Русский модерн. Архитектор Федор Шехтель

Алла Сорокина
      На одной из самых оживленных магистралей Москвы- Садовом кольце, недалеко от площади Маяковского, стоит небольшой дом. Он имеет сходство с особняками 19 столетия, но, между тем  он сравнительно молод- сооружен в начале 20 века. Дом  этот уникален. Он принадлежит к числу  памятников русской архитектуры. Дом построен по проекту  крупнейшего зодчего России конца 19 , начала 20 столетия  Федора (Франца) Осиповича Шехтеля. Дом №4 по Большой Садовой улице  спроектирован зодчим для себя в конце 1909 года.   
    Дом примечателен памятью о людях, живших в нем, событиях, с которыми он так или иначе связан.   Он хранит память о Ф.О. Шехтеле- первоклассном зодчем, сценографе, художнике, мастере прикладного искусства, педагоге. Человеке, воплотившем в себе лучшие качества русской интеллигенции.
    Круг интересов Федора Осиповича был поразительно широк. Он проектировал  вокзалы и театры, особняки и доходные дома, промышленные постройки и храмы. Можно без преувеличения сказать, что возведенные по проектам Шехтеля  сооружения определили во многом облик  нашего города   на рубеже веков. Во всяком случае- гениальные творения зодчего узнаются стразу и поражают своим неповторимым силуэтом.
    Кратко о биографии Шехтеля: семья- выходцы из Баварии, переселившиеся в Россию при Екатерине Второй. Отец зодчего, фабрикант, рано умер, и мать вынуждена была поступить экономкой  в семью  Павла Третьякова. Пребывание в доме владельца картинной галереи Третьякова во многом послужило формированию эстетических интересов будущего художника.
      Франц Шехтель учился в частной гимназии, затем в  1875 году поступил в Московское училище живописи, ваяния  и зодчества на архитектурное отделение. Кстати,  впоследствии он там преподавал до конца своих дней..
       Свои архитектурные занятия Шехтель начал в мастерской некоего Каминского. Александр Степанович Каминский, крупный московский архитектор второй половины 19 века, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, был в родстве с братьями Третьяковыми, он был женат на их сестре.
         Молодой Франц Шехтель принимал  некоторое  участие  в проекте здания  Исторического музея  в Москве с архитекторами Шервудом и Семеновым. Для будущего зодчего  этот проект символизировал начало  пути в архитектуру.
   Знакомством и работой с  двумя другими крупными московскими архитекторами Дмитрием Николаевичем Чичаговым и Константином Викторовичем Терским Шехтель обязан  тому же Каминскому.  С Терским Шехтель проектировал особняк Глебовой-Стрешневой на Большой Никитской,  и здание театра «Парадиз» на углу  Кисловского переулка и Большой Никитской улицы.
    Театр «Парадиз»- историческое название музыкального драматического театра  в Москве.  В этом здании открыл свой театр немец Георг Парадиз. Актер и владелец собственной антрепризы приехал в Россию и стал актером петербургского немецкого театра. В 1882 году переехал в  Москву  и открыл  театр в здании купца Зарубина. Оформление фасада здания в  русском стиле с  резными башенками  принадлежало Шехтелю.  Сейчас в этом здании находится Московский Драматический театр им. В. Маяковского.
      Большой была доля участия Шехтеля в проектировании здания Городской думы архитектором Чичаговым.  Проекту была присуждена первая премия.  Интерес к способному молодому архитектору Шехтелю   в Москве все возрастал. Пример тому интересные заказы: например  известный антрепренер Лентовский предложил Чичагову и Шехтелю  спроектировать  театр в саду Эрмитаж. В те годы   этот вид развлечений- посещение садов Эрмитаж, Аквариум  со множеством уютных  кафе, театров, приобретало все большую популярность.
    Шехтель многим обязан своим учителям. На протяжении десяти лет 1880-1890г.г. выявились   художественные интересы, определилось истинное призвание архитектора, сформировались его взгляды на значение искусства вообще и архитектуры в частности.
      Правда, нельзя не  рассказать о его деятельности  и как сценографа, в частности декораций к спектаклю Большого театра, оперы  «Волшебная флейта», или  в антрепризе Лентовского,  в саду Эрмитаж  и в театре, в котором  Шехтель ставил  головокружительные феерии, которых до него не знал еще ни один театр. Например «Путешествие на луну», ни много, ни мало.
       В  это время  в России постепенно стал обретать популярность стиль Модерн. Франц, то бишь теперь Федор Шехтель ,увлечется им всерьез и посвятит развитию этого стиля всю свою деятельность.
