Тайны Дурнова озера

Сергей Бардин
Каждое лето я приехал  домой на Васюган в отпуск. Сразу же собирал кузов – кынт, ружье,  патроны и мчался на озеро километрах в пяти от деревни. Мать постоянно отговаривала меня: там, мол, живет большой и лохматый юнг – черт. Я был молодой и в детские сказки не верил. А озеро было интересное, и называли его Дурным. Вода в нем была темная и, что удивительно. В ветреную погоду тихая, а без ветра – волны.

На озере жили почти столетний дед Костя и бабка Ульяна. Ещё в детстве я слышал, как бабка Ульяна рассказывала о чудесах, творящихся на озере. Однажды якобы этот юнг вышел к избушке, а дед, чтобы его отогнать, кинул в него колотушкой.  Тот резко свистнул и скрылся в лесу. Бабка всё это даже сама изображала: кто где стоял, как шел. Известна мне была и история о пропаже там одной местной женщины. Но я в юнга не верил, думал, что всё это сказки, рассказывать которые бабка Ульяна была большая мастерица.

Метрах в пятистах от озера стояли две избушки  - одна жилая, а вторая служила баней и амбаром вместе. Там хранились сети, чучела и прочие снасти.  Из озера вытекала речка шириной около четырех метров, на берегу этой речки и стояли избушки. Речка была перегорожена запором. И дед с бабкой здесь ловили рыбу. Летом рыбу сушили и в мешках хранили на чердаке. А зимой рыбу на лошадях возили в деревню на лисоферму, на корм чернобуркам.

Однажды дед с бабкой, вернувшись из деревни, куда ходили за продуктами, обнаружили, что исчезла вся заготовленная рыба прямо с мешками. Как бывалые охотники, они быстро распутали следы. Мешки в лес уволок медведь, да зацепился за сучок и рыба начала вываливаться, оставляя неоспоримые улики. Так и порешили – рыбу украл медведь, хотя дед с бабкой склонны были свалить вину на юнга.

В одно лето нас, отпускников и рыбаков, собралось на озере человек девять. Вечером я один пошел на озеро пострелять уток. Погода была тихая, на небе ни облачка, а солнце тихо опускалось за горизонт. Проезжая на обласке по протоке между берегом и островом, я увидел, что за островом идут волны – там явно плавали утки. Зарядил ружье, но стрелять было неудобно – направо, с левого плеча. Потихоньку начал грести веслом, выбирая удобную позицию. Вдруг я каким-то шестым чувством почувствовал на себе взгляд, резко повернулся налево и увидел огромную голову и лапы животного, ярко освещенные заходящим солнцем, всего в нескольких метрах от меня. Это был медведь. Но какой-то странный. Он мирно сидел или лежал на берегу протоки, сложив передние лапы вместе и положив на них голову. Он смотрел на закат и был весь в лучах закатного солнца. Меня поразила окраска его шерсти, не бурая как обычно, а яркая, бронзово-красная. Ему было достаточно сделать один прыжок, чтобы накрыть меня вместе с лодкой. Я начал потихоньку, оглядываясь, удаляться, забыв и про уток, и про ружье. Завернув направо, за остров, спугнул уток и быстро перезарядил ружье пулями. Причалил к берегу и изо всех сил рванул к избушке. За эти полкилометра я, наверное, побил мировой рекорд по бегу.

В избушке никто не поверил моему рассказу, и меня подняли на смех. «Хорошо, - сказал я, - сейчас темно, но утром рано мы сможем всё проверить на месте – следы должны остаться».  Рано утром все поспешили на озеро. Вышли на берег около того места и увидели крупные следы медведя и его лежку. Всё как по моему рассказу.  Только тогда я понял, какой избежал опасности, но остался вопрос: почему он был таким красным?

Однажды на озере мы остались вдвоем с двоюродным братом. Под вечер как обычно поехали на озеро проверять сети. Неожиданно издалека мы увидели, что кто-то на лодке гребет в нашу сторону. В последнее время у нас часто брали лодки без спроса, и мы решили припугнуть. Мы плыли рядом на двух  обласках, и я, больше в шутку, сказал: «Окружай!». Он повернул налево, я направо и стали подплывать с двух сторон.  На чужой лодке передний перестал грести и опустил вниз руку. Я догадался, что он взял ружье.  Когда подплыли ближе, оказалось, что это знакомые ребята из деревни. У впереди сидящего действительно на дне лодки лежало ружье. Они явно были чем-то напуганы, но ничего нам не рассказали. Поговорив немного,  мы разъехались по своим делам.

Проверив сети, мы вернулись в избушку и стали готовить ужин. Вскоре стемнело. Мы зажгли керосиновую лампу, поужинали и прилегли на нары с двух сторон от стола. Собаки тоже лежали в избушке, дверь была закрыта на крючок. Вдруг, когда мы уже задремали после сытного ужина, вся избушка заходила ходуном. Кто-то яростно ломился в дверь. Собаки залаяли и кинулись к двери. Мы вскочили, но спросонья ничего не могли понять.  Я крикнул: «Туши лампу, это, наверное, те мужики с озера пришли нас попугать!»  Он потушил лампу, и мы тщетно пытались что-нибудь разглядеть в крошечные два оконца избушки. В дверь уже не ломились, но вскоре мы услышали, как сильно хлопнула дверь в соседней избушке. Тут мы зарядили ружья пулями и решили выпустить собак. Сами с ружьями наготове встали с двух сторон двери. Брат отбросил крючок,  дверь распахнулась, и собаки выскочили со злобным рычаньем. Мы быстро закрыли дверь снова на крючок и стали ждать. Было слышно, как собаки напали на кого-то, затем лай их стал удаляться, и вскоре их уже не было слышно.

