьный друг, - ошарашила меня Катя и уточнила:
- Вы учились вместе с 1-го по 4-й класс…
В связи с этим она поинтересовалась подробностями одного стародавнего происшествия, можно сказать детектива из социалистического прошлого, в котором, как некоторые наивно полагают, не было преступлений. Только вопрос по поводу того, чего не должно было быть, прозвучал предельно конкретный: 
- Вы стали свидетелями похищения ребёнка!
- Расскажи, что тогда случилось?
- Мне нужно знать самые незначительные детали!
От неожиданности у меня пересохло во рту и перепутались имена. На их реконструкцию ушло минут пять. После чего с трудом кроме Вадима Волкова я восстановил в правах имена друзей: Толи Пастушкова и Миши Герасимова, а также имя порождения злого демона, которым был Андрей Федосеев. Не знаю, существую ли научные доказательства того, что уже в самом раннем возрасте можно рассчитать траекторию судьбы, но интуиция мне вполне определённо подсказывала, кто есть кто и кем станет. Во всяком случае в нашем пятиугольнике наверняка. Мы (четыре «мушкетёра») держались вместе, вместе прогуливали уроки, по много раз вместо школы в кинотеатрах смотрели лучшие тогда фильмы: «Три мушкетёра», «Фанфан-Тюльпан», «Железная маска» и конечно же «Фантомас»! Наше расписание с продлёнкой предполагало двухчасовую прогулку, во время которой мы либо бродили по соседним оврагам и сражались на деревянных шпагах, либо собирались у меня дома. У Вадима тоже можно было, тем более что там в отдельной квартире нас всегда поджидала полная ваза с отличными шоколадными конфетами. Только моя комната, хоть и в коммуналке, была в пяти минутах ходьбы, а за конфетами приходилось ехать. Переполненное общежитие, где жил Толя, тоже было радо гостям, лишь расположиться по-мушкетёрски не позволяло. А впечатления от фильмов кроме застолья нам ничего иного не подсказывали. В таких «роскошных» условиях «мушкетёры» быстро научили друг друга разным благородным манерам. Вадим разбирался в картах, и мы освоили две игры: «501» и «Ап-энд-даун». У меня была трубка деда, её набивали табаком из окурков в основном почему-то от женских сигарет «Femina», зажигали и пускали по кругу. В рюмочки наливали папин коньячок... И, удивительное дело, десяти-одиннадцатилетних «мушкетёров-разбойников» ни разу никто не застукал. Ещё более впечатляет то, что никто из нас впоследствии не курил и не спился, во всяком случае лет до 20… Дальше истории моих приятелей неизвестны. Кстати, в семейном музее у меня есть та самая трубка и ещё шпага, которую подарил отец Вадима. Как-то он водил наш класс к себе на завод, и там показывал линию хромирования стальных деталей. В неё подавали чёрные трубы, а на выходе получали блестящие поручни для метро и автобусов. Там же и так же ловко была сработана блестящая от хрома шпага с закрытой чашей и широкой дужкой эфеса…
- Про сигареты «Femina» всё понятно, - возмутилась Катя. Она ожидала мелочи, но точно не слёзы крокодила от ностальгии… Поэтому поторопила:
- Давай уже информацию по делу!
- Извините, королева, - недовольно отозвался я и настоял на своём:
- Рассказываю, как могу, терпите…
Действительно, мне немало труда стоило спустя несколько десятилетий после событий склеить из обрывков памяти внятный текст, а неблагодарная слушательница посчитала «выстраданное» историческое сочинение не относящимся к делу. Было из-за чего огорчиться и даже отказаться от продолжения. Только Катька улыбнулась так, как это умеют делать хитрые девочки, пришлось ещё и ещё вспоминать да много чего говорить…
Кто из нас был д’Артаньяном не уточню, определённо лишь то, что роль Портоса мог сыграть Вадим. Во всяком случае лишь с ним никогда не связывался Андрей. Его тёмная сила не беспокоила и меня, не помню и стычек с Мишкой. Просто повода не давали, а весь клубок злости сваливался на Толика. Возможно, это была перманентная антипатия, либо каждый раз просыпалась обида от прежних неудач, но драки случались регулярно, и бои завершались совсем не по-детски, со швами, травмопунктами и милицией. Хоть, Толя обычно побеждал, но и ему прилично доставалось, если нас не было рядом и бойцов некому было разнять. Таким образом обстановка сложилась взрывоопасная и ожидания плохого оказались недолгими. Беда, правда, приключилась вовсе не с Толей. Самый тихий из нас, отличник Миша вдруг стал прогуливать уроки, но не так как раньше, не в нашей компании, а в одиночку. Несколько раз он появлялся в школе лишь в середине дня. Наш друг был мрачным, а о том, что случилось молчал. Зато однажды он вовсе не пришёл. Через день у нас состоялась встреча с его родителями. Отец Миши и заплаканная мама объяснили, что сын не вернулся домой, и его нет уже второй день. Их семья жила довольно далеко от школы, добираться надо было на автобусе плюс пешком по пустырям. Тогда милиция уже прошла весь этот