Слава-Антарктическая китобойная флотилия

Леонард Позолотин
На фото: АКФ "Слава" ( «Vikingen»«-), АКФ "Советская Украина", китобоец  «Vikingen»«-,   китобоец  УАКФ "Слава" и "Советская Украина"

Название китобойной флотилии "Слава", в 50-десятые годы было известно многим в Советском Союзе и за рубежом.  "Слава" вела промысел в Антарктике в летний период в южном полушарии, она выходила осенью из Одессы и возвращалась в Одессу в мае. Приход флотилии "Слава" в Одессу после многомесячного рейса становился событием не только для Одессы но и для всей страны...

С китобойной флотилией "Слава" я бвл связан , можно сказать, родственными узами.   Мой брат  Ремс, в 1946 году,  в числе других моряков Балтийского флота, как котельного машиниста, отобрали для комплектации экипажа китобойной  флотилии "Слава", которая находилась на ремонте  в Ливерпуле.  Первый рейс в Антарктику, Ремс выполнил как котельный машинист на кб "Слава". ". После 1-го Антарктического рейса "Славы", Ремса зачислили на курсы механиков.   После 10 рейсов в Антарктику на китобойце,, Ремс в 1956 году перешел из АКФ "Слава", на танкера в ЧМП.  Мне, за время работы в Черноморском и Новороссийском пароходстве, довелось сделать 6 рейсов в Антарктику с топливом для  АКФ "Слава" и других китобойных флотилий.
( См.  http://proza.ru/2019/06/14/1357).
.
В 1946 году,  в счёт германских репараций, ,СССР,  получил китобойную флотилию - китобазу Wikinger,,  «Vikingen»«- китобойная база, ьыла построена в Великобритании для норвежской китобойной фирмы в 1929 году.
Китобаза «Викингеrн» была построена на британской верфи Swan Hunter по заказу норвежского китобойного магната Йохана Карстена Расмуссена (1878—1966). Помимо собственно базы, были сооружены 5 номерных китобойцев-охотников длиной 35,4 м, 7,4 м шириной с паровой машиной в 850 л. с., позволяющей развивать скорость до 12,5 узлов. Кроме того, в 1935 году флотилия была довооружена китобойцами-охотниками № VI—VIII, имеющими длину 40 м и 1300-сильную машину.

Для эксплуатации флотилии в январе 1929 года была основана компания Viking Whaling Co. Ltd., чьи акции котировались на Лондонской фондовой бирже. Два первых сезона в Антарктике оказались прибыльными, чему способствовало использование танкеров, доставляющих на флотилию запасы воды, топлива и провианта, и забирающих китовый жир и прочие продукты промысла. «Vikingen»«- китобойная база в 1938 году была приобретена Германией.

В 1945 году китобойная флотилия была захвачена союзниками в Киле и вновь оказалась во владении Великобритании. Судно было переименовано в «Empire Venture» и передано Kerguelen Sealing & Whaling Company.  Во время китобойной экспедиции 1945—1946 годов использовались все имеющиеся китобойцы, как норвежской, так и германской постройки, в тот сезон в Южном океане действовали три британские промысловые флотилии.

Основные  характеристики китобазы Wikingerкб ("Слава")
Водоизмещение-  28 715 т
Длина 149,3 м
Ширина 21,5 м
Осадка 10,5 м
Двигатели две паровых машины тройного расширения
Мощность 2 ; 2150 л. с.
Движитель-  два винта (110 об/мин)
Скорость хода -12 узлов
Экипаж 366 человек
Регистровый тоннаж - 14 772 рег. ти-мару» (в 1971)

После окончания войны, китобаза  «Empire Venture» выполнила один рейс за китами, и по окончании промысла была поставлена на ремонт  на верфи в Ливерпуле для передачи СССР, в счет репараций...

 Представитель  Советской Правительственной закупочной комиссии (СПЗК),  капитан  Соляник А.Н. был командирован в Германию и Польшу для приемки трофейного флота и грузов по репарациям и отправки их в Советский Союз.

В октябре 1946 года в Ливерпуле представитель СПЗК  капитан   А.Н. Соляник принял китобазу «Empire Venture». Вместе с базой было передано 8  китобойцев-охотников. норвежской и немецкой постройки. Китобойцы  имели паровые машины на угле..