Тогда мы решили выйти на улицу. Открыли дверь – было очень темно и тихо, а нам – жутко и страшно. Вдруг мы услышали душераздирающий плач младенца. В первое мгновение чуть волосы на голове не встали дыбом, но потом мы сообразили, что это кричит зайчонок. Этот крик мы слышали не раз и раньше.  Перезарядив ружья, мы два раза по очереди выстрелили в воздух. И опять тишина и темень. Собак не слышно. Потоптавшись на крыльце, мы пошли спать.

Рано утром обследовали окрестности избушек. Вокруг жилой избушки были огромные вмятины следов медведя, но почему-то не было отметин когтей. И медвежьего рёва ночью мы не слышали. Дверь в бане с вечера была подпёрта палкой. Сейчас палка была отброшена. Дверь открыта настежь, внутри всё перевернуто, сети перемешаны с чучелами. Но вглубь избушки медведь, по-видимому, не успел добраться, так как мы в это время выпустили собак. Вскоре прибежали собаки с высунутыми языками и впалыми боками. Они тут же свалились и уснули. Кто нас посетил этой ночью, мы так и не узнали.

Через год я снова приехал в отпуск на родину и тут же собрался на озеро.  Мать настойчиво отговаривала меня, даже спрятала кынт (заплечный кузов из бересты) с продуктами и патронташ. Я рассердился и поругался, и она сдалась, отдала мне кынт. И я пошел на озеро. Прижил там с неделю без особых приключений и стал возвращаться домой. Шел один, без собаки. Половина дороги шла по болоту, поросшему мелким и редким соснячком, так что видно было на приличное расстояние. . вдруг я обратил внимание, что невдалеке, параллельно со мной по болоту двигается какое-то тёмное пятно. Кто это был, я не мог различить, но было очень похоже на медведя. Я быстро зарядил ружье пулями и остановился. Стало страшно. Медведь тоже остановился. Я постоял с полминуты и медленно двинулся дальше по тропинке. Медведь тоже двинулся. После болота тропинка пойдет по лесу, где медведь меня сможет легко подкараулить – думал я. Я остановился. Медведь тоже. Через некоторое время я медленно двинулся дальше, и медведь тоже.

Внимательно следя за медведем, я лихорадочно соображал, что мне  предпринять. Решил, что пока он в зоне моей видимости, он мне не страшен. А дойду до леса – побегу, чтобы успеть добежать до поля.  Лес густой, может быть он не успеет меня перехватить. А на поле я снова буду в безопасности. Между тем медведь продолжал двигаться параллельно. Не приближаясь и не удаляясь. Я несколько раз останавливался, и он останавливался. Я даже пытался  поговорить с ним: «Эй, ты, чего тебе надо от меня?» В ответ – молчание.

Вот и лес. Войдя в него, я как и решил. Помчался во весь дух. Как я пробежал эти три километра – я и не заметил. Выскочил на поле, оглянулся – никого нет. Вокруг чисто и тихо. Так я дошел до деревни, поминутно оглядываясь.

Это было моё последнее посещение озера. С тех пор уже много лет я там не был. А несколько лет назад в печати появилось много статей о снежном человеке, йети и прочих существах. Я не верил в их существование. Но однажды меня осенило: ведь дед Костя и бабка Ульяна на этом озере как раз видели существо, которое пытается найти весь мир.  и что это существо видел и я сам, и мои знакомые. Только мы все думали, что это медведь. А дед, бабка т моя мать всегда говорили, что это не медведь, а юнг – чёрт. Наверное, это и был самый настоящий снежный человек.

Полный текст этого рассказа в книге: «Человек – текст – эпоха». Вып. 2. Томск: Издательство Томского университета, 2006. 

Бардин Сергей Георгиевич родился 21 мая 1950 г. в с. Озёрное Каргасокского района Томской области. Умер 24 января 2024 г. в г. Северск Томской области. По национальности - хант.  Художник, фотограф,  работал художником – оформителем на Узбекском металлургическом комбинате им. Ленина (г. Бекабад Узбекской ССР,) художником в Проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири Томского университета.  В годы работы в университете и позднее выполнял иллюстрации, рисунки и таблицы для диссертаций и научных изданий археологов и этнографов. 

Иллюстрировал эти и другие  научные издания:
Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. 1 – 4. //Из истории Сибири. Томск: Изд-во ТГУ, 1973.
Плетнева Л.М. Томское Приобье в начале II тыс. (по археологическим источникам). Томск: Изд-во ТГУ, 1997. 350 с.
Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Васюганско-ваховские ханты  в конце XIX — начале XX в. (Этнографические очерки). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1977. 226 с.
Бардина П.Е. Быт русских сибиряков Томского края. Томск: Изд-во ТГУ, 1995. 224 с.
Бардина П.Е. Быт и хозяйство русских сибиряков Томского края. Изд. 2-ое, доп. Северск: Изд-во «Контекст», 2009. 432 с.
Жили да были. Фольклор и обряды томских сибиряков. Томск: Изд-во ТГУ, 1997. 220 с.
Двенадцать месяцев. Народный календарь. Обрядовые блюда. Томск: Изд-во ТГУ, 1998. 29 с.