Владимир Набоков -нежность, талант и гордость

Тамара Селеменева
Летим в Санкт Петербург. На поезде не получилось, уже за десять дней билетов на нужные даты, не оказалось, потому что именно в это время проходил чудесный праздник выпускников "Алые паруса".
Питер всегда производил очень яркое, незабываемое впечатление. Титаническое наследие, оставленное нам великими предками, потрясающе. Удивительная архитектура и планировка города с его разводными мостами, множеством каналов, рек и речушек. Его исторический центр с обилием красивейших зданий, каждое  из которых истинное произведение искусства, врезался в память, влюбил в себя и на этот раз..
Одной из целей поездки было посещение музея Владимира Владимировича Набокова, которого называли "принцем в изгнании". Очень скучая по поэтической нежности и сложности России, он с достоинством отказывался от компромиссов. До пятидесятых годов Набоков, в совершенстве владеющий английским и французским языками, писал на русском языке, считал себя русским писателем и был верен русской литературе. Его литературная деятельность, нацеленная на русское зарубежье, говорила о том, что он оставался абсолютно русским. Вынужденно находясь за границей, жил в гостиницах даже тогда, когда уже имел возможность купить свой дом, потому что знал, говорил и верил, что его дом - в России. И русская часть его произведений для нас главное.
Владимир Владимирович подходил к созданию своих произведений как учёный, применяя разные приёмы. В значимом для него произведении "Лолита", да и во всех других романах и рассказах, он как бы предлагал читателю одну за другой загадки человеческой натуры и языка. Читая Набокова, чувствуешь реальность тепла солнечных лучей, шелеста листвы и шороха гравия, пения птиц или беспокойства по поводу детской простуды. Я, начинающий автор, восхищалась, видя, как этот великий мастер легко играл формами и направлениями, погружая в свой, порою абсурдный и нелепый, даже страшный, но всегда интересный, мир своих героев.
С этими мыслями я шагала по набережной реки Мойки, Большой Морской улице Санкт-Петербурга, к дому 47, в котором  расположен музей этого великого мастера, русского и американского писателя, прожившего всю свою сознательную жизнь изгоем.
Наконец вижу мемориальную доску с информацией, что в этом доме родился и жил  писатель Владимир Владимирович Набоков. С волнением вхожу в комнаты, словно соприкасаюсь с атмосферой, в которой творил до отъезда из России наш великий соотечественник, привнёсший в литературу столько оттенков и форм, присущих только ему. Обладая таинственным, сложным и редким даром синопсии он создавал головоломки человеческих отношений, рисовал смесь психологических и философских размышлений своих героев. Его произведения играли и звучали, одновременно он словно видел их цветными и рисовал узоры судеб.
Посетителей немного, но, как оказалось, билет на посещение нужно было приобрести на сайте музея. Дежурившая сотрудница музея, услышав об основной  цели нашего приезда - вручения наград победителям премии "Искусство слова", на дипломе которой наряду с портретами А.Чехова, А.Грина, Ю.Олеши, И.Бродского, Е.Шварца и В.Шаламова есть и портрет В.Набокова, любезно пропустила нас с коллегой и даже провела небольшую экскурсию.
На первом этаже в четырёх комнатах музея представлены экспонаты экспозиции. Вот она - довольно большая коллекция бабочек, с описаниями, сделанными самим Набоковым. Как оказалось, учёный-этмолог он лично открыл около двадцати видов бабочек, а более тридцати названы в его честь! Невероятно и трудно себе представить этого красивого, довольно крупного интеллигентного мужчину, застывшего с сачком. Кстати, на экспозиции представлен сачок, подаренный ему когда-то сыном Дмитрием. Сачок довольно большой и тяжёлый, но, очевидно, позволявший не помять, сохранить крылышки бабочки. Каждой из них Владимир Владимирович придумывал латинское название, порою нежное и романтичное, и посвящал их жене Вере.
Непроизвольно задумалась об удивительном соединении нежного, преданного жене и семье, гордого человека,  талантливого писателя и высокомерного,  даже заносчивого сноба, каковым его считали современники.