 Модерн, как стиль изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры, возник в конце 19 века в Англии и быстро распространился по всей Европе. Он отличался обилием декоративных деталей и элементов, плавными линиями, округлыми и текучими формами. Характерны были также  разнообразные растительные  орнаменты, символы и аллегории. 
  Эти детали  были очень популярны в оформлении фасадов зданий и интерьеров.
        Поворотным рубежом в биографии Шехтеля стал для него 1882 год. С этого времени он начинает вести самостоятельную практику.        Со временем Шехтель стал символом русского Модерна в архитектуре.
    В 1893 году Шехтелем был создан проект здания, сделавший бессмертным факт прихода в архитектуру большого мастера. Имеется в виду особняк З.Г. Морозовой, жены С.Т. Морозова, которой официально принадлежал дом. Его современный  адрес ул. АлексеяТолстого (Спиридоновка). Дом  представлял собой  средневековый готический замок со стрельчатыми окнами, витражами, химерами на водосточных трубах. Для оформления интерьеров Шехтель привлек Михаила Врубеля. В доме Морозовых в уютных гостиных собиралась вечерами литературная, художественная и музыкальная Москва.
     Титулованная знать поражалась блеску и великолепию морозовского гнезда, где царила хозяйка дома Зинаида Григорьевна Морозова. Правда сам Савва Тимофеевич тяготился этой роскошью.
      Работа над особняком Морозовых знаменательна еще и тем, что с этих пор  Москва становится  главным объектом вдохновения  и приложения сил Шехтеля. 
    Гостиница Метрополь- одно из самых известных зданий русского модерна Шехтеля. Уникальность  гостиницы  заключалась  еще и в замечательном декоративном оформлении фасадов-  в исключительной красоте  майоликовых панно. Поражало панно  Врубеля «Принцесса Греза».   
     На Малой Дмитровке  стоит  еще одно здание, спроектированное Шехтелем- это Московское купеческое собрание. Ныне театр Ленком.   
         К началу 20 века старый Ярославский вокзал уже не справлялся с потоком  пассажиров, и его решено было перестроить. В 1901 году  Шехтель возвел шикарное здание, богато украшенное майоликой и мозаичными панно, исполненными Константином Коровиным . Здание силуэтом напоминает  древние  шатры русского севера.
   Много  зданий красуются сейчас в городах на Волге. Банк Рукавишникова в Нижнем Новгороде, особняк  Сурошникова в Самаре,  особняк Рейнеке в Саратове спроектированы Шехтелем. Но Москва оставалась  постоянным объектом  его работы и вдохновения.
    В 1902 году Шехтель и Савва Тимофеевич Морозов преподнесли  любимому городу Москве драгоценный подарок- здание Художественного театра в Камергерском переулке.    Здание московского Художественного театра им. Чехова  является памятником архитектуры 18 века, построенном во времена правления Екатерины Второй. Дом много раз перестраивали так как он принадлежал в разное время разным владельцам.  Дворянство  сменялось купечеством, и в 1882 году  по заказу  купца Георгия Лианозова архитектор Михаил Чичагов перестроил здание,  сделав из него театр.  Новое здание сдавалось в аренду разным  театральным труппам. Одно время  там  размещался театр Корша, пока он не  переехал  в свой дом  в Петровском переулке.
      Савва Тимофеевич Морозов, известный фабрикант и меценат,   почитатель  и спонсор  Художественного  театра, взял особняк в аренду и поручил перестройку  и усовершенствование  любимого театра архитектору Федору Шехтелю. Свою работу Шехтель выполнил безвозмездно, а вот Морозову перестройка обошлась в 300 000 рублей. Надо сказать, что Шехтель  создал  не только эскизы фасада, интерьеров, но и  эскизы  костюмов работников театра: капельдинеров, швейцаров ит.д.
    Морозов не только взял особняк в аренду. Он предложил пайщикам продать ему все паи. Соглашение состоялось, и с того времени фактическими владельцами дела стали только три лица: С.Т. Морозов, Вл.Ив. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский. Морозов вникал во все потребности и нужды театра и отдавал ему  все свое свободное время.
   Морозов был человек большой энергии и большой воли. Он говорил о себе: «Если кто станет на моем пути, перейду, не сморгну».    Станиславский   говорил о Морозове: « Я так умилен его энергией и старанием, так уже влюблен в наш будущий театр». Станиславский на всю жизнь полюбил  театр в новом исполнении, шехтелевский зал, его освещение, похожее на северные сумерки. «Они навевают думы», - говорил Станиславский. Зал  и в самом деле был  прекрасен- шедевр русского модерна. 