Англичане обещали к началу китобойного промысла — к середине сентября 1946 года — произвести полный ремонт и подготовить флотилию к выходу в рейс. Однако своего обещания они не выполнили. Пришлось посылать наших специалистов в Ливерпуль, где стояла китобаза, в том числе и в порты, где ремонтировались китобойцы,
 Специалистов, в основном, набирали с кораблей и вспомогательных судов Балтийского флота (КБВМФ) из числа моряков подлежащих демобилизации.  Экипажи базы и китобойных судов с первых рейсов в основном были укомплектованы демобилизованными   участниками Великой Отечественной войны,
Основными специалистами были нанятые норвежцы: на китобойцах-гарпунёры, на база- жировары, мастера по разделке китовых туш.
Советское Правительство понимало всю сложность организации и важности для страны китобойного промысла, поэтому был заключен договор с Королевским Союзом гарпунеров Норвегии на комплектацию китобойных судов АКФ «Слава» в 1946 году норвежскими гарпунерами. Всего на 8-ми китобойных судах вышло 12 гарпунеров и их помощников. Техническим руководителем был сам Председатель Союза гарпунеров Норвегии Сигурд Нильсен.

Начиная с третьей путины на «Славе» работали только советские специалисты, небольшая часть которых была набрана на Дальнем Востоке, остальных готовили прямо во время рейсов.  Соляник своим приказом организовал на флотилии школу гарпунеров под руководством капитан-гарпунера П.А. Зарвы .

На АКФ  "Слава"  до 1959 года работало  1550 человек. В 1959  году, с  вводом  китобазы «Советская Украина»"-  – 2000 человек .

Первым капитаном  китобазы "Слава был  назначен Александр Игнатьевич. Дудник.  капитан-директор дальневосточной китобойной флотилии
В мае 1946 г. капитан Дудник  начал заниматься комплектованием судовых команд. В сентябре того же года А.И. Дудник отказался от руководства флотилией из-за разногласий в методах её комплектации, и вернулся на Дальни восток.  Капитан-директором  китобойной флотилии "Слава" был назначен знаменитый полярный капитан В.И. Воронин.

.22 декабря 1946 года над китобойной флотилией был поднят советский флаг, и она была переименован в «Славу». Китобойцы обозначались именем флотилии и номером.
22 декабря 1946 года,  китобойная флотилия «Слава», под командованием капитана В.И. Воронина, вышла в первое плавание к Антарктиде. В этом рейсе  А.Н. Соляник был  капитан-дублером флотилии.

Из Антарктики к/ф "Слава пришла в Одессу 6 июля 1947 г.  Одесса стала базой китобойной флотилии "Слава".  После первого рейса в Антарктику, Соляник, в Одессе сменил Воронина, и был назначен капитан-директором китобойной флотилии "Слава".

Начиная с третьей путины на «Славе» работали только советские специалисты, небольшая часть которых была набрана на Дальнем Востоке, остальных готовили прямо во время рейсов.
Главной базой флотилии была Одесса, свежие припасы, воду и топливо брали обычно в Кейптауне, позднее — в Монтевидео. В первом рейсе было добыто 384 кита, во втором — 820, а в третьем добыча превысила тысячу китов. Рекордным стал 17-й рейс — более 2000 китов. Начиная с 11-го рейса использовался поисковый вертолёт.

В 1956 году в СССР были разработаны дизель-электрические китобойцы типа «Мирный» (проект 393), развивавшие максимальную скорость до 17,2 узлов. Теперь киты, даже самые резвые — сейвалы и малые полосатики, — оказались полностью доступны для промысла. В 1960-е годы к «Славе» могли быть прикреплены до 12 китобойцев разных типов.

Флотилия «Слава» состояла из плавучей базы-флагмана и пятнадцати современных  судов-китобойцев. Это мореходные суда-охотники с дизель-электрической установкой в 3 600 лошадиных сил, дающей скорость хода в 18 узлов. По величине они в два раза больше старых. Китобойцы типа «Мирный» получились очень маневренными — поворачиваются мгновенно и прямо «на пятке», а ход с «полного заднего» на «полный вперед» меняют всего за 35 секунд.
Китобоец — однопалубное судно водоизмещением около 500 тонн, специально приспособленное для промысла китов. У него только одна — средняя надстройка. В носо вой части палубы установлена платформа с гарпунной пушкой. Теперешний гарпун, весом в 60 килограммов. Кроме того, кита удобнее бить с дальнего расстояния, примерно с 60—70 метров. На наконечнике гарпуна прикреплена чугунная граната. Когда после выстрела из пушки гарпун попадает в туловище кита, граната взрывается, убивая или тяжело раня животное. При взрыве моментально раскрываются четыре зуба наконечника. Эти зубья не дают натянутому тросу вырвать наконечник гарпуна из туши кита. Трос наматывается на барабан лебедки. Теперь уже не кит, а китобоец является буксировщиком. Раненый кит мечется из стороны в сторону, пытается уйти, сматывая с барабана лебедки трос. Пройдет некоторое время, кит выдохнется и присмиреет, Тогда его подтягивают лебедкой поближе и приканчивают добойным выстрелом. Потом тушу надувают воздухом и оставляют плавать, выставив на ней свой отличительный флажок, а- сами устремляются за следующим китом.

