Зачем мы живем и куда уходим?

Ольга Белова 4
«Смерти нет, Господа!», - заявил сто лет назад великий ученый В.М. Бехтерев.


 
………………………………………………………..
Рассказ от первого лица: матушки Марфы:
………….

Со мной в больничной палате находилась строгая, пожилая монахиня Марфа.
Утром, вечером, да и днем, вычитывая по церковным книгам молитвы, перечисляла еще и длиннющий список имен из своей тетради.
Я все порывалась поговорить с соседкой «про жизнь», обсудить новости из дзена.
И потому донимала её вопросами:
«Вот, вы, матушка: молитесь так много?
У вас умер кто то?
Расскажите…».
--------------------------------------------
Внимательно посмотрит на меня старица поверх своих очков, и только тихо … тихо, - вздохнет.
 
И вот, в один из вечеров, поведала-таки матушка историю своей непростой жизни, и о том, что побудило её стать монахиней,- уйти из мира.
……….

- «В народе», -
 так начала она свой рассказ:
- «… живет предрассудок, что в монастырь идут сплошь одни неудачники по жизни».

Святой Исаак Сирин , писал о таких «неудачниках» следующее:
«… все святые, коих весь мир не достоин, считали себя грешнее всех, и уходили в монастыри, в пустыни, в дебри лесные, терпя зной, холод и голод».
Какая тайна их всех объединяла?
На это ответил апостол Лука, сказав так:   
«Кто «прилепляйся Господеви, бывает един дух с Господом».

И добавила:
«Многие, кто приходят в монастырь, думают, что тут то, они обретут покой, и очень удивляются, когда обнаружат в себе и… в других - жестокий мятеж страстей ».
«Вступили они в монастырь, сняли мирские одежды, облеклись в черные одежды иноческие, но навыки и нестроение, полученные в мирской жизни, остались с ними, и пребывая неудовлетворенными, приобретают новую силу.
«Но сводить смысл человеческих бед только к возмездию нельзя: надо склониться в благоговейном молчании перед сей неразгаданной тайной».
Монастырь, ведь это место покаяния, и святой Иоанн Лествичник  называл монастырь больницею….
…………………………………..
- «Я-то, пришла в эту лечебницу», - говорит старица:
-«когда мне было уже сорок лет, после странной смерти мужа и, последовавшими за ними событиями».
 
«Расскажу все – по порядку:
- Замуж я вышла в двадцать лет за парня, которого знала с детства.
Как только закончил он военное училище, так сразу и прислал сватов к моим родителям.
Жених мой был всем хорош: статный, красивый…, да и за словом в карман не лез…
Много девчат по нем тогда сохло, но выбрал он меня.
……………………………………….
Расписались мы в Загсе, и в тот же день повенчались.
На свадьбе гуляло все село….
……………
Прошло несколько лет: в нашей семье уже подрастали дети: дочь и сын.
Но в стране началась перестройка, а с ней и обвал армии.
Муж сильно изменился: с ним стало твориться невыносимое: начались пьянки, гульба, блуд ….
Не желала я, чтобы дети росли, видя своего отца в столь непотребном состоянии.
Любила я его, но children (молд. - чада) были мне дороже.
У преподобного Исаака Сирина есть такое наставление, что «вне искушений, человек не может усмотреть Промысел Божий, а «Промысел» познается в том, что Бог непрестанно посылает ему печали».
Вот и посыпались эти печали на меня в избытке….
………….
В случае неверности супруга, Бог позволяет невиновной стороне расторгнуть брак. (Матфея 19:9).
Я так и поступила.
В то тяжелое время: ни работы, ни жилья – ушла в неопределенность с малыми детками.
А сама: все ждала, - ждала, - надеялась, что муж опомнится: и я… - его … - простила бы…тогда.
Но супруг мой венчанный… - ловко продал нашу общую недвижимость, и уехал на Украину с какой-то девицей….

…………….
Живя там, он регулярно наведывался в наш город, но не к детям, а
раз в три месяца приезжал в банк за пенсией (военной), и возвращался с кучей денег … - обратно… - туда….
………………………..
«И не знает блудник, что мертвецы там, и что в глубине преисподней, зазванные они блудницами».   /Притчи Соломона 9;18/
…………………….
Через несколько лет получила я от незнакомого абонента страшное сообщение:
- «Приезжайте … - ваш муж при смерти, - хоронить не кому…»
……..
- «Как это не кому?»,
 - подумала я:
«А где же его девицы?
А потом решила:
«Может несчастье случилось, а потому чужие люди и прислали эту телеграмму?

Он же, все-таки отец моих детей, … - не безродный?».
И с горечью добавила:
«Вот и встретимся, дорогой…». 
 
