Босоногий Брайль

Игорь Барнет
Предуведомление И.И. Барнета

Предлагаемая вашему вниманию публикация является совместной работой трёх авторов. Мой вклад в неё относительно невелик. Фактически, на 90 % она была написана (скомпилирована из разных источников) Б.Г. и Т.А. (Н.С.) под заглавиями "Чтение пальчиками ног" и "Босоногий Брайль" соответственно. Однако, авторы эти по разным причинам вынуждены были закрыть свои страницы. Считая статью общественно важной и в каком-то смысле поучительной, один из них предложил мне дополнить её и разместить на моей странице, дабы она продолжала оставаться в свободном доступе. Что и было мной с радостью сделано!

_________________________________________________


Человек - это звучит гордо.
Максим Горький


1

Расхоже и обоснованно (а также банально) мнение, согласно которому стопы ног, оставленные разутыми, являются для босого человека подлинным "окном в мир". И заметим, что даже для обычного, заурядного и физически ни чем не выделенного человека, при определённой жизненной практике и повседневной натренированности "внимать голосу осязания", это выражение может сделаться чем-то гораздо большим, нежели просто банальной метафорой.

Однако насколько же данное суждение более справедливо для тех людей, кому выпало жить в принципиально иных физических условиях! К примеру, слепоглухой человек естественным образом будет использовать тактильные ощущения на коже своих подошв попросту для повседневной ориентации в пространстве, и получаемое им посредством босых ног представление о мире может оказаться на удивление богатым и детализированным.

Приведу тут свидетельство педагога и литератора Ольги Скороходовой, ослепшей после менингита в 5 лет и окончательно утратившей слух в 14. Вспоминая юность, она говорит так:

"Не надевая туфель, босая, я спустилась вниз, взяла ключ от двери и вышла в сад. [...] Соскочив с ограды на землю, я осторожно пошла в переулок; босыми ногами я различала каждый камень и по тому, насколько камни были гладкими или острыми, узнавала направление к дому. [...] Я сняла туфли, связала их чулком и перекинула через плечо (к ограде я должна была идти босой, чтобы различать дорогу...)". (Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – М. Педагогика, 1972)

Теперь послушаем, как описывает идеальную коммуну слепоглухих людей Джон Варли в повести "Навязчивость зрения" (1978 г.):

"Пока я в сумерках направлялся к группе зданий, мне навстречу попадались люди. Они не замечали меня, как я и ожидал. Двигались они быстро; некоторые буквально бежали. Я стоял на месте, осматриваясь вокруг, чтобы никто не столкнулся со мной. Прежде чем вести себя смелее, мне надо было понять, почему они не сталкиваются друг с другом.

Я наклонился и осмотрел землю. Темнело, но я тут же увидел, что повсюду идут пересекающиеся бетонные дорожки. У каждой из них был иной рельеф поверхности: линии, волны, ямки, гладкие и шероховатые участки. Я вскоре заметил, что люди, которые спешили, пользовались лишь дорожками, и при этом все они без исключения были босы. Ясно было, что это что-то вроде дорожных знаков, и считываются такие знаки непосредственно голыми ступнями. Детали этой системы мне были не нужны: достаточно было знать о её существовании и избегать дорожек.

В босоногих людях ничего примечательного не было. Некоторые были обнажены, но к этому я уже привык. Внешности они были самой разной, но все казались примерно одного возраста - за исключением детей. Если бы не то, что они не останавливались поговорить или хотя бы помахать друг другу рукой, я никогда не подумал бы, что они слепы. Я следил за тем, как они приближались к пересечениям дорожек (не знаю, как им это становилось известным, но мог бы вообразить себе несколько способов) и замедляли шаг. Эта система была великолепной".

А вот что пишут Saskia Damen и Mijkje Worm в работе "Congenital deafblindness": "Many people with congenital deafblindness enjoy walking barefoot because of the touch information they receive and because they have better contact with the ground" (р. 25).

