Боевые эпизоды 84-го оспждб 5-й ождбр 1941-1942 г

Владимир Петропавловский
БОЕВЫЕ ЭПИЗОДЫ
84-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона
5-й отдельной железнодорожной бригады ОКЖДВ.
1941 – 1942 г.г.
 
Частично отредактировано.

1. Формирование батальона.

     84-й отдельный строительно-путевой железнодорожный батальон был переформирован из состава 24-го отдельного строительного железнодорожного полка, который был сформирован в феврале 1934 г. в г. Елец ОрлВО, и направлен на строительство железной дороги Смоляниново – Дунай на Дальнем Востоке (в составе 7-й ождбр Прим. ИМЗ).
     С февраля по июнь 1934 г. 24-й полк проработал на строительстве этой линии (в составе 7-й и 3-й ождбр Прим. ИМЗ), а затем был временно передислоцирован на ж.д. линию Смоляниново - Шкотово, для смягчения Шкотовского перевала. На этой работе полк был занят весь 1935 г. В январе 1936 г. полк был переброшен на строительство ж.д. линии № 22 Манзовка – Варфоломеевка от 36 до 49 км. В январе 1937 г. полк на станции Буянки был переформирован в 83-й и 84-й отдельные строительно-путевые ж.д. батальоны (оспждб) 5-й ождбр.  84-й оспждб вел строительство линии Даубихэ – Сысоевка и самой станции Даубихэ. Там батальон оставался до февраля 1941 г. 

Работа, выполненная батальоном на Дальнем Востоке.

      За все время пребывания 84-го оспждб на Дальнем Востоке было построено:
- 14 км главного пути:
- 14 искусственных сооружений (мостов и труб);
- 270 тысяч куб. м земляных работ по главному пути;
- 200 тысяч куб. м земляных работ по станции Даубихэ;
- 8 км станционных путей;
- построено водоснабжение с насосной станцией и водоприёмными сооружениями с 6-ю км разводящей сети;
- паровозное депо на четыре стойла;
- гражданских сооружений 7500 куб. м.

Работа, выполненная батальоном в Западной Украине.

     В феврале – марте 1941 г. батальон был переброшен в Западную Украину на реконструкцию ж.д. линии № 305 (Лановцы – Тарнополь – Ходоров – Стрый), с дислокацией на станции Курники КОВО. С апреля по начало войны батальон разработал 175 тысяч куб. м земли.
     Всего со дня формирования в мирное время батальон сделал:
- 1325 тысяч куб. м земляных работ;
-  уложено 48 км ж.д. пути;
- построены две насосные станции водоснабжения;
- уложено 14 км разводящей сети водоснабжения;
- построено два водонапорных сооружения;
- построено 32 искусственных сооружения;
- построено 10000 куб. м гражданских зданий;
- построены две ж.д. станции (Даубихэ и Смоляниново).

Работа батальона в период ВОВ (июнь 1941 г. – февраль 1942 г.).

а) Восстановительные работы.

С первых дней войны наш батальон получил боевое задание по восстановлению железных дорог, разрушенных авиацией противника, были выполнены следующие работы:
- земляные работы по восстановлению ж.д. полотна 29142 куб. м;
- восстановление ж.д. пути 12120 п\м;
- уложено 3221 шпала:
- уложено 26 стрелочных переводов;
- восстановлено линий связи 59900 п\м;
- восстановлено 6 мостов;
- разобрано подвижного состава 5099 т;
- срублен ряж и установлена ряжевая опора в глубоком русле реки;
- изготовлены три шпальных опоры моста;
- обезврежено неразорвавшихся авиабомб 135 шт;
     Всего затрачено на восстановительные работы 13247 ч\дн.

б) Работы по устройству заграждений на ж.д.

     Кроме восстановления ж.д. батальон провел большую работу по устройству заграждения на дорогах, чтобы противник не мог использовать железнодорожный транспорт для переброски войск и подвоза воинских грузов. Были выполнены следующие работы:
- подорвано стрелочных переводов 396 шт;
- -*- ж.д. пути 6 км;
- -*- мостов и труб 37 шт. или 550 п\м;
- -*- водоёмных зданий 9 шт;
- -*- котлов 7 шт;
- -*- станций водоснабжения 3 шт;
- -*- паровозных депо 2 шт;
- -*- гидроколонок 26 шт;
- -*- паровозных поворотных круга 2 шт;
- -*- линий связи 2 км;
- -*- нефтебаза 1 шт;
- -*- паровозов узкой колеи 4 шт;
- -*- мотовозов узкой колеи 5 шт;
- -*- вагонов узкой колеи 51 шт;
- -*- подъёмных кранов на ж.д.ходу 1 шт.
- -*- паровоз нормальной колеи 1 шт;
- -*- мостов деревянных узкой колеи 2 шт или 160 п\м;
- разрушено путеразрушителем «Червяк» 7.3 км.

в) Работы по эвакуации.

     Было разобрано 89.4 км ж.д. пути, из них 33.46 км сложено в штабеля и 31.35 км погружено на платформы и вывезено. Разобрано и увезено 174 комплекта стрелочных переводов. Собрано и погружено 1500 шт. шпал. Эвакуировано до 10000 т зерна.

2. Боевой путь батальона в дни Великой Отечественной войны.

Западная Украина.

