Встреча с мадонной в черном рассказ

Виктор Иванов 12
   Автор Виктор Иванов

ВСТРЕЧА С МАДОННОЙ В ЧЕРНОМ

О ЧЕМ ГОВОРЯТ НАМ ЗВЕЗДЫ И ЦИФРЫ

Недавно мне задали вопрос: Верите ли вы в нумерологию? А в магию чисел?
Может быть, да, а может быть и нет.
Но, наверное, каждый хочет знать свое будущее и своих ближних?
Даже в древности люди верили в предсказания о начале и конце целых исторических эпох или о конце света. Они считали также, что сочетания чисел могут определять судьбу человека или даже целой страны. Так, например, иудеи ведут своё летоисчисление от сотворения мира, черпая свои познания из их священной книги Торы. А Рождество Христово христиане стали считать поворотным моментом в истории человечества. Сегодня нам ученые-историки сообщают нам, что то или другое событие произошло до Рождества Христова или после него, то есть в нашей эре.
После окончания Второй Мировой войны все люди Европы мечтали о мирной жизни, и каждому. было чрезвычайно интересно знать каким станет мир в новом тысячелетии после 2000 года.
Ведь, Иисус Христос перед Вознесением к Небесному Отцу обещал своим ученикам:
«Ей-ей, приду скоро!». Он обещал всем, кто верит в Него установления на Земле эпохи мира, процветания и всеобщего согласия и счастья.
Современные футурологи говорят нам о «квантовом переходе», который ожидает человечество, и что только люди с добрыми намерениями и высокой душой смогут войти Новый Мир.
На моем жизненном пути значительные события происходили один раз в 10 или 25 лет.
Так в мои 25 лет в аппарате Иркутского обкома комсомола я начал сознательное служение людям на закате нашего социалистического общества, тогда я занимался воспитанием человека будущего, которому по мнению партийных идеологов предстояло жить при коммунизме. Через четверть века, когда мне исполнилось 50 лет, Всевышний снова поставил меня перед жизненным выбором, указав на порочность моего социального тупикового пути.
«Выбирай!», сказал Он, « ты в тупике. Дальше либо смерть, либо активное служение ближнему».
В зрелом возрасте, в мои 50 лет я сознательно принял решение выполнять волю Господа и принял обряд полного погружения в воды Крещения, а на следующий день меня крестили огнем Святого Духа. С этого дня я стал чаще задумываться о бренности земного бытия и о вечных духовных ценностях.
И вот снова новый рубеж жизни - моё 75-летние.
На пенсии у меня появилось больше свободного времени для себя и для семьи. По совету детей обобщить свой жизненный опыт и рассказать людям о интересных встречах и дальних и ближних поездках постраннее и за рубеж, я начал писать мемуары, делать научные и литературные переводы, сами собой начали рождаться стихи и проза. Меня начали публиковать и через пару лет меня приняли в ряды «рыцарей пера»в Союзе Русскоязычных писателей и журналистов Болгарии, а еще через два года в Собз Писателей России.

Чем еще знаменательным был для меня новый рубеж?

НА МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУРСЕ ПЕРЕВОДЧИКОВ

В 2020 году меня пригласили принять участие в работе жюри международного конкурса переводчиков, проходившем в болгарском город Шумен. Я охотно согласился и принял с благодарностью это предложение. Впрочем, переводами с иностранных языков на русский я занимался всю свою жизнь.За годы работы в международном туризме я овладел несколькими видами перевода: устным: последовательным и синхронным и письменным: техническим, научным, догматическим и литературным. Доводилось переводить научные монографии, сочинения богословов и художественную литературу.
И вот новый этап быть экспертом и судьей начинающих литераторов, стремящихся донести до читателей в русской диаспоре в Болгарии культурные ценности Братского славянского народа.
На конкурсе я ближе познакомился с творчеством болгарских классиков и современных писателей.

ГЕНЫ ГЕНИАЛЬНОСТИ или СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ интеллекта человека.

Особый интерес у меня всегда вызывала ранняя одаренность, а порой и гениальность поэтов и художников и музыкантов, которые прошли в детстве или юности через сильные стрессы, травмы и потрясения от встречи с духовным тонким миром, после выполнения своего основного предназначения на Земле они рано ушли- нашей жизни в жизнь вечную.
Вспомните Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Осипа Мандельштамма, Марину Цветаеву, Николая Гумилева, Иосифа Уткина и Александра Вампилова в России. А в Болгарии каждому читателю известны такие имена как Пейо Яворов, Христо Ботев, Петя Дубарова и Екатерина Ненчева.
Творчество и жизнь последней затронули мое сердце больше других своей трагичностью и мощью ее таланта. А может быть, потому что на конкурсе переводчик был неопытный и не владел в достаточной степени болгарским литературным языком. Я не удержался и сделал свой перевод стихотворения Екатерины Ненчевой о Богородице «Марию родила не я».
Это - даже не стихотворение, а страстная исповедь женщины,


Екатерина Ненчева «МАРИЯ».
( Покаянная молитва к Богородице)
Перевод с болгарского Виктор Иванов

Марию родила не я, что в том?