Можно предположить, что именно благодаря босым ногам для таких людей возникает не только лишь релевантный практически, но и совершенно уникальный и безусловно самотождественный, аксиологически самодостаточный "слепок" Мира, "взгляд на мир", сильно отличающийся от нашего обыденного восприятия действительности.


2

Поистине страшным, мало с чем по своей тяжести сопоставимым испытанием для человека может стать утрата им вследствие несчастного случая или военной травмы одновременно и зрения, и обеих рук. Испытанием не только лишь физическим, бытовым, но не в меньшей степени и эмоциональным, психологическим, более того, экзистенциальным...

Однако, как бы там ни было, а "жизнь продолжается", пускай даже при столь суровом и мучительном ограничении доступа к ускользающей от сенсорного восприятия действительности. И среди прочих задач последующей реабилитации и привыкания к жизни в новых условиях особый интерес представляет вот какой вопрос: является ли принципиально возможным при подобной тяжкой комбинированной инвалидности восстановить у пострадавшего способность к самостоятельному чтению? Под этой способностью подразумевается, конечно, не прослушивание аудиокниг или навыки использования слепобезруким программ экранного доступа, а именно восприятие текста посредством активного его освоения. Очевидное препятствие сразу обнаруживается в том обстоятельстве, что рельефный шрифт, некогда предложенный Луи Брайлем для нужд незрячих, рассчитан на осязательное распознавание его знаков с использованием подушечек пальцев рук... которые теперь у ослепшего также отсутствуют! Но, как выяснилось, в некоторых (пусть редких) случаях вполне реализуема на первый взгляд фантастическая возможность чтения того же самого брайлевского шрифта - взамен пальцев ампутированных рук - пальчиками... ног! И это даже несмотря на несоизмеримо меньшую способность последних к детализации осязательных ощущений в сравнении не только с руками, но и, например, губами или подбородком!

Вот свидетельства:

"При отсутствии пальцев или рук осязательное восприятие рельефного шрифта слепыми осуществляется сохранными пальцами, культей, подбородком, пальцами ног". (Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998)

"Если возникает необходимость, слепые научаются читать любым пальцем левой или правой руки, а при ампутации рук даже могут научиться читать пальцами ног. [...]

Ослепший Н., по профессии тракторист, при полной слепоте и двусторонней ампутации предплечий, в результате самостоятельных систематических упражнений научился читать рельефный шрифт большими пальцами ног. Чаще всего он читал большим пальцем правой ноги, но иногда прибегал к чтению с помощью большого пальца левой ноги". (Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. – М.: Из-во АПН РСФСР, 1956, с. 61-62)

Lisa Daxer, адаптировавшая учебники для незрячих студентов, в ответ на вопрос "Is it possible for blind people to read braille with the feet instead of the hands?" на сайте quora.com утверждает следующее:

"Yes; some do. If a blind person hasn’t got hands, they’ll find an alternative – feet, lips or tongue, chin; just anywhere that their skin is sensitive enough to pick up the Braille dots. People who have no arms, and who use their feet to manipulate objects instead, are likely to use their feet to read Braille too".

...Что тут можно добавить? Человек, вслед за трагической потерей зрения и рук оказавшийся в состоянии возвратить себе способность самостоятельного познания мира при помощи того, что судьба сохранила в его распоряжении: языка, губ, подбородка, пальцев и подошв босых ступней... воистину, это звучит гордо!


3

Конечно, всё то, что вынужденно приучается воспринимать посредством ощущений своих босых подошв и пальцев человек, лишённый слуха, зрения и рук (мир на босых ногах!), обычный "здоровый" человек упускает. Но почему же и в ситуации заурядной жизни нам хотя бы не попытаться обогатить своё восприятие мира теми как бы "спящими" возможностями, к использованию которых - в первую очередь, конечно, чисто практическому! - должен прибегать человек в положении крайней нужды и отсутствия иного физического выхода? То есть такой человек, который невольно показывает пример всем остальными людям и как бы просвещает их собственным неординарным опытом по части границ возможного и доступного для человека как такового?


Рисунок из сети Инетернет:
Blind armless youth reading Braille book with his bare toes.