        Станция Стрый. Тысячи тонн бензина в бензохранилищах не попадают в руки врагу, только благодаря быстрому устройству тупика подразделением Устинова, что дало возможность своевременно отправить десятки цистерн, и не потерять ни одного килограмма горючего.
     На реке Днестр авиацией противника был разрушен мост. Приказ о его восстановлении, после 40-ка км марша выполняет подразделение Кагнер. Под руководством капитана Чистякова и военинженера 2-го ранга Савченко сотни автомашин, десятки танков, орудий и личного состава пропущены через мост, давая нашим частям закрепиться на новых рубежах обороны.
     На участке Ходоров – Потуторы, несмотря что враг шёл по пятам, ни одного вагона и паровоза не было оставлено врагу. Десятки эшелонов с ценным грузом пропущены по участку. А сзади воины батальона уничтожали перегоны и станции, мосты и водоснабжение, станционные здания. Отлично выполняли поставленную задачу команда подрывников с военинженером 1-го ранга Пучковым, секретарём бюро ВЛКСМ Рещиковым, лейтенантом Садовниковым и другими.
     У ж.д. моста около станции Рогатин на рассвете, вражеские мотоциклисты старались пулемётным огнём не дать команде взорвать мост, но он, под носом врага, все равно был взорван.
     На станции Рогатин скопились большие штабеля с ящиками снарядов и патронов. Всю ночь идет работа по погрузке боеприпасов в вагоны, порожних вагонов не хватает, приходиться освобождать их от маловажных грузов и грузить снаряды и патроны. Загруженные вагоны немедленно отправляли в тыл. Все оставленные грузы при уходе из станции сжигали и взрывали.
     Путь батальона при отходе на восток был очень тяжёлым: Потуторы – Гусятин – Проскурово – Котовск – Кременчуг – Полтава – Нежин.
     Диверсанты и пособники из местных националистов 3 июля 1941 г. под станцией Прошова пытались организовать крушение поезда, чтобы парализовать движение на ж.д. участке. Воины батальона быстро восстановили разрушения и пропустили более 20-ти эшелонов с ценным грузом и 30-ти резервных паровозов в тыл, под самым носом врага.
     При ликвидации аварий и разрушений проявили мужество, инициативу и находчивость военинженер 2 ранга Литвинович, интендант 3 ранга Шаталин, старший лейтенант Наумов, старший политрук Хажеев, ст. сержант Шевляков.
     Подразделение Берковича, с командой подрывников, во главе с лейтенантом Садовниковым, 4 июля находится на станции Трембовля для эвакуации грузов и производства заграждения. С поставленной боевой задачей справились хорошо, всё, что не смогли отправить в тыл, подрывниками было уничтожено и сожжено. Старший политрук Голованов и капитан Василенко сумели четко организовать выполнение поставленных задач.
     При передислокации батальона в направлении на Гречаны, 5-го июля, на перегоне Лесоводы – Виктория, эшелон подвергся неоднократной бомбёжке и пулемётно-пушечному обстрелу 9-ти вражеских самолётов. Погибли начальник штаба капитан Вековшинин, политрук 3-й роты Кошечкин и другие. Были ранены – командир батальона военинженер 2 ранга Литвинович Георгий Митрофанович. (второй раз тяжело ранен 17.01.1942 г. Прим. ИМЗ), старший лейтенант Жирнов, старший лейтенант Титов, старший лейтенант Бекерман, военфельдшер Маринчик и до 70 бойцов и младших командиров. Воинами батальона были убраны разбитые вагоны с пути, восстановлен разрушенный путь и ликвидирована пробка из эшелонов направлявшихся в тыл. Отлично справились со своей задачей медики части во главе с военврачом 3 ранга Годоба, всем раненым была оказана медицинская помощь. Они были перенесены в лес, пока ликвидировали последствия бомбёжки, а позже были погружены в вагоны и доставлены в госпиталь.
     На могилах павших командиров и бойцов личный состав батальона поклялся отомстить фашистам за пролитую кровь товарищей. Дальше, в течении 20 дней, эшелоны батальона проделали путь от станции Стрый до станции Нежин, постоянно подвергаясь воздушным налётам, но сохранил свой личный состав и материальную часть.

Нежин – Конотоп – Бахмач – Щорс (Сновская).

     Враг подошёл к столице Украинской Социалистической республике – красавцу городу Киеву. Начались ожесточённые бои на подступах к городу. Вражеская авиация направила свои удары на главные ж.д. магистрали, соединяющие Киев с тылом, с целью затруднить Красной Армии подвоз резервов и материальных ресурсов, эвакуацию вглубь страны ценных грузов.
     Батальону приказано обеспечить техническое прикрытие ж.д. участков Нежин – Конотоп и Бахмач – Щорс, обеспечив бесперебойное движение эшелонов. Участок был протяжённостью более 150 км, в течении полутора месяцев батальон обеспечивал работу ж.д. транспорта на указанном участке.
     14 июля лейтенант Смирнов, после налёта вражеской авиации на станцию Бахмач, несмотря на взрывы горящих вагонов с боеприпасами и цистерн с горючим, рискуя жизнью, вывел со станции три паровоза и более 100 вагонов с воинскими грузами. Рота Устинова, прибывшая на станцию Бахмач, быстро освободила пути от остовов вагонов и восстановила 9 станционных путей, по которым пошли эшелоны.
     Враг бомбил ж.д. объекты не только днём, но и ночью. Так ночью 25 июля станция Бахмач подверглась сильной бомбёжке. Не успели отгреметь последние взрывы, как ст. лейтенант Устинов, политрук Удовенко, вместе с ротой выдвинулись на тушение пожаров и растаскивание вагонов. В результате было спасено много вагонов с грузами и более 20 пассажирских вагонов санитарного поезда. Отлично сработали путейцы – все разрушенные пути были к утру восстановлены и началась бесперебойная эксплуатация станции. Особенно нужно отметить работу лейтенанта Ермишкина, ст. сержанта Курьянова, ефрейторов Лопатина и Чистова, сержанта Позднякова и ст. сержанта Севостьянова.
     Интенсивному авианалёту 20 июля подверглась станция Щорс (Сновская), практически все пути были разрушены и завалены разбитыми вагонами. 16 эшелонов, идущих со стороны Гомеля, встали, возникла возможность захвата их наступавшим врагом. Первыми к месту работ прибыли со взводами лейтенанты Слесаренко, Косяк и капитан Беркович. Подоспела рота Коршунова, и через 4 часа 40 минут путь был восстановлен, все 16 эшелонов проследовали через станцию буквально перед носом наступавшего врага. Младший сержант Алексеев и красноармейцы братья Загуменновы проявили особое усердие и упорство при восстановлении станции. Братья Загуменновы были награждены знаком «Ударник Сталинского призыва», мл. сержант Алексеев знаком «Почетному железнодорожнику».
     Примером мужества и отваги является действия наших бойцов, когда немецкая авиация подожгла эшелон с боеприпасами на станции Мена. Приказ полковника Миридонова о ликвидации последствий налета и восстановлении пути был выполнен в срок. Даже повторные налёты и взрывы боеприпасов не останавливали солдат роты Берковича. Особое бесстрашие и решимость проявили лейтенант Слесаренко и сержант Щурин.
     22 августа 1941 г. при выполнении боевой задачи по восстановлению разрушенного пути на 160 км участка Круты – Плиски, стоявший эшелон с боеприпасами подвергся налёту пяти вражеских самолётов. Рядом находилась рота ст. лейтенанта Жирнова, от взрывов эшелон загорелся. Лейтенанты Пилясов и Пронин, ефрейтор Ботяйкин, красноармейцы Николаев и Федотов, бросились расцеплять и тушить горевшие вагоны. Скоро пожар был потушен, но не обошлось без жертв, спасая вагоны погибли сержант Скрипелев и несколько рядовых батальона.
     Мужество проявил санинструктор роты Кагнера красноармеец Абдрахманов. В августе на станцию Логачёво налетели фашистские самолёты, горели вагоны со снарядами и бомбами. Абдрахманов бросился к паровозу, нашёл спрятавшегося машиниста и заставил выполнять его команды. Отцепил горящие вагоны от целых и вывел их в безопасное место.
После, оказал первую помощь и вынес пять раненых, доставив их в больницу.