На китобазе «Слава», куда китобоец прибуксировывает убитого кита, в кормовой части судна имеется слип, представляющий собой наклонную поверхность, нижняя часть которой опускается в океан, а верхняя ведет на кормовую разделочную палубу китобазы.

Как у танкера, кормовая часть базы занята машипо-котельным отделением. Только у танкера обычно одна палуба, а у базы их две — верхняя разделочная и нижняя.  Между палубами — отделения для обработки китов. Здесь, кроме жиротопочного завода, расположены консервная фабрика, утильзавод для выработки из мяса и костей кита кормовой муки. На этом же заводе из печени кита вырабатывают ценные витамины. Там же размещена мощная опреснительная установка. За сутки она дает из соленой воды океана до 200 тонн пресной воды. Этой водой снабжаются все суда флотилии.

Кита подтягивают к слипу, затем на хвостовой плавник его набрасывают 2-тонные храпцы, по виду напоминающие гигантские клещи. При помощи лебедок грузоподъемностью до 50 тонн кита втягивают на палубу, где матросы-раздельщики снимают вместе с кожей слой сала толщиною до 40 сантиметров, отделяют нижнюю челюсть вместе с китовым усом, удаляют язык. Можно было видеть, как несколько  человек матросов-раздельщиков свободно помещались в раскрытой пасти кита.

Затем китовая туша поступает на центральную разделочную палубу, где проходит дальнейший процесс обработки при помощи паровых пил. Мясо отделяется от позвоночника; сало, мясо и кости сбрасывают в жиротопенные котлы, громадные горловины которых выходят на разделочную палубу.

Часть мяса, кусками по 25—35 килограммов, поступает на «мясную линию» для изготовления кормовой муки. Печень забирают на посол. Весь раздел китовой туши занимает  всего 45 минут.
Жир из жиротопочных котлов сливают в отстойники, а потом для очистки пропускают через сепараторы. Очищенный жир по специальным трубам сливают в цистерны, где он хранится до перекачки его на приходящие танкера 

В 1959 году в строй была введена современная китобаза «Советская Украина», имевшая гораздо большие размеры и техническую вооружённость. Антарктическая китобойная флотилия «Советская Украина» была построена на Николаевском судостроительном заводе, имела водоизмещение 44900 т, длину 217,5 м, экипаж 520 человек. Базу сопровождали 20 новых китобойных судов типа «Мирный» с дизель-электрическими силовыми установками.

Было создано  Управление Антарктических китобойных флотилий (УАКФ), в которое вошли АКФ "Слава" и АКФ "Советская Украина.

Приказом министра рыбного хозяйства СССР  А. Н. Соляник  был назначен генеральным капитан-директором обеих флотилий с одновременным исполнением обязанностей капитан-директора базы «Советская Украина».

В октябре 1959 года китобойные флотилии "Слава" и "Советская Украина" с новыми 17-ю китобойцами, с транспортным рефрижератором "Севастополь" и учебным китобойцем "Комсомолец" для обучения гарпунеров-снайперов вышли в очередной 14-й антарктический рейс. . В составе флотилии был так же китобоец № 40 "Гневный", который был специально переоборудован для ихтиологических исследований, Южного океана, и возможности использования китобойцев для рыбной ловли  Китобоец был переоборудован, в связи с Постановлением СМ СССР о подготовке использования китобойного флота в случае введения моратория на коммерческую добычу китов.
 Для "Советской Украины" это был первый промысловый рейс

На АКФ  "Слава"  до 1959 года работало  1550 человек. В 1959  году, с  вводом  китобазы «Советская Украина»"-  – 2000 человек.  Заботясь о китобоях, Соляник инициировал строительство жилья для китобоев. На углу Дерибасовской и ул. Карла Маркса (Екатерининской) в 1953 году был построен  дом.  для АКФ "Слава". Там размещались жилые квартиры и  Управление  АКФ "Слава", а позже Управление Антарктических китобойных флотилий (УАКФ)  .