     В свое время в Москве очень много говорили об участии С.Т. Морозова в революционном движении, приведшем в конце концов Савву Тимофеевича к самоубийству.    Немирович- Данченко  так писал об этом: купец не смеет увлекаться. Он должен быть верен своей стихии, стихии выдержки и расчета. Измена неминуемо приведет к трагическому конфликту, а  Савва Тимофеевич мог страстно увлекаться.
     До влюбленности. 
    Наиболее знаменитый из особняков Шехтеля, принесший ему залуженную славу крупнейшего мастера Модерна в России- особняк Степана Павловича  Рябушинского, проект 1900 года.  Внешне это сооружение  в принципе освобождено от историко-архитектурных изысков. Связь с   западноевропейской или древнерусской архитектурой  внешне никак  не выражена. Но вместе с тем что-то  силуэт  дома напоминает,  что-то тревожит воображение. Сложная система ассоциаций воплощена в отвлеченных архитектурных формах. Богатый мозаичный  декор фасада, растительный орнамент окон и дверей- типичный признак классического воплощения стиля модерн. Внутренний интерьер дома  решен в морской тематике- плавные закругления лестниц, волнообразные  элементы декора.
    Официально владелицей дома была  жена С.П. Рябушинского, Анна Александровна Рябушинская, дочь Богородского купца Прибылова,  потомственная почетная гражданка Москвы.   Степан Павлович Рябушинский, четвертый по старшинству среди восьми братьев, заведовал торговой частью семейной хлопчатобумажной фирмы. Он оставил по себе добрую  память, не связанную непосредственно с семейным бизнесом. Он был видным старообрядческим деятелем, а главное, был известен как собиратель, знаток и исследователь древних икон.
   Обитель особняка  на Малой Никитской стояла у истоков специального журнала «Русская икона», незадолго до начала войны с Германией 1914 года начавшего выходить в Петербурге. В первом номере анонсировалось создание в Москве «Музея русской иконы», мечты всей жизни С.П. Рябушинского.
  Рябушинские  с восторгом встретили 1917 год. Степан Павлович  телеграфировал брату Павлу  из Нью-Йорка, где находился по делам фирмы: «Особенно тебя хочется приветствовать по случаю обновления России…»
   Однако «обновленная Россия», как вскоре стало очевидно, не нуждалась в этом классе, русском купечестве, которое на своих плечах везло экономику и промышленность России. И к которому плоть от плоти принадлежали Рябушинские. Вернувшись в 1917 году в Россию, Степан Павлович вынужден был  после октябрьских событий бежать с семьей из Москвы, оставив на произвол судьбы дело жизни – коллекцию икон.  Коллекция была рассеяна по московским и провинциальным музеям.
      Но  в книге «Династия Рябушинских» мне встретилось сообщение, что фигура московского  старообрядца- одного из первооткрывателей  древнерусского художественного наследия- в наши дни вызывает  все больший интерес  у исследователей русской культуры.
     Ну, что же. Будем надеяться, что справедливость восторжествует.
      В заключение мне хочется пояснить, что такое –роль архитектора в городе. Мало кто задумывается об этом, но в вопросе заключено много проблем. Например, известный архитектор  Р.И. Клейн, автор   градообразующих  зданий, как то: ЦУМ, (магазина Мюра и Мерилиза), или чайный магазин Перловых на Мясницкой, и т.д., говорил, что  русскую архитектуру отличает «вежливое поведение в толпе»-массе застройки. Если архитектору внутренне  необходимо снести все вокруг своей постройки, чтобы создать для себя  удобные условия, значит он еще не стал мастером, а только самовлюбленным эгоистом, не верящем в свои силы.  Москва располагала академиками архитектуры, классными художниками-архитекторами, просто архитекторами-художниками, но все они должны были быть аттестованы Академией Художеств по представляемым проектам.
    Рассчитывать на высокую или ответственную должность, связанную с его профессией, архитектор мог только в случае реальной популярности его имени среди заказчиков и при наличии выполненных реализованных проектов.   
     Москва Шехтеля узнается интуитивно и каждый  его шедевр сохраняет индивидуальный стиль архитектуры.
    Шехтель в свое время зависел, конечно, от, говоря современным языком, инвесторов. Но мы должны быть благодарны его частным заказчикам, которые  позаботившись о себе, оставили нам замечательные  памятники архитектуры и искусства в исполнении выдающегося  архитектора и художника- Федора Осиповича Шехтеля.