Льгов – Ворожба, Льгов – Курск.

    Немецкие войска, развивая наступление перерезали ж.д. магистраль Киев – Курск в районе Конотопа. Авиация противника целенаправленно вела разрушения ж.д. направления Ворожба – Льгов – Курск. Командир бригады полковник Кабанов П.А. приказал батальону взять вышеуказанный ж.д. участок для технического прикрытия и обеспечить его работоспособность, а при отходе проводить заградительные работы.
     Минируя ж.д. мост на 304 км, подрывная команда из роты Жирнова, подверглось внезапному нападению передового отряда мотопехоты фашистов. Вместе с караулом НКВД воины железнодорожники приняли неравный бой. Когда стали заканчиваться патроны, мл. сержант Кадышев бросил последнюю гранату в бегущих немцев. Смертью храбрых погибли в бою командир команды мл. сержант Кадышев и красноармеец Филиппов, фашисты потеряли при наступлении около 30 человек.
     В начале октября 1941 г. наши армейские части заняли новый рубеж обороны около станции Коренево. Впереди образовалась нейтральная полоса более 45 км не занятая противником в направлении на станцию Ворожба, на которой в течении трёх суток, продолжали выполнять поставленную боевую задачу команды роты Жирнова. Руководили командами ст. лейтенант Спектор и мл. политрук Шишенко, которым была поставлена задача эвакуации зерна и овощей со станции Глушково и ж.д. путей со станции Волфино. Не взирая на возможность окружения, команды успешно выполнили все задачи и провели заградительные работы на ж.д. участке Волфино – Коренево.
     Обеспечивала бесперебойное движение на ж.д. участке Коренево – Льгов рота Харлашкина, не было ни одного случая задержки эшелонов, а при отходе не оставили врагу ни одного исправного паровоза и вагонов и других ж.д. сооружений.
     Необходимо отметить наших подрывников во главе с лейтенантом Фединым, мл. сержантом Марченко и красноармейца Притчина. Вражеская авиабомба попала прямо в дымовую трубу вокзала станции Коренево и не взорвалась. Обезвредить бомбу было делом опасным и трудным, никто не знал состояния взрывателя, да и определить это было невозможно сразу – мешала кирпичная стенка трубы. Но для наших минёров не бывает невозможных вещей, аккуратно разобрали кирпич, обезвредили взрыватели и вытащили авиабомбу из здания вокзала.
     Враг не смог в лоб прорвать нашу оборону наступая от Ворожбы около станции Коренево. Тогда фашисты решили нанести фланговый удар по опорным пунктам со стороны от Рыльска, где проходила узкоколейная ж.д. Подрывной команде под командой инженера Гриценко, мл. сержанта Марченко и красноармейца Притчина и других бойцов, была поставлена задача разрушить два больших деревянных узкоколейных моста, которыми противник мог воспользоваться при преодолении рек.
     В темную октябрьскую ночь, когда отошли сторожевые посты пехоты, минёры готовили к взрыву первый мост. Все готово и мост взлетает на воздух, необходимо готовить второй мост к взрыву, но кончился детонирующий шнур. На мост длиной 80 м, стали закладывать отдельные заряды с огнепроводными шнурами, мл. сержант Марченко и рядовой Притчин стали последовательно поджигать шнуры зарядов и быстро отходить. Раздаются один за другим взрывы и вдруг два отказа, нужно быстро выяснить их причину. Марченко по разбитым сваям пробрался к целым пролётам и выяснил, что водой от взрывов окатило горящие шнуры, и они погасли. Пришлось готовить детонаторы снова и наконец весь мост взлетел в воздух.
     Рота Устинова на Льговском ж.д. узле, несмотря на авианалёты, постоянно поддерживала в рабочем состоянии движение поездов и эвакуацию ценных грузов. При отходе, свою работу по заграждению, выполнило подразделение подрывников лейтенанта Садовникова.
    Умело справились с задачей минеры во главе с воентехником 1-го ранга Пучковым, несмотря на недостаток взрывчатых веществ, умело подорвали трёхпролетный мост через реку Сейм.
     Рота Берковича эвакуировала в тыл 10 тысяч тон зерна и сушильный завод НКПС. В его роте мужество и героизм проявил рядовой Храмов на станции Дьяконово, когда загорелся состав с боеприпасами, он отцепил горящий вагон, нашел машиниста в вывел пять вагонов в безопасное место.

Люботин – Басы.

     На перегоне Купьеваха – Гуты летучка заграждения роты ст. лейтенанта Спектор, была отрезана с обеих сторон прорвавшимся противником. Путь был только один, с ходу прорваться через цепи немцев, машинист паровоза дал полный ход, Фашисты увидели нашу летучку и открыли сильный ружейно-пулемётный огонь, начали стрелять вражеские миномёты. Пулемётчики Стрельников и Зайцев открыли ответный огонь, прижав противника в траву у ж.д. линии. От близких разрывов мин был выведен из строя паровоз, летучка встала. При выводе солдат из-под огня, был убит командир взвода Пронин, красноармеец Кондрашев вынес из боя раненого командира лейтенанта Казорина.
     Рота Пилясова, под руководством воентехника 1-го ранга Пучкова, имея неоднократные боестолкновения с противником выполнила основную задачу по заграждению участка Богодухов – Кириковка. Разведчики Батусов Н.С., Гаврилов Г.Н., Зенкин П.М. и мл. сержант Трегубов, проводя разведку обстановки перегона Гуты – Купьеваха наткнулись на передовой отряд фашистов. Наши бойцы открыли шквальный огонь и вышли из боя не имея потерь, немедленно доложив командиру о противнике.
     Более пяти суток выходили бойцы подразделения ст. лейтенанта Харлашкина от наседающих немцев от станции Купьеваха на Богодухов, сохранив свою боеспособность.
     Рота Жандарова провела заграждение участка Максимовка – Люботин, полностью выполнив поставленную задачу.