Тогда же построили посёлки двухэтажных домов для китобоев в Одессе и Севастополе,  В Одессе улицы этого района носили названия: Адмиральский пр., Доковая,  Палубная, Китобойная ул., Компасный пер., Корабельная ул., Мачтовая, 
Навигационная улица, Рулевой переулок, Танкерная, Штурманская, Штурвальная.

   В продукции из китового сырья все более нуждались многие отрасли промышленности. Из него вырабатывались: различного вида жиры, в том числе полуфабрикат медицинский, пищевой, технический, спермацет; пищевое, кормовое мясо и печень в замороженном виде; витамин «А»; кормовая мука для животных; маргарин и глицерин; спирты, применяемые в текстильной промышленности в качестве моечных веществ и защитных покрытий; твёрдое техническое сало; хозяйственное и туалетное мыло; всевозможные парфюмерные изделия и много другой продукции. Китовый жир использовался для производства нитроглицерина и, следовательно, динамита. Кашалотовый жир применялся в текстильной, химической промышленности, спермацет кашалота и амбра — в парфюмерии и косметологии. Из мяса китов производили колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени — вырабатывали витамины, лечебные препараты, в частности, инсулин. Из костей — китовую муку, которую добавляли в корм животных и птиц. Киты были стратегическим сырьём.
Особой популярностью среди моряков пользовался спермацет, который очень помогал при ожогах, раздражениях, уменьшал боль. Спермацетовый жир содержится в лобных мешках В голове одного кашалота находилось от трёх до пяти тонн спермацета.
 Главным врачом на китобойных флотилиях «Слава» и «Советская Украина» много лет работал Калиниченко, Николай Иванович, который на основе спермацета создал уникальный препарат «Спедиан» для лечения ран и ожогов и «Спедиан-2М для лечения язвенной болезни.
Мясо кита является ценнейшим продуктом. В Норвегии, Англии, Японии и других странах ег/э употребляют в пищу. Но основная часть китового мяса идет на изготовление мясного порошка, употребляемого для откорма скота. Не меньшую ценность имеет жир кашалота. В голове этого животного находится мешок, наполненный жиром, носящим название «спермацет». Из него изготовляют свечи, а также предметы косметики: губную помаду, кремы и др. Зубы кашалота заменяют слоновую кость.
Вес всех китов, добытых «Славой» за последние пять лет в Антарктике, составляет 18 миллионов пудов. Это вес 3 миллионов свиней!

Будучи серьезным подспорьем для пострадавшего от войны хозяйства в первые послевоенные годы, дальневосточный китобойный промысел давал стране немало ресурсов - жир беззубых китов применялся в пищевой, кожевенной, мыловаренной и других отраслях промышленности.
Из мяса китов производили колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени - вырабатывали витамины, лечебные препараты. Мука кормовая и упаренные бульоны добавлялись в корм животных и птиц.
Значительную часть добываемых  китов составляли финвалы. В данном случае помимо китового жира предметом китобойного промысла было их мясо, которое, как и мясо других усатых китов, употреблялось в пищу и использовалось в пищевой промышленности.
Китовый жир использовали при изготовлении свечей, производстве сыромятной кожи и замши, а также в качестве смазочного материала, одной из составляющих горючего и т.д.
Наиболее ценными продуктами, получаемыми от кашалотов, считались китовый жир, спермацет и амбра. Кашалотовый жир - в текстильной, химической промышленности, спермацет кашалота и амбра - в парфюмерии и косметологии.
Спермацет (воскообразное вещество, получаемое из фиброзного мешка, расположенного в голове кашалота) применялся как смазочный материал и как основа для приготовления кремов и мазей в парфюмерии и медицине. Амбра (воскоподобное вещество, образующееся в пищеварительном тракте кашалотов) высоко ценилась в парфюмерии в качестве фиксатора запаха. Мясо кашалота обладает сильным, не очень приятным запахом, поэтому в основном использовалось для изготовления мясо-костной муки для кормления крупного и мелкого рогатого скота, свиней, птицы.

