Шаманы Байкала рассказ

Виктор Иванов 12
Встречи с шаманами и ламами  (рассказ)

Шаман… Произнесите это слово и вашем воображении встанет образ сурового аскетичного старика в шапке с рогами и горящим взглядом. В действительности это совсем не так. И в этом мне приходилось убеждаться лично не однажды.
Байкал – одно из немногих мест России, где распространён шаманизм. Эта религия – древняя форма поклонения людей духам природы сохранилась в Сибири у малых народов Прибайкалья и Забайкалья, а также у коренных жителей горных массивов Саян и Алтая.
Связь с духами осуществляют специально отобранные и обученные люди. Этот дар обычно передаётся шаманами по наследству или в случае отсутствия прямых наследников передаётся одному из соплеменников, обладающему определёнными внешними признаками принадлежности к этой группе людей.  Отбор и обучение кандидата осуществляется опытным шаманом с раннего детства кандидата.
Мне как работнику туризма, довелось познакомиться с некоторыми из них. С одним из шаманов Валентином Хандаевым , главным шаманом острова Ольхон, я даже подружился. Неоднократно приходилось обращаться к нему для показа обряда камлания (вызывания духов) для групп иностранных туристов и делегаций, посещавших этот уникальный остров на Байкале.  Валентин живёт со своей семьёй в селе Еланцы районном центре Ольхонского района Иркутской области в нескольких километрах от озера Байкал. Крепкий пятистенный дом на окраине села, дворовые постройки, новый вездеход «уазик» и мотоцикл, а также небольшой огород охраняет приветливая сибирская лайка Найда. Двор огорожен невысоким деревянным забором, а на калитке укреплена кнопка звонка для вызова хозяина.  Сам Валентин – бурят среднего возраста с открытым располагающим к себе лицом, хорошо известен односельчанам.
 К нему часто приезжают гости и коллеги из соседних районов.
  При общении с ним, стереотип шамана, как человека чуждого нашему веку, сразу рассеивается.  Прекрасный русский язык и грамотная речь выдают в нём человека образованного и интеллигентного.  Валентин в молодости окончил в областном центре Иркутске исторический факультет педагогического института. Дипломную работу он писал по старинному бурятскому эпосу «Гэсэр». Поэтому на встречах с иностранными гостями он часто знакомит их с содержанием культурного устного наследия своего народа. Он – прекрасный рассказчик, наделённый артистизмом и богатыми эмоциями.
 Встречи с гостями, шаман обычно назначает на окраине посёлка Хужир на острове Ольхон на высоком берегу неподалеку от священного места бурят скалы Шаманка, где по их преданиям обитает главный дух Байкала Бурхан.  Возле разожженного костра, облачённый в синий из плотного шёлка расшитый национальными орнаментами костюм, с бубном в руке Валентин смотрится на фоне Байкала как сказочный и загадочный персонаж бурятского эпоса.  Обряд камлания шаман сопровождает комментариями о мире духов и их доброй силе, охраняющими это чудо-озеро и бурятский народ, проживающий на его берегах.