Белгород – Купянск

     Началось наступление Красной Армии в декабре 1941 г., батальон получил приказ восстановить ж.д. участок Приколотное – Волчанск. Приказ был выполнен на одни сутки раньше времени. 40 км пути, три искусственных сооружения были восстановлены и готовы к пропуску поездов. С огромной радостью, жители, временно оккупированные немцами, встречали первый поезд прибывший на станцию Волчанск.
     Воины батальона выполнили приказ командира бригады полковника Кабанова П.А. об устройстве подходов к мосту реки Волчья. Ни вьюга, сильные морозы, превратившие грунт практически в бетон не смогли помешать выполнению задания. Только одной земли вынуто и отсыпано в насыпь более 7000 куб. м. Красноармейцы Дмитриев М.П., Бедулин А., Майоров М. и Марков после суточного наряда добровольно вышли на работу и ударно трудились.
     Батальону было приказано восстановить ж.д. участок от станции Волчанск до станции Нежеголь. Трудность заключалась в том, что весь участок проходил в 3-4 км от оборонительной линии противника, он занимал командные высоты и просто систематически обстреливал линию миномётным и арт-огнем. В сильные морозы, доходившие до 35-40 градусов, под разрывы мин и снарядов, налёты диверсионных групп не могли остановить бойцов выполнить приказ. Подразделение Цебаева 12.01.1942 г. с 10 до 16 часов подвергалась обстрелу противника на 38 км, но работу не бросало. Три дня под миномётным огнем сболчивали стыки бойцы Кирпичников Н.П., Степанов А. и Здрестов. Взвод сержанта Петрова под огнём подвозил рельсы к мосту 40-го км. Сержант Коченев сильно зашиб ногу, но отказался уйти с рабочего места. Ефрейтор Лопатин при зашивке рельсов перевыполнял план под разрывы мин.
     Героизм и самопожертвование проявляли красноармейцы батальона, так, сержант Ямов получил приказ к 6.00 06.01.1942 г. закончить строительство моста длиной 320 п\м через реку Волчья. Почти сутки добирались пешком люди до объекта работ по сильному морозу, неся инструмент, без отдыха и сна, не имея горячей пищи они выполнили приказ к 5.00!
   Техническая разведка под командованием лейтенантов Приходько и Федина, красноармейцев Притчина и Сутягина на станции Боткино, была обстреляна противником из пулемёта. Лейтенант Федин установил ручной пулемёт в стенах завода, открыл огонь по немецкому взводу, проводившему оборонительные работы, заставив последних бросить работы и отступить, немцы не появлялись тут в течении всего дня.
     25 января до 300 немецких солдат в белых маскхалатах вели наступление на станцию Нежеголь и станцию Щебекино. Караул, охранявший мост 34 км, с караульным начальником сержантом Конкиным, заняли позиции у караульного помещения и открыли огонь по врагу. Стоявшая недалеко артиллерийская батарея, обрушила град снарядов на фашистов, понеся серьезные потери немцы отступили. Попытка врага пройти к Щебекино другим путём была сорвана подоспевшими подразделениями Красной Армии, противник неся потери отошёл на свои исходные рубежи.
     Ночью 22 февраля более 100 солдат противника попытались окружить караул у моста 40 км перегона Нежеголь – Волчанск. Миномётным огнём были подожжены караульное помещение и три рядом стоящие дома. Начальник караула сержант Конкин вместе с бойцами принял бой, но видя, что враг пытается окружить их, отвел воинов на новую позицию, постоянно ведя ружейно-пулемётный огонь. В это время подоспели пехотные подразделения, вместе они опрокинули немцев и заставили отойти. Особое мужество проявил пулемётчик Гранцев, ведя меткий огонь, отходил на новые позиции самым последним, не давая противнику поднять головы.
     За мужество и отвагу многие военнослужащие батальона были награждены наградами: орденом «Красного Знамени» ст. лейтенант Ермишкин, орденом «Красная Звезда» Устинов, медалью «За отвагу» командир батальона майор Жандаров Н.Д., и ещё восемь бойцов. НКПС наградило знаком «Почетному железнодорожнику» майора Жандарова Н.Д., комиссара батальона Горбачёва, интенданта Шаталина, ст. лейтенанта Устинова, ст. лейтенанта Ермишкина, сержанта Позднякова, мл. сержанта Лопатина, ст. сержанта Курьянова, ефрейтора Чистова и красноармейца Ореховского. Знаком «Ударник Сталинского призыва» братья Загуменновы и ещё восемь командиров и бойцов. Ещё сорок военнослужащих были представлены к награждению знаком «Почётному железнодорожнику».
     За время боевых действий более 60 красноармейцев получили воинские звания младших командиров, пять младших командиров получили воинские звания среднего начсостава, а также повышение воинского звания:
- Лукьянец – техника интенданта 2-го ранга;
- Хрущелев – техника интенданта 2-го ранга;
- Гриценко – воентехника 1-го ранга;
- Штильман – воентехника 1-го ранга:
- Рещиков – мл. политрук.
   Тринадцать человек младших командиров поставлены на должности среднего комначсостава и представлены на получение воинских званий средних командиров: старшина Антипов, помкомвзвода Зезюлин М.А., красноармеец Кузьмин В.А., ст. сержант Курьянов К.А., ст. сержант Севостьянов М.В., сержант Вагоненко В.А., сержант Ямов Н.Д., сержант Гвоздев Г.Г., мл. сержант Губанов А.И., сержант Батунин П.А., Черепков А.И., Жирнов Ф.П., мл. сержант Морозов В.А.

СЛАВА ГЕРОЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ!
СЛАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКАМ БОЙЦАМ И КОМАНДИРАМ!

Батальонный комиссар Горбачёв.


БОЕВЫЕ ЭПИЗОДЫ БАТАЛЬОНА

Первые боевые задания.

     Подразделение Кагнера получило задание восстановить разрушенный авиацией деревянный автомобильный мост через реку Днестр в районе станции Жидачев, пропустить отходившие наши части, после чего его уничтожить. Приказ был доведён до каждого бойца, все понимали ответственность за выполнение боевого задания.
     До места работ было 40 км, июньская жара, но воины дошли до объекта без всякого отставания и сходу приступили к восстановительным работам. Работами руководили капитан Чистяков и военинженер 2-го ранга Савченко, боевой приказ был выполнен досрочно. По восстановленному мосту сплошным потоком пошли танкисты, артиллеристы и кавалеристы с пехотными частями. После прохода частей воины железнодорожники буквально под носом мотопехоты противника взорвали мост.