Так рассуждая, собрала я все, что надо для погребения, и поехали мы с дочкой на Украину….
……..
Приехали по указанному адресу, где нас встретила какая-то женщина.  Она
провела нас в комнату, где лежал бывший «первый парень на селе», - мой венчанный супруг.
Узнать его было невозможно: перед нами был скелет, обтянутый кожей.
Только синяя татуировка с моим именем на его руке, которую он сделал себе еще будучи курсантом, напоминало, что это … - мой муж….
Стою и думаю: простила ли я его за предательство?
…………………………….
- Ведь прощают потому, что время лечит, боль утихает, или забывается обида….
А тут, так саднит в душе: - не могу простить… и все….
 
«Настоящее прощение бывает, когда прощение становится актом доверия Богу, давшему нам заповедь прощать, и только тогда обида вычеркивается, … аки не бывший… »

Муж был в коме…, и как говорят в народе «часовал».
……………………………………..
Спросила ту женщину, которая оказалась … - …  «женой»:
-«Вы священника приглашали?».
Та бойко ответила, что «паноте;ць», - недавно ушел, сказав, что  чоловік в коме и собо;рувати, его нельзя.
…..
Тогда я сходила в храм сама, заказала все необходимое для христианина, находящегося при смерти.
На все вопросы, которые задавал священник во время обряда, мой супруг шевелил либо ногой, либо глубоко вздыхал, но глаза были закрыты.
Жинка… же его, - крутилась здесь же, и как, заевшая пластинка, - твердила:
«Отже, він помер.
- Отже, він помер».
Священник не обращал на неё внимание, и продолжал читать положенные молитвы….
Но, когда женщина стала, зачем-то выдергивать постель из-под умирающего, он громко сказал ей:
«Муж ваш все слышит: не мешайте нам…».
После ухода священника, муж еще раз вздохнул, и не открывая глаз, - ушел в вечность.
…….
Все расходы по погребению и отпеванию были на мне.
Жінка, его, - как вышла, по каким - то делам после отпевания, так мы её больше и не видели.
Хорошей одежды у покойного не нашлось: пришлось все подкупать.
В суете я (забыла?) окропить гроб – домовину святой водой, как это делают у нас.
Свечи и ладан, так и не зажгли…, хотя я все привезла ….
Морок какой - то окутал меня….
Анализируя, прошедшее я осознаю теперь, что очень много тогда странного происходило.
Я - здоровая женщина, несколько раз была на грани обморока: не от горя, и не от потери «кормильца», а какая-то слабость и немощь на меня там напала.
…..
Еле домой добралась.
А приехав, сразу пошла в свой храм, который недавно возвели в парке… - на месте долгостроя.
…………..
Исповедовалась, причастилась и тот «серый морок», в котором я находилась во время и после похорон, - пропал.
…..
Но на этом наши приключения не закончились….
До сорокового дня, покойник не давал покоя нашему сыну, приходя к нему во сне, со словами:
«Сынок, прости меня, помолись обо мне – мне очень плохо.
Помоги…» ….
…….
Узнав о ночных страхованиях своего чада, я усилила молитву за покойника.
Но в сороковой день, отец снова пришел (почему только сыну?).
…..
Он и рассказал  мне этот сон, чем очень напугал нас:
«Вид папы был страшен»,
говорил сын:
«Черное лицо было у отца, как будто в саже и 
вместо нормального голоса, - какой-то хрип.
А потом папа быстро - быстро начал говорить мне, как будто торопился:
«Сын, не опускай молитву обо мне, молись, умоляю тебя.
Загробная жизнь есть, - ееесть….
Посмертная участь таких как я, - … ужаааааасна…
 Это нельзя описать земными словами.
Сынок, я не всегда был плохим отцом.
Вспомни: было же и хорошее».
……..
И со стоном,
—не произнес, а как бы прохрипел:
- «Вымоли меня…, сынок… - вымолиииии, ….
Жизнь земная пролетает как сон, а ад есть… - ад реальныыыыыый….
Моооооолиииись…о мне… -  сыыыыынок…».
И на этих словах папа пропал…».
………………
Далее сын сказал мне, что успел обнадежить отца, крикнув ему вслед:
«Папа, мы все молимся за тебя» ….
………………………………….
Я же, — вот почему так расстроилась: проснулась я тогда ночью от плача – крика своего мальчика… с теми самыми словами….
…………….
- Больше супруг не приходил, видно не отпускали его … - оттуда»,
- сказала монахиня и добавила цитату из Библии:
«Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами чернеет; гниль и черви наследуют его, и дерзкая душа истребится ».
Старенькая монахиня замолчала и долго - долго смотрела в окно: вспоминала,
или молилась?

Но я, - не решилась нарушить это молчание….


Белова О.В.
2024 год.




PS: «Каждый человек, истратив свою жизнь во вред своему спасению и блаженству в вечности, есть по отношению к самому себе и тать, и разбойник, и убийца…» : - «жалок, и нищ, и наг» (Откр. 3,17).
;
«Монашество – это новая жизнь в духе и истине»
Сын этой старицы ушел в мужской монастырь в селе Кицканы.
И сейчас он иеромонах с именем Арсений….
А сама рассказчица живет в женском монастыре первоверховных апостолов Петра и Павла и носит имя - монахиня Марфа».
«Претерпевый до конца, той спасется»