Возвращение. Часть 3

Галя -Галина
Посвятив это т текст папе, из моего сегодня ( март 2024 )  я с предельной ясностью понимаю, чувствую,  что стоило ему , а с ним и всей нашей семье то сопротивление генеральной линии партии ,  на которой он оказался способен .

У папы было прозвище, которым его звали и в  глаза, и за глаза— Политик.
С каким чувством люди произносили это слово?
 Мне трудно оценить эти чувства  из моего сегодняшнего дня.
Память подсказывает несколько эпизодов, в которых я могу восстановить возможное разнообразие интонации.
Эпизод первый .   Мне лет десять, это – примерно 1960 год, стою в очереди за хлебом.  Его выносят на деревянных лодках из грузовой автомашины, люди передают этот лоток из рук в руки .
Он проплывает мимо меня, буквально оглушает запахом свежеиспечённого, ещё горячего ржаного хлеба.
 Моя голова не выдерживает такого счастья, и я тихонько опускаюсь на пол в не глубоком обмороке.
Меня приводит в сознание раздраженный грубый женский голос :
- Политик – то  свою девчонку плохо кормит совсем сомлела.
Эпизод второй: мне уже почти 13 лет, в нашем классе из 37 -  только 6 девочек. Мне не надо описывать, как могут себя вести подростки, вырастающие в середине прошлого 20 века в глухом лесном посёлке.
Один из них сидит за партой, расположенные сзади меня. То, что произошло, трудно рассказать без оценивающих эпитетов, но я воздержусь и пишу только факты.
Я встала у парты, чтобы ответить на вопрос учителя и начала отвечать. Подросток, сидящий сзади меня, вскакивает со своего места и набрасывает мне на шею свой школьный ремень, и с силой затягивает его.
Меня спасло то, что я стояла немного боком к нему, и  у меня была доля минуты,  чтобы изменить позу, а у  учителя – время,  чтобы предотвратить беду .
Во время перемены этот подросток исступленно зло дразнил меня :
-Иди, жалуйся своему Политику, -  такой правильный, он тебя научит.
Я до сих пор не знаю, что он хотел этим сказать.
Да и не интересно мне это было тогда, да и сейчас -тоже.  Важно другое – я услышала, что папа - правильный.
Эта мысль, это знание, полученное от злобного чуждого мне человека, сделали это знание сверхценных.
 Я напишу позже в своем дневнике, который вела уже не один год, о конфликте папы с партийной и советской властью.
Напишу, что знаю точно папа - честный. Цитирую свой дневник:» 2 сентября 1966 года. …Жаль папу. Он много сделал для этой школы, хотя и называет её «казармой». Причём и советская, и партийная власть против него. Где справедливость? Очень неясно: кого защищает наша власть – лодырей или работников честных? А папа – честный, это я точно знаю.» (сканированный дневник прилагаю к тексту)
В то время я ещё не знала слов» подростковый кодекс чести» . Я сама была подростком и жила по этому неписанному кодексу.
По этому кодексу  жаловаться родителям на сверстников или взрослых было недостойно,  стыдно.
 Папа узнает об этом эпизоде от учителя,  который был преподавателем на том злосчастном уроке , но мне расскажет о том ,что он всё знал через долгие годы.
 Случилось так , что вскоре после этого события, я заболела и практически до окончания школы крайне редко появлялась в классе, да и то на несколько дней.
 Болезнь крепко держала меня в своих,  далеко не нежных ,объятиях.
 Думаю, что для уточнения понимания моего отца, и его прозвища, сохранившегося за ним до конца его дней, нужно написать о его происхождении и даже описать внешность.
Папа родился в 1926 году, есть смысл обратить внимание на год — это был год рождения людей последней мобилизации в Великую Отечественную войну. Папа и был мобилизован, но он был инвалидом и не попал в действующую армию, ему была дана должность писаря при армейском штабе. Напишу сразу , что из папиного класса, где все мальчики были с 1925-1926 года рождения , только пятеро вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, а в классе было 32 мальчика и 5 девочек.
Свой день рождения- 18 марта- папа придумал сам, когда получал паспорт .18 марта - этот день Парижской коммуны, её папа считал важным событием в мировой истории.
Папа был шестым ребенком семье, где уже было три девочки и два мальчика. Что я знаю о моих дедушке и бабушке - папиных родителях, которых я видела только на фото?
 О них расскажут два эпизода, которые в своё время потрясли меня.