Лейтенант Смирнов.

     Большим авторитетом пользовался в нашем батальоне лейтенант Смирнов М. Это уважение среди подчинённых и командиров он безусловно заслужил.
     Фашисты нанесли мощный бомбовый удар по станции Бахмач, где в это время стояли несколько составов с боеприпасами и горючим. Загорелась платформа с авиабомбами, начались взрывы, от которых загорелись цистерны с бензином. Казалось, что можно вывести целые вагоны локомотивом на безопасное расстояние, но паровозная бригада сбежала, подойти к паровозу было очень сложно – кругом бушевал огонь и взрывы боеприпасов.
     Лейтенант Смирнов бросается к паровозу, металлические поручни будки раскалились, голыми руками хватать нельзя, он разрывает свою пилотку и их помощью влезает в будку паровоза. Так он спас три паровоза и около ста вагонов с боеприпасами и воинскими грузами.
    Смирнов выполнял любые по сложности боевые задания, проявляя смелость, мужество и упорство. Так, противник подходил к станции Люботин, кругом шел бой, рвались снаряды и мины, нужно было точно установить местоположение немцев. Послали лейтенанта Смирнова, который с группой провел разведку. Немцы обнаружив их открыли сильный огонь, Смирнов был ранен, но продолжая командовать, вернулся в батальон и доложил результаты, и только после этого лёг в госпиталь. После нескольких дней лечения он сбежал с госпиталя в родной батальон.
     За храбрость, смелость и отвагу лейтенант Смирнов был представлен к правительственной награде.

Железнодорожники.

     В последних числах июля, немцы поставили себе задачу захватить город Киев. Для этого они пытались разрушить пути снабжения наших обороняющихся частей, поэтому одним из главных объектов бомбардировки был крупный железнодорожный узел Бахмач.
     Только рота старшего лейтенанта Устинова, за август восстановило:
- ж.д. пути 5000 п.м;
- стрелочных переводов 18 шт;
- разборка разбитых вагонов 4000 т;
- уложено грунта 2500 куб. м;
- замена шпал 3000 шт;
- эвакуировано ж.д. пути 2000 п.м;
Кроме того, было обезврежено большое количество неразорвавшихся авиационных бомб.
     Вначале фашисты делали налеты на станцию Бахмач только в дневное время, но наши зенитчики ведя сильный огонь не давали прицельно бомбить, поэтому эффективность бомбовых ударов была не очень высокая. Налёты на станцию начались и ночью.
     Так, 22 августа, ночью, началась бомбардировка станции. Над путями повисли на парашютах осветительные бомбы. На станции стояли эшелоны с боеприпасами, загорелись вагоны и близь стоявшие жилые дома. В нескольких местах был разрушен путь. Первыми к горящим вагонам бросилась группа воинов вместе со ст. сержантом Курьяновым. Он лично расцеплял горящие вагоны и толкали целые подальше от пожара, спасли около 20-ти вагонов с боеприпасами.
       Группы солдат под руководством сержанта Позднякова, ефрейторов Лопатина и Чистова приступили к восстановлению станционных путей, хотя враг сбрасывал еще бомбы на станцию. После свиста падающей бомбы раздавалась спокойная команда лейтенанта Ермишкина – «Ложись!». После взрыва бойцы продолжали выполнять поставленную задачу, хотя рядом горели вагоны и происходили взрывы детонирующих боеприпасов. Благодаря мужественным и стойким действиям командиров и красноармейцев в эту ночь ими было спасено три паровоза и несколько составов с крайне необходимым фронту грузом.
     За храбрость и отвагу лейтенант Ермишкин, ст. сержант Курьянов, сержант Поздняков, ефрейторы Чистов и Лопатин руководство НКПС наградило всех знаком «Почетный железнодорожник».
     20-го июля вражеская авиация подвергла бомбардировке станцию Сновская. Сдетонировали вагоны с авиабомбами, в результате все главные станционные пути вышли из строя. Начался сильный пожар, на тушение и восстановление станции прибыли взвода лейтенантов Слесаренко и Косяк. Бойцы работали в огне не жалея сил, кругом рвались боеприпасы, но задача была конкретная – скорее пропустить стоящие составы. Ровно через 4 часа 40 минут по первому пути прошел воинский эшелон.
     Особенно отличился красноармеец Алексеев, выполнявший задачи на самых опасных участках восстановления, не отставали от него, и братья Загуменовы – Алексей и Иван.
     Около станции Мена немецкие самолёты подожгли эшелон с боеприпасами. Для тушения пожара и восстановления пути прибыло подразделение Берковича. Невзирая на взрывы бомб и горящих боеприпасов бойцы под руководством секретаря КСМ Щурина приступили к работам. Были спасены почти все вагоны, оставался последний горящий со снарядами. Рискуя жизнью Щурин залез в вагон и начал подавать ящики бойцам снаружи, его примеру последовали и другие воины, из горящего вагона вынесли все снаряды.

Отвага и смелость.

     Знаменитый русский полководец Багратион говорил: «Победить или умереть, но умереть со славою!». 20-го сентября сержант Кадышев находился в охране железнодорожного моста на 304 км перегона Ворожба – Волфино, который начали минировать бойцы нашего батальона. Внезапное появления передового отряда мотопехоты врага в этот момент никто не ждал, вместе с караулом НКВД железнодорожники приняли бой. Немцы открыли миномётно-пулемётный огонь по позициям наших бойцов. Стали заканчиваться патроны, видя, что ситуация резко осложнилась, Кадышев с красноармейцем Филипповым стали прикрывать отход нашей группы, последнюю гранату Кадышев бросил в группу фашистов, но не покинул своей позиции. Оба героя погибли смертью храбрых, всего на поле боя нашими красноармейцами и караулом НКВД было уничтожено около 30-ти гитлеровцев.
    Бойцы батальона только что закончили восстановительные работы по верхнему строению пути перегона Круты – Плиски, как налетели пять фашистских самолётов, сбросив фугасные и зажигательные бомбы. Ожидавший открытия движения эшелон с боеприпасами и воинскими грузами загорелся. Лейтенанты Пронин, Пилясов, красноармейцы Ботяйкин и Федотов бросились в огонь спасать состав. Невзирая на ожоги и взрывы расцепляли вагоны отгоняли их на безопасное расстояние и тушили пожары. Благодаря смелости и мужеству воинов железнодорожников ценные грузы и боеприпасы были спасены и отправлены по назначению.