По мере ввода в строй новых китобойных флотилий («Юрий Долгорукий», «Советская Россия», «Дальний Восток», «Владивосток»), «Слава» оказывалась морально и физически устаревшей. В 1965 году флотилия ушла из Одессы в последний антарктический рейс, из которого вернулась во Владивосток. Базируясь на Дальнем Востоке, «Слава» отработала ещё четыре сезона в северной части Тихого океана.  Изношенная база в 1970 году была продана Японии и получила имя «Фудзи-мару». В 1971 году новый владелец передал судно в Гаосюн (Тайвань) для разделки на металлолом.

На танкере «Чебоксары», уже капитаном, мне пришлось сделать 5 рейсов в Антарктику для обеспечения топливом китобойных флотилий Советского Союза-
Для обеспечения топливом всех флотилий и сбора китового жира и муки в Антарктику посылалось несколько танкеров. Танкера типа «Казбек» обслуживали три китобойные флотилии: «Советская Украина», «Советская Россия» и «Юрий Долгорукий».

     В 1961 году в строй вошёл двойник (систершип) «Советской Украины» — китобойная база «Советская Россия», приписанная к порту Владивосток, в состав флотилии входили 20 китобойцев и научное судно. Предназначалась база для работы в любых широтах Мирового океана. Китобазы «Советская Украина» и «Советская Россия» были самыми мощными в мире.
    Китобаза «Юрий Долгорукий» была построена и спущена на воду в 1926 году в Гамбурге фирмой «Блом и Фосс» как грузопассажирское судно «Гамбург». В апреле 1945 года «Гамбург» был затоплен, в сентябре 1950 года поднят и доставлен для перестройки в Антверпен (Бельгия), затем в ГДР на предприятие «Варноверфь» в порту Варнемюнде. Перестроенное в китобойную базу судно с новым именем было спущено на воду в марте 1960 года, и прибыло в порт Балтийск, где 20 июня на судне был поднят советский флаг. «Юрий Долгорукий» имел длину 207,4 м, ширину 24 м, при водоизмещении около 30 тысяч тонн. Экипаж 521 человек. Паротурбинная силовая установка обеспечивала скорость 20 узлов — это была самая быстроходная китобойная база СССР. В первую экспедицию флотилия (судно-матка и 18 китобойцев) вышла 16 ноября 1960 года. «Ю. Долгорукий» был неудобен для швартовки, потому что у него по бортам находились выступающие були, что затрудняло швартовку и стоянку у борта китобазы.

      Грузовые операции производились на ходу. Китобаза, удерживаясь против волны, шла малым ходом, танкер, следуя параллельным курсом, справа от базы, постепенно сближался и, выравнивая скорость, подходил левым бортом, и ложился на большие резиновые кранцы, закреплённые вдоль борта китобазы. Подавались швартовы и начинались грузовые операции. Сначала выгружали дизельное топливо, мазут, освободившиеся танки готовили под китовый жир, мыли, пропаривали. Затем одновременно шли все четыре операции: выгрузка топлива, погрузка китового жира, подготовка пустых танков, погрузка китовой муки.
Для накопления на базе китового жира и муки судну приходилось отходить от базы. В случае штормовой погоды китобаза спускалась к югу во льды, где можно было продолжать грузовые операции. Все операции с отходами и подходами занимали около месяца, и затем судно снималось в обратный рейс на Одессу.

Иногда китобои делились с нами свежим китовым мясом. Как они говорили, «подбросим вам свежей китовой телятники». По совету Мурата Теркулова главного механика на китобазе «Советская Украина», в один из таких отходов от базы, я оставил на китобазе нашего повара. За неделю, повара китобазы научили нашего повара, как готовить деликатесные блюда из китового мяса, как готовить домашнюю колбасу.  Особым лакомством были печень и язык и губа кита. Мясо кита в различных видах значительно разнообразило наш рацион.

Антарктика (воды южнее 40° южной широты) была ведущим районом промысла китов и самым штормовым в мире. Рейсы были очень тяжёлыми, нужно было пересекать ревущие сороковые (англ. Roaring Forties) — название, данное моряками части южной Атлантики, между 40° и 50° широты в Южном полушарии Земли, где дуют сильные и устойчивые западные ветры, переходящие в штормовые западные ветры («ревущие сороковые» широты)..
Китобои зачастую работали в «неистовых (или гремящих) пятидесятых» (англ. Furious Fifties) — название, данное моряками району между 50° и 60° широты в Южном океане рядом с Антарктидо

Объектами современного китобойного промысла в Антарктике являлисьются из усатых китов (семейство полосатиков): синий или голубой кит, финвал и в меньшей степени сейвал, а из зубатых китов — кашалот. Основную продукцию китобойного промысла дают синий кит и финвал. Однако за последние годы количество синих, самых крупных, китов в мировой добыче значительно сократилось, в особенности в Антарктике. Горбатый кит, являвшийся до 1913 года основным объектом промысла, в результате массового истребления стал настолько редко попадаться, что в последующие годы потребовалось введение ограничения его убоя, а в дальнейшем охота на него была запрещена.