Буряты, живущие среди русского окружения уже более трёх веков, прекрасно приспособились к их вере.  Большинство из них в детстве принимают православную веру через водное крещение, но сохраняют свою многовековую традиционную языческую веру в мир духов, окружающей их родной природы. Буряты обожествляют горы, леса, реки и озёра, отдельные природные дольмены, и регулярно подносят им дары и просят благосклонности по отношению к ним, оставляя у этих мест часть еды и немного алкоголя как угощение для духов.  Часть бурят наряду с православием, являются также верующими буддистами и регулярно посещают места их молитв дацаны.
 Один из таких дацанов – Иволгинский, расположенный в нескольких десятках километров от столицы Бурятии  Улан-Удэ, мне довелось пару раз посетить вместе с моими гостями. Этот самый большой в России дацан широко известен в буддийском мире как крупнейший учебный центр для начинающих буддийских священнослужителей - лам. Студенты обучаются в дацане в течение 7 лет. Здесь они изучают древний тибетский язык и написанные на нём священные буддийские писания.  Среди многочисленных учебных предметов есть также изучение традиционной тибетской медицины, изучение целебных свойств различных растений минералов и металлов.
Кроме того многие тысячи паломников и туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть главную его достопримечательность, выставленную в отдельном зале дацана.
Это – «воскресший» после 75-летнего сна лама Итигелов, много лет служивший в этом буддийском монастыре.  Почувствовавший приближение смерти лама Итигелов предупредил своих собратьев по вере, что его смерть только временное пребывание в потустороннем мире. Он просил не трогать его останки целых 75 лет после захоронения, а по прошествии этого срока, выкопать его труп из земли.  Его сподвижники – служители дацана точно исполнили завещание Итигелова.  Каково же было их изумление, когда они увидели свежее, нетронутое гниением тело ламы. Его кожные покровы были упругими и эластичными, продолжали расти его волосы и ногти.  Служители омыли воскресшее тело Итигелова, обрядили его в новые одеяния и с почётов водворили в дацане.
Допуск посетителей в залу, где сидит в положении лотоса спящий Итигелов, строго ограничен. Обычно его можно наблюдать через небольшое окошечко в общем помещении дацана. Люди, которым довелось лично в побывать в одном зале с Итигеловым, утверждают, что у них было ощущение, что спящий лама наблюдает за ними через закрытые веки и ментально общается с ними.  У современной науки нет объяснения этому феномену.

  Но вернёмся к шаманам.   У бурят шаман пользуется большим уважением и почитанием. Обычно он не занимается повседневным трудом по зарабатыванию денег, а целое своё время уделяет духовным практикам.  Его селят в просторном доме на краю села, чтобы он мог беспрепятственно приезжать и уезжать из села и  спокойно общаться с природой.
Мой приятель шаман Валентин Хандаев рассказал мне как он стал шаманом.  Ещё семилетним мальчишкой его приметил старый шаман. Он обратил внимание, что у мальчика на правой руке шесть пальцев. Шаман убедил его родителей, что это знак избранности ребёнка к необычным делам и те отдали его в обучение шаману, у которого не было прямых потомков по мужской линии. С утра Валентин ходил в школу, а после занятий в школе с ним занимался старый шаман.  Вот так и шло параллельно светское и духовное обучение и взросление Валентина.  После окончания института в Иркутске, умер старый шаман.  На его похороны приехали шаманы из соседних районов и улусов.  После похорон на поминках шаманы сообщили Валентину, что ему предстоит самому стать шаманом вместо умершего его наставника. На следующий день они все вместе направились на остров Ольхон, и там возле священной скалы Шаманки состоялась его посвящение в шаманы. Своё служение Валентин Хондаев рассматривает как единственно возможный для него жизненный путь, предначертанный миром духов Байкала.
   Несколько лет спустя мне довелось повстречаться на другом берегу Байкала в Кабанском районе Бурятии с женщиной шаманом.
Мы там находились с делегацией представителей деловых кругов севера Германии.  Мои бурятские коллеги по туризму пригласили нашу делегацию на обряд камлания накануне одного из бурятских национальных праздников.  Мы приехали на высокий берег Байкала, расположенный в одной из горных долин Присаянья.
На площадке, где проходил обряд, всё было приготовлено для обряда. Обряд проводила статная высокая шаманка Туяна, на обряде ей прислуживали два молодых бурята ассистента.
Произнося различные заклинания она то и дело бросала в костёр различные травы, рис и кусочки разных блюд, приготовленных к празднику, прыскала в костёр бурятской молочной водкой айран.
Она призывала духов принять дары людей, быть благосклонными к ним и их семьям, просила дать хороший урожай на полях и здоровый приплод у их лошадей, коров и овец. К концу обряда высоко над головами присутствующих в небе появилось несколько степных орлов .  Они описывали широкие круги над головами собравшихся в лучах заходящего солнца.  Присутствующие на обряде буряты единодушно посчитали это появление орлов в небе добрым знаком, что их подношение благосклонно принято духами и лето ожидается хорошим и урожайным.
После обряда мы ещё долго сидели у затухающего костра и думали о том, что как замечательно, когда человек живёт в единении с окружающей его природой и ему помогают в этом его детские представления о духах, окружающих его в незримом мире .
 Будь благословенна Бурятия - страна кочевников, животноводов и рыбаков, которые живут в согласии с законами родной природы среди гор и лесов, степей и байкальских крутых берегов!