Бронепоезд № 4 «Ильичёвец»
 (построенный в Мариуполе Прим. ИМЗ).

     14 октября 1941 г. за разъездом Гавриши, перед бронепоездом миномётным огнём был разрушен путь. Первая бронеплощадка и бронепаровоз сошли с рельс всеми колёсами, вторая бронеплощадка только первой тележкой. Воинам железнодорожникам была поставлена задача поднять и вывести бронепоезд на станцию, задача была очень сложная.
     Ночью с 15 на 16 октября была поднята на рельсы вторая бронеплощадка и выведена паровозом на разъезд Гавриши, руководил работами бойцов лейтенант Петрусенко. Осложняла работу то, что противник открывал миномётный и пулемётный огонь на любое движение и шум в районе бронепоезда. Но теперь оставалась основная работа по подъёмке бронепаровоза и первой бронеплощадки. Начали работы ночью 16 октября по подъёмке бронепаровоза, кругом свистели пули и взрывы мин, но лейтенант Ермишкин с подчинёнными 17 октября подняли бронепаровоз и вывели на станцию, пример бесстрашия подавал комиссар батальона Горбачёв.
     Оставалось поднять последнюю бронеплощадку, в это время противник начал наступление. Командир 132-й стрелковой бригады, во избежание захвата бронеплощадки приказал её взорвать. Лейтенант Ермишкин решил, что уничтожать столь ценное вооружение преступно, и его воины с утроенной энергией продолжали работать. Сержант Козырев под огнём противника продолжал поднимать колёсные пары. Немцы подошли совсем близко, тогда Ермишкин используя вооружение бронеплощадки открыл сильный огонь из пушки и пулемётов по врагу, сержант Гвоздев подавал снаряды (экипажа бронеплощадки не было Прим. ИМЗ). Немцы вынуждены были остановиться и прятаться в складках местности. Используя момент Ермишкин поднял колёсные пары на рельсы и спас бронеплощадку не потеряв при этом ни одного человека. Красноармеец Моисеев и ефрейтор Федин, под огнём противника обеспечивали надёжную телефонную
связь между бронеплощадкой и станцией.

Исторический день 3 июля 1941 г.

     Очень тёмная ночь, льёт проливной дождь, грозовые раскаты смешиваются с орудийными залпами.
     До станции Берёзовица Остров осталось несколько километров, но на этом участке стоят десятки эшелонов, ожидающих очереди снабжения водой, углём и пропуска в сторону станции Копычинцы, этого единственного пути отхода эшелонов на восток из двух направлений от станции Потуторы и Тернополя.
     Обстановка ухудшается до крайности, враг стремится перерезать железнодорожные направления, захватить подвижный состав с ценными грузами. Диверсанты и националисты в этом широко им помогают, распространяют пораженческие слухи, сеют панику среди населения, местные железнодорожники уходят с места работы, бросают паровозы на перегонах, совершают диверсии.
     Мы узнали, что пропуском эшелонов на станции Берёзовица Остров руководит лично наш командир 5-й ж.д. бригады полковник Кабанов П.А., все вздохнули с облегчением – этот человек своё дело туго знает, значит пройдём станцию.
      Вот и станция Берёзовица Остров, на ней руководит отправкой на восток эшелонов через 10-15 минут капитан Белоруков. На станции идёт ожесточённая борьба за быструю экипировку паровозов водой и углём, но железнодорожники работают четко и быстро, невзирая на дождь и опасность окружения врагом.
     Под покровом ночи десятки эшелонов с ценным грузом были выведены со станции, врагу не оставили ни одного паровоза и целого вагона.
      Но враги не дремали, на уклоне, не доезжая станции Прошова, помощник машиниста из националистов, специально врезался в хвост впереди идущего эшелона, разбил шесть вагонов и остановил 20 эшелонов, двигающихся сзади. Впереди этой аварии машинист специально на подъёме оборвал сцепку паровоза с вагонами и увел локомотив на станцию Прошова. Наш эшелон шёл 14-м от места крушения. Высланная вперёд в 2.00 3 июля разведка донесла, что впереди крушение, 6 вагонов разбиты, на протяжении 50 м путь повреждён, восстановительные работы не ведутся.
     Командир батальона военинженер 2-го ранга Литвинович приказал командиру 4-й роты капитану Кагнер восстановить путь к утру. Казалось бы, как без тракторов и кранов сдвинуть разбитые вагоны? Но для воинов железнодорожников нет не выполнимых заданий, используя смекалку, рычаги и личный состав, к 7.00 вагоны были убраны, путь восстановлен, можно было продолжать движение. Но впереди перед подъёмом стоял брошенный эшелон без паровоза, вытолкать в хвост на крутой подъём не было возможности. Отправленный на станцию Прошова сержант Шевляков обнаружил там брошенный паровоз с оторванным крюком, нашёл на станции стальной трос и вернулся к брошенному эшелону. Вагоны прицепили тросом к паровозу в несколько ниток, и таким образом тащили состав, аж до станции Жмеринка.
     Когда был отправлен на тросах состав перед местом аварии, решили сначала обкатать восстановленный на скорую руку путь. Самый первый состав тащили два паровоза, решили один отцепить для обкатки, но машинист первого почему-то отцепил сразу оба. Состав не поставили на башмаки, и он покатился назад, налетев на следующий паровоз, от удара две тележки тендера сошли с рельс. Всё громче стали слышны звуки приближающегося боя, комбат отдал приказ восстановить прерванное движение, на всякий случай заняли круговую оборону вокруг эшелонов. Вскоре подняли тендер на рельсы, восстановили путь, но в тендере паровоза закончилась вода. Пришлось срочно в самых низких местах вырыть колодцы и выстроившись цепочкой, ведрами, котелками и плащ-палатками заполнять паровоз, чтобы он дошёл до ближайшей станции.
     Наконец вода набрана, все составы медленно двинулись через аварийный участок, руководил проходом составов ст. лейтенант Наумов, большую роль в этой очень сложной ситуации сыграл помощник по техчасти батальона, техник-интендант 3-го ранга Шаталин.
      Воины железнодорожники, невзирая на все трудности, достойно выполняли поставленные командованием боевые задачи и вывели более 20-ти эшелонов с ценным грузом и более 30-ти паровозов, не дав захватить их врагу.

