Большие Коты рассказ

Виктор Иванов 12
ГДЕ ЖИВУТ САМЫЕ БОЛЬШИЕ КОТЫ НА БАЙКАЛЕ?


В 18 километрах севернее Листвянки за горным перевалом примостилась небольшая бухточка, в которую впадает говорливая речка Котка.
В бухте в таёжном распадке живописно расположились нарядные домики, окружённые палисадниками с буйным разноцветьем цветов, ягодными 
кустарниками и огородами, где хозяева возделывают помидоры и огурцы, баклажаны и кабачки, редис, лук, чеснок и картофель. Это село называется Большие Коты.
В нём уже более двух веков живут люди, жизнь которых неразрывно связана с озером Байкал.  Село небольшое всего 3-4 улочки, уходящие вдоль реки вглубь распадка. Сначала это было чисто рыбацкое село, оторванное от «Большой земли».  Сюда не ведут дороги, ближайший населённый пункт – посёлок Листвянка. До него можно добраться на лодке под парусом или на моторе. Там – большие магазины, почтовая связь, школа и больница, там же и православный храм.  В Больших Котах есть только небольшая часовня, куда приезжает на лодке батюшка из Листвянки провести службу на двунадесятые церковные праздники.  В первой половине 20-го века жизненный уклад местных жителей начал меняться.  Через перевал провели две линии электричество и телефон.  На берегу построили целый комплекс из одноэтажных домов – биологическую станцию научно-исследовательского института биологии Иркутского университета – лаборатории и жилые дома сотрудников.  Постепенно Большие Коты стали становиться дачным посёлком преподавательского состава ИГУ.  Наладились регулярные рейсы пассажирских теплоходов и катеров госуниверситета. Появился продовольственный киоск, куда завозили жизненно-необходимые продукты и товары, в том числе керосин и свечи на случай перебоев с электроэнергией.

В 30-е годы 20 века посёлок охватила «золотая лихорадка».  В посёлок «морем» привезли небольшую драгу для добычи золота.  Установили её на речке, и драга начала перерабатывать речную породу, добывая драгоценные крупинки «жёлтого металла».  За 10 лет всё русло реки на 10-15 км вверх по течению было перелопачено драгой и стало напоминать безжизненный лунный пейзаж – унылые груды крупных валунов справа и слева от русла реки  определяли её фарватер, плодородный слой земли бесследно исчез.

  Когда разведанные запасы золота стали иссякать и его добыча стала нерентабильной, местный Клондайк опустел, старую драгу забросили, золотоискатели покинули село.
Вместо них в Больших Котах появились новые насельники. Городские власти   решили разместить в селе звероводческую ферму по выращиванию  соболей, норок и чернобурых лисиц.  Ферма дала сельчанам несколько десятков рабочих мест.  Проблему выращивания молодняка пушных зверьков местные жители решали оригинальным способом. Новорожденных  щенят диких животных стали подкладывать к местным кошкам для выкармливания.
Эксперимент оправдался.  Кошки-кормилицы пользовались в селе большим почётом.  Важные и откормленные они вальяжно шествовали по улицам села.  Так родилось толкование названия села Большие Коты.

 Правильное объяснение происхождения имени села даёт другое толкование, связанное с особенностью местного рыбачьего диалекта. Каждое лето и осень ветра , дующие из бассейна крупного притока Байкала реки Баргузин, раскачивали воды озера, образуя высокие крутые волны. Ветра гнали волны через весь Байкал на противоположный берег.  Большие волны катились на берега бухт, местные жители называли их «котами».  «Большие коты» уважительно говорили рыбаки, поглядывая на высокие волны, несущие с собой тёплую дождливую погоду. Вот и село назвали также, по имени этих волн.
 В конце пятидесятых годов звероферма захирела, производство шкурок ценных пушных животных в селе прекратили.  Возможно, и оно стало нерентабельным, а может быть, случился большой мор животных. Как бы то ни было, ферма ушла в историю.  И главным, определяющим жизнь села, предприятием осталась биостанция университета, где биологи изучали качество байкальских вод и влияние воды на благосостояние её обитателей - ценных промысловых рыб Байкала и байкальской нерпы. Гостиницы в селе не было, и поэтому экскурсанты, посещавшие село, задерживались здесь всего на 3-4 часа стоянки теплохода на причале.