Жене Иосифа архангел весть принес
О том, что суждено ей Богородицею стать.
Ей не дано Мессией быть как Он:
Людей любить, за грешников страдать.

Хотя всю жизнь я грешников кормлю
Одной лишь правдой - ложь приму сама.
Не праведная я, но Господа молю,
Чтоб Он мне дал хоть капельку ума!

Познала искушения я и плотскую любовь,
Познала что дано. Не много и не мало.
Я не роптала, не желала вновь
Того, что мне судьба предначертала.

Познала я и Рай, и Ад, и поняла,
Что ангел с дьяволом соседствуют в тебе.
Так, в каждом смертном из людей дела
Отличны от того, что мнит он о себе.

Поникнув головой, пошла дорогой торной.
Неся свою судьбу и горьких слез исток.
Ведь дерзкой я была, девчонкой непокорной…
И вот теперь все собралось в комок!

Делаю для себя от жизни я немного.
Ведь мир для праведных иной.
Не здесь лежит!
Я не хочу прогневать без причины Бога
И буду делать то, что мне Господь велит!

Хочу я чище быть, красней чем Роза
С шипами, обагренными всей славою людской!
Прости мне Боже!
Осуши мне слезы!
Прости и не оставь наедине с тоской!

Увы, не мною рождена Мадонна,
Мать матерей, Христовых все детей.
Нежнейшая из дев, и как слеза солена!
Ты Сына родила - Спасителя людей!
Боль не познала Ты в зачатье и при родах
Наследница Святого на земном пути,
Прославлена в веках во всех земных народах
Я - не Святая Мать! Прости меня, прости!;

Есть у меня святая, правда, не Мария.
Она была мудра, но не могла сказать
О том, что демоны и духи злые
Преследуют меня и не дают мне спать

Я по утрам рожаю из пустой утробы
На белый свет чернявеньких детей.
Они - мои стихи, они -чистейшей пробы!
Из точек, запятых и букв для людей.

Увы, не я Марию родила!
Сложились так: мой быт, мои дела
Рожаю в муках я за стихом стих.
Ведь я их -  мать и люблю всех их!

Пускай они пока несовершенны,
То не дописаны, незавершенны,
Но я люблю из, защищаю
Их изменять другим не позволяю!

Не мною, Боже, рождена Мария
Я не достойна и мои дела!
Моя святая дева Катерина
Жизнь за Христа земную отдала.

Так и живу я на земле упрямо
Не дева, не жена, но всё ж живу любя!
Молюсь я за тебя, моя родная мама!
И дай мне, Бог, других любить,
Как я люблю тебя!


Кем была для Болгарии поэт Екатерина Ненчева?

МАДОННА. В ЧЁРНОМ
Так называли ее болгарские Поэты Серебряного века Екатерину Ненчеву, бросившую вызов в начале двадцатого века всему обществу. Екатерина была первой женщиной-поэтом, получившей в литературном обществе Болгарии официальное признание. Она первой поведала миру современникам о внутреннем мире женщины в стране, недавно освободившейся от пятивекового исламского ига. Это было первым актом феминизма в мужском обществе Болгарии. Её ближайшая подруга поэтесса Дора Габо так написала о ней в своих воспоминаниях:

« Екатерина Ненчева - не только талантливый поэт. Для нас она - олицетворение всего красивого и женственного, образ высокий, чистый и мудрый.»

ПОВЕЗЛО С УЧИТЕЛЯМИ

Не удивительно, что её первые литературные учителя признанные болгарские поэты и писатели Пейо Яворов, Пейко Славейков и Елин Пекин были влюблены в начинающую поэтессу, красивую, стройную студентку-первокурсницу на факультете славянской филологии Софийского университета и помогали ей сделать первые шаги на поэтическом поприще.
Кроме того, видно, сказывались и ее семейные гены наследственности. Одним из её родственников был болгарский писатель-классик Димо Димов, автор романа, получившего мировую известность «Табак». Её друзья-поэты посвящали ей свои стихи, а Пенчо Славейков в своём последнем мистическом сборнике стихов «На острове блаженных» вывел её в качестве главной героини цикла под вымышленным именем ВИТА МОРЕНА.

КАК СКЛАДЫВАЛАСЬ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПОЭТЕССЫ?