Батальонный комиссар Горбачёв.

Отрывки из дневника (2 – 5 июля 1941 г.).

     2-е июля 1941 г.
Вечереет. Железнодорожные составы стоят друг за другом на подходе к станции Берёзовица Остров. До узловой станции осталось всего 6-7 км, но слева и спереди всё яснее и отчетливо слышатся орудийные выстрелы и пулемётные очереди. Составы почти не продвигаются вперёд. Получили информацию, что немецкие войска прорвались в районе Тернополя и походят с севера к ж.д. узлу Берёзовица Остров, через который мы вынуждены проводить свой состав, чтобы свернуть на юго-восток на Копычинцы, оторваться от противника и спасти ж.д. состав и имущество.
     Обстановка почти критическая. Командир батальона военинженер 2-го ранга Литвинович понимает, что прорваться через станцию уже почти не возможно, приказывает высадить личный состав, забрать с собой вооружение и ручной инструмент, наиболее ценное имущество и направится на юг в направлении г. Трембовля. В эшелоне оставить небольшую команду для сопровождения техники и имущества, быть там до последней возможности, при угрозе захвата сжечь и подорвать состав, самим отходить на соединение с батальоном.
     Стали готовится к маршу. Вечер приближается быстро, стемнело, поднялась гроза, пошел сильный дождь. Орудийная канонада утихла. Высланная разведка донесла, что путь до станции Берёзовица Остров свободен, быстро погрузились опять в эшелон, и под покровом ночи подошли к станции.

     3-е июля 1941 г.
Ночь была темная и тревожная. Мало кто спал, все были на чеку, готовые в любую минуту вступить в бой. Мы понимали, что враг пытается перерезать ж.д. направления и сорвать эвакуацию ценных грузов, паровозов и вагонов.
     Миновали станцию Берёзовица Остров повернув на юго-восток, все вздохнули с облегчением, теперь пойдем быстрее. Но врагу помогали националисты и диверсанты, которых на Западной Украине хватало. Впереди идущий состав вел помощник машиниста из националистов, решил совершить крушение – врезался своим паровозом во впереди идущий состав, сам убежал.
     Командиру 4-й роты капитану Кагнеру был отдан приказ ликвидировать аварию и восстановить путь к утру. Шесть часов понадобилось на восстановление движения, к утру всё было готово. Но паровоз остался без воды, в низине вырыли колодцы и ведрами, цепочкой стали наполнять тендер, чтобы доехать до станции Трембовля. Начали движение, днем эшелон несколько раз обстреливали немецкие самолёты из пушек и пулемётов, к вечеру прибыли в Трембовлю.
     Командир батальона Литвинович вызвал меня и ст. политрука Голованова и приказал остаться в Трембовле, с задачей за сутки 4 июля вывести все ценности со складов, погрузить на ж.д. транспорт, что нельзя вывести -подорвать и сжечь. Для эвакуации имущества была оставлена 2-я рота, для взрывных работ взвод лейтенанта Садовникова из 1-й роты.
     На ночь расположились в районе станции, я сразу ознакомился с планом города, выяснил где находятся склады, составил план вывоза имущества. Политрук организовал подготовку гужевого транспорта местного населения для перевозки имущества, работали всю ночь.
     Фронт приближался, отчетливо стала слышна орудийная канонада. Ночью в городе иногда раздавалась ружейная стрельба немецких пособников и националистов. Охрану города возложили на роту пограничников, усиленную двумя отделениями наших солдат.

     4-е июля 1941 г.
Утром усилили работу по вывозу имущества на станцию, здесь особенно проявил себя старшина Чекунков и сержант Кротовин, которые умело руководили погрузочными работами. Я с политруком Головановым находился на станции, добиваясь подачи порожняка для грузов. Погрузили имущество во все поданные вагоны, в 12.00 комендант станции доложил, что порожних вагонов больше нет. Командир роты капитан Беркович доложил об этом комбату по телефону и получил приказ пешим порядком догнать свой батальон.
     В городе остался взвод лейтенанта Садовникова, который взрыванием и поджиганием должен был уничтожить городскую электростанцию, типографию, гарнизонные склады горючего, продовольствия и склады авиасоединения – ГСМ, гараж и мастерские. С железнодорожной станции сняли всё ценное оборудование и погрузили в вагоны.
     В 15.00 мне сообщили, что на перегоне Трембовля – Деренювка (почти рядом с Трембовлей) произошла большая авария, из-за чего сошли с рельс пять паровозов. На станции скопились штабеля ящиков на два эшелона, с боеприпасами и с обмундированием. Работы по ликвидации аварии вела команда 79-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона. На устранение аварии требовалось много времени, а враг неумолимо приближался, на место работ выехали комендант станции и политрук Голованов.
     Решили в первую очередь спасать боеприпасы, для этого приняли следующее решение: мобилизовать всех людей, в том числе гражданских; освободить на станции от малоценного груза 20 оставшихся вагонов (кирпичи, доски и.т.д.); загрузить их боеприпасами и подогнать своим паровозом вплотную к месту аварии; по бровке земляного полотна вручную, на 400 м перенести ящики и погрузить в порожние вагоны за аварийным участком. Таким образом было спасено 20 вагонов с боеприпасами и отправлены в тыл.
     К 18.00 был восстановлен путь после аварии, я связался с начальником боевого участка и узнал, что стрелковые части оставят город в 20.00. Совместно с комендантом станции составили эшелон из найденных порожних вагонов, загрузили их оставшимися боеприпасами и ценными грузами, посадили личный состав свой, и аварийных команд, в 19.00 выехали со станции Трембовля в направлении Копычинцы. Все оставшееся имущество на станции было подожжено, пять паровозов на месте аварии взорваны командой 79-го оспждб. После прохода восстановленного участка начинался очень крутой подъем и кривая, паровоз забуксовал, и не мог втянуть состав. Пришлось всему личному составу вылезти из вагонов и толкать их в гору, сыпали землю под колеса, медленно паровоз еле забрался на подъём.
     В Трембовле наша группа подрывников -  Губанов, Поздняков и шесть красноармейцев из взвода Садовникова были приданы команде 79-го батальона, для подрыва ж.д. моста у станции, они выполнили поставленную задачу и самостоятельно прибыли в свою часть.
     Выполняя боевые задания командования, бойцы батальона выполняли работу так, чтобы ничего не досталось противнику, при этом проявляя смелость, мужество и не жалели своих сил. Настроение у всех было боевое.