Тем не мене спрос на гостевые дома был.  И первым откликнулся на этот неудовлетворённый спрос предприимчивый заведующий одной из лабораторий института биологии доктор биологии, большой специалист по гельминтам Байкала Эдуард Стомм.  Личность во многом неординарная,
Активный спортсмен в прошлом, мастер спорта по альпинизму, он постоянно пребывал в движении, успевая повсюду на  своём дорожном велосипеде:
на биостанцию, на причал, куда приходили катера с товарами по его заказам,
на свою «стройку века» во дворе своей усадьбы.  Невысокий, худощавый, жилистый, импульсивный, посверкивая глазным протезом, он был неуловим как капля ртути. Его жена Стела – красивая дородная женщина, в которой природа смешала кровь двух народов еврейского и армянского, благосклонно и невозмутимо посматривала на кипучую хозяйственную деятельность мужа.
Дело в том, что постепенно, шаг за шагом, деятельный доктор Стомм  претворял в жизнь свой генеральный проект под названием «аспирантское общежитие».
Под эгидой научного проекта прорисовывалась довольно большая турбаза, без столовой, со спартанскими спальными местами в нескольких корпусах, активно заполняемая пёстрыми группами самодеятельных туристов.
«Скворечник» Стомма был известен всем, и каждый нечаянный гость  села, оставшийся на берегу без ночлега, препровождался к нему.
Доктор Стомм обеспечивал своих постояльцев посудой и самыми необходимыми продуктами для кострового довольствия: солью, перцем, тушёнкой, сгущёнкой, макаронами и картошкой по коммерческим ценам, а также обеспечивал транспортировку своих клиентов до Листвянки и обратно. И был счастлив, что в семейный бюджет в течение всего сезона поступали дополнительные деньги, как-никак дочь уже окончила университет и была невестой на выданьи.
Мне довелось общаться по профессиональным туристским вопросам с доктором Стоммом и его семейством в течение десяти лет, и я сохраняю самые тёплые воспоминания о Стомме, «стомматологии» и его любимых гельминтах.  Будь здоров, Эдуард Иосифович!  Успеха тебе во всём и
неисчерпаемого оптимизма!  Такие люди, нужны нам в наши суровые будни, люди со стальным стержнем и глубоко порядочные по своей натуре.
Со временем в селе начали появляться конкуренты.  Капитан институтского сейнера Михаил, глядя на доктора Стомма,  также развернул обустройство домашней гостиницы и подключился к туристскому бизнесу.
На сегодняшний день туристские справочники предлагают ночлег в Больших Котах ещё в 2 гостевых домах «Черный кот» и «Уютный приют».
               
Вышедшие на пенсию, доктора наук из Иркутского университета тоже задумались о новых бизнес-проектах таких как: 
организация конного туризма,
открытие музея золотодобычи с пробной промывкой породы в речке Котке , изготовление сувениров из дерева и камня, написание истории села,
издание книги-путеводителя и продажа её в сувенирном киоске на берегу Байкала.

В эту книжку предполагалось также включить истории и легенды о достопримечательностях села.  Одну из них, самую романтичную я хочу вам представить в этом рассказе.

 В прошлом !( веке  жили в этом  селе две семьи. В одной росла дочь –красавица, во второй сын работящий  и умный, но отец рано умер и семья жила в бедности.  Молодые люди полюбили друг друга и мечтали о свадьбе. Но ей не суждено было состояться.  Родители присмотрели в соседнем посёлке Листвянке парня из зажиточной семьи, и просватали за него свою дочь.  Молодые люди решили не расставаться .
За день до свадьбы они пошли на своё любимое место на скалу Гребешок, провели там ночь любви, а рано утром, с первыми лучами солнца, взявшись за руки, бросились вниз с кручи, чтобы не расставаться никогда.
  Идут годы, а эта красивая легенда не забывается, напоминая людям, что нет ничего дороже взаимной чистой любви.

 Новое время приносит новые легенды.  В наш техногенный век ушли в прошлое лешие и болотные кикиморы, но появились  новые сказки о внеземных цивилизациях, об НЛО. Одна из этих сказок прижилась в Больших Котах.  Одному из уважаемых жителей села в грозу привиделось
 из окна своего дома, как по распадку вдоль линии ЛЭП летел большой диск НЛО.  Внезапно он сел, выдвинул к проводам большой щуп и начал «подзаряжаться», испуская пульсирующий цветной свет.  Мужчине удалось сделать несколько снимков, совершившего посадку НЛО.  Наутро он подошел к тому месту, где сидел НЛО и увидел в земле свежие, глубоко уходящие вниз отверстия с неприятным запахом.
  С тех пор прошло несколько лет. Досужие экскурсоводы водят доверчивых туристов на место экстренной посадки НЛО, демонстрируют им смутные черно-белые снимки и показывают в земле, незарастающие травой, следы от опор этого загадочного  аппарата.
 
С тех пор прошло немало лет, но Большие Коты остаются для меня близким местом на Байкале. Здесь у меня остались друзья и коллеги по туризму.
 Много раз я приходил сюда на корабле со своими туристами,  пешком через перевал уходил в Листвянку,  в сильный шторм эвакуировался на моторной лодке из Больших Котов, чтобы успеть на последний автобус в Иркутск.

 Воспоминания тех давних лет продолжают жить в моей памяти, сохраняя образы дорогих мне людей из  рыбацкого села на берегу Байкала.


Виктор Иванов – байкаловед и природолюб, последний из романтиков
экстремального туризма на Байкале.