Я от скатерти звёздной несвободная нить

Сергей Груздев Валаамский
"Я от скатерти звёздной несвободная нить..."
;;;
Судьбы Валаама..

Сегодня, я хочу рассказать вам ещё об одном поэте Валаама.

За то время, что я жил на острове я запомнил нескольких человек, которые писали стихи.  Конечно писали и другие, наверняка, но про них ничего не знаю. Когда я только приехал на остров в 1969 году, здесь в Работном доме с братом жила учительница, которая была на пенсии, и изредка приходила в школу, проводила у нас уроки русского языка и читала свои стихи. Лешукова Мария(отчества не помню). Её стихи несколько раз в те годы печатались в Сортавальской районной газете 
"Красное знамя". Вторым валаамским поэтом  была и есть,  старейшая учительница Валаамской школы, Зайцева Валентина Ивановна, сборник стихов которой, выпустил  просветительский центр о. Мефодия "Свет Валаама".
Валентина Ивановна и посейчас здравствует и живёт на Валааме.
Хорошие стихи писала в молодости и жена Володи Засекова,  тоже моего коллеги по работе,Вера.
Сегодня я хочу вам рассказать о другом своём коллеге, с которым работал на электростанции нашей островной, Лещуке Викторе Викторовиче. Он, как оказалось, написал немало  неплохих стихов, особенно в период пока жил один.
Именно о  нём я хочу немножко вам поведать. Пришёл на работу на нашу дизельную электростанцию он примерно на год  позже меня, в 1983 году. До этого навигацию Виктор отработал мотористом на  музейном  судне.
Однажды судно утонуло, налетев в шторм на камни, и Виктор стал машинистом-дизелистом Валаамской дизельной электростанции.
Человек он был немногословный, жил обособленно, ни с кем  особо не дружил. К работе относился очень ответственно. Со всеми членами нашего небольшого коллектива у него были ровные отношения. Никогда ни с кем не скандалил, я даже не помню, чтобы он  когда-нибудь повышал голос.
Иногда мы с ним говорили о жизни и даже немножко  дискутировали. Виктор не воспринимал всерьёз пришедший на остров монастырь, он не был православным и если верил в Господа, то считал, что для этого "посредники" не нужны. Впрочем  яростно и искренне защищая монахов, в те годы, я почти весь коллектив электростанции в вопросах о монастыре, настроил против себя. В дальнейшем-то я понял, что мои сослуживцы во многом были правы, а я будучи идеалистом по натуре, часто ошибался, принимая желаемое за действительное...
Виктор был немножко меня младше, но явно умнее. Жил до Валаама он где-то под Сортавала, где у него имелись родственники.  Иногда Виктор мне рассказывал, что-то из своей жизни, особенно после выпитого вина, которое он любил время от времени употребить... У него были какае-то особые способности. Он, например заявлял мне, что может отделяться от тела и смотреть на себя с высоты, как бы, со стороны... Не знаю, было ли это на самом деле или он фантазировал, но я особо не верил его рассказам.
Правда о вере я с ним старался больше не дискутировать, поняв что мы с ним понимаем её по разному...
Проработали вместе мы без малого десять лет...
Виктор за это время влюбился и женился на местной женщине, что для меня было очень неожиданным событием. Родилось у них две девочки, которых он очень любил. Это было видно по его настроению. Став отцом, Виктор и характером стал мягче и человечнее. Видимо  долгое одиночество его очень угнетало. Жить бы жить теперь, да радоваться, но однажды он тяжело заболел и  попал в Петрозаводскую больницу. Пролечившись некоторое время, Виктор вернулся на остров. Из больницы его выписали умирать.
Помню, это было весной. Тогда времена были тяжёлые, редко платили зарплату. Контора у нас была в городе и даже доставить деньги на остров, весной была большая проблема.
Виктор ехал из больницы очень ослабленным, но нашёл в себе силы получить в электросети деньги на всех нас, привезти и выдать. Мы были очень ему благодарны за такой приятный поступок.Через некоторое время он уехал в Сортавальскую больницу и уже не вернулся. Как нам сообщила Витина супруга, незадолго до смерти(17марта1998+), в больнице он покрестился в православную веру. Слава Богу!
Упокой, Господи его  неспокойную душу... 
Никто из нас на работе и не знал, да и предположить не мог, что Виктор писал  неплохие стихи. Однажды мне попался сборничек его стихов, изданный его дядей, Виктором Артамоновым, который был всего на год старше племянника. Всё детство они проводили вместе и очень дружили. Стихи его мне понравились!..
Жаль, сборничек мне был дан  всего на несколько дней...

Предлагаю вам несколько строк из него:

***
Я не мог не вырасти поэтом

Я не мог не сжечь себя дотла.

В крае злыми ветрами воспетом

Плохо без сердечного тепла.

***

Мои стихи не лучшие на свете,

Кто скажет только лучших береги.

Мои стихи, они росли как дети

Сначала робко - первые шаги.

***

О, наконец из вражеского стана

Я убежал израненный боец.

Из мира лжи, измены и обмана

Полуживой я спасся,

наконец...

***

Вопросов много, ответов мало.

Ломали Бога - безбожно стало.

Сожгли иконы, погрели зад,

Что ж  с терриконов глядим назад?..

***

Из сердца тронутого негой

Тепла, любви и доброты

Ни зла не вырастет побега

И ни завистливой мечты....

***

Пусть будет свет -я так хочу

Упьюсь же я могильным счастьем!

Травой зелёной всхохочу

Её бессмертным одночастьем.

Покой так просто достижим

Так близко равенство и братство.

Вот мы все ровно здесь лежим

В кругу большого панибратства.

***

Мама милая поздно

И жалеть и винить.

Я из скатерти звёздной

Несвободная нить.

Расцвела неизбежность

У судьбы под окном.

Стала пленницей нежность

В нашем доме родном.

***

Это начало конца,

Это конец без начала.

Это потеря лица,

Это корабль без причала.

Больше никто не придёт

И никуда не поманит,

Новое только грядёт,

Старое вот оно - ранит.

***

Я прекрасно понимаю,

Что друзей уже не будет.

Фотографии снимаю,

С тех, кто сразу же забудет.

Обопьюсь теплом весенним

И сниму себе на память

Всё, что мы теперь не ценим,

Что не может больше ранить.

Оглянись уходя, оглянись...

Провожавшим тебя улыбнись.

Пусть твой путь -ото всех уходить,

Не прервёт бесконечную нить...