Капитан Василенко С.

Герой Отечественной войны
 майор Жандаров Николай Дмитриевич.
(погиб при бомбёжке 13.07.1942 г. Прим. ИМЗ).

     Санкт-Петербург 1907 год. Жизнью полную тревог и радости жила семья рабочего железопрокатного завода Дмитрия Жандарова. В семье родился долгожданный сын Николай, отец склонившись над колыбелью часто говорил: «Расти сынок, будь справедливым и бесстрашным. Тебе принадлежит будущее". Тяжелая работа выматывала рабочих, зарплаты на нормальную жизнь еле хватало на содержание семьи. Николаю в 16 лет пришлось поступать работать в фотоцинкографию «Регина» учеником. Где бы не работал Николай, везде получал похвалу, честно трудился и был примером для других.
     После революции партия по достоинству оценила его, назначив заведующим отдела пропаганды Петроградского РК ВЛКСМ. Закончил металлургический институт, военную школу, высшую школу штабной службы РККА, армейский комвуз и действительную службу в РККА. Прошел большую школу от красноармейца до командира батальона.
     Началась Великая Отечественная война, его посылали туда, где было очень трудно, где решался успех общего дела. Так, на участке Хыров – Перемышль нужно было восстановить участок для продвижение частей и воинских грузов при отходе. Не взирая на разрывы бомб командир батальона уверенно командовал подчиненными, приказ был выполнен в срок.
       Авиацией разрушен мост у станции Перемышль, и опять бросают батальон Жандарова для восстановления. Личным примером и умелым руководством он выполняет поставленную задачу, мост восстановлен и по нему стали идти составы на восток, с воинскими и ценными грузами.
     На станции Бахмач, вражеская авиация в течении четырёх суток пытается вывести ж.д. узел из стоя, постоянно совершая бомбовые налёты. Но приказ комбата краток: «Не задерживать продвижение грузов для фронта!». Днем и ночью работают бойцы, восстанавливая разрушенные пути. Жандаров постоянно контролирует ход работ, оказывает помощь в сложных вопросах, умело перебрасывает личный состав на наиболее трудоёмкие объекты. Станция работает невзирая на бомбёжки, идёт бесперебойное движение по восстановленным путям.
     В итоге в батальоне три орденоносца, 7 представлены к правительственным наградам, 11 получило знак «Почетному железнодорожнику», 10 знак «Ударник Сталинского призыва», 43 представлены к получению правительственных наград и знаков – вот лицевой счет отважных воинов железнодорожников, под командованием майора Жандарова.
      Его грудь украшает медаль «За отвагу», его голос всегда зовёт подчиненных к борьбе за правое дело.

16 марта 1942 г. Старший политрук Удовенко.

Герой Отечественной войны
Старший лейтенант Ермишкин Константин Иванович.

     Сын крестьянина-бедняка Новосибирской губернии Сузунского уезда села Бобровка. С семи лет начал работать в своём хозяйстве, мечтал учиться. В родном селе окончил семилетку, поступил в Омске в железнодорожный техникум, который окончил в 1939 г. После окончания стал работать старшим техником на железной дороге. В этом же 1939 г. поступил в Московское военно-железнодорожное училище ОКЖДВ. Проявил огромный интерес и старание к военному делу и закончил училище с оценкой «Отлично».
     Великую Отечественную войну встретил командиром взвода в роте старшего лейтенанта Устинова, в 84-м отдельном строительно-путевом батальоне 5-й железнодорожной бригады. Грамотный, умеющий критически оценить обстановку, исключительно смелый и храбрый офицер, который выполнял самые сложные боевые задания.
      Под Бахмачем он являлся примером для всего личного состава, невзирая на близкие разрывы бомб выполнял поставленную задачу командования, подбадривая своих бойцов, личным примером воодушевляя красноармейцев.
     Особенно ярко он проявил себя при спасении бронепоезда № 4 «Ильичёвец» в октябре 1941 г., когда не взирая на миномётно-пулемётный обстрел, попытку врага окружить бронеплощадку, лично встал за орудие и заставил гитлеровцев отступить. Взвод лейтенанта Ермишкина выполнил тогда задачу – спас бронеплощадку и вывел её в тыл.
      Правительство высоко оценило подвиг отважного офицера, наградив его орденом "Красного Знамени», знаком «Почетного железнодорожника» и «Отличником РККА».

12.03.1942 г. Старший политрук Удовенко.


Герой Отечественной войны
Старший лейтенант Устинов Анатолий Алексеевич.

     Своё детство Анатолий провел в семье народного учителя в селе Симоновка Ашкарского района Саратовской области. С детства он мечтал быть учителем, как все его родственники.
     В 1929 г. Анатолий закончил школу 2-й ступени с 2-х годичным обучением на преподавателя в городе Ашкаре. До 1934 г. он работал в школе, обучал детей и накапливал опыт воспитательской работы. В 1934 г. был призван в РККА красноармейцем в Железнодорожные войска, далее прошёл обучение военному делу и стал младшим командиром, сам стал воспитывать и обучать подчиненных военно-железнодорожной науке.
     К началу Отечественной войны он командовал ротой 84-го оспждб 5-й ождбр. Рота Устинова считалась одной из лучших в батальоне, которая могла выполнить самые ответственные и сложные задания командования.
     Так 28 июля на станции Бахмач, после налётов вражеской авиации путь воинскому составу преградили две разбитые вагонные тележки. Нужно было немедленно отправить эшелон, Устинов вместе с тремя бойцами скинули тележки с пути, освобождая путь. Его рота под бомбами и огнем противника всегда выполняла поставленные боевые приказы.
     Только пример, когда подчиненные его роты спасали в октябре 1941 г. сошедший с пути бронепоезд № 4, говорит о сильном, бесстрашном и волевом командире, который невзирая на реальную возможность окружения врагами, и приказ свыше взорвать бронеплощадку, поднял её на пути и вывел в тыл.
 Устинов был награждён орденом «Красная Звезда» и другими правительственными и ведомственными наградами

12.03.1942 г. Старший политрук Удовенко.

На фото майор Ермишкин Константин Иванович.


Архив Историко-Мемориального зала ЖДВ
В. Петропавловский. Апрель 2024 г.