С замиранием сердца я смотрела на бабочек и понимала, что вероятно, совсем не случайно Владимиром Владимировичем был написан рассказ "Рождество", где важное место занимает именно бабочка. Этот рассказ впечатлил особенно сильно. В  нём не просто описание событий. Автор словно сам чувствует боль,  переживает вместе с героем, у которого умер ребёнок. Я тоже потеряла  сына, и тоже в особые дни -  дни пасхальной недели. Мне очень понятны и близки скорбь и горе героя. Набоков прав, говоря, что герой рассказа  Слепцов не видит никакого просвета и постепенно у него возникают мысли о смерти, потому что  случилось самое страшное - гибель ребёнка. Сердце моё тоже рвалось на части, заходилось и рыдало. Я, как и он, постоянно думала: "Зачем после этого жить? Всё кончено."
Только чудо могло вернуть горемычного отца к жизни. И автор нашёл такое чудо. Он показывает Слепцову, как под воздействием тепла из кокона высвободилась бабочка - олицетворение продолжения жизни. Звуки потрескивания расправляющихся крылышек оживляют героя, заставляют его не думать о смерти.  Это произошло в сочельник и приобрело особый смысл, потому что Рождество - рождение, поворот от смерти к жизни и  понятно, что Слепцов будет жить..
Я вспомнила, что для меня таким поворотом к жизни явилось первое цветение посаженного сыном на даче в Подмосковье, несмотря на наши возражения и сомнения,  южного и теплолюбивого деревца магнолии. Неожиданное цветение было воспринято мною как знак и просьбу сына позаботиться, сохранить посаженное им нежное растение. И я нашла силы, заставила себя вернуться к жизни, работе, семье. Каждую зиму утепляю  магнолию  укрывным материалом, и она жива, стала большим деревом, радует каждую весну обильным цветением, крупными малиновыми цветами, напоминающими сказочных птиц, удивляя окружающих, а мне - принося радость сохранения памяти, сопричастности как бы к продолжению жизни сына в удивительном дереве.
* * *
В целом музей произвёл гнетущее впечатление. Стены, обои, обстановка почти не сохранились, только великолепие деревянного потолка одной из комнат говорило о том, что когда-то здесь жили очень богатые люди. И вообще, как объяснила экскурсовод, основной интерьер составляют собранные подходящие предметы. Подлинный - только столик для вышивания. Важной частью экспозиции являются, тоже подлинные, книги из библиотеки отца Набокова и обширная коллекция первых изданий бесценных книг самого писателя на русском и английском языках.   
Удручающе выглядела и Зелёная гостиная. Печально, что несмотря на старания сотрудников музея, она находится в кричащем о необходимости реставрации и ремонта состоянии. После революции какие только организации не размещались в доме Набоковых, и каждая закрашивала, заляпывала , включая прекрасную роспись на стенах и потолке, самыми разными красками по своему усмотрению. Для наглядности на стене гостиной специально оставлена полоса, и слои краски прекрасно просматриваются.
Покидала музей с тяжёлым чувством о незаслуженно обиженном вниманием, не согнувшимся и внёсшим неоспоримый вклад в русскую и мировую литературу, писателе. Самым большим желанием было, чтобы нашлись средства и возможности в память о нашем великом соотечественнике, для современников и потомков, сохранить и приумножить, отремонтировать и отреставрировать не только эти четыре комнаты музея, но и второй этаж принадлежавшего семье Владимира Владимировича дома, занимаемого  в настоящее время школой искусств . И хочется думать, что надежда эта сбудется.
А при творческом подходе к использованию музея, его можно было бы преобразовать в литературную гостиную или клуб и проводить в нём встречи и вечера с современными авторами и литературоведами, различные презентации и многое другое. Санкт-Петербург так богат прекрасными современными поэтами и прозаиками.

В качестве иллюстрации использовано фото автора.

17.08.2023