Екатерина Ненчева родилась 1 мая 1885 года первым ребёнком в семье врача-парамедика      в маленьком городке Траян. Отцу, в силу его профессии, приходилось часто менять место жительства. В начальную школу она поступила в Севлиево, в средней школе она училась в Никополе, а программу старших классов проходила в Ловече в Американском колледже.

ЗЛОЙ РОК

Несчастия преследовали её в течение всей жизни.
Когда Екатерине было 17 лет неожиданно при невыясненных обстоятельствах погиб от полицейского произвола её отец. Смерть наступила во время его задержания в полицейском участке.
Через два года покончил жизнь самоубийством ее младший брат Страшимир. Его смерть подкосила Екатерину, она нежно любила его, в их семье он оставался самым близким ей по духу человеком.
В 1907 году после её обручения с журналистом Иваном Харизановым, Екатерина узнала,
что он внезапно заболел туберкулезом. Из-за необходимости срочной госпитализации, она настояла на переносе даты их свадьбы на более поздний срок. Хотя Катя безумно любила Ивана с юных лет, они долгие месяцы только обменивались страстными признаниями друг к другу в великой любви. Только в 1909 году молодые смогли обвенчаться.
Эти несчастья надломили девушку, она уверовала свой злой рок. Ходила постоянно в трауре, одетая во всё черное, в длинной черной юбке, была всегда печальной и отражала своё мироощущение в упадочнический стихах.
В одном из стихотворений того времени она исповедуется своему другу:

ПРЕДСМЕРТНАЯ ИСПОВЕДЬ
Автор Екатерина Ненчева
Перевод Виктор Иванов

Ти питаш друже, пак защо
В тъгата Душата ми увива.
Какво бленувам в тъя мрак,
Що моя пътв в света покрива?

Мен майка с клетва мен роди
Да съм до край изра на бури.
И знай, уви, едната смърт
От мъките ми край ще тури!

Ты спрашиваешь, друг мой, почему
Моя душа в печали пребывает?
Мечтаю, чтобы свет рассеял тьму,
Которая мой путь по жизни застилает.

Родная мать меня при родах заклинала
Видно знала,
Что через бури весь мой путь лежит.
Я муки адские, страдая, испытала,
И только смерть меня от них освободит!

НАЧАЛО ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРЬЕРЫ

Свое первое стихотворение Екатерина написала в 1899 году, когда ей было 14 лет. Четыре года спустя её стихи начал публиковать столичный литературный журнал «Летописи, который редактировал лучший поэт Болгарии Пейо Яворов. Он же безжалостно правил её первые пробы пера. Её стихи появились в прессе под литературным псевдонимом ВЕЛИРИНА.
Благодаря Пейо Яворов её первые стихи обретали кристальную чистоту и точность выразительности личного стиля талантливой поэтессы. В1909 году вышел в свет её первый сборник стихов «Снежинка». Он сразу стал событием в культурной жизни Болгарии. Весь тираж ее первого сборника стихов в книжных магазинах Софии раскупили за несколько дней. Её пример вдохновил других талантливых женщин-поэтесс, ее подруг, заявить о себе. Так в начале двадцатого века в литературе Болгарии появились первые национальные поэтессы
Дора Габо, Мара Беляева, Елисавета Багряна и Ирина Бачок-Кирова. Они успешно пошли по пути, проложенному Екатериной Ненчевой, лавры первого похода в большую литературу принадлежали по праву их «Мадонне в чёрном».
Семейная жизнь возродила Екатерину, у молодых супругов родилось двое детей: сын Милко и спустя четыре года дочь Иванка.
Но злой рок продолжал преследовать поэтессу. Её жизнь оборвалась на самом взлёте её блистательной карьеры. Осенью 2018 года Екатерина Ненчева перенесла серьезный бронхит, который першило в туберкулёз. Больную изолировали от семьи. Она тихо угасала, безмерно страдая от разлуки с семьей, понимала , что конец её жизни близок написала несколько прощальных писем друзьям, мужу и младшей пятилетней дочери. Тяжелая болезнь закончилась миненгитом.
9 февраля 1920 года смерть оборвала её жизнь на тридцать пятом году её земного пути.
Она ушла в вечность а в Болгарии остались её чистые и печальные стихи.

IN MEMORIES

Несколько лет назад в центре Софии в память об Екатерине Ненчевой назвали одну из улиц, но современная молодёжь зачастую не знает, кем была для Болгарии «Мадонна в чёрном»?
О ней нам лишь напоминают в юбилейные годы фотовыставки и читательские конференции в библиотеках, да литературные чтения, организуемые её почитателями для любителей высокого, чистого Поэтического Слова.