Нужна ли человеку совесть?

Игорь Евсин
О книге Марии Гончаренко "Остров бессовестных"

Судьба главных героев повести «Остров бессовестных» - супругов Виктора, Елены и их сына Льва - трагична и вместе с тем весьма назидательна для нас, живущих практически в такой же фантастической реальности, какая описана Мариной Гончаренко. На Острове у людей удаляли совесть в подростковом возрасте. Перед школой. У нас пока до этого дело не дошло. Дети лишаются совести, начиная со школы. Именно там они узнают о своих правах и свободах. И в первую очередь о праве не слушаться ни учителей, ни родителей. В Новосибирске, например, одна школьница подала на учителя в суд за то, что он назначил ее дежурной по классу. И выиграла его. Учитель был осужден за «использование детского труда», что нашим законодательством запрещено.

А вот случаи отношения детей и родителей описанные психологом Т. Л. Шишовой: «У одной женщины девятилетний сын, ссылаясь на преподанную ему Конвенцию о правах ребенка, заявил, что не будет ходить в церковь, так как никто не смеет навязывать ему религиозные убеждения. Другой, пятиклассник, - что на детей нельзя давить и поэтому он бросает музыкальную школу. А если мать попробует его заставить, он пожалуется в полицию, и ее посадят в тюрьму».

Но это еще цветочки. В конце концов, детей можно и переубедить. А вот «половое воспитание», которое могут получать дети в школах - это уже прямое отсечение у них совести.

Однако что же мы можем предпринять против такой ситуации? И можем ли вообще? Думается, что можем. Например, на Острове у людей удаляли совесть только по их согласию. Без свободной воли власти не в силах были заставить человека сделать это. Сколько ни пытались - ничего не получалось. Вот почему на Острове были колонии нищих, но совестливых людей. Жили они с Божией помощью и даже имели детей. Воспитывали их в верее и благочестии. А там, где благочестивая вера - там и совесть. Там настоящая любовь, которая строится не на получении взаимных удовольствий по рыночному принципу «ты мне, я тебе». Настоящая любовь предполагает, прежде всего, жертвенность. Способность одного отказаться от чего - либо важного, ради другого. Способность одного жить не ради себя, а ради другого.

И если мы, реальные родители, будем сызмальства воспитывать детей в вере и водить в Церковь, то они не вырастут бессовестными. Ведь известно, что воцерковленный человек не станет развратничать, считать смыслом жизни богатство или карьеру, жить по животному закону, по которому сильный пожирает слабого.

А еще дети должны видеть перед собой примеры жертвенной любви. Их нам показывает Евангелие, в жития святых и праведников. И, конечно же, примером должна быть жертвенная любовь родителей друг к другу и к своим детям. Трагедия героя повести Льва состоит в том, что он такой любви не видел ни от родителей, ни от верующей в Бога, но удалившей свою совесть бабушки. Однако Лев попадает в компанию совестливых детей. И начинает понимать, что помимо вечного зарабатывания денег у его родителей нет других интересов. Они не могут радоваться. Не могут жалеть других, утешать. А главное - они не могут по-настоящему любить друг друга. А значит и его самого. И не желая быть таким, как они, Лев, по достижении возраста, отказывается от операции по удалению совести.

Много чего он претерпел за это, но все-таки никто его не смог склонить к такой операции. Мало того своим примером он произвел сильное впечатление на отца. Виктор впервые глубоко задумался о своей жизни и понял, что не живет, а прозябает. Ни любящей жены, ни искренних друзей у него нет. А теперь вот он может лишиться и сына, который не желает жить по законам Острова в которых ни любовь, ни дружба не предусмотрены. Под этим впечатлением и влиянием совестливой верующей старушки Тины Виктор нашел в себе волевые силы совершить казалось бы невозможное. БЛАГОДАРЯ СИЛЕ ВОЛИ ОН ВЕРНУЛ СЕБЕ СОВЕСТЬ. Как это произошло, читатель узнает из реальной фантастики Марины Гончаренко. Мы же закончим свою статью рассуждением о проблемах силы воли в нашей реальности. А вывод этой статьи таков. Даже безнадежно потерянную совесть можно вернуть. Ведь душа человека, по мысли древнего философа Тертуллиана от рождения христианка. То есть она христианка по своей природе. И потому души бессовестных людей маются. Ведь эти души лишены совместной вести с Богом. Оттого нет им ни радости, ни покоя. Человек чувствует это и если сделает хоть на миллиметр шажок к Богу, то Бог Сам пойдет ему навстречу. Главное - человек должен проявить силу воли. Ведь без воли человека, как на Острове, так и у нас совесть отнять нельзя. То есть нельзя отнять Бога. Но если уж при воле человека совесть была у него отнята, то лишь при его же воле она может возвратиться к нему. БЕЗ ВОЛИ ЧЕЛОВЕКА ГОСПОДЬ НЕ ПРИХОДИТ К НЕМУ. Так она Он не пришел к героине повести Елене, супруге Виктора и мамы мальчика Льва.

Вот почему, как на фантастическом Острове, так и в нашей реальности бессовестные люди, то есть безбожники, стараются лишить других, прежде всего силы воли. Чтобы они не могли сопротивляться лишению их совести. И чтобы потом не проявили эту волю к ее возвращению.
Катастрофы, убийства, насилия, разбои, пытки, садизм - все это сегодня на первом плане всех СМИ для подавления у человека силы воли. Подавили? Хорошо. Далее идет операция по удалению совести. В человека внедряют цинизм, наглость, жестокость, распущенность, разврат. А главное внедряют идеологию потребительства - «Бери от жизни все». И таким образом из человека делают животное, которое довольствуется скотской жрачкой, скотскими зрелищами и скотскими совокуплениями.

Хотите жить так? Тогда совесть вам действительно не нужна. Не хотите? Тогда боритесь за ее сохранение не только в себе, но и в других, особенно в детях, боритесь, не боясь лишиться материальных благ, как боролись главные герои повести «Остров бессовестных». Проявите свою силу воли. И тогда Господь Сам придет к вам. Придет, утешит и поможет.