маршрут, только ничего не обнаружила. Мы тоже ничем помочь не смогли. Если бы проблемы продолжались дольше, то разговорили бы товарища, но в то время просто не успели. Не знаю, какое решение для такой ситуации принял бы опытный сыщик, только мы сообразили поступить так, как подсказывало детское воображение. Просто после уроков втроём пошли по той дороге, по которой добирался Мишка. Бродили без особой надежды что-то узнать. И нам повезло, мы увидели то, на что взрослые люди не обращали внимания. Они же не знали подельников Толика, а мы их раньше случайно видели. Это были два парня, по сравнению с нами дядьки. К счастью, нас они не заметили, а, может, заметили, но не вспомнили. Так нам удалось проследить, куда движется эта парочка. Дальше хватило ума не действовать самим, показали место и через час милиция освободила нашего друга из запертого гаража. К этому моменту родителям Миши по телефону уже объявили угрозу и сумму выкупа… Мы же довольно рано узнали, что похищение людей имеет место не только в кинофильме «Фантомас», но и в нашей вполне себе социалистической реальности. Мне не известно, чего сделали с теми настоящими бандитами, которые вначале отбирали деньги на дороге, потом, когда Миша стал от них скрываться, решили, что этого мало… Зато помню, что Толика, как малолетку лишь поставили на учёт и перевели в другую школу. Потом уже взрослым иногда видел его на улице, ведь, жили мы в одном районе…
- На этом, пожалуй, всё – сказал я Кате и предложил на выбор ещё три серии из той же детской мелодрамы:
- Хочешь, расскажу, как у нас под новый год школу взорвали? Так грохнуло, что все стёкла пришлось менять не только в школе, но и в соседних домах.
- Могу ещё впечатлениями от трёх поджогов мебельной фабрики поделиться… Знаю какой жар стоит, когда штабели древесины горят, сам тушил…
- В курсе даже про наркотики, которых у нас с роду как бы не было, поскольку наркотиков не было, но было лекарство от кашля, которое называлось «Кодеин», так за ним наркоши и охотились…
- Как тебе, богатый у меня выбор тем для обсуждения? – спросил я у своей слушательницы.
- Богатый, богатый, - согласилась она, но более ничего выведать не захотела, и посоветовала:
- Оставь для мемуаров или продай. Сейчас есть чудаки, которые скупают по дешёвке сюжеты разных детективов…
Очевидно было то, что Катя уже узнала всё необходимое для текущего дела, и торопилась попрощаться. Тем не менее ей нужно было завершить встречу так, чтобы в моём сознании зафиксировалась не древняя, а совершенно новая информация. И она с небольшим расширением повторила вопрос, с которой всё началось:
- Тебе не кажется, что происходящее с электромобилями похоже на безумие?
- Преступление – всегда болезнь, но болезнь не является преступлением!
Накал от общения с королевой сразу исчез, поскольку его сменили указания «компьютера»:
- Скажешь Сергею, чтобы обратил внимание на спасателей, которые вытаскивали вас из воды после аварии катера.
- На меня не ссылайся, говори, что сам считаешь их быстрое появление очень подозрительным!   
С этим мы в очередной раз расстались, как раньше с андроидом, стюардессой, медсестрой, а теперь вот с дочкой. Тут было о чём подумать. И по дороге в гостиницу в голову приходила всякая смешная чепуха типа непорочного зачатия и материализации чувственных идей, но были и серьёзные мысли.   
Есть поговорка: «Хочешь лить воду, а ехать как на бензине». Катя точно не лила воду, а концентрировала гремучую смесь фактов, которые находились за границами моего разума. В принципе меня устраивало, что кто-то более надёжный принимает решения. Ведь, мы имеем дело с чем-то и с кем-то пока совершенно неопределённым. Демон для этого, пожалуй, подходящее название. Врубель своего такого неуправляемого монстра запрессовал меж верхней и нижней границей холста. Наши границы пока были недосягаемы, плюс-минус бесконечность. Правда, художник не совладал с отражением света.  Обмануть восприятие перспективы проще. Для света, возможно, необходимо множество микролинз или зеркал в каждой точке холста. Только автор, скорее опытный алхимик, чем физик, их не нашёл. Наши знания многократно превосходят те, что были более века назад, но и враг стал хитрее, лишь раз оступился. Мина-присоска его подвела…
Мне же когда-то хотелось разнообразия в жизни, вот, приключения и случились. И ныне в пору было пожелать лишь того, чтобы у нас всё было, а нам за это ничего не было… Опасная игра вполне могла завершиться иначе. Успокаивало лишь то, что на пути к «поверженному демону» я наконец получил первое конкретное и вполне понятное задание: вернуть с небес на землю Сергея! Нёс теперь ему в наш «курятник» информацию для размышления, можно сказать не наброски, но завершённую красоту, какую «курочка» снесла в виде «ювелирного изделия фирмы Карла Фаберже»!.. 

(продолжение следует)