в 1982 году Международной китобойной комиссией (МКК) был принят мораторий на китовый промысел, начиная с 1986 года. Большинство стран поддержали его, за исключением Японии, Норвегии, Исландии, СССР и Фарерских островов. Однако фактически СССР прекратил китобойный промысел в 1987 году, когда «Советская Украина» вернулась из своего последнего рейса. В 1995 г. она была продана на слом в Турцию. «Советская Россия» с конца 1980-х гг. использовалась для ловли и переработки минтая, и в 1997 г. из-за убыточности была продана на металлолом в Индию.
Остальные советские китобазы начиная с 1975 г. были перепрофилированы в плавучие рыбозаводы или списаны на слом.

Черноморское производственное объединение рыбной промышленности «Антарктика»  (ЧПОРП) было образовано в 1972 г. в Одессе объединением Черноморского управления рыбной промышленности и Управления Антарктического китобойного и океанического рыболовного флота (изначально с 1946 г. УАКФ "Слава").

 Флагманы промыслового флота бывшего СССР (  Антарктические китобойные флотилии «Слава» и «Советская Украина»,   рыбопромысловая база (РПБ) «Восток» и океанический флот из более 70 рыбопромысловых судов, которые занимались добычей китов и рыбы в  Антарктике, Атлантическом, Индийском и Тихом океанах остались только в воспоминаниях  моряков, рыбаков и жителей Одессы, Севастополя.

P.S.
Китобойные флотилии уходили в Антарктику в сентябре. В мае Одесса встречала китобоев после путины. Это всегда был праздник. сопровождаемый одуряющим запахом цветущей акации. Акации были на многих улицах Одессы, но постепенно их начали заменять каштанами.

Уходят китобои… Значит, осень.
Суда, как птицы, тянутся на юг.
С Приморского платан желтоволосый
Кивает вслед как самый лучший друг.
И словно в расставание не веря,
Но все же с грустью думая о нем,
Сгорают в ярком пламени деревья,
Холодным подожженные огнем.
Октябрь припас надежное огниво:
По рыжим травам — угли-огоньки.
Пылает парк. И с глинистых обрывов
Журчат опавших листьев ручейки…
В Одессе есть особая примета:
Когда от берегов родной земли
Уходят китобои — значит лето
Они с собой надолго увезли.
****

Где концы земных меридианов,
Чуть сходясь, вмерзают в вечный лед,
Нас трепали волны океанов
И шторма секли из года в год.
Вьюги жгли со злобою извечной,
Стерегли нас айсберги окрест.
И качался в пляске бесконечной
Над верхушкой мачты Южный Крест
****

“ Прощание с Антарктикой“

Мне б гордиться такой судьбою,
А мне грустно порой слегка...
Мы - последние китобои
У шестого материка.
Что ж, Антарктика, умчалось лето,
Вслед за ним срываемся и мы,
В снежной пляске уж кружится ветер -
Вестник наступающей зимы.
За кормой остались альбатросы,
Чем-то потревоженный пингвин,
У барьера ледяного моря Росса
Снежный купол острова Франклин.
Смолкли пушки, их в чехлы одели,
А ведь мы запомним навсегда
Сказочные, у Земли Адели
Айсбергов немые города.
Там, где сумрак до хруста выстыл,
Там, где айсберги пьют волну,
Никогда не разбудит выстрел
В лед закованную тишину.
И, как в прежние наши будни,
Сквозь рассеявшийся туман
Никогда не рванется судно
На пробивший волну фонтан“.
Может правильно. Может верно...
Но, а все же, до боли жаль
Ту, исхлестанную злым ветром
И распятую штормом даль.
Потому что из тьмы и холода,
С рыжих скал, где снега метут,
Машет вслед нам рукою
Навсегда оставаясь тут...

капитан китобойного судна “Выдержанный" Владимир Ангелин
1982 год



См. Капитан Соляник А.Н.

http://proza.ru/2024/04/04/386