Андроповские времена

Николай Крыж
               
Андроповские времена. Что – это такое? Как советские люди воспринимали андроповскую перестройку? О тех временах говорят не много.
          В 1982 году 10 ноября умер Леонид Ильич Брежнев, на должности генерального секретаря ЦК КПСС был избран Юрий Владимирович Андропов.
Советским людям хотелось перемен. Людям всегда что-то надоедает, хочется чего-то нового, как в песне поётся словами Владимира Гавриловича Харитонова – советского поэта:  «А мне всегда чего-то не хватает, зимою - лета, осенью – весны». Некоторые граждане СССР очень ждали перемен, и вот, наконец, Андропов –  бывший председатель КГБ. Новая метла по - новому метёт.
         СМИ заговорили о том, что в стране необходимо наводить порядок. КГБ начал трясти команду, которая работала под предводительством  Л.И. Брежнева и его друзей, родственников: министра МВД Щёлокова, его заместителя - зятя Леонида Ильича – Юрия Чурбанова. Щёлоков покончил жизнь самоубийством, Чурбанова посадили.
      Обыкновенные люди, рядовые граждане, заговорили, что в рабочее время, когда ты должен находиться на рабочем месте, нельзя посещать магазины, что приобретать покупки необходимо только после работы, в связи с чем, рабочее время  магазинов продлили на несколько часов. После 17 - 18 часов магазины работали, рабочие и служащие, спеша с работы домой, заходили приобретать необходимое. После 18 часов в магазинах творилось невообразимое – люди толкались в торговых точках до 20 -22 часов. Стали поговаривать, что в Москве проводятся специальные рейды, что ловят таких, которые на служебном транспорте разъезжают  по торговым точкам, вместо того, чтобы находиться на работе, покупают дефицитные товары. Нагнеталась тревожная обстановка, ходящими в обществе слухами, что в магазине в дневное время, к гражданам, подходят контролёры – представители правоохранительных органов и спрашивают у людей, почему они  в магазине, а не на рабочем месте? Говорят, что даже были случаи, когда некоторым гражданам становилось плохо, что были даже случаи со смертельным исходом. Но это были только разговоры.  А вот, что запомнилось Юрию Ивановичу Дериземля, что осталось у него в памяти от тех лет, о тех временах.

     Юрий Иванович Дериземля работал инженером по безопасности дорожного движения  АТП №1 «Минавтотранса».
      Один раз в неделю, согласно графику, Юрий Иванович должен был выходить с личным составом дружины АТП в рейды по безопасности дорожного движения в районную государственную автоинспекцию, на территории  которого района располагалась  автобаза, в которой  работал Дериземля. Рейды ГАИ обычно проводились по пятницам. В районную ГАИ Юрия Ивановича обычно прибывал заранее на служебном, заправленном ГСМ, обозначенным специальным окрасом и надписями автомобиле «Служба безопасности  дорожного  движения АТП № 1» с внештатными инспекторами. Всех, прибывших на дежурство, инструктировали руководители районной ГАИ – рассказывали об оперативной обстановке в городе, ориентировали на розыск преступников и лиц, без вести пропавших, на розыск транспортных средств, распределяли по нарядам - постам, местам,  где они должны были следить за безопасностью движения транспортных средств и пешеходов.
       Юрий Иванович, получив необходимый инструктаж, выезжал в заданное место. Прибыв на место дислокации, надевал красную повязку с белыми буквами «ДНД» на левое плечо, брал в правую руку двухцветный, обычно - чёрно-белый или красно-белый жезл, выходил на свободный пятачок перекрёстка наблюдать за автодорожным движением. Проверке обычно подвергались все или почти все, двигавшиеся в различные направления транспортные средства.
     В двадцать два часа Юрий Иванович вновь прибывал в районный отдел милиции, чтобы отчитаться о проделанной работе, сдать наработанные материалы.
    Солнце ещё не скрылось, а продолжало висеть, готовясь нырнуть с минуты на минуту за горизонт. Была середина лета.
       В отделении ГАИ народу было набито битком. С рейдов подвозили народ для разбора.
В момент, когда вошёл Дериземля в помещение ГАИ, за ним следом вошёл старший инспектор ГАИ Куанышпеков, за которым двигалась толпа мужчин. Юрий Иванович понял, что это водители какой-то одной из автоколонн, возвращавшиеся из рейса, любители искупаться в прохладных водах Иртыша, поваляться  на речном бережку, что их доставили для разборов в отделение ГАИ.
- Товарищ капитан! Разрешите к вам обратиться? – спросил один из водителей, который был в клетчатой рубахе синего цвета в крупную клетку с закатанными до локтей рукавами.
- Я не капитан, а старший лейтенант, - не оборачивая головы, ответил на обращение Куанышпеков.
- Ай! Какая разница, товарищ милиционер! Всё равно скоро станете капитаном! – идя следом за старшим инспектором ГАИ, наступая ему на пятки, говорил водитель в клетчатой рубахе.
Второй водитель, в серой фуражке, спрашивал:
- Ну, что мы такого нарушили? Товарищ милиционер! Ехали из рейса, устали - весь день за рулём  на такой жаре, попробуй-ка поездь, заехали на Иртыш искупнуться, обмыть пыль, освежиться? И тут вы, как откуда-то с … сорвались…
- Как это: что мы такого нарушили? Сейчас разберёмся! Проверим ваши путевые листы. Документы на груз. -  Шёл, отбиваясь от пристававших с вопросами к нему водителей, инспектор по административной практики районной ГАИ.
Третий водитель тоже пытался найти оправдание, думая, что милиционер что-то не то делает, не знает и не понимает их - водителей:
- Товарищ милиционер! Как говорится, да и на плакатах везде пишут – сам читал: «Устал за рулём – отдохни!»
 - Вы что мне такое говорите!!! – остановившись на месте, не выдержав – видимо, сдали нервы, возмутился милиционер, вытирая носовым платком, который он придерживал большим пальцем ладони правой руки, мокрый лоб, глаза его резко округлились - На трассе кр-р-ровь! Мы в поте лица р-р-работаем, а вы,  с-с-су… , вздумали на Иртыше купаться!
 Больше никто из шедших за инспектором ГАИ водителей  не задавал вопросов и ничего не объяснял.